Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IV. Выбор потребителя. Принятие решения о покупке




Модель идеального представления

 

 
 
Дik = ∑ Wjk│Bijk - Iÿk

 

 


7. Модель ожидаемой значимости (многофакторная/мультиатрибутивная модель)

 

Xi = ∑ Wij * xi

 

xifij

xi = n

∑fij

Покупка является заключительным этапом процесса принятия решения потребителем, когда оформляется сделка купли-продажи между продавцом и потребителем, оплачи­вается товар и передается покупателю.

По критерию покупочных намерений все покупки делят­ся на специфические запланированные, в целом запланиро­ванные, заменители, незапланированные, внутримагазинные.

Специфическая запланированная покупка наблюдается при покупке определенного товара, выбранного до посещения магазина. Эти покупки отличаются высокой вовлечен­ностью и расширенным решением проблемы.

Покупки, запланированные в целом, – это покупки, планируемые на уровне вида товара без выбора конкретной марки, например, колбасы вареной без выбора конкретной торговой марки или сорта.

Покупки-заменители представляют собой вариант при­обретения товаров, заменяющих по своим функциональным свойствам запланированные покупки. На такое решение обычно определяющее воздействие оказывают внутримагазинные факторы.

Незапланированные (импульсивные) покупки происхо­дят под влиянием момента, отличаются возбужденностью покупателя, неудержимостью, последствия покупки не осоз­наются и игнорируются.

Внутримагазинные решения включают в себя заплани­рованные в целом, заменители и незапланированные покуп­ки. В такой ситуации на покупателей оказывают воздействие внутримагазинные маркетинговые факторы: стимулирование сбыта, размещение товара, планировка магазина, работа торгового персонала.

Типы покупательского пове­дения.

Обычно выделяют четыре типа покупательского пове­дения потребителей, которые различаются по степени заин­тересованности (вовлеченности) в процесс покупки и осозна­ния различий между брендами (товарами): комплексное (сложное), неуверенное (сглаживающее диссонанс), привыч­ное покупательское поведение и поисковое поведение, ори­ентированное на широкий выбор товаров.

1. Комплексное покупательское поведение потребителей ха­рактеризуется высокой степенью вовлеченности их и суще­ственными различиями между брендами в сознании покупа­телей. Это относится к редким дорогим покупкам, сопря­женным с большим риском, товар покупается нечасто или служит средством самовыражения. Как правило, потреби­тель в такой ситуации не обладает достаточной информацией о данной категории товаров и ему необходима дополнитель­ная информация.

2. Неуверенное покупательское поведение наблюдается в тех случаях, когда потребители характеризуются высокой степенью вовлечения, но плохо разбираются в отличиях то­варов-аналогов, различия между брендами в их сознании ме­нее существенны.

Высокая степень вовлечения обусловлена тем, что покуп­ка сама по себе рискованна, совершается редко, а стоимость товара высока. После покупки потребители могут испытать некоторую неудовлетворенность (когнитивный диссонанс), если заме­тят в товаре определенные недостатки или услышат положи­тельные отзывы о других марках (производителях, продав­цах). Поэтому маркетинговая стратегия продавца (произво­дителя) должна быть направлена на обеспечение потребите­ля информацией, подтверждающей преимущества товара, и помогла бы ему остаться довольным покупкой.

3. Привычное покупательское поведение имеет место при низкой степени вовлечения потребителя и незначительных различиях между брендами. При этом потребители не прояв­ляют особого интереса к товарам данной группы, а просто за­ходят в магазин и приобретают товар. Такое поведение наблюдается при покупке многих дешевых, постоянно и часто приобретаемых товаров (спичек, соли, сахара и др.).

При этом отсутствует необходимость активного поиска информации о брендах, оценки характеристик различных марок и тщательного обдумывания решения о покупке.

4. Поисковое покупательское поведение потребители проявляют при низкой вовлеченности, но значительных различиях между предлагаемыми брендами. В этом случае они не ориентируются на какой-то один товар.

Например, покупая определенный торт, потребитель мо­жет выбирать наиболее понравившуюся ему начинку, не за­думываясь при этом над его качеством, которое будет оцене­но уже в процессе потребления. В следующий раз он может выбрать другой бренд (торт с другой начинкой), чтобы попробовать что-то другое. Смена торговых марок обусловлена при этом широким ассортиментом схожих товаров, тягой к разнообразию, а не неудовлетворенностью определенной торговой маркой.

Выбор потребителя по степени сложности делится на три типа:

Ø Рутинный (простой и привычно решаемый без особых усилий: покупка товаров повседневного, текущего спроса – хлеба, моющих средств, канцтоваров).

Ø Решение ограниченных проблем (покупка товаров, содержащих элемент новизны и неопределенности до определенного предела – покупка продуктов питания дифференцированного предложения (кофе, чай, полуфабрикаты), простых домашних приборов.

Ø Решение жизненно важных проблем (расширенные покупки, отличающиеся высокой сложностью в силу своей новизны и высокой неопределенности решения: покупка компьютера, информационной системы).

Большинство потребителей – это семейные люди, веду­щие совместное домашнее хозяйство и принимающие кол­лективные решения наподобие «закупочного центра» в орга­низациях, что предполагает неформальное распределение соответствующих ролей (покупателя, пользователя и пла­тельщика) между отцом, матерью и детьми. Причем для каждой товарной марки и стадии процесса покупки это рас­пределение будет своим. Знание характера распределения ролей и влияния супругов позволяет своевременно адаптиро­вать товарную, ценовую и коммуникационную политику к реальным клиентам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 79; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.