КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи дисциплины 1 страница
Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн. Света подошла к мальчику (1) старшая сестра (2) которого (3) училась с ней в одном классе (4) и поздоровалась. Море в этом городке (1) видно (2) отовсюду. Местные жители (3) однако (4) не спешат на пляж. Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати. Теaтр был огромный, с кaме(1)ыми коло(2)aми: нa крыше его взвивaлись нa дыбы чугу(3)ые лошaди, и их беше(4)ый порыв мужестве(5)о сдерживaл человек с венком нa голове, должно быть сильный и хрaбрый. 15. Задание 15 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 1) Текст может состоять из двух-трёх предложений или из нескольких абзацев. 2) На буграх и проталинах появились подснежники и цветы мать-и-мачехи. 3) Лишь немногие мхи являются исключением из правила и встречаются в сухих и даже засушливых местах. 4)Ветер стихал и свежая прохлада начинала распространяться в виноградниках. 5) Язык отражает в своих словах как общечеловеческие понятия так и национально-специфические явления культуры народа.
16. Задание 16 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
17. Задание 17 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
18. Задание 18 Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
19. Задание 19 Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры укажите в порядке возрастания.
20. Задание 20 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Современные юноши и девушки нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить ребят, живших в далекие от нас годы 2) Григорий Глинка советовал Кюхле использовать молодость для изучения хороших манер. 3) Вильгельма Кюхельбекера не любили в Лицее, потому что он был очень обидчив и плаксив. 4) Если привыкнуть на все вещи смотреть с плохой стороны, ты легко можно стать несчастливым. 5) Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», мы лучше понимаем тех, кто находится рядом с нами.
ТЕКСТ (1)Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее.
(2)Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам? (3)Какие разные оценки одного человека — одним и тем же, дружеским, пером! (4)Где истина? (5)В каком году? (6)Везде... (7)0днажды в невесёлый час Вильгельм Кюхельбекер напишет мужу старшей сестры, известному учёному и педагогу Григорию Глинке, что в Лицее всё ему немило, что друзей нет и дел нет. (8)Родственник отвечал: «...жалею вместе с тобою о твоих неудачах», советовал крепче приналечь на науки, но винил и самого Кюхлю: (9)«Ты напрасно надеешься найти друзей между ветрениками твоих лет, не созрев пока сам для чувства дружбы. (10)Вообще старайся воспользоваться золотою порой молодости твоей, занимаясь исключительно науками, в которых благо жизни нашей; не упускай притом из виду будущего своего назначения в обществе и сделай себя достойным его. (11)Не плачь обо всём и во всякое время; плаксивое лицо, точно как и слишком грустное расположение духа, нимало не сочетается с юношеским возрастом. (12)Привыкнув на все вещи смотреть с худой стороны, ты поневоле будешь несчастлив. (13)Верь также мне, что мы во всех почти случаях жизни сами бываем орудием собственного нашего счастия или злоключения». (14)Да Кюхельбекер и сам в другую минуту назовёт друзей «милыми и прекрасными». (15)Так и будет впредь: дружба и насмешка, дружба и безжалостная эпиграмма. (16)Кюхля вызовет Пушкина стреляться; от насмешек над своей долговязой, нескладной фигурой придёт в отчаяние; однажды кинется топиться в Царскосельский пруд — его вытащат и будут любить, как и прежде любили, удивляясь сочетанию вдохновения, таланта и страшных несообразностей. (17)Любя, станут снова издеваться, мириться... (18)Тот, кто будет читать об этой дружбе, не сможет не задуматься: а как же у нас всё было и будет? (19)И почему порою именно так, как у первых лицеистов? (20)И отчего не так? (21)Важно ли, в каком веке были молоды и состарились былые одноклассники? (22)Важно ли, горят у них в классной комнате электрические лампочки или свечи? (23)Носят ли джинсы или камзолы, треуголки? (24)Конечно, разница веков нам небезразлична. (25)Конечно, каждая эпоха имеет свой неповторимый голос и стиль... (26)Но сколько здесь общего! (27)Разве они, юные прадеды, не любили, как правнуки, не мечтали, не умирали? (28)Разве мы, современники космических ракет и теперь уже цифрового телевидения, не нашли бы, о чём поговорить, о чём спросить тех ребят, а они — нас? (29)Глядя на себя и своих друзей как бы со стороны, «через другой век», через дела, мысли и документы давно ушедших людей, мы вдруг замечаем то, что вблизи, вплотную, было почти неразличимо... (По Н. Я. Эйдельману*)
* Натан Яковлевич Эйдельман (1930-1989) — писатель, историк, литературовед. 21. Задание. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) В предложениях 21—26 содержится рассуждение. 2) В предложениях 11—13 представлено рассуждение. 3) В предложениях 16—17 перечислены произошедшие события 4) Предложение 9 содержит описание. 5) Предложение 29 содержит повествование.
22. Задание Выпишите синоним к слову ВЫСОКИЙ (ВЫСОКОЙ) из предложения 16. 23. Задание 23 Среди предложений 7—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.
24. Задание Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «Талантливый пушкинист Н. Я. Эйдельман, посвятивший свою научную и литературную деятельность истории декабристского движения, сравнивает дружеские отношения современных молодых людей и лицеистов пушкинского выпуска, используя такой приём, как (А)_____ (предложения 9—13), и синтаксические средства: (Б)_____ (например, в предложении 16) и (В)_____ (предложения 27, 28). (Г)_____ («дружба* — «насмешка», «дружба» — «эпиграмма» в предложении 15) подчёркивают своеобразие отношений между лицеистами». Список терминов: 1) риторические вопросы 2) контекстные антонимы 3) эмоционально-оценочные слова 4) разговорные слова 5) ряды однородных членов 6) метафоры 7) вопросно-ответная форма изложения 8) сравнительный оборот 9) цитирование 25. Задание 25 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Целью дисциплины является формирование у выпускников следующих компетенций:
В процессе обучения студент должен освоить следующие дидактические единицы:
- техническая система - жизненный цикл технической системы - системы управления - автоматическое регулирование;
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: основные положения Государственного образовательного стандарта специальности 220400 Управление в технических системах; область профессиональной деятельности выпускника вуза пр направлению подготовки 220400 'Управление в технических системах', квалификация – бакалавр объекты профессиональной деятельности бакалавра виды профессиональной деятельности бакалавра задачи профессиональной деятельности бакалавра уметь: составлять функциональные схемы и математические модели простых систем управления; владеть: основными понятиями теории технических систем и систем автоматического регулирования.
ВОПРОСЫ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
Определение системы Примеры систем Подсистема Структура системы. Схема. Конфигурация Окружение системы. Объемлющая система Процесс. Функционирование системы Моделирование систем. Модель. Оригинал модели Натурное моделирование Аналоговое моделирование Понимание системы. Концептуальные, математические и графические модели.
ОТРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
Определение организационной системы. Цель организационной системы Промышленное предприятие Разделение промышленных предприятий по отраслям. Завод, фабрика, рудник, шахта, электростанция Заводоуправление. Директор промышленного предприятия. Главный инженер. Отделы заводоуправления. Конструкторский отдел. Технологический отдел. Плановый отдел. Отдел снабжения. Отдел главного механика. Отдел главного энергетика Цехи. Примеры специализированных (основных) цехов. Вспомогательные цехи
ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Определение технической системы. Назначение технической системы Принцип действия технической системы. Машины. Рабочие машины. Назначение, основные типы и примеры рабочих машин Структура рабочей машины Исполнительный орган рабочей машины. Движетель транспортной машины. Примеры движетелей
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
Энергия. Виды энергии. Примеры перехода энергии из одного вида в другой Определение энергетической машины Назначение двигателя внутреннего сгорания Структура двигателя внутреннего сгорания. Цилиндр и поршень. Клапаны Принцип действия четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Рабочий ход поршня Кривошипно-шатунный механизм. Роль маховика Коленчатый вал Детонация двигателя внутреннего сгорания. Антидетонаторные присадки. Применение медленно сгорающих углеводородов Гидравлическая турбина. Структура гидравлической турбины. Применение гидравлических турбин Активная гидравлическая турбина Реактивное движение. Определение импульса механической системы. Импульс системы, образованной частицами (материальными точками) Закон сохранения импульса Движение ракеты Принцип действия реактивной гидравлической турбины Паровая турбина
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Сообщение и информация Источник информации, потребитель информации, среда передачи информации Прагматическая функция информации Информационный процесс. Примеры элементарных информационных процессов Качество информации. Показатели качества информации. Цель организации информационного процесса
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ
Модель фон Неймана Компоненты вычислительной машины Структура памяти. Адрес ячейки памяти Структура команды Принцип работы вычислительной машины. Счётчик команд. Примеры операций Взаимодействие вычислительной машины с внешними устройствами. Порты
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
Определение управления. Устройство управления и объект управления. Автоматическое регулирование Автоматический регулятор Примеры автоматических регуляторов Структура автоматического регулятора Регуляторы прямого и непрямого действия
КАЧЕСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Качество продукции Стационарный режим функционирования системы Переходный процесс Качество системы автоматического регулирования
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Жизненный цикл технической системы Этап предпроектного исследования системы Техническое задание Этап проектирования системы Эскизный проект Рабочий проект Технико-экономическое обоснование технической системы. Конструкторская документация Единая система конструкторской документации Технологическая документация Изобретение и конструирование Тестирование технической системы Отладка технической системы Испытание технической системы Монтажные работы Наладка технической системы Внедрение технической системы Назначение средств диагностики Поверка средств измерений Метрология Сопровождение технической системы Профилактика технической системы Ремонт технической системы
ОБЛАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА Область профессиональной деятельности выпускника вуза по направлению подготовки 220400 «Управление в технических системах», квалификация – бакалавр Объекты профессиональной деятельности бакалавра Виды профессиональной деятельности бакалавра Задачи профессиональной деятельности бакалавра Проектно-конструкторская деятельность Производственно-технологическая деятельность Научно-исследовательская деятельность Организационно-управленческая деятельность Монтажно-наладочная деятельность Сервисно-эксплуатационная деятельность
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА
1. Определение системы. Система представляет собой множество объектов (компонентов системы), связанных друг с другом и образующих определённую целостность.
1.1. Примеры систем. Описания следующих систем можно найти в учебниках физики:
Пример 1. Компонентами рычажных весов служат равноплечный рычаг и две чаши, прикрепленые к концам рычага.
Пример 2. Вдоль стенок цилиндра скользит поршень, между дном цилиндра и поршнем находится газ, который нагревается источником тепла, расположенным под дном цилиндра.
1.2. Подсистема. Целостная часть системы называется её подсистемой. В примере 2 цилиндр является подсистемой, состоящей из дна и стенок.
1.3. Структура системы. Бинарная связь соединяет друг с другом два объекта, тернарная — три объекта и т. д. Совокупность связей между компонентами системы называется структурой системы. Структуру системы с бинарными связями обычно представляют в виде схемы, на которой компоненты системы изображают прямоугольниками, а связи между ними — линиями, внутри прямоугольника пишут имя компонента. Иногда говорят не о структуре системы, а о её конфигурации. Обычно слово «конфигурация» используется в том случае, когда связи между компонентами системы могут изменяться (конфигурирование электронной вычислительной машины — выбор и установка на ЭВМ программного обеспечения, необходимого для решения определённой задачи).
1.4. Окружение системы. Как правило, компоненты системы связаны не только друг с другом, но и с объектами, которые находятся вне её, эти объекты образуют окружение системы. Если добавить к системе какие-то объекты из её окружения, то новая система будет объемлющей по отношению к исходной системе, а та становится подсистемой своей объемлющей системы. В примере 1 окружение системы образуют груз, гири и Земля; если в примере 2 расширяющийся газ толкает поршень, который поднимает груз, то груз включается в окружение системы.
1.5. Геометрические и физические связи. Компоненты систем, описанных в примерах 1 и 2 прикреплены друг к другу, их взаимное расположение не может быть произвольным. Такая связь называется геометрической. Связь между газом в цилиндре (пример 2) и источником тепла является физической — газ нагревается за счёт тепла, которое он получает от источника тепла.
1.6. Процесс. В каждый момент времени компоненты технической системы находятся в определённом состоянии; последовательности изменения их состояний с течением времени образуют процессы, протекающие в системе. Последовательность изменений состояний всей системы с течением времени в соответствии с назначением системы называется её функционированием.
2. Моделирование систем. Моделированием называется любой метод исследования, позволяющий получить информацию о некоторой системе (оригинале модели) путём изучения другой системы (модели).
2.1. Натурное моделирование. Как правило, прямые экспериментальные исследования оригинала модели осложняются целым рядом факторов. К ним относятся слишком большие или слишком малые размеры системы, слишком быстрая (медленная) скорость процесса, высокая (низкая) температура, отсутствие оригинала модели (когда моделируемая система только проектируется). Когда целью исследования является детальное изучение вполне конкретного процесса, протекающего в системе с определёнными геометрическими и физическими характеристиками при заданных режимных условиях применяют натурное (физическое) моделирование. Примерами натурного моделирования могут служить эксперименты с уменьшенными копиями самолётов в аэродинамических трубах и судов в опытовых бассейнах.
2.2. Аналоговое моделирование. При аналоговом моделировании физические процессы в модели и её оригинале качественно различны, однако между ними существует определённая аналогия (сходство). Постоянный электрический ток в проводнике можно представить с помощью течения жидкости по трубе, на физической географической карте с помощью цвета выделяют особенности рельефа местности, кружочками обозначают населённые пункты и т. п.
2.3. Понимание системы. Для того, чтобы понять структуру сложных систем и закономерности протекающих в ней процессов, строят их концептуальные, математические и графические модели. Как правило, они представляют собой описания систем с помощью естественного языка (русского, английского, китайского и т. п.), к которым добавляются специальные термины, математические символы, схемы, графики, таблицы.
ОТРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
1. Определение организационной системы. Компонентами организационных систем являются люди, а также здания, сооружения, оргтехника, средства связи и т. п. Примерами организационных систем служат школа, университет, фирма, предприятие.
2. Цель организационной системы. Деятельность людей, входящих в организационную систему, должна быть направлена на достижение поставленных перед ней целей.
3. Промышленное предприятие. Промышленным предприятием называется организационная система, которая использует для производства различной продукции систему машин.
3.1. Разделение промышленных предприятий по отраслям. Промышленные предприятия разделяют по отраслям, другими словами — по виду выпускаемой продукции. В России примерно 20 основных отраслей промышленности: топливная, химическая, машиностроение, чёрная и цветная металлургия и др. Часто промышленное предприятие называют заводом, в отдельных отраслях промышленности промышленные предприятия называются по-другому: фабрика (текстильная, пищевая промышленность), шахта или рудник (горная промышленность), электростанция (электроэнергетика).
3.3. Заводоуправление. Деятельностью завода руководит заводоуправление во главе с директором. Первый заместитель директора — главный инженер. Заводоуправление состоит из отделов: конструкторского, технологического, планового, бухгалтерии, отдела главного механика, отдела главного энергетика, отдела снабжения, отдела кадров и т. д.
3.3.1. Конструкторский отдел. В конструкторском отделе разрабатывается конструкторская документация — графические и текстовые документы (схемы, расчёты, пояснительные записки и т. п.), содержащие сведения об изделиях, необходимые для их изготовления, эксплуатации и ремонта.
3.3.2. Технологический отдел. Заводские технологи определяют последовательность операций, составляющих производственный цикл, необходимое оборудование, сколько времени и материалов будет израсходовано, сколько рабочих будет выполнять каждую операцию и т. д.
3.3.3. Плановый отдел. Плановый отдел определяет количество единиц оборудования, численность рабочих, объём финансовых средств, необходимых для выпуска продукции, составляет календарные графики выполнения производственных заданий.
3.3.4. Отдел снабжения устанавливает связи с другими предприятиями, получает от них готовые детали и узлы, следит, как они используются.
3.3.5. Отдел главного механика. Отдел главного механика заботится о производстве и приобретении необходимого оборудования, отдел главного энергетика занимается вопросами электроснабжения, обеспечения предприятия теплом и водой.
3.4. Цехи. Как правило, обработка материалов и выпуск продукции осуществляется в специализированных цехах: механическом, литейном, кузнечном, сборочном. Основное производство обслуживают вспомогательные цехи: инструментальный, сварочный, ремонтный.
ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
1. Определение технической системы. Техническая система составлена из деталей, сделанных людьми с помощью инструментов и других технических систем.
1.1. Назначение технической системы. Каждая техническая система выполняет какие-то функции, другими словами, имеет определённое назначение. С помощью рычажных весов определяют массу твёрдого тела, поршень в цилиндре может совершать полезную работу (например, поднимать груз).
1.2. Принцип действия технической системы. Принцип действия технической системы объясняет как она выполняет свою функцию. Для того, чтобы определить массу груза, его кладут на одну чашу весов, а на другую чашу кладут стандартные гири: если масса груза меньше общей массы гирь, то чаша с грузом начинает подниматься вверх, если же масса груза больше общей массы гирь, то чаша с грузом начинает опускаться, когда масса груза совпадает с общей массой гирь, рычажные весы сохраняют равновесие. В примере 2 нагревание газа в цилиндре вызывает его расширение, и поршень двигается вверх, поднимая груз.
2. Машины. Основой современной техники служат машины. Машиной называется техническая система, компоненты которой согласованно изменяют свои состояния для того, чтобы выполнять преобразования энергии, материалов, информации.
2.1. Рабочие машины. Рабочие машины используют энергию для выполнения полезной механической работы — изменения формы, свойств, состояния и положения предметов труда.
2.1.1. Примеры рабочих машин. Рабочими машинами являются машины-орудия (металлорежущие, деревообрабатывающие, ткацкие станки, строительные, горные, сельскохозяйственные машины и т. п.), транспортные машины (автомобили, тепловозы, самолёты, теплоходы и т. п.), транспортирующие машины (конвейеры, элеваторы, подъёмные краны, подъёмники).
2.1.2. Структура рабочей машины. Источником механической энергии рабочей машины служит двигатель, трансмиссия передаёт движение от двигателя к исполнительным органам, непосредственно выполняющим полезную работу, все эти компоненты вместе с системой управления располагаются на остове (станине, раме).
2.1.2.1. Исполнительный орган рабочей машины. Устройство исполнительных органов рабочих машин зависит от выполняемых операций и от свойств обрабатываемых материалов. Металлообрабатывающие станки сверлят, точат, шлифуют металл, машины для земляных работ рыхлят грунт, копают, перемещают его, разравнивают, уплотняют; машины для добычи и переработки каменных материалов бурят, дробят, размалывают; сельскохозяйственные машины пашут, сеют, жнут, косят, молотят; полиграфические машины печатают. Исполнительным органом транспортной машины служит движетель — колёса у автомобиля и тепловоза, гусеницы у трактора, гребной винт у корабля, пропеллер у поршневого или турбовинтового самолёта, газовая струя у самолёта реактивного.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ МАШИНЫ
1. Определение энергетической машины. Энергией называется скалярная физическая величина, характеризующая интенсивность различных форм движения и взаимодействия. Установлено, что они могут превращаться друг в друга в строго определённых количественных отношениях. Различают энергию механическую, тепловую, химическую, электромагнитную и т. д.
Пример 1. В момент времени t 0 хоккейная шайба скользит по льду со скоростью v 0, механическая энергия её движения (кинетическая энергия) равна m v 02 / 2. Вследствие трения о лёд, скорость шайбы уменьшается и в момент времени t 1 становится равной v 1, а её кинетическая энергия - m v 12 / 2. Таким образом, кинетическая энергия шайбы за промежуток времени [ t 0, t 1 ] уменьшилась на величину m v 02 / 2 - m v 12 / 2, эта величина равна выделившейся тепловой энергии, в результате повысилась температура шайбы, льда, окружающего воздуха и тонкой плёнки воды, которая покрывает лёд и служит своеобразной смазкой.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |