Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое вещь.




Продолжая развивать свое понимание философской сущно­сти мира, Аристотель, естественно, пришел к вопросу — как возникают вещи? что является причиной возникновения вещей? Кажущаяся простота платоновского ответа на эти вопросы обер­нулась, как мы видели, полнейшей неясностью.

Предваряя разговор об аристотелевском понимании причин возникновения вещей, необходимо объяснить некоторые фи­лософские термины. Дело в том, что большинство произведе­ний Аристотеля стали широко известны в переводах с грече­ского на латинский язык. Согласно вековой традиции греческий термин «эйдос» переводили латинским термином «форма». Пере­водчикам казалось, что термин «форма» помогает лучше понять представление Аристотеля о наличии «эйдоса» в самой вещи и тем самым отличить его от «эйдоса» Платона.

Та же история произошла и с термином «материя». Ари­стотель для обозначения некоего вещественного, противо­положного идеальному, состояния бытия применял греческий термин «хюлэ», который и был переведен на латинский язык как «материя».

Вполне понятно, что сам Аристотель латинских терминов «форма» и «материя» не употреблял. Но именно они закрепи­лись и в публикациях его произведений на любом языке, и, соответственно, во всех изложениях его учения. Поэтому в даль­нейшем мы будем пользоваться терминами «материя» и «фор­ма», помня, что под последним подразумевается «эйдос» или «идея», как смысл вещи.

Аристотель выделял четыре принципа всякой вещи. Эти прин­ципы являются, с одной стороны, причинами возникновения


вещи, а с другой стороны — составными структурными частя­ми вещи.

Первый принцип — форма. Форма — это суть бытия всякой вещи. В этом смысле нет никакой вещи без формы. Кроме того, когда форма мыслится без материи, т.е. когда форма не вопло­щена в материальную оболочку, то это первая сущность вещи, форма как таковая.

Второй принцип — материя. Материя в понимании Ари­стотеля состоит из двух уровней. В первом случае материя не является веществом, конкретным физическим материалом. Материя — это потенциальная предпосылка или возможность осуществления вещи. Например, неважно из какого вещест­ва сделан стол — из дерева или из металла. Само существо­вание «вещественности» (дерева, металла, камня и т.д.) яв­ляется материальной предпосылкой, возможностью осуще­ствления стола.

Во втором случае материя — это уже реальное вещество, об­ладающее физическими характеристиками, то, из чего собст­венно изготовлена данная вещь.

Всякая вещь представляет собой единство формы и мате­рии. Нет вещи без материи, как нет вещи без формы. То, что материя не конкретное вещество, а лишь предпосылка воз­никновения вещи является условием бесконечно разнооб­разного бытия вещи — стол может быть и деревянным, и металлическим и т.д.

С другой стороны, форма без материи лишь отвлеченный смысл вещи, без всякого реального воплощения этого смысла в действительности — думать о столе, представлять форму стола в мыслях еще не значит иметь реальный стол. Поэтому форма без материи — это тоже лишь предпосылка, возможность воз­никновения вещи.

Следовательно, всякая вещь — это овеществленная форма. Когда форма соединяется с материей, т.е. когда суть бытия ве­щи обретает материальное воплощение, возникает «вторая сущ­ность» вещи, которая включает в себя 1) форму, как суть бытия; 2) материю, как возможность; 3) саму вещь, как результат един­ства формы и материи. Аристотель писал по этому поводу: «Ясно, однако, и то, что душа есть первая сущность, тело — материя, а человек или живое существо — соединение той и другой как общее».

Третий принцип — движущая причина (или движение). Дви­жение по мнению Аристотеля — это процесс осуществления


возможного в действительности. Иначе говоря, форма может существовать и двигаться сама по себе (например, в мысли) и материя может существовать сама по себе. В этом случае и фор­ма, и материя являются только возможностями возникновения вещи. Сама же реальная вещь появляется тогда, когда форма и материя соединяются. Причина такого соединения и есть дви­жение, или движущая причина. Стол возникает тогда, когда есть процесс изготовления стола, он не появляется сам по себе. Из­готовление стола — это и есть движение, процесс овеществле­ния формы, процесс осуществления возможного в действитель­ности.

Четвертый принцип — целесообразность, цель. Мы знаем уже три причины возникновения и три составные части вещи — форму, материю и движение. Однако, движение соединяет собой форму и материю для чего-то, ради какой-то цели. Нельзя мыс­лить движение в чисто абстрактном виде, то есть без результа­та, который оно дает. Например, когда мы мастерим стол — мы его мастерим для чего-то. В процессе его изготовления мы можем нарисовать чертеж стола, но этот чертеж не будет самим сто­лом. Итогом всякого движения должен быть реальный резуль­тат — цель движения.

Но для чего мастерится стол? Какова цель изготовления сто­ла? В понимании Аристотеля, целью изготовления стола явля­ется сам стол. Следовательно, целью возникновения всякой ве­щи является сама реальная вещь.

Цель — это такой же принцип возникновения и существова­ния вещи, как и форма, материя и движение.

После определения четырех принципов всякой вещи по от­дельности мы можем дать и определение вещи, с позиций Ари­стотеля, — каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Исходя из аристотелевского понимания принципов вещи, вполне ясно, что каждая вещь представляет собой единство иде­ального и материального. Ведь с философской точки зрения, все четыре принципа всякой вещи распадаются как бы на две группы: на материю и совечную ей формально-движуще-целевую причину. Сам Аристотель, подчеркивая единую идеальную природу фор­мы, движения и цели, говорил: «"Что именно есть" и "ради чего" — одно и то же, а "откуда первое движение" — по виду одинаково с ними».

Но в этом случае встает вопрос — откуда берутся форма, движение и цель всякой вещи, если они не заложены в материи?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 46; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.