Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 3. Обязанности государства в сфере 2 страница




* Одной из ранних работ по применению корреляционного анализа в сфе­ре права было криминологическое исследование В. Н. Куфаева (1929 г.). На большом эмпирическом материале он вычислил коэффициенты кор­реляции между неурожаями и состоянием преступности в дореволюци­онной Самарской губернии. Эти коэффициенты оказались довольно вы­сокими.

 

В этом исследовании использовались статистические дан­ные четырех стран. СНГ за девять лет. Коэффициенты корре­ляции по каждой из взятых стран оказались следующими:

+0,07; -0,40; -0,63; -0,65.

Из приведенных данных вытекает; что в двух странах СНГ имеется четко выраженная обратная корреляционная связь между коэффициентами судимости и жесткостью судебной реп­рессии.

Методы корреляционного анализа использовались также для изучения статистической зависимости, которая существу­ет между сроком отбытого наказания и совершением нового преступления. В результате обработки эмпирических данных методами математической статистики было получено уравне­ние регрессии, характеризующее связь между числом лиц,. не совершивших нового преступления после отбытия наказа­ния, и сроком отбытого наказания. Это уравнение имеет сле­дующий вид:

у = 65,0 – 4,3 x,

где у — удельный вес лиц, не совершивших нового преступле­ния после отбытого наказания; х — срок отбытого наказания. В соответствии с данным уравнением увеличение срока отбытого наказания на один год приводит к повышению доли лиц, не совершивших нового преступления, на 4,3%. В целях измерения тесноты связи между указанными переменными было также рассчитано корреляционное отношение, которое в данном случае оказалось равным 0,9898. Другими словами, установлена такая связь, которая практически является фун­кциональной.

Сотрудники НИИ проблем укрепления законности и право­порядка Генеральной прокуратуры РФ В. И. Шинд и В. П. Рябцев выполнили большое статистическое исследование по определе­нию штатной численности прокурорских работников районного (городского) звена территориальных органов прокуратуры.

В результате расчетов на ЭВМ было получено уравнение регрессии.

Формула уравнения регрессии имеет следующий вид:

где Y — искомая штатная численность прокурорских работ­ников районного (городского) звена территориальных органов прокуратуры;

X 1 — число зарегистрированных преступлений за год;

Х 2 численность населения (в тыс. чел.);

Х 3 число юридических лиц;

Х 4 размер территории (площадь в тыс. кв. км);

К 0 — свободный член для расчета штатной численности прокурорских работников районного звена;

К 1, К 2, К 3, К 4 — коэффициенты при численном значении каждого фактора.

В результате применения ЭВМ были получены следую­щие коэффициенты уравнения регрессии:

К 0 — 0,8 — величина' свободного члена;

К 1 0,004710 — коэффициент при численном значении преступности;

К 2 — 0,009550 — коэффициент при численном значении населения;

K 3 — 0,00910 — коэффициент при численном значении юридических лиц;

К 4 — 0,027120 — коэффициент при численном значении территории региона.

Зная официальные статистические данные (число райо­нов, преступность, численность населения, число юридичес­ких лиц — "поднадзорных объектов", площадь региона) и пе­ремножив эти факторы —аргументы на приведенные коэф­фициенты по указанной выше формуле, можно рассчитать потребную штатную численность прокуроров, их заместите­лей и помощников для любого региона Российской Федерации. Выполненная работа позволила сделать очень важные практи­ческие выводы.

§ 4. Создание и эксплуатация автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС) по статистике

Для эффективного использования данных правовой стати­стики в правотворческой деятельности принципиальное значе­ние имеет компьютеризация данной сферы. Федеральная целе­вая программа "Реформирование статистики в 1997—2000 гг." предусматривает в числе других мероприятий компьютериза­цию всех отраслей социальной статистики, включая правовую.*

* Утверждена постановлением Правительства РФ № 1410 от 23 ноября 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 50. Ст. 5657.

 

Применение в сфере правовой статистики средств вычис­лительной техники позволяет:

1. Устранить противоречие между огромным количеством "сырых" статистических материалов, которые могут быть ис­пользованы в правотворческом процессе, и реальным объемом информации, привлекаемой в данную сферу для повышения эффективности правотворческих решений.

2. Существенно расширить применение для обработки ста­тистических данных современных математических методов. Алгоритм обработки статистической информации включает:

упорядочение (ранжирование) статистических данных по какому-либо показателю;

построение рядов распределений;

вычисление средних величин и мер, характеризующих отклонение от средней (дисперсий и средних квадратических отклонений);

применение методов факторного анализа или распознава­ния образов.

3. Выполнить в кратчайшие сроки громоздкие подсчеты, касающиеся отдельных статистических показателей (например, подсчет числа отдельных видов преступлений — краж, убийств и т. д.).

4. Эффективно использовать метод моделирования, осно­ванный на действии в статистических совокупностях закона больших чисел.

5. Проверять на большом статистическом материале неко­торые параметры законопроекта (вновь вводимых понятий) в целях уточнения их количественных характеристик (например, понятий "тяжкое преступление", "рецидивист", число пенси­онеров определенной категории).

6. Делать выборку из больших массивов статистической информации.

7. Накапливать статистическую информацию за многие годы и выдавать ее для использования в деятельности законода­тельных органов.

Математические средства и ЭВМ применяются для обра­ботки массовой криминологической информации, получения сводных данных о состоянии преступности, личности преступ­ника, причинах преступлений, эффективности мер уголовно­го наказания и др.

В правоохранительных органах все методы обработки ста­тистических данных основаны на использовании автоматизи­рованных информационных систем.

Процесс обработки статистической информации представ­ляется в виде технологического цикла, включающего следую­щие этапы:

сбор, регистрация исходящих данных и передача их для обработки;

подготовка машинных носителей информации и их конт­роль;

обработка данных на ЭВМ;

представление результатов обработки информации на раз­личных носителях.

Информационную основу системы составляют статистичес­кие учетные карточки, в которых фиксируются первичные данные о преступлениях, лицах, их совершивших, ходе рас­следования уголовных дел. Инструкция о едином учете пре­ступлений, утвержденная Генеральным прокурором РФ и Министром внутренних дел РФ, предусматривает ведение: "Статистической карточки на выявленное преступление", "Ста­тистической карточки о результатах расследования преступ­ления", "Статистической карточки об установлении лица, со­вершившего преступление", "Статистического талона о при­нятом решении по уголовному делу".

В ходе статистического изучения преступности с приме­нением ЭВМ можно выделить следующие объекты: 1) общее состояние и динамика преступности по отдельным городам, областям, республикам и т. п. за определенный период време­ни; 2) состояние и динамика преступности по группам одно­родных деяний (хищения государственного и общественного имущества, преступления против личности, против личной соб­ственности и др.); 3) состояние и динамика преступности по отдельным видам деяний (хулиганство, убийство и др.).

На базе информационного центра прокуратуры ведется обработка и статистический анализ жалоб, поступающих в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Для информационного обеспечения Генерального проку­рора РФ, его заместителей, помощников, советников и дея­тельности секретариата создана локальная вычислительная сеть, соединенная с ЛВС правового управления Генеральной прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре создана автоматизированная информационная система "Жалоба".

Входная информация — это сведения, вносимые в бланк "Статистическая карточка на жалобу". В их числе:

номер карточки, номер наблюдательного производства, индекс отдела, индекс прокурора;

даты поступления в прокуратуру;

вид жалобы (первичная, повторная и др.);

результат разрешения жалобы (удовлетворена, отклонена);

нарушения сроков разрешения или направления жалобы;

место обжалуемого действия: указывается индекс региона;

характер жалобы;

характер дела — хищение, взяточничество, убийство и т. д. (перечислены основные виды преступлений).

На выходе система выдает "Общие данные о рассмотрен­ных и разрешенных жалобах за..." (указывается месяц или по­лугодие, год). Эти "Общие данные" есть не что иное, как свод­ная статистическая таблица в форме машинной распечатки.

В структуре Главного информационного центра МВД РФ создан Центр статистической информации (ЦСИ) — самостоя­тельное подразделение ГИЦ. В системе органов внутренних дел ГИЦ является головным в области обеспечения уголовной, оперативно-розыскной и административной статистической информацией и совершенствования системы статистического учета и отчетности.

ЦСИ обеспечивает:

представление регламентных и, по запросам служб цент­рального аппарата, — статистических сведений на традици­онных носителях;

оперативный анализ статистических данных, подготовку и выпуск: ежегодного статистического сборника "Преступность и правонарушения", ежеквартального сборника "Статистичес­кие данные о состоянии правопорядка в России";

выполнение работ по совершенствованию системы статис­тического учета и отчетности о преступлениях, лицах, их со­вершивших, результатах оперативно-розыскной, администра­тивной, профилактической деятельности органов внутренних дел;

разработку (совместно с заинтересованными службами), со­гласование с Генеральной прокуратурой и Госкомстатом РФ, а также внедрение ведомственной статистической отчетности;

адаптацию и внедрение типовых программных средств формирования основных статистических отчетов МВД.

Новым направлением являются автоматизированные рабо­чие места статистика (АРМ статистика). Их техническая база — персональные ЭВМ с комплексом программ по обработке дан­ных форм статистической отчетности и программ, реализую­щих наиболее широко применяемые математические методы. АРМ статистика используется для заполнения форм, объеди­няющих данные по району, городу, области и краю на основе информации находящихся на этой территории учреждений, организаций и предприятий, для решения задач регрессион­ного и корреляционного анализов, анализа рядов динамики, прогнозирования и др. Так, в Академии управления МВД со­здано автоматизированное рабочее место инспектора отдела статистики, которое представляет собой комплекс программ, обеспечивающих оперативный доступ к статистической инфор­мации в диалоговом режиме, ее графическую интерпретацию. АРМ состоит из:

программы формирования статистических таблиц;

программы перекодировки текстовой информации;

программы графической интерпретации статистических данных;

программы обслуживания баз данных.

Программы предназначены для работы на IBM — совмес­тимых персональных ЭВМ.

Программа формирования таблиц позволяет быстро наби­рать шапки статистических таблиц.

Программа перекодировки текстовой информации являет­ся универсальной, так как позволяет перекодировать тексты при любом сочетании исходной и результирующей таблиц ко­дирования.

Программа графической интерпретации статистических данных выводит сведения, хранящиеся в таблице, в виде гис­тограмм (как горизонтальных, так и вертикальных), круговых диаграмм или линейных графиков.

Программа обслуживания позволяет дополнять базы данных "Описание статистических показателей", "Формы статистики", "Информационные массивы" новой информацией, корректиро­вать ее и получать разнообразную справочную информацию.

Пакет прикладных программ "Статистика" предназначен для логического контроля и обобщения поступающих отчетов, формирующих сводную статистическую государственной от­четности по региону, и проведения информационного анализа поступающих отчетов.

Литература

Аванесов Г. А., Рутгайзер В. М., Брушлинский Н. Н. Коли­чественные методы в исследованиях по исправительно-трудовому праву. М., 1969.

Андреев Б. В. Правовая информатика. М., 1998.

Гаврилов О. А. Математические методы и модели в соци­ально-правовом исследовании. М., 1980.

Гаврилов О. А., Колемаев В. А. Математические модели в криминологии // Правовая кибернетика. М., 1970.

Гаврилов О. А., Хан-Магомедов Д. О; Васильев Л. Ф. При­менение вычислительной техники при исследовании рециди­вистов // Сов. государство и право. 1969. № 3.

Йейтс Ф. Выборочный метод в переписях и обследовани­ях. М., 1974.

Лунеев В. В. Юридическая статистика. М., 1998.

Статистические методы в криминологии и криминалисти­ке. Материалы симпозиума. М., 1966.

Тюрин Ю. Н., Макаров А. А. Статистический анализ дан­ных на компьютере. М., 1998.

Шинд В. И., Рябцев В. П. Определение штатной численно­сти прокурорских работников районного (городского) звена территориальных органов прокуратуры. М., 1997.

Юл. Дж. Эдин, Кендэл М. Дж. Теория статистики. М., 1960.

Глава 12. Проблемы федерального информационного права

§ 1. Конституционные и международно-правовые основы федерального информационного права

Конституция Российской Федерации подняла уровень пра­вового регулирования информационных отношений. В ней впер­вые применены термин "информация" и производные от него понятия (право на информацию, тайна информации, распрос­транение информации и др.). Нормы о праве на информацию приведены в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Впервые в Конституцию РФ включено положе­ние, объявляющее принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составной частью ее правовой системы.

Подчеркивая фундаментальный характер права на инфор­мацию, Конституция РФ включила его в число основных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со ст. 2 право на информацию входит в категорию "высшие ценности", ибо его режим подчиняется всему конституционному механизму, установленному в гл. 1, 2 Конституции РФ.*

* Право человека на информацию входит в правовой статус личности. Вместе с другими правами оно может быть изменено только в порядке, установленном Конституцией РФ.

 

Право на информацию относится к категории личных, т. е. таких прав и свобод, которые обеспечивают автономию лично­сти, приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров ее развития, принципы самоопределения.* Это право является естественным и прирожденным.

* Контент-анализ текста Конституции РФ показывает, что данный тер­мин в различных эквивалентах применен 14 раз.

 

Анализ конституционных норм позволяет говорить о глав­ном принципе информационных отношений — свободе инфор­мации. Принцип свободы в более широком контексте является центральным принципом всего конституционного регулирова­ния.

Из принципа свободы информации непосредственно выте­кают два следствия:

1) открытость и доступность основной массы информации;

2) презумпция доступности информации, в соответствии с которой доказывание ее особого режима (закрытости, кон­фиденциальности) лежит на владельце ("держателе") инфор­мации.

Принцип свободы информации связан с конституционным принципом гласности. Наряду с социальным и экономическим равенством следует стремиться к равенству информационно­му, под которым понимается равенство граждан по отноше­нию к различным информационным системам.

Все этапы информационного цикла должны протекать сво­бодно. Однако этот принцип ограничивается при конкуренции и коллизии его с ценностями более высокого порядка. Право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стра­ны и безопасности государства.*

* Главные случаи ограничения свободы информации установлены в Кон­ституции (государственная тайна, тайна частной жизни).

 

Центральное место в Конституции РФ занимает само пра­во на информацию. В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции "каждый имеет право искать, получать, производить и рас­пространять информацию любым законным способом".

Данная норма представляется базовой, т. е. основополага­ющей для других норм. Это главная информационная норма конституционного уровня. Термин "каждый" (субъект консти­туционной нормы) включает не только граждан, но и других субъектов.

Объективная сторона данной нормы состоит в перечисле­нии ряда действий, из которых состоит право на информацию (набор этих действий приближен к п. 4 ст. 19 Всеобщей декла­рации прав человека, содержащей норму, о праве на инфор­мацию). В этой норме термин "информация" охватывает все предметные области правового регулирования и все виды ин­формации.

Статья 24 Конституции РФ вводит понятие информации о частной жизни. Установлены конституционные гарантии для этого вида информации. В соответствии с ч. 2 ст. 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возмож­ность ознакомления с документами и материалами, непосред­ственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Из содержания данной нормы (обя­занности) следует право каждого человека (гражданина) на ознакомление с указанной информацией.

В ст. 42 содержится конституционная норма, в соответ­ствии с которой каждый имеет право на достоверную инфор­мацию о состоянии окружающей среды.

Статья 41 Конституции РФ устанавливает ответственность должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, созда­ющих угрозу для жизни и здоровья людей. Конституция РФ содержит некоторые ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия. Однако ряд прав ни при каких обстоятельствах не может быть ограничен. Эти права перечис­лены в ч. 3 ст. 56 Конституции. Среди них названа и информа­ция о частной жизни (ст. 23, ч. 1 ст. 24). Другими словами, даже в условиях чрезвычайного режима сохраняется тайна личной и семейной жизни, переписки, телефонных перегово­ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

В конституциях некоторых республик в составе РФ дают­ся иные по сравнению с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ формули­ровки. Например, в конституциях республик Татарстан, Тыва, Коми, Бурятия базовые конституционные нормы о праве на информацию представлены в обособленных статьях. Такой под­ход вполне оправдан: норма об информации не тонет среди других правоположений, а выступает как самостоятельное правовое требование.*

* В соответствии со ст. 34 Конституции Республики Беларусь ее гражда­нам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации.

 

Представляет также интерес глава 20 Конституции Рес­публики Крым, специально посвященная средствам массовой информации (3 статьи). Статья 99 устанавливает гарантии сво­боды деятельности СМИ. Статья 100 рассматривает юридичес­кий порядок учреждения СМИ и круг субъектов (физических и юридических лиц), которые могут учреждать СМИ. Запре­щается их монополизация. В ст. 101 содержится запрет исполь­зования СМИ для проведения антигосударственной деятель­ности (например, призывы к войне, жестокости, насилию).

Многие проблемы информационного права рассматрива­ются на международном уровне. Международное право — са­мостоятельная система. Это право — соглашение, ибо оно формируется и развивается международными договорами и соглашениями на основе общедемократических принципов и норм.

Доля информационных норм. в общем массиве междуна­родно-правовых норм постоянно возрастает. Только за после­дние три года было заключено 18 международных договоров, затрагивающих проблему обмена информационными ресурса­ми. Специалисты в области международного информационного обмена и коммуникаций выдвигают идею международного ин­формационного права. Отношение к данной концепции должно быть положительным. Однако в настоящее время говорить о международном информационном праве как сложившейся отрасли преждевременно. Информационное право должно рас­сматриваться как подотрасль такой отрасли международного права, как "права человека".

Международное информационное право имеет свой объект регулирования. Это международные информационные отно­шения. Они возникают в ходе: трансграничной деятельности СМИ различных государств; реализации права государств и народов на информацию; международного обмена научной, на­учно-технической, экономической и иными видами специализированной информации; определения правового статуса меж­дународных баз и банков данных, компьютерных систем воен­ного и космического характера; международно-правового ре­гулирования статуса журналистов; определения правового ста­туса информации как международного ресурса и общего дос­тояния человечества.

Перед международным информационным правом стоят такие задачи, как определение понятия международной ин­формации, ее классификация. Виды международно-правовой информации должны быть классифицированы по отраслям международного права. Так, есть основания говорить об ин­формации в сфере права окружающей среды, космического, воздушного, морского, экономического, уголовного права и др. Необходима выработка документа, охватывающего все основ­ные проблемы международного информационного права.

Субъектом международных информационных отношений является государство. Некоторые юристы считают таким субъектом и отдельные нации и народы.

Источником права на информацию является весь спектр международно-правовых документов. Это нормативные доку­менты ООН (декларации, резолюции), международные дого­воры, региональные конвенции и соглашения. Международ­ное информационное право зародилось по существу еще в довоенные годы.*

* "Стартом" международного информационного права следует считать Международную конвенцию об использовании радиовещания в мирных целях (1936 г.), запретившую передачи, подстрекающие к действиям, несовместимым с внутренним порядком, безопасностью других государств (ст. 1). Запрещалась пропаганда войны (ст. 2).

 

Большое число документов по информационным правам человека принято по линии ЮНЕСКО. Пункт 1 Устава ЮНЕСКО устанавливает обязательство этой организации "сохранять, увеличивать и распространять знание благодаря поддержанию сотрудничества между народами во всех областях интеллек­туальной деятельности, обмену публикациями и другими информационными материалами и введению методов междуна­родного сотрудничества с целью предоставления народам всех стран доступа к печатным и опубликованным материалам лю­бой страны".

В последующие годы право на информацию включается в многочисленные декларации и конвенции. Прежде всего это Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), впервые зак­репившая максимально полный перечень прав и свобод чело­века (гражданских, политических, экономических, соци­альных).

В соответствии со ст. 19 Декларации "каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений, искать, получать и распространять инфор­мацию и идеи любыми средствами и независимо от государ­ственных границ". Из этого следует, что право на информа­цию рассматривается как часть другого, более широкого по­нятия — права на свободу убеждений и их свободное выраже­ние.

Как известно, Декларация сама по себе не содержит для подписавших ее государств обязательных международно-пра­вовых норм. Она имеет рекомендательный характер. Но на ее основе разрабатываются и заключаются международные до­говоры (приняты два пакта о правах человека). Дальнейшее развитие принцип свободы информации получил в Пакте о политических, и экономических правил (1966 г.), который уточ­нил положения Всеобщей декларации прав человека. Нормы, относящиеся к праву человека на информацию, включены в ст. 19 указанного Пакта:

"1. Каждый человек имеет право беспрепятственно при­держиваться своих мнений.

2. Каждый человек имеет права на свободное выражение своего мнения. Это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи".

В последние десятилетия стали стремительно создавать­ся международные системы, включающие базы и банки пер­сональной информации. Например, это объединение инфор­мационных центров и систем органов полиции разных стран в целях оперативной пересылки криминальной информации.

В этой связи был подготовлен и принят ряд документов в области международного информационного права:

Резолюция Европейского парламента от 8 мая 1979 г. "О защите прав личности в связи с прогрессом в области инфор­матики".

Рекомендации Организации по сотрудничеству и эконо­мическому развитию от 23 сентября 1980 г. "О руководящих направлениях по защите частной жизни и межгосударствен­ном обмене данными персонального характера".

Европейская конвенция "Об автоматизированной обработ­ке данных персонального характера" от 28 января 1981 г.

Конвенция Совета Европы № 108 "О защите личности при автоматизированной обработке персональных данных" (1981 г.).

Рекомендации Совета Европы о персональных данных, используемых в целях обеспечения социальной защиты от 23 ян­варя 1986 г.

Директива Совета Европейского сообщества от 14 мая 1991 г. о юридической защите компьютерных программ.

Федеральное информационное право не достигло необ­ходимой целостности. Не решена такая проблема, как постро­ение рациональной системы данной отрасли. Необходима раз­работка адекватных методов правового регулирования. Следу­ет подготовить и принять федеральные законы: Об информа­ционном обеспечении экономического развития и предприни­мательской деятельности; О правовой информации; О персо­нальных данных; О праве на информацию; Об информатиза­ции регионального развития; О служебной тайне.

§ 2. Юридическая природа федерального информационного права

Федеральное информационное право — это совокупность норм и институтов, регулирующих информационные отноше­ния, т. е. общественные отношения, возникающие в процессе производства и потребления информации.

Принято значительное число федеральных законов, ука­зов Президента Российской Федерации и постановлений Пра­вительства РФ по вопросам информационного права. Юриди­ческие нормы, касающиеся информации, содержатся и в иных, "тематических" законах — актах, посвященных конкретной проблематике, — регулированию экономики, политических от­ношений, экологии, научно-технического прогресса и т. д.

Эти нормы должны соответствовать основным принципам законодательства в сфере информации и информатизации, всем его требованиям.

В состав информационного права входят следующие воп­росы (объект регулирования):

права граждан и других субъектов права на информацию;

правовой режим информации и информационных ресурсов;

государственная политика и управление в сфере инфор­мации и информатизации;

правовое положение информационных центров и автома­тизированных систем;

вопросы собственности, владения и распоряжения;

правовые вопросы, возникающие при оказания информа­ционных услуг;

информация в условиях рынка и развития предпринима­тельства;

индустрия информатизации, информационные ресурсы;

международно-правовое сотрудничество в сфере инфор­мации и информатизации.

Особенная часть данного законодательства регулирует ин­формационные отношения, которые складываются в различ­ных сферах и направлениях общественного развития. Каждое направление представлено одним или несколькими законами и другими нормативными правовыми актами (например, зако­нодательство о средствах массовой информации).

В настоящее время интенсивно формируются первичные институты информационного права. К их числу относятся: право на информацию, институт персональных данных, информационной безопасности, правовой режим, информационных ресур­сов.

В рамках законодательства об информации и информати­зации уже формируются важные принципы. Основные из них сформулированы в принятом Межпарламентской Ассамблеей СНГ Рекомендательном законодательном акте "О принципах правового регулирования информационных отношений в госу­дарствах — участниках Межпарламентской Ассамблеи" от 23 мая 1993 г.

Вместе с темформируются две презумпции:

1) презумпция открытости информации: информация счи­тается по режиму доступа открытой до тех пор, пока ее вла­делец не докажет необходимости ее закрытия на законных основаниях;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.