Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составляющие процесса социализации




Концепция социализации B.C. Мухиной

В работах B.C. Мухиной проблема социализации рассматривается в рамках концепции феноменоло­гии развития и бытия личности, согласно которой индивидуальное бытие человека определяется од­новременно и как социальная единица, и как уни­кальная личность. Развитие личности рассматри­вается в процессе социализации через диалекти­ческое единство внешних условий, предпосылок и внутренней позиции человека. Под внешними условиями психического развития понимаются ис­торически обусловленные реальности существова­ния человека, которые разделяются на: 1) реаль­ность предметного мира; 2) реальность образно-знаковых систем; 3) реальность социального про­странства и 4) природную реальность.

Под предварительными условиями развития психики рассматриваются биологические предпо­сылки, взаимодействие биологического и социаль­ного факторов, социальное наследование, соци­альные условия и возраст.

Развитие личности происходит в отно­шениях с другими людьми путём присвоения материальной и духовной культуры человечест­ва. Личность развивается одновременно и как родовой индивид, и как индивидуальность, со­вершенствуясь и совершенствуя свой дух. Таким образом, личность понимается и как социальное в нас (бытие общественных отно­шений), и как индивидуальное в нас (индивиду­альное бытие).

Особенности развития внутренней позиции в процессе социализации рассматриваются через содержательное наполнение структурных звеньев самосознания. Структура самосознания личности, согласно концепции B.C. Мухиной, — совокуп­ность устойчивых связей в сфере ценностных ори­ентации и мировоззрения человека, обеспечиваю­щих его уникальную целостность и тождествен­ность самому себе. Самосознание личности пред­ставляется пятью звеньями: 1) Я — имя собствен­ное и тело; 2) притязание на признание; 3) поло­вая идентификация; 4) психологическое прост­ранство личности; 5) социальное пространство личности.

Согласно теории B.C. Мухиной, развитие личности, её качеств и проявлений в виде поступ­ков, действий, состояний и т.д., происходящее на основе механизма идентификации и обособления, обусловлено врождёнными предпосылками, соци­альными условиями и внутренней позицией самого индивида.

В целом процесс социализации человека условно можно представить как совокупность четырёх со­ставляющих:

стихийной социализации в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом и стихийно­го влияния на него различных, обычно разнона-правленных, обстоятельств жизни;

относительно направляемой социализации в процессе и результате влияния со стороны госу­дарства на обстоятельства жизни тех или иных ка­тегорий граждан;

относительно социально контролируемой соци­ализации в процессе планомерного создания об­ществом и государством условий для воспитания человека;

• более или менее сознательного самоизменения

Воспитание — процесс парциальный (частичный). Это определя­ется тем, что человека воспитывают общности различного типа и все они имеют несовпадающие задачи, цели, средства и резуль­таты. Между этими общности ми нет и не может быть жёсткой связи и преемственности, а часто вообще нет никакой связи (что может быть и благом, и злом в зависимости от обстоятельств).


Стихийная социализация

Стихийная социализация происходит на протяже­нии всей жизни человека в процессе его стихий­ного взаимодействия с обществом. Человек взаи­модействует не с обществом в целом, а с различ­ными его сегментами. В качестве таких сегментов могут выступать весьма различные многочислен­ные и совсем не рядоположные феномены: семья, родственники, соседское окружение, группы свер­стников, поселенческие общности (односельчане, жители одного микрорайона в городе), земляки в ситуации отрыва от постоянной среды обитания (в армии, в местах лишения свободы и пр.), соуче­ники, профессиональные группы, объединения по интересам и политическим взглядам, группы вре­менного пребывания (в больнице, в местах прове­дения отдыха и пр.), ситуативные общности (в по­езде, в театре, на стадионе, в бассейне и пр.).

Стихийная социализация протекает как в избирательном взаимодействии человека с теми
или иными сегментами общества, так и в случае обязательного взаимодействия с какими-либо
сегментами (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также и s ситуации принудительного вза­имодействия с некоторыми сегментами (например, в тюрьме).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 96; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.