Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Карнеги Дэйл. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М.. 1994.




Волков А. Основы русской риторики. М., 1996.

Занятие 1

Цель занятия: дать понятие о риторическом каноне, раскрыть значение инвенции в составе риторики

Вопросы для обсуждения:

1. Опираясь на специальную литературу, раскройте понятие риторического канона. Какое место в нем занимает инвенция? Выпишите термины в Словарь.

2. Изучите текст главы 13 («Дышите глубже: вы взволнованы!») из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1927). В какой речевой ситуации оказались главные герои – Гаврилин и Треухов?

3. Какие правила риторики они нарушили в своих выступлениях?

4. Присутствует ли в выступлениях ораторов полноценная инвенция? В какой степени на ее характер влияют исторические условия, обстоятельства эпохи конца 20-х годов?

5. Как реагируют «толпа» и корреспонденты на подряд звучащие бессодержательные речи? Почему?

6. Является ли «образцовой» речь французского коммуниста?

7. В чем различие между содержательной (продуктивной) риторикой и фразерством? Чем «общее место» отличается от «штампа»?

8. Выберите одно из возможных объяснений курьезного происшествия с Гаврилиным, Треуховым и другими ораторами: 1. недостаточная общая культура; 2. отсутствие ораторской подготовки; 3. слабое владение предметом речи; 4. психологическая и моральная зависимость от идеологической атмосферы времени.

 

Выводы. Представленный текст явственно обнаруживает разницу между эдуктивной и продуктивной разновидностями риторики. Продуктивность выступления, в частности, обеспечивается продуманной и эффективно реализованной инвенцией. Сатира писателей направлена на инерционное воспроизведение привычного лексикона эпохи без наполнения его конкретным смыслом. Эта тревожная тенденция в той или иной мере присутствует во все времена.

Источники

Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Гл. XIII. «
(в любом издании).

Литература

1. Безменова Н.А. Схема концепции риторики. Инвенция // Очерки по теории и истории риторики. М, 1991.

3.Гиндин С.И. Что знала риторика об устройстве текста? // Риторика. Специализированный проблемный журнал. М.,1995. №2; 1996. №1.

5. Клюев Е.В. Изобретение // Риторика. М.,1999.

6. Чудакова М.О. О советском языке и словаре советизмов (Тезисы) // Тыняновский сборник. Вып.12: X-XI-XII Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. М., 2006. С 491- 503.

Занятие 2

Цель занятия: дать понятие о топосах и их отличии от штампов, показать значение «ключевых слов» как опорных «точек» в характеристике явления

Вопросы для обсуждения:

1.Раскройте понятия: софистика, софист, софизм и их исторические корни. Можно ли говорить о софистике применительно к сегодняшнему дню?

2.Почему статью журналиста Маховика нельзя считать соответствующей критериям продуктивной риторики?

3.Почему эдуктивность не исключает умелого («ловкого») использования риторических приемов? Какие риторические приёмы использованы в статье старгородского журналиста? Почему авторы романа показывают их в пародийном освещении?

5.Чем «штамп» отличается от «общего места», «топоса»?

6.Проанализируйте «Незаменимое пособие для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей» в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой телёнок» (гл. XXVIII). Возможно ли составление подобного «пособия» в наши дни?

7.Из ключевых слов составьте Словарь современной эпохи. Напишите небольшое эссе по с опорой на ключевые слова.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 2777; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.