Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Краткие теоретические сведения




Методические указания

Ассортимент - набор товаров, выделенных по определенному признаку.

Свойство ассортимента - специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании.

Показатель ассортимента - количественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.

1. Широта ассортимента (Ш) - количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Широта ассортимента (Ш)
Действительная широта(Шд) - фактическое количество видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.  
Базовая широта (Шб)- широта, принятая за основу для сравнения.  
показатель ассортимента
свойство ассортимента

 


В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами каталогами и т.п.), или максимально возможное.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

 

 


Широта может служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм (чем больше Кш тем конкурентоспособней фирма).

Каково же отношение потребителя к широте ассортимента? С одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента потребителю трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.

2. Полнота ассортимента (П) - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.

 

Полнота ассортимента (П)
Действительный показатель полноты(Пд) - характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.    
Базовый показатель полноты(Пб) - характеризуется регламентируемым или планируемым количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы.    

 


Коэффициент полнотып) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

 

 


Например, в ассортименте магазина имеются сыры Швейцарский, Голландский, Российский, Эдамский, Сулугуни, Рокфор. Первые четыре наименования относятся к группе твердых сычужных сыров. Поэтому действительный показатель для группы твердых сычужных сыров будет равен 4. В российских стандартах предусмотрено 20 наименований таких сыров, еще пять наименований поступает по импорту. Следовательно, базовый показатель полноты составляет 25, а коэффициент полноты - 16 % (4/25=0,16).

Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на товары определенной группы будет удовлетворен, т.е. удовлетворены разнообразные потребности, обусловленные разными вкусами, привычками и иными факторами.

Чрезмерное увеличение полноты ассортимента также может затруднить выбор потребителя, поэтому полнота должна быть рациональной.

3. Устойчивость ассортимента (У) - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.

Коэффициент устойчивостиу) - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп.

 


Например, устойчивым спросом пользуются пять наименований сыра из 25 (пример см. выше). Следовательно, коэффициент устойчивости Равен 20 % (5/25=0,2).

Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует маркетинговых исследований методами наблюдения и анализа документальных данных о поступлении и реализации различных товаров.

Потребители товаров устойчивого ассортимента могут быть охарактеризованы как «консерваторы во вкусах и привычках». Оценив определенное наименование товара, они долго не меняют свои предпочтения. Изготовители и продавцы чаще всего стремятся расширить количество товаров, пользующихся устойчивым спросом. Однако следует иметь в виду, что вкусы и привычки со временем меняются.

4. Новизна (обновление) ассортимента (Н) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и степенью (коэффициентом) обновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте).

 

 

 


Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ организации.

Потребителями новых товаров являются так называемые «новаторы», потребности которых часто меняются из-за желания ощутить новизну объектов. Зачастую новые товары удовлетворяют не столько физиологические, сколько психологические и социальные потребности.

Так, покупатель новой престижной марки автомобиля, имеющий автомобиль старой модели, который пригоден для использования как транспортное средство, удовлетворяет в первую очередь социальные потребности.

Следует иметь ввиду, что постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано с определенными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. Поэтому обновление ассортимента также должно быть рациональным.

5. Структура ассортимента (С) характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товара в общем наборе.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества отдельных товаров к суммарному количеству всех товаров (S), входящих в ассортимент.

 


где Сi - относительный показатель структуры отдельных товаров (i);

Аi - количество отдельного (i-го) товара в натуральном или денежном выражении;

Si - суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении.

Структура ассортимента, рассчитанная в натуральном выражении, отличается от структуры того же ассортимента в денежном выражении. Пример расчета структуры ассортимента приведен в табл. 1.

Таблица 1 - Пример структуры ассортимента тканей

Вид тканей Количество тканей, м Цена тканей, руб. за 1 м Относительные показатели структуры ассортимента (%), в выражении
натуральном денежном
Хлопчатобумажные     28,6 (200/700) 11,1 (1000/9000)
Шерстяные     14,3 (100/700) 27,8 (2500/9000)
Льняные     14,3 (100/700) 11,1 (1000/9000)
Синтетические     42,8 (300/700) 50,0 (4500/9000)
ИТОГО        

 

Как видно из табл. 1, удельный вес хлопчатобумажных тканей в натуральном выражении в 2,5 раза выше, чем в денежном.

При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении.

6. Ассортиментный минимум (перечень) -минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Раньше в условиях дефицита по этому показателю проверяли работу магазинов. По мере насыщения рынка товарами казалось, что надобность в этом показателе отпала. Однако при приватизации многие торговые предприятия изменили профиль или реальный ассортимент, исключив из него дешевые товары повседневного спроса. Для предотвращения таких негативных явлений вернулись к этому показателю, переименовав его в «ассортиментный перечень». Замена термина «минимум» на «перечень» не очень удачна в сочетании с прилагательным «ассортиментный» (ассортимент - набор или перечень товаров).

Ассортиментный перечень утверждается органами местного самоуправления. Он включает два-три вида товаров повседневного спроса из каждой группы, определяющих профиль торговой организации. Несоблюдение его считается нарушением правил торговли.

7. Рациональность ассортимента (Р) - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Коэффициент рациональности (Кр) - средневзвешенное значение показателя рациональности с учетом реальных значений широты, полноты, устойчивости и новизны, помноженные на соответствующие коэффициенты весомости.

 

 


где вш, вп, ву, вн - коэффициенты весомости (степень значимости) для каждого показателя, причем данные коэффициенты в сумме равны 1.

Коэффициенты весомости определяют экспертным путем, они характеризуют удельную долю показателя при формировании потребительских предпочтений, влияющих на сбыт товаров. Сложность их расчета заключается в том, что не существует общих для всех или хоть бы для группы товаров коэффициентов весомости. Они индивидуальны для каждого товара.

С определенной степенью достоверности коэффициент рациональности может свидетельствовать о рациональном ассортименте.

8. Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.

Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер.

Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя - на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга.

Например, в магазинах типа «Все для дачи», «Все для дома» и т.п. покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.

Ход работы:

1.Изучите краткие теоретические сведения

2. Выполните следующие задания:

Задача №1

В магазине «Чибис» общее количество наименований товаров разнородных групп составляет 3100 (в т. ч. 20 наименований хлебобулочных изделий), а в магазине «Пенсионер» - 2900 (в т. ч. 30 наименований хлебобулочных изделий). Максимально возможное количество наименований товаров составляет 4900 (в т.ч. 25 наименований хлебобулочных изделий для магазина «Чибиса», и 32 для «Пенсионер»). По вине ОАО «Кемеровохлеб» в «Чибис» было поставлено только 50 % хлебобулочных изделий, а в «Пенсионер» - 75 % от общего количества наименований хлебобулочных изделий.

Необходимо рассчитать Кш и Кп; на основании полученных коэффициентов определить, какой из магазинов более конкурентоспособен, и в каком из них наиболее полно удовлетворяется спрос на хлебобулочные изделия.

Задача №2

В магазине «Евровина» в продаже насчитывается порядка 35 наименований ликероводочных изделий (Кп=0,70). Устойчивым спросом пользуются 7 наименований ликеро-водочных изделий. Максимально возможное количество наименований товаров по прайс-листу составляет 525 (Кш=80 %). Количество новых товаров за прошедший месяц составило 18.

Необходимо рассчитать Ку, Кн, Кр, при условии что вш=0,35; вп=0,20; ву=0,30.

3. Постройте матрицу Бостон консалтинг групп (БКГ) и проанализируйте структуру ассортимента, используя следующие данные (по вариантам):

Вариант 1

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Кефир                
Варенец                
Ряженка                
Простокваша                

Вариант 2

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Гречка                
Рис                
Ячмень                
Овес                

Вариант 3

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Ирис                
Карамель                
Шокол. конфеты                
Драже                

Вариант 4

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Коньяк                
Водка                
Вино                
Ликер                

Вариант 5

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Печенье сливочн.                
Печенье песочн.                
Крекер                
Струдель                

Вариант 6

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Мин. вода                
Морс                
Сок                
Лимонад                

Вариант 7

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Баранки                
Бублики                
Сушки                
Хл.палочки                

Вариант 8

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Рожки                
Вермишель                
Макароны                
Спагетти                

Вариант 9

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Ананас                
Бананы                
Нектарин                
Апельсин                

Вариант 10

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Кофе в зернах                
Кофе молотый                
Кофе гранулир.                
Коф. напиток                

Вариант 11

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Халва                
Леденцы                
Ирис                
Шоколад                

Вариант 12

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Вар. колбаса                
Копч.колбаса                
Сосиски                
Деликатесы                

Вариант 13

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Ряженка                
Йогурт                
Бифивит                
Варенец                

Вариант 14

Наименование     Доля рынка фирмы, %     Доля рынка основного конкурента, %     Объем продажи фирмы, млн.руб. Объем продаж в отрасли, млн. руб.
           
Халва                
Щербет                
Нуга                
Пастила                

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 637; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.