КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Квалификация учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ ГОС: Предмет и задачи риторики. Общая и частная риторики. Основные этапы развития риторики. Риторический идеал. Общение и коммуникация. Виды и стили общения. Постулаты общения. Невербальные средства общения. Коммуникативная ситуация, ее составляющие. Коммуникативные намерения. Речевая ситуация. Речевая стратегия и тактика. Специфика педагогического общения. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Текст как продукт речевой деятельности. Речевой жанр. Профессиональные речевые жанры. Этапы создания текста. Коммуникативные качества речи. Устная речь, ее основные жанры. Межличностное речевое взаимодействие. Типы собеседников и типы беседы. Модели беседы. Дидактическая беседа. Публичное выступление. Общие принципы управления вниманием аудитории. Структура публичного выступления. Основные жанры и виды речей (информирующая речь, аргументирующая речь, эпидейктическая речь). Письменная речь. Письменные высказывания, их особенности, основные жанры, приемы создания. Устные и письменные высказывания профессионального характера. Письменные и устные речевые жанры в профессиональной деятельности. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета. Пояснительная записка Программа курса «Риторика» включает в себя три основных раздела: «История классической и новой риторики», «Теория риторического творчества», «Практика ораторского мастерства». Необходимость «Риторики» обусловлена стремлением снабдить студентов знаниями полного цикла риторического изобретения, что позволяет активно включить их в самостоятельную работу, обеспечив тем самым практическое овладение риторическими умениями. Первый раздел: «История классической и новой риторики» знакомит студентов с историей возникновения и развития риторики в Западной Европе и России, привлекая для анализа тексты знаменитых ораторов и теоретиков риторики – вплоть до нашего времени (неориторика). Второй раздел: «Теория риторического творчества» предполагает поэлементную отработку и закрепление риторических умений и навыков, углубленное проникновение в теоретические основы науки. Третий раздел: «Практика ораторского мастерства» помогает студентам овладеть законами и правилами риторики в речи, уметь анализировать и оценивать эффективность любых видов речи других ораторов. Студенты познают технологию изобретения содержания, формы, образов и т.д., учатся соотносить свои ораторские и гомилетические возможности с конкретной ситуацией речевого общения, выстраивать модель своего индивидуального авторского стиля, определять основные направления его совершенствования. В результате обучения студент должен владеть жанром статьи, эссе, публичного выступления, интервью и т.д. Цель дисциплины: способствовать реализации в речевой практике формулы личностного проявления человека в Слове: этос, логос, пафос. Задачи дисциплины: · воспитать в учащихся представление о значении речевых коммуникаций как инструмента организации любой человеческой деятельности; · передать знания о практической роли языка в создании оптимальных форм общественных взаимодействий; · способствовать формированию собственной речи студента как средства и способа выражения личности, орудия общения и обучения; · показать возможности использования знаний из области теории и практики риторики в профессиональной деятельности. Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен: Знать · основные требования, предъявляемые к связной устной и письменной речи; · ведущие критерии, применяемые к оценке публичного выступления; · основные правила ведения дискуссии, дебатов, круглых столов и т.д. · основы делового общения и делопроизводство в аспекте риторики; · теоретический материал, относящийся к этапам формирования риторического идеала; Уметь · адекватно реализовывать свои коммуникативные намерения; · демонстрировать мастерство оратора в различных, устных и письменных, речевых жанрах; · активно использовать словарь профессиональной лексики; Иметь представление · о вкладе отечественных и зарубежных риторов в формировании основных принципов риторики; · о современном состоянии риторической науки; Владеть навыками · самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками; · самостоятельной подготовки сообщения перед аудиторией; · самостоятельной подготовки письменной работы в требуемых учебных речевых жанрах (реферат, курсовая работа, дипломная работа и т.д.); Воспитательное значение курса: курс риторики содержит богатый материал по проблемам разумного и эмоционального воздействия на адресата речи, но вопрос об этике оратора остается первостепенным. От его решения зависит эффективность воспитательного аспекта курса. Подлинно-нравственная публицистика противостоит тому, чтобы свобода слова обернулась свободой от нравственных законов в жизни общества. Это особенно важно, учитывая функцию литературы как орудия нравственного воспитания, и специфику профессиональной педагогической деятельности. Требования к уровню освоения программы и формы контроля Программный материал усвоен, если студент, помимо овладения теоретической частью курса, хорошо владеет навыками риторического анализа текстов; способен самостоятельно подготовить устное выступление в избранном им жанре; владеет системой жанров как устной, так и письменной речи. Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, через систему практических заданий по курсу в рамках лекций, тестирование и другие виды самостоятельной работы, предусмотренные модульно-рейтинговой системой (см. Технологическую карту). Предварительные итоги подводятся по результатам дисциплинарных модулей 1 и 2. Если студент получает необходимое количество баллов, он освобождается от зачета (9 семестр). Принципы отбора содержания и организации учебного материала Принципы отбора материала в практике оратора и качество его интерпретации призваны противостоять дисгармоническим тенденциям в современной жизни, напомнить о том, что ораторское искусство издавна понималось как духовно-нравственная деятельность. Соответственно, для теоретического и практического усвоения предлагаются тексты античных и современных ораторов, которые поднимают серьезные нравственные проблемы и отличаются богатством риторических приемов. С опорой на опыт, полученный в результате освоения смежных дисциплин (Культура речи, Введение в литературоведение, Теория литературы, Философия), осваивается риторический канон в его теоретическом и практическом воплощении. В проведении занятий по Риторике участвуют работодатели: Учитель истории, тьютор МОУ «Изборский лицей» Матвеева Ю.Е.; учитель русского языка и литературы, завуч МОУ «Изборский лицей» Иванова Е.Г. В УМК введены виды заданий, ориентированные на ЕГЭ.
РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |