Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадии социализации




Самоизменение человека

Человек не остаётся пассивным в процессе социа­лизации (и стихийной, и относительно направляе­мой, и относительно социально контролируемой). Он проявляет определённую активность, почувствовав или осознав необходимость или желание из­менить что-либо в себе, для того чтобы:

• в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и не­гативным;

• противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы;

• избегать или преодолевать те или иные опаснос­ти, не стать жертвой тех или иных неблагоприят­ных условий и обстоятельств социализации;

• в большей или меньшей степени приблизить свой образ «Я», каким человек видит себя в дан­ное время, к образу «желаемого Я», каким он хотел бы себя видеть.

В процессе социализации человек так или иначе самоизменяется.

Самоизменение — это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и ус­пешных усилий человека, направленных на то, что­бы стать иным (реже — полностью, как правило — частично).

Усилия могут быть нацелены на изменение:

• своих внешности и физических качеств;

• личностных свойств;

• интеллектуальной, волевой, потребностной, экс­прессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.);

• поведенческих сценариев;

• образа, стиля жизни;

• отношения к себе (самооценок), отношений с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения — картины мира), отношений с миром (способов самореализа­ции и самоутверждения).

Самоизменение может иметь социальный, асоциальный и антисоциальный векторы, различ­ный характер:

• самосовершенствования, развития, преобразо­вания имеющихся врождённых черт, знаний и т.д.;

• самостроительства, взращивания, формирования желаемых свойств;

• саморазрушения физических, духовных, лично­стных, социальных свойств (результат — алкого­лизм, наркомания; физическая, духовная, социаль­ная деградация).

Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. До 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, и поэтому типичной ыла периодизация, в которой выделялись три её стадии:

• первичная — социализация ребёнка;

• маргинальная — социализация в подростковом возрасте;

• устойчивая, или концептуальная (целостная), — социализация в период с 17-18 лет до 23-25 лет.

Одним из первых усомнился в том, что соци­ализация заканчивается в молодости, американ­ский учёный О.Г. Брим-младший, который в 1966 г. не только выступил с утверждением, что социали­зация происходит в течение всей жизни, но и на­звал такие различия между социализацией детей и взрослых.

Во-первых, социализация взрослых выража­ется главным образом в изменении внешнего по­ведения, в то время как детская социализация формирует базовые ценностные ориентации.

Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и своего окружения; дети способны толь­ко усваивать их (что довольно спорно. — A.M.).

В-третьих, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между чёрным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не различают (что также неоднозначно. — A.M.).

В-четвёртых, социализация в детстве строит­ся на полном повиновении взрослым и выполне­нии определённых правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ро­лей на работе, дома и т.д.

В-пятых, социализация взрослых направле­на на то, чтобы помочь человеку овладеть опреде­лёнными навыками; социализация детей формиру­ет главным образом мотивацию их поведения (что, на наш взгляд, не совсем так. — A.M.).

Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации её стадий. Так, ряд исследователей стали различать стадии пер­вичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации. В отечественной науке полу­чила определённое признание точка зрения Г.М. Ан­дреевой, которая выделяет три стадии социализа­ции — дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Этапы социализации можно соотнести с возра­стной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не яв­ляется общепризнанной. Она весьма условна (осо­бенно после этапа юности), но достаточно удобна.

В соответствии с нашей периодизацией че­ловек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов.

Стадия детства включает в себя следую­щие этапы: младенчество (от рождения до 1 го­да), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет).

Стадия отрочества — младший подростко­вый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет).

Стадия молодости включает в себя эта­пы: ранний юношеский возраст (15-17 лет), юношеский возраст (18-23 года), молодость (23-30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

 

Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социали­зации, которая обусловлена особенностями куль­туры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе по-раз­ному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социа­лизации, различаются средства и механизмы социализации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.