Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. Теоретические основы педагогической деятельности




Лекция

План:

1. Практическая психология сегодня

2. Психология индивидуальности

3. Психология взаимопонимания и взаимоотношения в группе

4. Общение и межличностные отношения

5. Психология профессиональной деятельности

6. Психология личной и обыденной жизни

7. Понятие о социальном заказе на работу практического психолога

8. Понятие о психологической помощи и задаче

Тезис лекции:

Практическая психология в наиболее распространенном понимании представляет собой психологическое обеспечение различных социальных сфер – здравоохранения, образования, производства, спорта, права и др. Так понимаемая практическая психология представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое название в соответствии с той сферой, в которую они включены. Таким образом, одно из определений практической психологии – это понимание ее как прикладной дисциплины.

Практическое занятие №1:

Тема: Мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии (2 часа).

Задачи.

1. Выявить уровень мотивационно-ценностного отношения студентов к педагогической деятельности.

2. Определить доминирующую направленность в структуре ценностных отношений будущих специалистов.

Задания.

«Ключи»

Связка ключей символически выражает возможность что-то открыть или закрыть для себя в профессии педагога. Рассказывающий о своих целях ключи держит в руках. Решает, какой ключ, по какой причине и для каких конкретных целей больше всего подходит, а также с чем именно связана его цель (придется ему что-нибудь «открывать» или «запирать»).

«Какой Я»

Записываем на первом листе в 2 столбика качества, характеризующие их как будущих педагогов. 1 столбик — качества, которыми они обладают, с их т.з., и которые будут способствовать их профессиональному росту, успешности профессиональной деятельности. 2 столбик – качества, мешающие в профессиональной деятельности (10 минут). Затем студенты называют количество качеств, записанных в первом и во втором столбиках (данные не обсуждаются и не комментируются). После этого на втором листе записывается как можно больше качеств, которыми с их точки зрения должен обладать педагог-профессионал.

После окончания работы – обсуждение всех качеств, предложенных студентами. Каждый объясняет и аргументирует, почему он считает, что это качество необходимо в проф. деятельности учителя (корректируется список). Сравнение списка необходимых качеств педагога со списком качеств, коими он обладает. Выводы делаются самостоятельно.

СРС 1:

Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

1. Написать сочинение на тему: «Первый день моей работы в школе».

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называется практической психологией?

2. Какие смежные науки можно выделить в качестве составляющих?

Основная литература:

2. Психолого-педагогический практикум: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Л.С. Подымова, Л.С. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с. ISBN 5-7695-2232-1.

Дополнительная литература:

1. Елканов, С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя [Текст] / С.Б. Елканов. – М., 1989.

2. Львова, Ю.Л. Педагогические этюды [Текст]/ Ю.Л. Львова. – М., 1990.

 

Цель: Ознокомить с основными направлениями педагогической деятельности

Формы изучения: лекция, СРС.

Основные понятия: психологическая деятельность, деятельность

План лекции:

1. Понятие о педагогической деятельности

2. Классификация педагогических задач, решаемых в педагогических системах

3. Структура решения педагогических задач

Тезисы лекции:

Психологическая диагностика базируется на использовании психодиагностических инструментов и методов, позволяющих осуществлять применение современного статистического аппарата, обеспечивающего надежность и достоверность полученных данных.

В психодиагностическом обследовании можно выделить три основных этапа: сбор данных; переработку и интерпретацию данных; вынесение решения (диагноз и прогноз) [Гриншпун, с. II]. Диагноз как основная цель психодиагностики может устанавливаться на разных уровнях: первый уровень – симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков); второй уровень – этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения; третий, высший уровень – уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека [Бурлачук, Морозов, 1989]. В своей практической работе психолог часто ограничивается диагнозом первого уровня, в основе которого лежит применение того или иного психодиагностического инструмента.

Наиболее широкой сферой применения психологического консультирования является семейное консультирование, связанное с решением супружеских проблем, детско-родительских отношений, добрачных проблем, предразводных и послеразводных состояний.

Возрастное консультирование направлено на решение проблем психического развития ребенка на разных возрастных этапах, в том числе в периоды возрастных кризисов.

Значительное место занимает консультирование организаций, связанное с проблемами отбора персонала, с управлением персоналом, формированием команды, планированием карьеры отдельных работников, прогнозом развития организации в целом.

 

Практическое занятием№2:

Тема: Мой образ педагога (2 часа).

Задачи.

1. Актуализировать в сознании студентов свой образ учителя.

2. Выявить особенности представлений студентов о профессиональной деятельности педагога.

Задания.

«Игра разминка»

Сидя по кругу бросая мяч друг другу называть прилагательные, характеризующие с их точки зрения учителя. Не повторяться. Игра до тех пор, пока не появится затруднение с поиском новых определений, далее — называть глаголы, тоже характеризующие деятельность учителя. При анализе обратить внимание на разноплановость профессиональных требований, предъявляемых учителю. Обратить внимание на количественное соотношение позитивных и негативных характеристик.

«Гостиница»

Ситуация:

В гостинице 3 свободных номера. Администратору дано указание поселить в них учителей. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специализации педагогов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для педагогов». В гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Люди, желающие заполучить место, прибегают к различным уловкам, пытаясь выдать себя за учителей. Ему нужно быть начеку. Один человек из группы выбирается администратором, другие — в роли приезжих (среди них три настоящих учителя, назначенные тайно преподавателем). Видя табличку, все начинают называть себя педагогом. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек.

Вопросы для анализа:

1. Что было ключевым в оценивании человека как педагога.

2. Какие признаки способствовали этому?

З. Кто был наиболее убедительным, исполняя роль педагога?

4. На что ориентировались педагоги, исполняя этот образ?

(Задание направлено на развитие рефлексивной оценки образа педагога)

СРС2:

Сроки выполнения задания и форму отчетности согласуйте с преподавателем.

Составить собирательный социально-психологический портрет типичного учителя двух эпох: 1)советский учитель, 2) современный учитель.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите профессионально-значимые качества современного учителя.

2. Назовите личностные качества современного учителя.

3. Каков главный приоритет профессионального совершенствования учителя?

Основная литература:

1. Лишин О. В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

2. Психология общения: Тесты, упражнения, игры / сост. О. Г. Кириллова. – Йошкар-Ола, 1996.

 

Дополнительная литература:

3.Рогов Е. И. Психология общения. – М., 2001.

Тема 3,4 Психопрофилактика и психологическое просвещение. (4 часа)

Цель: сформировать представления студентов о психопрофилактике и психологическом просвещении

Формы изучения: лекция, СРС.

Основные понятия: психопрофилактика, психологическое просвещение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 93; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.