Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое идея вещи.




АРИСТОТЕЛЬ

Два века развития древнегреческой философии дали такой обильный урожай различных мнений и идей, теорий и гипотез, наконец, догадок о проблемах существования мира и человека, что со временем встала задача систематизации уже имеющегося философского знания. Нужно было привести в порядок суще­ствующие разнообразные ветви этого знания — сравнить между собой различные точки зрения, выделить из них наиболее до­стоверные, разработать более или менее единый философский язык и т.д. Иначе говоря, философскому знанию необходимо было придать форму науки.

Платон, стремившийся к созданию подобной системы, в силу своего образа мыслей не смог исполнить поставленной перед собой цели. Например, он почти не учитывал материалистиче­ски окрашенных теорий древнегреческих философов, оставляя их как бы за скобками своей философии.

Идею систематизации античной философии смог воплотить в жизнь его лучший и, по общему признанию, гениальный уче­ник — Аристотель. При этом Аристотель не просто системати­зировал уже имеющееся философское знание, не только пре­вратил философию в науку, но и в процессе этой работы создал свое, крайне интересное и оригинальное философское учение.

С этой точки зрения философия Аристотеля — не просто самая завершенная научно-философская система в истории ан­тичности, но и, своего рода, вершина и завершение всей антич­ной философии. После Аристотеля философских работ подоб­ного рода и такого уровня обобщения античными мыслителями создано уже не было.

Аристотель (384/383—322 гг. до н.э.) родился на северо-вос­точной окраине древнегреческого мира — в Македонии (г.Ста-


гиры). Отец его, Никомах, был врачом македонского царя Амин-ты III. Впоследствии Аристотель получил свое второе имя по месту рождения — Стагирит.

В 367 г. до н.э. семнадцатилетним юношей Аристотель при­ехал в Афины и стал обучаться в Платоновской Академии. Уже тогда многие отмечали недюжинные таланты молодого челове­ка, обладающего к тому же самостоятельностью мышления и строптивым нравом. Платон, сравнивая молодого Аристотеля с другим, менее способным учеником, говорил: «Одному нужны шпоры, другому узда!» или «Какого осла мне приходится вскар­мливать, и против какого коня!»

Своеобразие мышления, а также высокое честолюбие Ари­стотеля предопределили довольно раннее его расхождение с Пла­тоном. Уже в те времена сложилось устойчивое мнение, что Аристотель, «получив у Платона важнейшие основы знаний», «сбросил с себя узду» и «стал завзятым противником своего учи­теля». Говорят, Платон сказал на это: «Аристотель меня брыка­ет, как сосунок-жеребенок свою мать».

Впрочем, несмотря на несовпадение теоретических взглядов, оба великих мыслителя поддерживали дружеские отношения. Знаменитым стал афоризм Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже», который в полном изложении звучит так: «Хо­тя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». Иначе говоря, Аристотель считал Платона другом, однако даже во имя дружбы не мог поступать­ся своими философскими принципами.

В 347 г. до н.э., после смерти Платона, а также в связи с антимакедонскими настроениями в Афинах, Аристотель поки­дает город и некоторое время преподает философию в грече­ских городах Малой Азии.

В 343 г. до н.э. он получает приглашение македонского царя Филиппа II и в течение восьми лет занимается воспитанием и обучением наследника престола, будущего великого полковод­ца Александра Македонского. Обучение закончилось в тот мо­мент, когда Александр стал царем. И тогда Аристотель покинул его, возвратясь в Афины.

Здесь в 336 г. до н.э. он открывает свою школу, которая рас­полагалась возле храма Аполлона Ликейского. С той поры шко­ла Аристотеля получила название Ликей. Интересно, что от не­го впоследствии было образовано слово «лицей», как название определенного типа учебного заведения.


В Ликее Аристотель преподает практически до конца жизни. Очень часто свои занятия он проводил не в помещениях, а в· «перипатах» — садах, предназначенных для прогулок. Подобная практика преподавания была довольно обычной в то время, по­чему учеников того или иного философа, занимающегося в «пе­рипатах», называли «перипатетиками» — дословно «прогулива­ющимися». Позднее перипатетиками стали именовать только учеников и последователей Аристотеля.

В 323 г. до н.э., после смерти Александра Македонского и в связи с назревавшим распадом его империи, в Афинах резко усилились антимакедонские настроения. Аристотель был вы­нужден вновь покинуть Афины. Он поселяется на о.Эвбее, где через год умирает. Смерть его была загадочна и до сих сущест­вует, хоть и недоказанная, но и не опровергнутая версия о са­моубийстве Аристотеля.

По сравнению с другими древнегреческими философами, Аристотель отличался прямо-таки невероятной работоспо­собностью. Ему принадлежит огромное количество сочине­ний, иногда число их доводят до тысячи, хотя в этом случае, видимо, присутствует преувеличение. Систематизируя антич­ное философское знание, он разработал учения практически о всех отраслях человеческой интеллектуальной деятельно­сти: учение о бытие, логику, психологию, этику, учение об ис­кусстве. Кроме того, из под его пера вышли произведения, посвященные политике, истории, различным естественным наукам. Так, например, создав первую классификацию рас­тений и животных, Аристотель стал основоположником био­логии.

Вполне понятно, что в данном кратком очерке невозможно осветить все стороны многогранного таланта великого мысли­теля, поэтому мы остановимся лишь на анализе существа его философских взглядов. При этом необходимо учитывать, что сама философия Аристотеля не была какой-то однажды создан­ной и навечно законсервированной схемой. Его понимание фи­лософских проблем находилось в постоянном развитии.

МЕТАФИЗИКА ИЛИ «ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ»

Главная часть философии Аристотеля, стержень всего его философского мировоззрения — учение о сущем. Аристотель называл это учение «первая философия», т.е. наука, изучаю-


щая самые главные, основные проблемы бытия, «сущее во­обще». Однако в I в. до н.э., когда рукописи Аристотеля были систематизированы, его книги, посвященные основополага­ющим философским проблемам, были помещены после книг по «физике», в которых рассматривались проблемы естест­венной природы. Отсюда возникло название философских рукописей Аристотеля о «сущем» — «Метафизика» («то, что после физики»).

С тех пор «метафизикой» называют как главное философ­ское произведение Аристотеля, так и само учение Аристотеля о сущем. Более того, со временем это слово стало обозначать от­дельную отрасль философской науки и в этом смысле оно су­ществует до сих пор. Метафизика как часть философии, — это учение о сверхчувственном бытии.

Ядро всей аристотелевской метафизики составляет его свое­образное учение об идеях.

Свою философскую деятельность Аристотель начинал как искренний платоник. Однако позднее пришел к выводу, что философия Платона внутренне противоречива, причем данное противоречие Платон был не в силах преодолеть. И основное противоречие заключается в платоновском учении об идеях.

В различном понимании взаимоотношения идеи и вещи и заключается главное расхождение между Платоном и Аристоте­лем, из него и выросла впоследствии вся аристотелевская сис­тема философии. Аристотель выстроил целую систему доказа­тельств ошибочности платоновского учения об идеях, которая до сих пор служит основой для критики крайностей идеалисти­ческой философии Платона.

Аристотель соглашался с Платоном в одном — в самом деле каждая вещь является результатом соединения идеи и материи. Идея в этом случае представляет собой смысл вещи (по Аристотелю — «суть бытия» вещи), материя — средство воплощения идеи. Но вот платоновское толкование взаимо­отношения идеи и самой вещи Аристотеля не устраивало со­вершенно.

Платон считал, что идея существует сама по себе, отдельно от вещи, в мире идей, а вещь — сама по себе, отдельно от идеи, в реальном мире, являясь лишь «образцом», «копией» своей идеи.


Идея — причина возникновения вещи. При этом идеи вещей живут в своем мире тоже независимо друг от друга.

Но тогда! если полностью следовать платоновскому уче­нию, окажется, что причиной возникновения такой простой вещи как стол является бесчисленное множество идей — идея стола как такового, идея каждой ножки стола в отдельности, идея всех ножек стола вместе, идея столешницы, идея круг­лой столешницы, идея квадратной столешницы и т.д. до бес­конечности.

Стол складывается из разных единичных частей, причиной возникновения которых были идеи этих частей. Следовательно, сам стол — это не воплощение одной идеи стола как такового, а воплощение бесчисленного множества идей. Но каким обра­зом идеи различных частей стола, каждая из которых обладает собственным существованием, превращаются в идею стола как такового? Платон так и не смог дать точного и ясного ответа о том, в каких взаимоотношениях находятся идеи между собой. Для того, чтобы найти необходимый ответ, нужно было совер­шенно иначе мыслить.

Аристотель понял это главное противоречие платоновского учения. И пришел к выводу, что разрешить его можно толь­ко признав, что идея вещи и сама вещь не существуют от­дельно друг от друга. Нет никакого мира «эйдосов» — идея вещи находится в самой вещи. «Сама отдельная вещь и суть ее бытия есть одно и то же, — говорил Аристотель, —...знать отдельную вещь — значит знать суть ее бытия, так что и из рассмотрения отдельных случаев следует с необходимостью, что обе они нечто одно».

Более того, идея вещи, будучи чем-то единичным, как еди­нична и сама вещь, в то же время становится и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Иначе говоря, если идея стола существует в самом столе, то она включает в себя все элементы стола, все части стола. По мнению Аристо­теля совершенно нельзя отрывать единичное от общего, а об­щее от единичного. Общее и единичное существуют в диалек­тической нераздельности.

Нераздельность общего и единичного Аристотель называет цельностью или целостностью вещи. Идея вещи, будучи некой общностью и некой единичностью, в то же самое время являет­ся и определенного рода цельностью. Если удалить какой-ни­будь момент цельности, то она перестанет быть цельностью. Например, если у стола отрезать одну из ножек, то он тут же


потеряет свою цельность и, собственно говоря, перестанет быть столом, ибо в этом случае теряется суть его бытия, его смысл, его предназначение. Идея данного стола, как цельность, и, со­ответственно, сам стол перестают существовать. Таким обра­зом, познание любой вещи заключается в познании ее «эйдоса», а значит в познании целостности вещи.

Следует заметить, что в своих сочинениях Аристотель изла­гает очень сложную диалектику взаимоотношений цельности, общего и единичного и для освоения ее требуется уже значи­тельная философская подготовка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 52; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.