КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стадии социализацииСамоизменение человека Человек не остаётся пассивным в процессе социализации (и стихийной, и относительно направляемой, и относительно социально контролируемой). Он проявляет определённую активность, почувствовав или осознав необходимость или желание изменить что-либо в себе, для того чтобы: • в большей степени соответствовать ожиданиям и требованиям социума, как позитивным, так и негативным; • противостоять в той или иной мере требованиям социума, эффективнее решать возникающие в его жизни проблемы; • избегать или преодолевать те или иные опасности, не стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий и обстоятельств социализации; • в большей или меньшей степени приблизить свой образ «Я», каким человек видит себя в данное время, к образу «желаемого Я», каким он хотел бы себя видеть. В процессе социализации человек так или иначе самоизменяется. Самоизменение — это процесс и результат более или менее осознанных, планомерных и успешных усилий человека, направленных на то, чтобы стать иным (реже — полностью, как правило — частично). Усилия могут быть нацелены на изменение: • своих внешности и физических качеств; • личностных свойств; • интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.); • поведенческих сценариев; • образа, стиля жизни; • отношения к себе (самооценок), отношений с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения — картины мира), отношений с миром (способов самореализации и самоутверждения). Самоизменение может иметь социальный, асоциальный и антисоциальный векторы, различный характер: • самосовершенствования, развития, преобразования имеющихся врождённых черт, знаний и т.д.; • самостроительства, взращивания, формирования желаемых свойств; • саморазрушения физических, духовных, личностных, социальных свойств (результат — алкоголизм, наркомания; физическая, духовная, социальная деградация). Существуют различные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. До 60-х гг. XX в. считалось, что процесс социализации завершается в юности, и поэтому типичной ыла периодизация, в которой выделялись три её стадии: • первичная — социализация ребёнка; • маргинальная — социализация в подростковом возрасте; • устойчивая, или концептуальная (целостная), — социализация в период с 17-18 лет до 23-25 лет. Одним из первых усомнился в том, что социализация заканчивается в молодости, американский учёный О.Г. Брим-младший, который в 1966 г. не только выступил с утверждением, что социализация происходит в течение всей жизни, но и назвал такие различия между социализацией детей и взрослых. Во-первых, социализация взрослых выражается главным образом в изменении внешнего поведения, в то время как детская социализация формирует базовые ценностные ориентации. Во-вторых, взрослые могут оценивать нормы общества и своего окружения; дети способны только усваивать их (что довольно спорно. — A.M.). В-третьих, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между чёрным и белым существует множество оттенков серого цвета; дети эти оттенки не различают (что также неоднозначно. — A.M.). В-четвёртых, социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определённых правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома и т.д. В-пятых, социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определёнными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения (что, на наш взгляд, не совсем так. — A.M.). Взгляд на социализацию как на непрерывный процесс породил новые периодизации её стадий. Так, ряд исследователей стали различать стадии первичной (до юности) и вторичной (в период взрослой жизни) социализации. В отечественной науке получила определённое признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации — дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, и приводимая ниже не является общепризнанной. Она весьма условна (особенно после этапа юности), но достаточно удобна. В соответствии с нашей периодизацией человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя несколько этапов. Стадия детства включает в себя следующие этапы: младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет). Стадия отрочества — младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет). Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст (15-17 лет), юношеский возраст (18-23 года), молодость (23-30 лет). Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость (30-40 лет), позднюю зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет). Стадия старости распадается на этапы: старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).
Каждый этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена особенностями культуры конкретного общества. На каждой стадии, а порой и на каждом возрастном этапе по-разному складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами и агентами социализации, различаются средства и механизмы социализации.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |