Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 3. Обязанности государства в сфере 3 страница




2) презумпция истинности компьютерной информации: информация, представленная в электронной форме, считает­ся истинной до тех пор, пока не будут установлены факты, говорящие об обратном.

Некоторые специалисты по информационному, праву выд­вигают идею "компьютерного права". Эта идея вызывает серь­езные возражения.

Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятель­ство, что объекты "компьютерного права" не образуют цело­стного единства, фрагментарно касаясь самых различных об­щественных отношений. Поскольку применение компьютеров проникает во все сферы общества, возникает задача правово­го оформления этих процессов, что достигается путем диф­фузии различных норм, так или иначе связанных с компьюте­ризацией, в большинство отраслей права и законодательства.

Концепция компьютерного права не находит поддержки у законодателя. Об этом свидетельствует, например, Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных"* — типичный "компьютерный" закон. Однако он относит вопросы охраны программ и баз данных не к компьютерному праву, а к авторскому. Программам для ЭВМ предоставляется правовая охрана как произведениям, литературы, а базам данных, как сборникам. Аналогичная позиция, отражена и в другом "компь­ютерном" законе — "О правовой, охране, топологий интеграль­ных микросхем" от 23 сентября 1992 г.**

* Российская газета. 1992. 20 окт.

** Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №42. Ст. 2328.

 

При определении статуса "компьютерного права" следует принять во внимание юридический принцип экономии право­вых средств. Количество отраслей права и отраслей законода­тельства не должно увеличиваться без особой необходимости. Компьютеризация — одно из средств решения задачи инфор­матизации, и поэтому нормы "компьютерного права" должны рассматриваться как часть законодательства в сфере инфор­мации и информатизации.

Информационные отношения, связанные с производством и использованием компьютеров, должны регулироваться нор­мами и принципами уже сложившихся норм права. Так, обя­зательственные отношения (гражданско-правовые договоры, обязательства из причинения вреда), возникающие в сфере применения компьютеров, охватываются нормами Граждан­ского кодекса РФ, трудовые отношения — нормами трудово­го права. Конечно, в этих случаях необходимо издание неко­торых дополнительных нормативных актов.

Законодательство об информации и информатизации при­звано в качестве одной из своих задач создать условия для вклю­чения информации и информационных ресурсов в экономичес­кий оборот. Определенную роль в решении этой проблемы дол­жны играть нормы обязательственного права (раздел III Граж­данского кодекса РФ), нормы об оперативном управлении (ст. 296) и хозяйственном ведении (ст. 295) и некоторые иные.

ГК РФ конкретизирует некоторые гражданско-правовые нормы применительно к информационным связям субъектов. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 139 ГК РФ лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет слу­жебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причи­ненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работ­ников, разгласивших служебную или коммерческую тайну воп­реки трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сде­лавших это вопреки гражданскому договору.

ГК РФ впервые в истории российского права ввел поня­тие информации в состав понятий гражданского права:

В соответствии со ст. 128 (виды объектов гражданских прав) наряду с вещами, ценными бумагами, имуществом, имуще­ственными правами, результатами интеллектуальной деятель­ности, нематериальными благами в число объектов данной сферы включена и информация.

Важной проблемой является применение в сфере информационных отношений права собственности. В некоторых нор­мативных актах понятие права собственности распространя­ется и на информацию. Такие законодательные решения, бу­дучи не обоснованными ни теоретически, ни практически, порождают множество проблем.

Гражданский кодекс РФ относит институт права собствен­ности исключительно к институтам вещного права (Раздел II — Право собственности и другие вещные права).

Выражение "право собственности на информацию" юри­дически некорректно. Информация обладает уникальными свой­ствами. Так, ее можно передать одновременно очень большо­му числу субъектов. Информация неистребима. Если владелец информации продал ее другому субъекту, то он не лишился этой информации. Своеобразно и понимание терминов "хище­ние информации", "присвоение информации".

Правильный подход к данной проблеме намечен в Феде­ральном законе "Об информации, информатизации и защите информации": право собственности относится не к информа­ции, а к ее материальным носителям — информационным ре­сурсам, документам. Информационные ресурсы есть элемент состава имущества соответствующего субъекта (ст. 6).

Правильная позиция отражена и в ряде иных актов. Так, Основы законодательства об архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. устанавливают право собственности на архив­ные фонды и документы.*

* Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 39. Ст. 619.

 

В соответствии с Федеральным законом "Об участии в международном информационном обмене" собственник доку­ментированной информации, информационных ресурсов, ин­формационных продуктов и/или средств международного ин­формационного обмена — субъект, реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объекта­ми в объеме, устанавливаемом законом.

Итак, информация как таковая не может быть объектом права собственности поскольку она представляет собой абст­рактный, идеальный объект, между тем как право собствен­ности гражданский закон связывает с материальными, веще­ственными объектами.

Информационное право — одно из наиболее динамичных направлений развития законодательства РФ. Согласно имею­щимся прогнозам, XXI век будет веком глобальной информатизации и компьютеризации. Значительное развитие получат многочисленные компьютерные сети и системы.

Интенсивность подготовки и принятия федеральных зако­нов об информации и информатизации и других нормативных правовых актов в данной сфере должна быть повышена (по крайней мере, она не должна понижаться).

Принятие Государственной Думой 25 января 1995 г. Феде­рального закона "Об информации, информатизации и защите информации" является важнейшим событием в рассматривае­мой сфере. Его иногда называют базовым. Он формулирует от­правные начала для последующего развития всего законода­тельства в данной сфере. Значение этого акта в развитии все­го законодательства об информации и информатизации в том, что он регулирует отношения, возникающие при формирова­нии и использовании информационных ресурсов на основе со­здания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, рас­пространения и предоставления потребителю документирован­ной информации.

Закон является комплексным актом. В нем имеются такие понятия, как собственность, владение, распоряжение, инфор­матизация, государственная политика информатизации, на­циональное достояние, товар, услуги и др.

Из других особенностей данного Федерального закона надо отметить следующие:

законодательное закрепление субъектов, основных направ­лений, форм и методов политики информатизации (ст. 3);

установление правового режима информационных ресур­сов и их видов, определение и закрепление роли информаци­онных ресурсов в процессе информатизации;

установление юридического порядка сертификации инфор­мационных систем;

введение легального понятия информации и производных понятий, таких, как информационная система, документиро­ванная информация, информационные процессы, информация о гражданах и др.

Закон определяет также правовой режим информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Статья 17 устанав­ливает, что они могут быть объектом права собственности.

В соответствии со ст. 10 указанного Закона отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут быть объявлены общероссийским национальным достоянием. Вмес­те с тем Закон не содержит указаний на то, какие именно федеральные ресурсы к ним относятся. Следует полагать, что национальным достоянием могут быть крупные государствен­ные библиотеки, архивные фонды и др.

В то же время данному акту присущи определенные не­достатки. Прежд'ё всего в нем неточно определен предмет пра­вового регулирования. В одном акте рассматриваются две до­вольно обширные темы:

а) информатизация;

б) правовой режим информации.

Вместе с тем эти темы (проблемы) являются самостоя­тельными и должны быть рассмотрены в отдельных актах. Именно по такому пути развивается законодательная прак­тика некоторых стран СНГ. Так, самостоятельные законы об информатизации приняты в Молдавии и Узбекистане. На Ук­раине принят закон "Об информации" (1993 г.). Такой подход позволил более полно рассмотреть и решить каждую про­блему.

Отдельные части Закона не сбалансированы, имеются дек­ларативные положения. Слишком широко определено поня­тие "информационные ресурсы". Так, оно включает и отдель­ные документы (ст. 2), что следует признать неправильным.

Федеральное информационное право формирует юриди­ческие условия для развития рыночных отношений в сфере информатики. В качестве одного из направлений государствен­ной политики информатизации признается содействие созда­нию рынка информационных ресурсов, услуг, информацион­ных систем и технологий, средств их обеспечения.

Информационное право вводит понятие государственной политики информатизации и содержит указания на ее основ­ные направления и средства реализации. В законодательном порядке введено понятие "персональные данные" ("информа­ция о гражданах").

Идеи Закона об информации, информатизации и защите информации нашли своё последовательное развитие в ряде других федеральных законов и подзаконных нормативных ак­тов, имеющих тематический характер, т. е. посвященных кон­кретным сферам правового регулирования. Например, это Фе­деральные законы "Об акционерных обществах" от 24 ноября 1995 г., "О Конституционном Суде РФ" от 24 июня 1994 г., "О бе­зопасности" от 5 марта 1992 г., "О внешней разведке" от 8июля 1992 г., "О рекламе" от 18 июля 1995 г., "О науке и государ­ственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. В приведенных документах широко применяется термин "ин­формация", определен правовой режим отдельных ее видов, урегулированы права и обязанности субъектов соответствую­щих информационных отношений. В качестве синонимов юри­дического термина "информация" используются такие поня­тия, как "сведения", "документы", "данные", "материалы", "служебная тайна" и др.

Основной целью развития законодательства России об ин­формации и информатизации является:

создание полной системы нормативных правовых актов;

повышение эффективности действующих информацион­ных норм;.

создание новых направлений правового регулирования (информатизация политической сферы).

В будущем появятся новые объекты правового регулиро­вания. Так, возрастет роль политической информации. Вопро­сы правового регулирования информационных отношений, свя­занных с производством, распространением и потреблением политической информации, регулируются в Федеральном за­коне "О выборах депутатов Государственной Думы Федераль­ного Собрания РФ", в проектах федеральных законов: О по­литической рекламе, О государственной автоматизированной системе "Выборы". В этой сфере необходимо подготовить и при­нять самостоятельный консолидирующий федеральный закон.

Литература

Агапов А. Б. Основы федерального информационного пра­ва России. М., 1995.

Бачило И. Л., Сергиенко Л. А. Анализ законодательства Российской Федерации в области информации и информатиза­ции // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1993. № 8.

Бачило И. Л. Правовое регулирование процессов инфор­матизации // Государство и право. 1994. № 12.

Бачило И. Л. О праве на информацию в Российской Феде­рации. М., 1998.

Гаврилов О. А. Законодательство России об информации и информатизации // Правовая информатика. Вып. 2. М., 1998.

Гаврилов О. А. Теоретические проблемы развития законо­дательства в сфере информация и информатизации // Науч­но-техническая информация. Серия 1. 1995. № 1.

Гальперин Л. Б., Михайлова Л. А. Интеллектуальная соб­ственность, сущность и правовая природа / Право промыш­ленной и интеллектуальной собственности. Новосибирск, 1992.

Ермошина Е. В. Международный информационный обмен. М., 1989.

Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М., 1996.

Законодательные проблемы информатизации общества // Труды Института законодательства и сравнительного право­ведения. Вып. 52. М.,1992.

Кейзеров И. М., Шамба Т. М. Интеллектуальная собствен­ность и культурные ценности (проблемы социально-правовой защиты). М., 1994.

Копылов В. А. Вопросы формирования и развития инфор­мационного законодательства // Информационные ресурсы России. 1995. № 6.

Кристальный Б. В. Вопросы информационного законода­тельства в свете принятия России в Совет Европы // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1996. № 7.

Крылов В. В. Расследование преступлений в сфере ин­формации. М., 1998.

Симкин Л.. С. Программы для ЭВМ: правовая охрана. М., 1998.

Приложение 1. Нормативные акты

Конституция Российской Федерации

(Извлечения)

Человек, его права и свободы являются высшей ценнос­тью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Не­опубликованные законы не применяются. Любые норматив­ные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обя­занности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации яв­ляются составной частью ее правовой системы. Если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра­вила международного договора.

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общеприз­нанным принципам и нормам международного права и в соот­ветствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доб­рого имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ог­раничение этого права допускается только на основании су­дебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение ин­формации о частной жизни лица без его согласия не допуска­ются.

2. Органы государственной власти и органы местного са­моуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каж­дому возможность ознакомления с документами и материала­ми, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, пере­давать, производить и распространять информацию.любым законным способом. Перечень сведений, составляющих госу­дарственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой, информации. Цензура запрещается.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоя­тельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, вле­чет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую сре­ду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмеще­ние ущерба, причинённого его здоровью или имуществу эко­логическим правонарушением.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

3. Каждый вправе в соответствии с международными до­говорами Российской Федерации обращаться в межгосудар­ственные органы по защите прав и свобод человека, если ис­черпаны все имеющиеся внутригосударственные средства пра­вовой защиты.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ог­раничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в со­ответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с ука­занием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Россий­ской Федерации и в ее отдельных местностях может вводить­ся при наличии обстоятельств и в порядке, установленных фе­деральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмот­ренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46—54 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. № 24-ФЗ*

* СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

формировании и использовании информационных ресур­сов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хране­ния, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

2. Настоящий Федеральный закон не затрагивает отноше­ний, регулируемых Законом Российской Федерации "Об ав­торском праве и смежных правах".

Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения

В настоящем Федеральном законе используются следую­щие понятия:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их пред­ставления;

информатизация — организационный социально-экономи­ческий и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, обществен­ных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) — зафикси­рованная на материальном носителе информация с реквизита­ми, позволяющими ее идентифицировать;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная система — организационно упорядочен­ная совокупность документов (массивов документов) и инфор­мационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информаци­онные процессы;

информационные ресурсы — отдельные документы и от­дельные массивы документов, документы и массивы докумен­тов в информационных системах (библиотеках, архивах, фон­дах, банках данных, других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) — све­дения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражда­нина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации;

средства обеспечения автоматизированных информацион­ных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (про­граммы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и клас­сификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инструкции; схемы и их описания, другая экс­плуатационная и сопроводительная документация), использу­емые или создаваемые при проектировании информационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения -— субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользо­вания, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения — субъект, осу­ществляющий владение и пользование указанными объекта­ми и реализующий полномочия распоряжения в пределах, ус­тановленных законом;

пользователь (потребитель) информации — субъект, об­ращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.