Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическое занятие № 3




Источники

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Гл.XIII (в любом издании); Золотой телёнок. Гл. XXVIII (в любом издании).

 

Выводы. В результате рассмотрения проблемы «штампов» мы пришли к заключению об их сложной соотнесенности с обязательными для речевой культуры «общими местами», топосами (Аристотель) как носителями неизменного содержания жизни, закрепленного в устойчивой словесной формульности. Искусство оратора – в том, чтобы различать «коренные ситуации» жизни (С.Г. Бочаров), фокусирующие в себе интеллектуальный и житейский опыт человечества, от мертвых штампов. Нужно помнить правило: оратор творит новое, отталкиваясь от общеизвестного, к которому следует относиться с неизменным уважением. Только соблюдая это правило, можно сказать новое слово о мире.

Вместе с тем, следует подчеркнуть обязательность «штампов» в политических, деловых, судебных, ритуальных и других видах речи. Но, употребляя их, нужно помнить основной риторический принцип, основанный на необходимости соотнесения общего с частным, на взаимопроникновении индивидуально-авторского и общепринятого.

 

Литература

1. Аристотель. Риторика // Античные риторики. М., 1978.

2. Гаспаров М.Л. Топика и композиция гимнов Горация // Гаспаров м. л. Избранные труды. Т.1.М., 1997.

3. Зеленецкий К.П. Топики // Риторика. Специализированный проблемный журнал. М.,1998. №1.

4. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие. 9-11 кл. - М., 1994.

5. Львов М.Р. Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1996.

6. Маров В.Н. Похвальное слово «общим местам» // Риторика. Специализированный проблемный журнал. М., 1996. №3.

7. Цицерон. Топика // Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи. Письма. М., 1994.

СЛОВАРЬ

Топос –

ТОПОСЫ, ТОПЫ (гр.topoi, loci) – общие места. В риторике: логические модели развития мысли о предмете речи. За каждой из них стоит многократно проверенная на разных темах и в разных ситуациях логическая операция «умножения идей» (М.В. Ломоносов). ТОПИКА (совокупность топов) предстает совокупностью смысловых ходов и занимаемых ими позиций, а также доминирующих признаков в характеристике явления. Последователь Аристотеля и Цицерона, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» перечисляет следующие топы: род и вид; целое и части; свойства материальные; свойства жизненные; имя; действия и страдания; место; время; происхождение; причина; предыдущее и последующее; признаки; обстоятельства; подобия; противные и несходные вещи; уравнения (ч.1, гл. 1).

В другом понимании, топосы – это ценностное суждение, признаваемая всеми истина, общеупотребительная мысль, имеющая прочное нравственное основание. Напр.: Природу нужно беречь; Люби своих родителей, как себя самого и т.д.

Кроме того, со временем выражение «общее место» получило отрицательно-оценочную трактовку – это стандартная мысль, избитое суждение, не содержащее ничего нового речевое клише.

 

 

 

Тема: Диалогичность как признак речевого общения.

Цель занятия: дать понятие о функционировании диалогичности как движущего начала речи.

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите о личности греческого философа Сократа (ок. 470-399 до н.э.) и его вкладе в развитие риторики.

2. Познакомьтесь с книгой ученика Сократа Платона (427-ок. 347) «Диалоги». Разъясните смысл введенной Сократом формы общения, выраженной приемом «сократический диалог».

3. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент диалога Сократа с полководцем Лахесом и покажите на данном примере, как строится «сократический диалог».

4. Произведите риторический разбор знаменитой речи Цицерона в Сенате в защиту Марцеллия. Покажите, что она представляет собой не монолог, а свернутый диалог. Как Цицерон использует то, что в политике теперь принято теперь назвать «двойной стандарт»? (текст выдается преподавателем на занятии)

5. Опираясь на опыт античной риторики, выявите начала диалогичности в речи Ф.М. Достоевского на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве в 1880 г. Переделайте предложенный фрагмент речи таким образом, чтобы монолог превратился в диалог (текст выдается преподавателем на занятии)

6. Подумайте над тем, каким образом открытия античной риторики способствовали формированию теории романного жанра М.М. Бахтина. Приведите примеры из книги «Проблемы поэтики Достоевского».

Выводы.

В широком понимании диалог (диалогичность) является свойством всякого речевого общения во всех сферах жизни: диалогично общение в целом, речь всегда обращена к кому-то, текст всегда имеет адресата. Таким образом, признаками диалогичности должно обладать любое речевое произведение: и научная дискуссия, и деловой доклад, и политическое выступление.

Диалогичность имеет и философско-этический, педагогический характер («сократический диалог»); ею обеспечивается эффективность политического красноречия (речи Цицерона), и любой убеждающей речи, цель которой – активное воздействие на слушателя, вовлечение его в диалог. Диплогичность становится основой полифонического романа Ф.М. Достоевского.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 59; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.