КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информатизация судебной системы 5 страница
где Эмпирические данные конкретного социально-правового исследования во многих случаях представляют собой количественное описание объектов социологического наблюдения и анализа. В каждом случае термину "объект" могут соответствовать различные элементы социально-правовой реальности. Так, в процессе социологического изучения правового сознания личности, групп и коллективов объектами социологического наблюдения являются индивиды. Изучаемыми качественными и количественными свойствами в процессе такого исследования являются: знание права, его принципов и отдельных правовых норм, оценочные суждения о праве, правовые ориентации и правовые установки, интересы личности к различным отраслям законодательства и т. д. В процессе социологического исследования деятельности органов государственного управления изучаются: общее число работников; число руководящих работников; расходы государства на содержание данного органа; объем его компетенции; активность в сфере управления и др. При социологическом исследовании механизма действия права объектами наблюдения могут быть отдельные правовые нормы и институты. Изучаемыми свойствами здесь являются информированность граждан о нормах права; уровень соблюдения требований правовых норм; деятельность средств массовой информации по распространению сведений об этих нормах среди населения и т. д. В конкретном социально-правовом исследовании, проводимом с применением ЭВМ и математических методов, собирается значительная статистическая информация. Эта информация может быть обработана на основе использования различных приемов и методов математической статистики. Однако для того, чтобы такая обработка была произведена, необходимо представить полученные данные в определенной математической форме. § 2. Методы измерения уровня знания права Знание права — это обладание личностью (социальной группой) определенной суммой сведений о праве, владение социальной информацией о принципах, сущности, назначении и функциях права, правовых институтов общества или отдельных правовых норм, о способах их реализации и законных мерах защиты. Знание права концентрируется в представлении о нем (образе права), которое формируется постепенно, на основе социальной практики и правового опыта данного индивида. Понятие "уровень знания права" может быть операционализировано. При этом используются такие социологические характеристики, как глубина знания права, широта, конкретность и полнота, наличие специальных правовых знаний, свойственных определенной социальной группе как носителю специфической социальной культуры. Уровень знания права характеризуется прежде всего знанием правовых принципов и "адресов" правоохранительных органов. Уровень знания права — динамический феномен, который может увеличиваться, уменьшаться, стабилизироваться как у индивида, так и в рамках социальной группы. Очевидно, что этот уровень различен у разных индивидов. Наличие у этого феномена количественной меры и создает объективную основу для его измерения. Индикаторы уровня знания права могут быть сконструированы на основе различных методов, обеспечивающих в своей совокупности гибкость системы выявления знания права в каждом конкретном случае. Так, опрашиваемого просят пояснить, что такое трудовой договор или состав преступления. Венгерскими юристами использован еще один подход — конструирование специально подобранных юридических казусов. В проективной ситуации человек должен предложить свое решение вопроса, что четко выявляет степень его юридических знаний. Измерение уровня знания права данным человеком осуществляется в результате постановки в социологической анкете вопросов о знании конкретных правовых норм. Уровень знания права данным индивидом измеряется числом полученных от него правильных ответов. Возникает проблема отбора вопросов для включения в социологическую анкету. Важный критерий такого отбора — уровень абстрактности правовой нормы для всей массы населения и одновременно уровень доступности и понимания правовой нормы для усредненной группы. С этой точки зрения правовые нормы могут быть разделены на: 1. Элементарные правовые нормы социального взаимодействия, сотрудничества и деятельности. Эти нормы, как правило, широко известны из межличностной коммуникации. Зачастую индивид не может даже точно определить, каким источником он пользовался. 2. Правовые нормы средней степени сложности, т. е. нормы, с которыми население сталкивается спорадически, по мере надобности. Это, например, нормы о процедурах развода, процессуальные нормы, нормы о порядке отбывания наказания, об ответственности за различные виды правонарушений и т. д. 3. Специальные юридические нормы. Эти нормы относятся к некоторым специфическим отраслям правового регулирования и отличаются более высоким уровнем абстрактности. Таковы некоторые нормы гражданского, авторского, изобретательского права и т. д. В качестве индикаторов уровня знания права наиболее пригодны правовые нормы второй группы. Отбираемые нормы должны быть наиболее типичными, характерными для данной отрасли правового регулирования и хорошо представлять ее. Отбор именно таких норм из всего законодательного материала должен осуществляться специально приглашаемыми экспертами — специалистами в области гражданского, трудового, уголовного и других отраслей права. При отборе правовых норм и включении их в социологическую анкету должен соблюдаться принцип гомогенности (однородности) шкалы для измерения уровня знания. Применяемая шкала должна измерять именно исследуемую величину, а не какую-либо другую, связанную с ней психологическую переменную. Так, одна из проблем — дифференциация смежных форм сознания, например правового и морального, моральных и правовых регуляторов. При измерении правосознания одна из трудностей состоит в разграничении знания права и мировоззренческих, оценочных аспектов, в отделении фактического знания от эмоций, проявляемых при оценке социальных явлений (особенно негативных). Теперь рассмотрим некоторые методические проблемы, связанные с конструированием и построением различных коэффициентов знания права и их использованием в практике социологических исследований. Пусть в нашем распоряжении имеется п индивидов и m заданных им вопросов. Число вопросов равно числу исследуемых правовых норм. Тогда вся информация о знании права может быть представлена в форме матрицы Р. В этой матрице по вертикали расположены индивиды, по горизонтали — заданные им вопросы. Матрица Р дает обобщенное представление о системе исходной информации. Будем обозначать правильный ответ символом 1, неправильные ответы (и ответы "не знаю") символом 0. Тогда матрица Р может принять следующий вид: В матрице Р возможно выделение горизонтального элемента (вектор-строки): Вектор-строка характеризует знание норм данной совокупности конкретным индивидом. С другой стороны, возможно выделение вектор-столбца: Вектор-столбец характеризует знание определенной правовой нормы данной совокупностью индивидов. При организации и проведении конкретно-социологического исследования знания права возможно и необходимо использование различных коэффициентов. Применение того или иного коэффициента основано на учете специфики исследуемого материала и конкретного метода измерения. Целесообразно выделить две группы коэффициентов, предназначенных для измерения уровня знания права: 1) коэффициенты, характеризующие знание права отдельно взятым индивидом; 2) коэффициенты, характеризующие знание права данной социальной группой, т. е. группой индивидов. А. Коэффициент знания отрасли права отдельным индивидом. Степень знания норм, отобранных для изучения некоторой отрасли права, представлена в матрице Р строкой. Поэтому за основу построения данного коэффициента берется вектор-строка. В вектор-строке необходимо просуммировать число правильных ответов, т. е. число единиц: При этом индекс j фиксирован, поскольку взят вполне определенный индивид,. Q. может иметь конкретное распределение единиц, например: Так, если отрасль права (трудовое, административное, уголовное и т. д.) представлена пятью вопросами, то индивид, давший три правильных ответа, имеет Qj = 3. Давший все правильные ответы имеет Q =5. Пользуясь этими величинами, можно легко построить искомый коэффициент. Он равен где Qj — общее число правильных ответов на вопросы, по которым проверяется информированность; то — общее число заданных вопросов по данной отрасли права. Так, если лицу задано 12 вопросов и на них получено 7 правильных ответов, то коэффициент уровня знания отрасли права для данного индивида j: Коэффициент равен 0 при полном незнании данной отрасли права. Он равен 1 при полном знании всех поставленных вопросов. Б. Коэффициент межотраслевого знания права отдельным индивидом. В некоторых социологических исследованиях проводится изучение знания нескольких отраслей права. Так, по методике, разработанной Научно-исследовательским институтом комплексных социальных исследований (Санкт-Петербург), изучалось знание семи отраслей права. Каждая отрасль была представлена пятью вопросами. В подобных случаях для оценки уровня совокупного знания всех отраслей права отдельным индивидом целесообразно использовать коэффициент межотраслевой оценки. Этот коэффициент конструируется как средняя величина из коэффициентов знания каждой отрасли права: где — искомый коэффициент межотраслевой оценки; — число взятых отраслей права; коэффициент знания индивидом j отдельной отрасли права. Например, проводится изучение знания шести отраслей права. По каждой отрасли данный индивид j получил следующие отраслевые оценки: 1,2; 2,3; 2,8; 4,6; 3,1; 2,4. Тогда коэффициент знания данных отраслей права равен В. Коэффициент знания данной правовой нормы всеми индивидами исследуемой социальной группы. Этот коэффициент конструируется по аналогии с коэффициентом ; однако необходимо взять не вектор-строку, а вектор-столбец. В данном случае фиксированным является индекс i, т.е. берется конкретная правовая норма. В вектор-столбце подсчитывается общее число единиц, т. е. правильных ответов о знании данной правовой нормы, которое может иметь конкретное распределение этих единиц. Окончательно коэффициент вычисляется I З по формуле При Ri = 0 I З также равен 0. При Ri = n I З равен 1, т. е. налицо полное знание данной нормы в данной социальной группе. В остальных случаях 0 < I З < 1. Коэффициент I Зможет быть выражен в процентах: Отсюда I Зравен Например, из 150 опрошенных 70 дали правильный ответ. Тогда Г. Коэффициент знания отрасли права данной социальной группой (I 4).Будем снова исходить из матрицы Р: Нам необходимо соотнести все правильные ответы с общим числом полученных ответов. Это достигается в результате подсчетов по формуле: где — k 0 число заданных вопросов; n — число опрошенных. Выражение , стоящее в числителе данной дроби, означает суммирование по строкам и по столбцам всех правильных ответов (т. е. единиц) матрицы Р. Например, при исследовании отрасли права были опрошены 100 человек и им было задано 6 вопросов. Тогда число всех возможных ответов k 0 n = 6 х 100 = 600. Число правильных ответов было равно 250 (это число всех единиц в матрице Р). Тогда коэффициент I 4 равен: Д. Коэффициент межотраслевого знания права данной социальной группой (I 5). За основу конструирования этого коэффициента должно быть взято выражение для коэффициента — межотраслевого знания права отдельным индивидом. Например, имеется n опрошенных индивидов, соответственно имеется n коэффициентов . Коэффициент межотраслевого знания права данной социальной группой может быть исчислен как средняя величина из коэффициентов , полученных каждым отдельным лицом, входящим в обследованную группу. При этом целесообразно воспользоваться средневзвешенной формулой. Средней величиной распределения признака называется сумма произведений всех его значений на соответствующие им частоты, поделенная на сумму частот, т. е. на объем всей совокупности: Для нашего случая подсчет должен выполняться по формуле: В этом выражении — коэффициент межотраслевого знания права отдельным индивидом (в новом, более удобном обозначении); п 1, n 2 ..., пr — группы, имеющие один и тот же коэффициент межотраслевой оценки. В этих методиках индивиду присваивается шкальный балл, равный сумме полученных от него правильных ответов в любом их сочетании. Так, лица, давшие правильные ответы на первые три и последние три вопроса анкеты, будут иметь один и тот же шкальный балл. Между тем поставленные вопросы, как правило, логически неравноценны: одни — легкие, другие — сложные. Поэтому более точным является построение и применение на практике такой шкалы, которая учитывала бы фактическую неравноценность и трудность задаваемых вопросов. Подобной цели можно достичь путем приписывания каждому вопросу некоторого "веса", характеризующего его фактическую трудность по сравнению с другими вопросами. При этом первоначальная шкала заменяется новой, которая как бы растягивается. Индивиды, получившие ранее один и тот же шкальный балл, оказываются теперь расположенными в разных точках шкалы. Но как определить "вес" вопроса? Здесь возможно использование различных методов. Один из них — метод экспертных оценок. Другой — использование сложившегося распределения ответов на вопросы анкеты. "Вес" того или иного вопроса будет для данной группы населения тем большим, чем меньшее число опрошенных лиц дало правильный ответ на него. И наоборот, чем большее число лиц знакомо с данной правовой нормой, тем меньший вес должен быть приписан ее дифференцирующей доле: где q — вес данного вопроса; n — число полученных правильных ответов; N — число всех опрошенных. Например, на какой-либо вопрос 10 из 100 опрошенных дали правильный ответ. Подставляя в указанную формулу эти данные, будем иметь: В данном случае вопрос будет обладать достаточно высоким весом. При оценке знания отрасли права отдельно взятым индивидом в матрице Р вместо единиц должны быть поставлены "веса" правильного ответа на каждый вопрос. При этом вектор Р может иметь, например, следующий вид: = (0, 0,3, 0,9, 0, 0,3, 0,1). Балл информированности отдельного респодента имеет в данном случае вид: Коэффициент информированности г для отдельного индивида вычисляется по формуле: где lp* — указанный выше балл информированности данного индивида; L 0 — максимальная сумма баллов, т. е. тот вариант, при котором все ответы — правильные. Эти методы нашли применение в практике социально-правовых исследований. Получены интересные данные, имеющие теоретическое и практическое значение. Если в конкретно-социологическом исследовании уровня знания права принята какая-то методика, то она должна последовательно применяться для измерения всех показателей: уровня правовых знаний индивида, уровня знания всех данных правовых норм исследуемой группы и т.д. В противном случае показатели будут несопоставимыми. § 3. Методы измерения правовой установки личности Социология под социальной установкой личности понимает одну из глубоких интегральных характеристик сферы сознания и обусловленной ею системы поведения и деятельности индивидов. Значительная часть исследований в данной сфере уделяет внимание тому, как данная личность будет выполнять некоторые действия при определенных условиях, т. е. вероятности соблюдения тех или иных норм. Эта вероятность относится к определенному субъекту, существенные свойства которого могут изменяться со временем. Установка может рассматриваться и как привычка поступать определенным образом в типичных социальных и психологических ситуациях. Измерение установки включает несколько этапов: разработка, составление и формирование тестовых признаков, связанных с установкой; применение тестов и проведение опросов, присвоение балла каждому индивиду; применение статистических критериев надежности собранной информации; представление итоговых данных в виде статистических распределений, графиков, таблиц, дающих четкое представление о положении изучаемой социальной группы на континууме установки; установление вероятностной связи между измеренной установкой и поведением личности, оценка прогностической ценности полученных данных. Процедура измерения правовой установки связана с анализом вербальных реакций индивида на специальные индикаторы — вопросы, экспериментальные ситуации, специально подобранные тесты. Правовая установка личности может рассматриваться как такая психологическая характеристика сознания, которая имеет определенную протяженность, длительность. Эта протяженность выражает различную степень интенсивности проявления правовой установки. На математическом языке следует говорить о континууме установки. Континуум правовой установки схематически представлен на рис. 33. Рис. 33. Континуум правовой установки Точка 0 означает отсутствие положительного или отрицательного свойства. Это средняя, или нейтральная, установка. Справа от нее расположена позитивная установка на соблюдение требований данной правовой нормы. Слева находится отрицательная установка. Представления о положительной установке сформулированы А. Подгурецким. Крайние (справа) позиции на шкале установки названы им принципиальной позицией — одобрение индивидом какой-либо правовой нормы, вытекающее из признания самого права. Каждый индивид занимает свое место на. континууме установки. Именно этот континуум и подвергается эмпирическому исследованию. Он имеет полярные точки — крайние границы измеряемой характеристики, т. е. определенные пределы колебаний. Определение правовой установки на основе количественного подхода отличается универсальностью. В криминологии рассматривается "антиобщественная установка", направленная на нарушение правового порядка, правовых норм. В количественной интерпретации антиобщественная установка — это разновидность правовой установки с наименьшим значением балла в отрицательной области всего континуума. По результатам измерения можно построить статистическое распределение. Наиболее вероятный вариант такого распределения представлен на рис. 34. На оси Х отложены значения результатов измерения установки. На оси У — число индивидов, имеющих данный уровень правовой установки. Рис. 34. Статистическое распределение индивидов на континууме правовой установки Кривая, представляющая статистическое распределение правовой установки, резко асимметрична. Это свойство не случайно. Ведь большинство граждан имеет положительную правовую установку и соблюдает требования действующих норм. Пластичность и изменчивость личности и ситуаций, сложность психических функций правового сознания дают основания выделять поверхностные и глубокие, общие и частные, долговременные и недолговременные черты личности. Из всех инструментов социологического исследования для измерения правовой установки наиболее подходящими являются методы тестов. Тест конструируется как система взаимосвязанных вопросов. Это может быть также система мыслительных интеллектуальных заданий (например, так называемых проективных ситуаций), цель которых — с разных сторон описать состояние и проявления социальной установки. Материал тестов характеризуется многозначностью социальных ситуаций. Эти ситуации по-разному воспринимаются респоден-тами, которые склонны к тому или иному типу оценок и поведения. В отличие от отдельных вопросов тест имеет более выраженный интеллектуальный характер — здесь всегда приходится решать некоторую мыслительную и психологическую задачу. Основные понятия теории тестов и используемые при этом математико-статистические процедуры и методы были разработаны в трудах Ф. Гальтена, Д. Кеттела, А. Бине, Т. Симона и ряда других ученых. В настоящее время в социологии и психологии теория тестов в основных чертах разработана достаточно подробно и представляет собой самостоятельное направление математических исследований в социологии. Теория тестов включает: тесты умственного развития; тесты знаний; тесты установок; тесты интересов; тесты мотивов. В психологии и социологии известно несколько стандартных тестов. Так, французский психолог А. Бине разработал методику тестов для определения умственных способностей человека — коэффициентов интеллектуальности. Переработанная Л. Терманом шкала Бине—Симона получила название шкалы Стенфорд—Бине. Первая проблема, которая возникает при измерении правовой установки личности, это выбор индикаторов (признаков), на основании которых можно судить о степени готовности личности к выполнению требований правовой нормы и такой организации своего поведения, которая соответствовала бы модели нормативного. Речь идет об универсуме установки. Индикаторы каждой правовой нормы выявляются и на основе специальных юридических знаний. В качестве примера можно привести индикаторы измерения установки на соблюдение нормы о самоуправных действиях. 1. Согласны ли вы с законом, запрещающим самоуправные действия? 2. Гражданин без надлежащего разрешения стал использовать земельный участок. Одобряете ли вы его действия? 3. Если не одобряете, то какую меру наказания он заслуживает? 4. Какую ответственность (административную, судебную) он должен нести? 5. Если бы вам стали известны самоуправные действия, стали бы вы сообщать об этом органам власти? В данном случае каждый вопрос с разных сторон и с разных позиций освещает проблемную ситуацию. Порядковая шкала применена при измерении установки на выполнение функций свидетеля. Опрашиваемому предлагался тест, содержащий описание противоправного поведения, и ставился вопрос: "Представьте себе, что вы столкнулись с таким случаем в жизни. Как бы вы поступили?". Варианты ответов: 1) я сообщил бы об этом органам власти и дал бы правдивые показания; 2) я не сообщил бы никуда, но если бы меня вызвали, то дал бы правдивые показания; 3) я попытался бы избежать дачи свидетельских показаний, а если бы меня вызвали, изложил бы минимальное количество сведений; 4) я дал бы показания в пользу этого человека, даже если бы мне пришлось дать неправдивые показания. В этой шкале ответы расположены по степени выраженности установки на соблюдение обязанностей свидетеля. Активную установку отражает первый ответ. Второй соответствует обязанностям свидетеля, которые определены в законе. Третий и четвертый ответы выражают негативную установку на соблюдение этой правовой нормы. Необходимо доказать, что выбранные признаки имеют не случайный характер, а представляют собой тесно связанный комплекс признаков-индикаторов. Характер реакции на один из них в значительной мере определяет реакцию и на остальные ("синдром реакции"). Представим, что реакция на вопросы данного теста такова, что в системе полученных ответов нет никакой связи. Для проверки этой гипотезы надо использовать так называемый чистый тест: если признаки не имеют связи между собой, то вероятность однозначного характера реакции на несколько признаков сразу равна произведению вероятностей реакций на каждый признак, взятый в отдельности. Рассмотрим математические аспекты чистого теста. Пусть А — случайное событие, состоящее в одновременном выборе трех положительных ответов в вопросах некоторого теста; В, С и D — положительные ответы в вопросах теста. Тогда А представляет собой сложное событие, состоящее из произведения (пересечения) трех простых событий: А = В • С • D. Вероятность сложного события А при условии независимости простых случайных событий равна их произведению: Р(А) = Р(В) • Р(С) • P(D), где Р(А) — вероятность сложного события, а Р(В) • Р(С) • P(D) — вероятности составляющих простых событий. Вероятность получения всех положительных ответов на пять дихотомических вопросов равна если положительный и отрицательный ответы на любой вопрос равновероятны. Отсюда число лиц обследуемой группы, давших все положительные ответы при условии их независимости, составляет в данном случае примерно 3%. Рассмотрим теперь эмпирически наблюдаемую частоту совмещения положительных ответов по всем вопросам теста: где N — число всех опрошенных, Р — число индивидов, давших положительные ответы по всем позициям дихотомического теста. Условием связанности вопросов, входящих в данный тест (при условии равновероятности положительных и отрицательных ответов), является выполнение соотношений: т.е. Р э должно быть значительно больше или меньше, чем та частота доли совпадающих ответов, которая теоретически следует из гипотезы "чистого" теста. Одна из важных проблем социального измерения вообще и измерения правовой установки личности в частности — это проблема обоснованности и надежности измерения. Необходимо не только составить вопросы и провести измерение, но и получить полное представление о результатах измерения и источниках тех ошибок и неточностей, которые могут быть заложены как в избранном социологическом инструментарии, так и в самом ходе эмпирической процедуры.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |