КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Профильная дифференциация курсов информатики
СТУПЕНИ ШКОЛЫ ИНФОРМАТИКЕ НА СТАРШЕЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ КАК СРЕДСТВО
Дифференциация обучения — важная задача современной школы. Она позволяет реализовать многообразие образовательных траекторий, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе. Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом. Этому способствует сам характер информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Заметим, что даже базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках. Однако истинная дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одного и того же материала, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных курсов. Подобное возможно лишь на старшей ступени школы, после изучения базового курса информатики. В нормативном плане возможность реализации дифференциации в изучении информатики обеспечена рядом документов Министерства образования РФ. Согласно решению коллегии Министерства образования РФ от 22 февраля 1995 г. № 4/1 рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе, предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический, базовый и дифференцированный. При этом место для дифференцированного этапа — старшая школа, т.е. X — XI классы (а в перспективе при переходе к 12-летней школе — XI—XII кл.). Указанное решение базируется, в частности, на проекте Государственного образовательного стандарта по информатике, победившего на конкурсе Министерства образования в 1995 г. Общие цели и задачи профильно-дифференцированных курсов информатики таковы: • способствовать учету интересов каждого из учащихся; • учитывать направленность допрофессиональной подготовки; • формировать основы научного мировоззрения; • способствовать развитию мышления учащихся; • готовить учащихся к практическому труду, продолжению образования; • развивать и профессионализировать навыки работы с компьютером. Вопрос о типологии дифференцированных курсов информатики достаточно важен, поскольку стихийное планирование таких курсов не способствует реализации целей образования и не содействует закреплению за информатикой подобающего ей места в школе. Примем за основу типологию, предложенную А. А.Кузнецовым, Л. Е. Самовольновой и Н. М. Угриновичем при обсуждении концепции содержания обучения информатике в 12-летней школе, и опишем ее. При определении содержания профильных курсов выделяются два типа таких курсов — фундаментальные и прикладные. Для фундаментальных курсов ведущей функцией провозглашается формирование научного мировоззрения, а для прикладных — подготовка к практической деятельности. Направления дифференциации содержания профильных курсов информатики первого типа определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в школе (классе). Если взять основные направления специализации школы по таким образовательным (предметным) областям, как: • филология, • обществознание, • математика, • естествознание, • технология, то для каждого из них возможен свой набор профильных курсов информатики. В каждом из таких курсов изучается тот раздел информатики, предмет которого пересекается с предметом соответствующей науки. Основная задача курсов подобного типа — развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики — «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой (моделирование, формализация и т.д.). Профильные курсы информатики второго типа — прикладные — дифференцируются не по предметным областям, а по критерию вида информационной деятельности. Основное назначение таких курсов — формирование (развитие) навыков использования методов и средств научно-информационных технологий (НИТ) в различных областях. Виды информационной деятельности человека (сбор, обработка, хранение информации) инвариантны конкретным предметным областям, поэтому основным критерием дифференциации содержания обучения является здесь структура и компоненты информационной деятельности. Все сказанное отражено в табл. 13.1. В ней в основу классификации положены предметные (образовательные) области, определенные в приказе Министерства образования № 56 от 30 июня 1999 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования». Отметим, что в этой классификация информатика фигурирует как составляющая образовательной области «Математика» и поэтому явно не отражена. Таблица 13.1
Что же касается конкретных курсов, то в принципе их может быть много. В табл. 13.2 и 13.3 даны типичные названия возможных профильных курсов для каждой из образовательных областей и видов информационной деятельности. В последующих главах некоторые из таких курсов описаны детально. Таблица 13.2
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |