Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Никео-цареградский Символ веры




НИКЕЙСКИЙ ОРОС

Вероопределение, принятое на Никейском Соборе, еще не было полноценным Символом веры, так как оно дополнялось анафемой, направленной всем, кто не принимает этого верооп-ределения. Поэтому за ним закрепилось название «орос», или Никейский орос.

Печатается по: Карташев А. В. Вселенские Соборы. — М., 1994. С. 35.

Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, т.е. из сущ­ности Отца, Богахэт Бога, Света от Света, Бога истинного, рож­денного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого все произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.


А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошел из не-сущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущно­сти, или создан, или изменяем — таковых анафематствует ка­фолическая церковь.

Печатается по: Деяния Вселенских Соборов. — Казань, 1887. Т. 1. Изд. 2-е. С. 111-112.

Веруем во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимаго и невидимаго.

И в единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, едино-роднаго, рожденнаго от Отца прежде всех веков, Света от Све­та, Бога истиннаго от Бога истиннаго, рожденнаго, не сотво-реннаго, Отцу единосущнаго, чрез котораго все произошло;

Для нас человеков и для нашего спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Святаго и Марии Девы, и вочелове-чившагося;

Распятаго за нас при Понтии Пилате, и страдавшаго, и по-гребеннаго;

И воскресшаго в третий день, по писаниям;

И восшедшаго на небеса, и сидящаго одесную Отца;

И опять имеющаго придти со славою — судить живых и мерт­вых, — котораго Царству не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, исходящаго от Отца, вместе со Отцем и Сыном покланяемаго и славимаго, изрекавшаго чрез пророков.

Во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Исповедуем одно крещение в отпущение грехов.

Ожидаем воскресения мертвых.

И жизни будущаго века. Аминь.

«КАППАДОКИЙЦЫ» (IV В.)

Установление официальной догматики христианской церк­ви поставило перед христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было доказать верность при-


пятых Соборами догматов и разъяснить их простым верующим. Поэтому в ГУ—начале V вв. происходит первая систематизация христианского вероучения. Значительную роль в этом сыграли христианские мыслители, происходившие из Каппадокии — во­сточной, граничащей с Арменией, римской провинции в Малой Азии. По месту рождения этих философов прозвали «каппадо-кийцами».

Первым из «каппадокийцев» называют обычно Григория На-зианзина (330—390 гг.). Он был родом из г.Назиана, получил прекрасное богословское и философское образование в Афи­нах, и за свою ученость был прозван Богословом. Григорий На-зианзин (или Григорий Богослов) был не только теологом, но и значительным церковным деятелем — одно время он исполнял функции константинопольского епископа.

Друг Григория Назианзина — Василий (330—379 гг.), прозван­ный Великим, тоже занимал значительный церковный пост — он был епископом Кессарийским (г.Кессарии в Каппадокии).

Наиболее весомый вклад в развитие христианской филосо­фии внес младший брат Василия Великого — Григорий Нисский (335—394 гг.), бывший епископ г.Ниссы.

Разрабатывая систему христианского богословия, «каппадо-кийцы» пришли к выводу, что лучшим средством толкования догматических истин является философия. С их точки зрения силы разума должны помочь укреплению христианской веры. В качестве философской базы теологии они использовали прин­ципы неоплатонизма.

Особое значение каппадокийские отцы церкви придавали обоснованию догмата Святой Троицы. Григорий Нисский, опи­раясь на неоплатоническое учение, утверждал, что три лица Свя­той Троицы обладают единой Божественной сущностью, но свое выражение находят в трех ипостасях. Божественная сущность выражает единство Бога и существует как бы самостоятельно, но вместе с тем одинаково присутствует в каждой из своих ипо­стасей. Иначе говоря, каждое из лиц Троицы как бы отделено друг от друга, но их объединяет единая сущность.

В своем понимании Святой Троицы Григорий Нисский от­ходит от неоплатонического учения, которое рассматривало три основные ипостаси идеального мира — Единое, Ум и Мировую Душу — как своего рода лестницу снижающегося совершенства.

Усилиями Григория Нисского в христианской теологии за­крепилось и представление о Боге, как о нематериальном, бес­смертном и непознаваемом существе. Ведь, даже несмотря на


все свои философские доказательства существа Троицы, Григо­рий Нисский приходил к выводу о том, что Бог, в принципе, непознаваем. И Символ Веры — это в конечном итоге не пред­мет человеческого знания, а предмет веры, ибо истинное соот­ношение трех Божественных ипостасей доступно не столько ра­зуму, сколько вере.

«Каппадокийцы» были не только христианскими теологами, но и принимали самое активное участие в церковно-политиче-ской борьбе. Григорий Назианзин был председателем Констан­тинопольского Собора в 381 г. Григорий Нисский и Василий Великий по сути дела разработали и утвердили окончательные формулировки Символа веры, принятого позднее на этом Со­боре (Никео-Цареградский Символ веры).

Григорий Нисский вошел в историю религиозной и фило­софской мысли и как создатель своеобразного учения о челове­ке. Одним из первых, если не самым первым из христианских мыслителей он формулирует идею о том, что человек является венцом Божественного творения и «царем» всего сотворенного. В своем трактате «Об устроении человека» отец церкви утверж­дает — Господь сотворил живую и неживую природу ранее со­творения человека потому, что «Творец всего приготовил зара­нее как бы царский чертог будущему царю». И человек «был признан сразу стать царем подвластного ему».

Лишь человек из всего сотворенного создан по образу и по­добию Божию, ибо именно человеку предназначено Богом воп­лощать Божественный замысел в тварном мире: «...Человече­ская природа, поскольку приуготовлялась для начальствования над другими через подобие Царю всего, стала как бы одушев­ленным образом, приобщенным первообразу и достоинством, и именем».

В связи с такой трактовкой Божественного замысла, у Гри­гория Нисского возникает и оригинальное по тем временам объяснение смысла человеческого существования на земле — человек должен самостоятельно стремиться к истинному осоз­нанию Божественного в себе. «Мера того, насколько вы спо­собны познать Бога, в вас самих», — утверждает отец церкви.

И тем самым максимально заостряет внимание на проблеме свободы воли в земной жизни — человек сам решает, что ему нужно делать и как ему поступать: «Одному из всех человеку необходимо быть свободным и не подчиненным никакой есте­ственной власти, но самовластно решать так, как ему кажется». Более того, в отличие от многих современных и последующих


христианских философов, Григорий Нисский приходит к убеж­дению, что человек не может и не должен в земной жизни со­блюдать насильно навязываемые ему христианские добродете­ли, ибо «добродетель — вещь неподвластная и добровольная».

Почему у Григория Нисского возникает такая уверенность в силах и способностях человека самостоятельно сделать оконча­тельный правильный выбор между добром и злом? Дело в том, что Нисский поддерживал и развивал учение Оригена о всеоб­щем спасении и восстановлении (апокатастасис). В системе взглядов Григория Нисского посмертное спасение получается человеком не только не по заслугам вследствие добродетелей, но вообще независимо от желания спастись. Апокатастасис для всех — таков непреложный замысел Создателя.

Круг предопределенных к спасению у Григория Нисского настолько широк, что включает даже бесов и самого «изобрета­теля зла». В своем труде «Большое огласительное слово» Нисский пишет: «Один (т.е. дьявол) употребил обман к растлению есте­ства, а справедливый, благий и премудрый (т.е. Бог) измыш­лением обмана воспользовался для спасения растленного, бла­годетельствуя тем самым не только погибшему, но и самому устроителю нашей погибели». Бог воплотился, пишет Григорий Нисский далее, «освобождая человека от зла и исцеляя самого изобретателя зла».

И западная, и восточная церкви позднее не приняли эти оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения Оригена на Пятом Вселенском Соборе в 543 г., мнение Григория Нисского об апокатастасисе тоже подвер­галось критике. Интересно, что когда в 1081 году был уста­новлен новый праздник Трех Святителей (Василия Велико­го, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), то Григорий Нисский не был включен в этот чин «вселенских великих учителей и святителей».

Другие же компоненты учения Григория Нисского стали достаточно влиятельными. Так, учение о человеке и его сво­боде в земной жизни оказало значительное влияние на фор­мирование не только западного христианства, но и образа жизни всей западной цивилизации. Это учение соответство­вало и даже в какой-то мере предопределило направленность западной цивилизации на возвеличивание человеческой сво­боды на земле, что особенно ярко проявилось в более позд­ние времена в гуманистических, протестантских и просвети­тельских теориях.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.