Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Угадай начало слова




Закончи слово

Найди слово

Игры и игровые упражнения

Развитие возможностей восприятия и произношения слов различной слоговой сложности

Цель: обучение операциям идентификации, генерализа­ции, вероятностного прогнозирования, упреждающего синте­за, посегментного анализа, контроля языковой правильности.

Направления работы:

- определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения в слове, воспринимаемом на слух;

- угадывание нормативного слова, содержащегося в ква­зислове, воспринимаемом на слух;

- прогнозирование финального и инициального элемен­тов слова с опорой на предметные картинки;

- слоговые трансформации в слове;

- структурное оформление лексических единиц различ­ного слогового состава.

 

Есть или нет?

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из трех предметных картинок, например: луна, сова, лапа. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте внимательно и скажите, здесь есть лунА? А лУна?»

Речевой материал: лунА, лУна, совА, сОва, лАпа, лапА, пилА, пИла, лисА, лИса, тУча, тучА, слОны, слонЫ, рукА, рУка, ногА, нОга, головА, гОлова.

Картинный материал: луна, сова, лапа, пила, лиса, туча, слоны, рука, нога, голова.

Бывает - не бывает?

Ход игры. Логопед предлагает детям для восприятия на слух квазислова и нормативные слова, например: баса-ка и собака. Дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Послушайте внимательно, скажите, есть ли такое слово <басака>? А <собака>?»

Примерный речевой материал: басака - собака, магазан -магазин, самалат - самолет, газема — газета, теле-фан — телефон, тапата - лопата, масалет - самолет, равабей - воробей, тамалок - молоток.

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, например: лиса, луна. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Угадайте, какое слово спряталось в моем сло­ве: <лисак>. Покажите подходящую картинку».

Речевой материал:

а) добавление звуков: лисак - лиса, лунак - луна, пилак - пила, рукан - рука;

б) перестановка слогов/звуков: мотолок - моло­ток, моколо - молоко, басака - собака, рагуда -радуга, бугама - бумага, велописет - велосипед, тевелизор - телевизор, бемигот - бегемот;

в) перестановка звуков: чашак - чашка; тывка — тыква; фрутки - фрукты; порав - повар.

Картинный материал: лиса, луна, рука, чашка, тыква, фрукты, повар, молоток, молоко, собака, радуга, бумага, велосипед, телевизор, бегемот.

(на основе восприятия инициальной части лексической единицы)

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, на­пример: бумага, заборы. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я начну слово, а вы продолжите. Затем назовите все слово. Вам помогут картинки: бума..., забо...».

Речевой и картинный материал:

а) слова из трех и четырех слогов без стечений со­гласных звуков: бума...(га), забо...(ры), руба...(ха), пана...(ма), маши...(на), соба...(ка), газе...(та), лопа...(та), часи...(ки), бана...(ны), раду...(га), моло...(ко), воро...(на), соро...(ка), коро...(ва), доро...(га), топо...(ры), мали.„(на), каче...(ли), ряби...(на), бере...(за), мага...(зин), поми...(дор), беге.-.(мот), теле.-(фон), васи...(лек), коло...(бок), коше...(лек), паро...(ход), пуго.-.(вица), гусе.-.(ница), Бура.-.(тино), поми...(доры), само...(леты), само...(каты), бара...(баны), оде...(яло);

б) слова со стечениями согласных звуков: коф...(та), пал...(ка), бел...(ка), вет...(ка), бан...(ка), пол...(ка), лам...(па), руч...(ка), мыш...(ка), птич...(ка), спич...(ка), свеч...(ка), конфе...(та), каран...(даш), кар-тош...(ка), стака...(ны), подуш...(ка), ромаш...(ка), бу каш...(ка);

в) слова из двух слогов без стечений согласных звуков: но...(га), ли...(са), ли...(цо), лу...(на), лу...(жа), ту...(ча), ру...(ка), но...(ты).

Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия инициальных частей:

-два слога в трехсложных словах,

-два слога (затем три слога) в четырехсложных словах,

-один слог в двусложных (затем трехсложных и четырехсложных) словах.

(на основе восприятия финальной части лексической единицы)

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, на­звания которых не имеют общих структурных эле­ментов, например: картошка, дубина, мышонок. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Я скажу конец слова, а вы угадайте его нача­ло. Затем назовите все слово. Вам помогут картин­ки: <...бина,...тошка,...шонок>».

Речевой материал: (ду)...бина, (кар)...тошка, (ры)...балка, (ка)...бина, (бо)...тинки, (бу)...тылка, (жур)...налы, (ска)...калка, (мы)...шонок; (ко)...тенок, (зай)...чонок, (те)...ленок; (ба)...тарейка, (пис)...толеты, (ав).„тобу-сы, (по)...росенок; (дуби).-.на, (картош)...ка, (ры-бал)...ка, (каби)...на, (ботин).-.ки, (бутыл)...ка, (жур-на)...лы, (скакал)...ка, (мышо)...нок, (коте)...нок, (зайчо)...нок, (теле).-.нок; (но)...га, ли...(са), (ли)...цо, (лу)...на, (лу)...жа, (ту)...ча, (ру)...ка, (но)...ты.

Картинный материал: нога, лиса, лицо, луна, лужа, туча, рука, ноты, дубина, кабина, зайчонок, картошка, рыбалка, ботинки, бутылка, теленок, журналы, ко­тенок, скакалка, мышонок, батарейка, пистолеты, автобусы, поросенок.

Примечание. Рекомендуемый порядок восприятия финальных частей слов:

- два слога в трехсложных словах,

-три слога (затем два слога) в четырехсложных словах,

-один слог в двусложных (затем трехсложных, четырехсложных) словах.

Чем похожи слова?

Ход игры. Логопед предлагает детям рассмотреть ряд из двух (позже из трех и четырех) предметных картинок, на­звания которых имеют одинаковую финальную часть, например: цветок, листок, молоток. Все вместе медленно произносят названия картинок, выделяя голосом и интонацией финальную часть. Затем дети выполняют инструкцию.

Инструкция: «Чем похожи слова? (У слов одинаковый ко­нец.) Чем различаются? (Разное начало.)»

Речевой и картинный материал: цветок, листок, молоток; утка, мышка, белка, ветка; палка, банка, полка, ручка; сумка, вилка, миска, кепка; капли, вафли, туфли; маски, каски, банки, тапки; сова, тыква, голова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.