Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С ранним детским аутизмом 2 страница




Для успешного обучения двигательному навыку необходима единая последовательность действий, которой должны придерживаться все взрослые, работающие с ребенком. Перед обучением следует продумать схему действий, попробовать данную схему на родственниках и выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий для конкретной имеющейся ситуации, проверить доступность всех необходимых материалов. Например, при умывании найти удобное место для мыла, зубной щетки, проверить, какой рукой лучше брать щетку, а какой пасту. При одевании на зарядку обратить внимание на красивую эмблему, стикер, обувь для занятий, удивиться красоте тела ребенка. Эти детали, не имеющие часто значения для обычных детей, могут оказаться критическими при обучении аутичного ребенка – моторно неловкого, с трудностями произвольного сосредоточения. При обучении двигательным навыкам речь должна быть четкой и краткой, следует продумать фразы, сопровождающие действия, которые будут повторяться раз за разом, этому вполне может способствовать общепринятая в физическом воспитании дошкольников терминология. Стереотипность аутичного ребенка можно хорошо использовать для формирования двигательных стереотипов.

Многие аутичные дети резко отрицательно реагируют на слово «нет», которое часто непроизвольно вырывается у взрослого при неверном действии ребенка. Более продуктивен в данном случае прием сформулирования еще раз того, что ребенку нужно сделать, не фиксируясь на ошибке. Важно предупреждать ошибку ребенка при обучении двигательным навыкам, направляя его по верному пути, «встань правильно, ноги на широкой дорожке», «возьми мяч хватом сбоку – за спинку» и т.п., максимально ограничить свою речь во время выполнения действий, так как может появиться зависимость от словесной подсказки: ребенок, казалось бы, отлично зная последовательность действий, ждет инструкции, чтобы перейти к следующему этапу.

Один из важных моментов, который может помочь овладеть двигательными навыками и смягчить поведенческие проблемы, это готовность родителей отмечать мельчайшие удачи ребенка. Ему должно быть понятно, за что его хвалят. При этом, особенно поначалу, когда неизвестно, насколько значимо для него словесное одобрение, лучше сопровождать его более ощутимой наградой (кусочком печенья, любимой игрушкой). Учитывая трудности при формировании двигательных навыков у ребенка с ранним детским аутизмом, отсутствие заинтересованности в приобретении двигательного навыка, важно использовать его естественные привязанности для закрепления успеха и ограничивать доступность используемых наград в другое время.

На занятиях по физической культуре, в основной части по окончании комплекса ОРУ, дети с РДА могут лазать по шведской стенке, ходить по ребристой доске, а также сидеть или лежать на фитболах.

Следует учитывать значащие моменты:

- одежда для занятий должна быть свободной и не сковывать движений, помещение проветренным, без сквозняков, не слишком темным;

- нельзя проводить занятия на ветру или в местах, где присутствует много громких звуков, это также может спровоцировать неправильную реакцию на упражнения;

- в конце занятия, а также между заданиями и упражнениями необходимо использовать самомассаж, растяжки и дыхательные упражнения;

- при необходимости включить в занятие упражнения на снятие и устранение навязчивых движении.

Возможно использование на занятии музыкального сопровождения, в зависимости от предпочтений ребенка (классические инструментальные произведения, звуки природы, шум воды, дождя и т.д.).

Методика обучения аутичных детей физическим упражнениям

В работе с аутичными детьми рекомендуются программы:

- More Than Words («Больше, чем слова»), согласно которой ребенок общается в процессе физического воспитания не только с помощью слов. Существует много путей взаимодействия, в различной степени соответствующих социальным нормам. Однако все, что ребенок делает, даже качание, бегание туда-сюда или движения пальцами перед своим лицом, сообщает что-либо о нем, даже если это непреднамеренное общение.

- RDI (Relationship Development Intervention) – первая систематизированная программа вмешательства, специально предназначенная для помощи детям, которые испытывают трудности, не позволяющие им достичь умения строить отношения естественным образом. С ее помощью дети получают примеры того, что социальные отношения могут приносить радость и положительные эмоции.

- Социальные истории, известные также под названием «Сценарии из жизни» (Social Scripts). С их помощью дети преодолевают неумение осознавать чувства, точки зрения или планы других людей.

- Программа Е.А. Екжанова., Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида», раздел физическое воспитание. Но, учитывая индивидуальные и психофизиологические особенности развития каждого ребенка, данную программу необходимо адаптировать и корректировать относительно индивидуальных потребностей и возможностей.

В организации процесса физического воспитания аутичных детей очень важно придерживаться принципов М. Монтессори, адресованных для работы с трудными детьми:

- никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме);

- никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него; концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места;

- будь активен в подготовке среды; проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним;

- будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе;

- уважай ребенка, сделавшего ошибку, он сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию;

- уважай ребенка, отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям. Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее. Будь неустанным, повторяя ребенку упражнения, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью;

- сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел. Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.

Холдинг-терапия – «форсированная поддержка» – как метод была впервые предложена М. Welch (1983). Этот метод состоит в попытке форсированного, почти насильственного образования физической связи между матерью и ребенком, так как именно отсутствие этой симбиотической связи считается сторонниками этого метода центральным нарушением при аутизме.

Назначение холдинг-терапии – пробиться через неприятие ребенком матери и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает также большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует удовольствие от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение. Специалисты советуют матерям во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявление гнева на его сопротивление.

Различают систематические удерживающие упражнения, проводимые ежедневно, и специально организованные упражнения, которые проводятся, когда ребенок находится в состоянии возбуждения, или из-за каких-либо других изменений его эмоционального поведения. В первые месяцы ребенку с аутизмом эти упражнения крайне неприятны, и он сопротивляется до тех пор, пока не обессилит. Крайне важно преодолеть детское сопротивление, что является критическим периодом дальнейшей эффективности предпринимаемой терапии. Авторы метода считают, что для того, чтобы ощутить комфортное состояние, надо испытать чувство дискомфорта. А для того, чтобы почувствовать защищенность, надо испытать состояние беззащитности. Мать должна четко контролировать и предотвращать на вербальном и действенном уровне любую попытку ребенка причинить ей вред, но в то же время она должна продолжать упражнения. Именно в этом заключается двойственность ее роли.

С одной стороны, мать должна дать ребенку почувствовать свою исключительность, и в этом отношении проявлять себя как сильная личность, а с другой стороны, она должна выступать в роли защитницы. Занятие с ребенком заканчивается после того как стороны пришли к соглашению, то есть после того как ребенок прошел через этап истощения и подчинения, что позволило матери предоставить ребенку комфортные условия покоя или спокойной непродолжительной игры. Она и сама в этот момент находится в состоянии истощения как физически, так и эмоционально. Такое занятие занимает обычно не менее часа, а зачастую и гораздо больше.

В педагогической технологии обучения детей с РДА плаванию В.М. Башина отмечает, что в процессе игр на воде должны решаться следующие задачи: коррекционные – развитие чувства равновесия, ловкости, а также коррекция крупномоторных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки); воспитательные – формирование чувства коллективизма, уверенности в своих действиях; образовательные – развитие произвольного внимания, обучение действиям с предметами.

Отличительной особенностью предлагаемой технологии является пошаговое взаимодействие с детьми в процессе обучения плаванию. Особое внимание следует обратить на необходимость доходчивого объяснения, показа и выполнения правил игры. Затем следует особо подчеркнуть основные правила, которыми нужно руководствоваться при подготовке к проведению занятий по плаванию с аутичными детьми:

1. Занятие должен быть интересным, эмоциональным, побуждать детей к активной деятельности. Для поддержания интереса к занятию рекомендуется чередовать специальные коррекционные упражнения с игровыми, коррекционные упражнения облекать в игровую форму, применять формы поощрения, делать предварительные сообщения о предстоящей игре.

2. Любое показываемое и выполняемое действие тренера или ребенка должно совместно проговариваться и комментироваться. Комментарии по постановке задач и выполнению движений должны быть доступными для понимания ребенка.

3. Дозировка нагрузок может устанавливаться числом повторений отдельных движений, количеством упражнений, продолжительностью упражнений, изменением расстояния проплывания и т.д.

4. На протяжении всего процесса обучения детей необходимо чтобы в воде находился ассистент тренера, дополнительно объясняющий выполняемые действия и корректирующий возникающие ошибки (методом «проведения по движению»).

5. На начальном этапе обучения плаванию рекомендуется использовать поддерживающий пояс, представляющий собой аналог спасательного жилета, укороченного до нижней линии ребер. Такая ширина пояса обусловлена исключением возможности смещения общего центра тяжести ребенка, что в противном случае ведет к возможности перевернуться в воде и опасности утопления.

6. Рекомендуется проводить разъяснительную работу и проведение открытых уроков для родителей, так как это способствует улучшению результатов и психологической подготовки детей с аутизмом к занятиям.

Процесс обучения детей с аутизмом необходимо строить на основе предлагаемых специальных принципов, с учетом которых мы обосновываем следующие педагогические требования, определяющие систему занятий с детьми с РДА:

- всем упражнениям необходимо придавать игровой характер;

- при выполнении сложных для ребенка движений следует оказывать ему направляющую помощь на наиболее трудных этапах;

- в процессе выполнения упражнения необходимо параллельное проговаривание каждого движения совместно с ребенком и плавание вместе с ним;

- объяснение каждого последующего упражнения должно сочетаться с одновременным показом движения в целом и поэтапно;

- в процессе освоения можно предпринимать попытки к выполнению упражнений только по речевому заданию.

Показано, что начальное обучение должно строиться от доступного элементарного движения к постепенному формированию понимания – «от рук – к голове».

Лечебная физкультура способствует развитию мозга и координации движений. Дома можно рекомендовать родителям выполнять с малышом различные прыжки: на одной ножке, спрыгивание с бровки, скакалку. Также можно лазать по лесенкам, приседать, кружиться. Это не только укрепляет здоровье, но и способствует формированию элементарных пространственных представлений – право-лево, верх-низ.

Методика проведения подвижных игр с детьми РДА

По мнению специалистов, детей, страдающих аутизмом, нужно ежедневно привлекать к интересным, но достаточно сложным играм и игровым упражнениям. Поэтому прежде чем планировать игровую деятельность, необходимо предусмотреть:

1. Количество играющих. Несколько детей или только один ребенок. Если вы собираетесь задействовать в игре или занятии нескольких детей, необходимо тщательно продумать, кого именно выбрать. Очень важно, чтобы ребенок-аутист оказался в окружении чутких и внимательных детей.

Необходимо контролировать ход и последовательность игры, поведение всех участников группы и особенно внимательно следить за теми из них, кто может повести себя грубо по отношению к ребенку, страдающему аутизмом.

2. Уровень освоения игры. Знает ли ребенок название игры, ее содержание, игровые действия, правила, размещение игроков на площадке? Имеет ли он необходимый уровень двигательных умений и навыков и физических качеств. Была ли у ребенка возможность приобрести эти навыки?

3. Возможные риски. Какие трудности могут возникнуть в ходе подвижной игры? Сопряжена ли данная игра с повышенным уровнем шума? Чрезмерный шум плохо переносится детьми, страдающими аутизмом. Планируя занятия, подумайте, не станет ли их интенсивность причиной расстройства для ребенка с аутизмом, не приведет ли она к стрессу? Предполагают ли эти игры и занятия физического контакта детей? Здесь следует соблюдать особую осторожность, поскольку аутисты склонны избегать тактильных контактов.

Игры для детей, страдающих аутизмом, должны быть интересными. Главное, чтобы они не становились причиной расстройств, иначе положительного эффекта не будет.

Игры. Дети любят игры, в ходе которых активизируется сенсорное восприятие. Именно такой является игра «Прятки с игрушками». Расскажите детям, как выглядит искомый предмет. Они должны найти этот предмет по описанию и сказать, как он называется.

Стихи и песни. Дети любят ритмичные тексты. Разучите с ними несколько стихотворений или песенок и повторяйте их каждый день. Во время пения или декламации стихов дети могут подпрыгивать или совершать иные физические движения.

Спорт. Подобные занятия открывают ребенку совершенно новый мир. Те виды спорта, в которых задействовано много участников, не самый лучший вариант для детей, страдающих аутизмом. А вот тренажеры, лыжи, гребля, катание на коньках, спортивное ориентирование, гольф, бейсбол или рыбалка могут вызвать у них интерес.

Важно понимать, что дети, страдающие аутизмом, не всегда четко осознают, что именно им интересно, поэтому вам следует ознакомить их с самыми разными видами физкультурно-оздоровительной деятельности. Когда ребенок поймет, что ему нравится больше всего, он обязательно сообщит вам об этом! Как можно чаще поощряйте ребенка и предоставляйте ему возможность играть и заниматься с другими детьми. Таким образом, он не только узнает много нового, но и научится общаться со сверстниками.

Почему ребенок с РДА не любит общаться – он бесчувственный или, напротив, сверхчувствительный? Он не способен сопереживать или специально отстраняется от чужих переживаний и видит в них угрозу собственному эмоциональному балансу. По крайней мере, его сензитивные пороги несколько иные, чем у других детей.

Чтобы сформировать способность общаться, необходимо с самого раннего детства иметь телесный контакт с малышом, делать это постепенно, сначала дотрагиваясь до ручки или ножки, и смотреть на реакцию ребенка. Далее нужны «щекоталки», «обнималки», «кружилки» и пр. Только потом можно включить элементы массажа и пассивных физических упражнений, которые необходимы ребенку. Упражнения с перекрестными действиями способствуют налаживанию в мозгу межполушарных связей. А делать движения по просьбе или по подражанию такой ребенок не может. Аутист обычно не показывает по просьбе взрослого глазки, ушки, коленки, но можно включить эти движения как пассивные упражнения.

По лицу ребенка можно определить, нравится ему это взаимодействие или неприятно. Не стоит настаивать, но спустя некоторое время, на том же занятии или на следующем, можно сделать еще одну попытку. Например, для некоторых людей щекотание ладошки может быть приятно, а для других – переходит допустимый порог чувствительности. Если аутисту что-то не нравится, он может ударить, будьте готовы! Педагог всегда должен быть деликатен и учитывать индивидуальные особенности воспитанника. И, конечно, нужно время, чтобы ребенок к вам привык, иногда требуется два месяца встреч, чтобы аутист начал доверять новому человеку.

Стереотипные движения

Стереотипные движения разного рода встречаются у аутистов довольно часто, но трудность работы специалиста состоит еще и в том, что такой ребенок не может объяснить, для чего он это делает. Стереотипии еще можно назвать автостимуляцией, конечно, стереотипные движения позволяют удовлетворить те сенсорные потребности, которые аутист не может получить иным способом. Кружения или вращения пугают родителей, так как кажутся странными.
Вращение – это один из видов стереотипий, которые мы наблюдаем у аутистов и относим его к симптомам, подтверждающим диагноз. Кажется, что работа должна быть направлена против этого симптома, и надо бы желать, чтобы симптом исчез. Дети аутисты таким образом осуществляют нормализацию психических процессов. Так, Роже Каюа выделяет класс игр, содержащих элементы головокружения. Когда во время сеанса мы видим, что ребенок начинает это вращение, можно взять его на руки и немного покружиться вместе, придавая символическое значение действию: «Мы с тобой кружимся, как на карусели». Можно запустить с ребенком юлу или волчок и потом покружиться с ним на руках, приговаривая, «вот как кружится юла». Нужно при этом очень внимательно следить за выражением лица ребенка. Если такая активность ему приятна, то ребенок улыбается, если же вы перестарались и не уловили пограничный момент, то у ребенка может возникнуть страх, который может фатально повлиять на ваши отношения. В некоторых случаях удается вдвоем с ребенком проиграть в «Каравай». То есть пропеть: «Как на Мишкины именины испекли мы каравай, вот тако-ой ширины, вот тако-ой ужины…». Но, повторяем, это становится возможным лишь в потоке действий, порожденных кружением самого ребенка. То есть мы включаемся в стереотипное поведение ребенка и каждый раз пытаемся его немного видоизменить, добавить новый жест или использовать дополнительный предмет.

Природа психических процессов еще хранит много загадок. В окружающей нас микро- и макроприроде многие явления представляют собой закручивающиеся вихри. Поэтому игры с элементами вращения («Карусели» или «Летящие самолетики») могут влиять стимулирующе на некоторые процессы в работе головного мозга, способствовать созреванию отдельных структур, подобно действию нейролептиков.

Иногда внимание ребенка удается привлечь к вращению волчка или юлы, и в другой раз в момент стереотипного вращения можно дать интерпретацию: «Ты кружишься как юла? Давай я буду тебя раскручивать!» (то есть вы совершаете имитирующее действие).

Игры с покрывалами

Многие дети с РДА любят накрываться покрывалом или прятаться за шторами. Можно пробовать разные предметы, что-то нравится ребенку больше, а что-то может вызывать протест. Будучи накрытым большой простынею, ребенку легче сконцентрироваться на выполнении игровых заданий. Какое влияние оказывает покрывало? Оно помогает создать отдельное пространство, свободное от других отвлекающих факторов, что и помогает ребенку удерживать внимание. Под покрывалом дети легче выполняют те задания, к которым обычно не удается привлечь в домашней обстановке. В групповой комнате всегда много предметов, отвлекающих ребенка-аутиста, в силу того что он не умеет произвольно осуществлять селекцию поступающих в его мозг сигналов.

Маленькая полупрозрачная косыночка используется совсем по-другому. Известный признак аутизма – это трудности глазного контакта. Оказывается, что через прозрачную косыночку аутисту легче смотреть в глаза другого человека. Есть выражение «смотреть как удав на кролика», вероятно, аутист ощущает себя таким кроликом перед лицом внимательно смотрящего на него человека. Можно изобрести разные способы «помощи» аутисту в удержании взгляда. Например, если соединить большой и указательный пальцы в колечко и приложить к своим глазам, словно вы изображаете очки, то аутист опять-таки с интересом начинает вас разглядывать, ваш собственный взгляд становится для него как бы безопасен. Если аутист понял, в чем состоит смысл игрового задания, он выполняет его охотно и получает удовольствие от достигнутого результата. Аутиста привлекает открывание всевозможных баночек, пересыпание монеток или фасоли, выкладывание геометрических вкладышей. Специфическая память такого ребенка вызвана трудностями обобщения накапливаемой информации. Он не объединяет однородные качества, в его мозгу не выстраиваются ассоциации, и он не видит аналогий в различных ситуациях. Чтобы противостоять этому хаосу, ребенок пытается упрощать всевозможные ситуации. Это делает его поведение ригидным и негибким. Всевозможные манипулирования, осуществляемые ребенком с самыми разными предметами, служат развитию интеллекта, улучшают дифференциацию сенсорных ощущений. Здесь задача педагога состоит в том, чтобы предлагать что-то новое из знакомых и изученных заданий, чтобы таким образом противостоять образованию стереотипий.

Очень интересный способ организации игры – это использовать «волшебный мешочек», в котором находятся атрибуты для подвижных игр. У обычного ребенка в этом случае срабатывает ориентировочный рефлекс, который запускает исследовательское поведение. Такой ребенок легко привлекается к новым предметам и новым способам взаимодействия с ними. С аутистами все наоборот – как будто у них нет ориентировочного рефлекса. Новые предметы не запоминаются, а словно создают дыру в восприятии. Поэтому они с удовольствием рассматривают шапочки для подвижных игр, кружочки, бирюльки, припоминая по предмету название подвижной игры (маска зайки – «Ходит зайка серенький», лисы – «Хитрая лиса», аппликативные грибочки и ягодки – «У медведя во бору» и т.п.).

Играйте в контактные игры

«Ладушки», «Ку-ку», «Зайчик» – такие примитивные развлечения помогают развивать тактильные навыки. К больному ребенку нужно больше прикасаться, особенно значимым близким.

Самостоятельные игры. Занятия с ребенком дома должны быть направлены на коррекцию аутических проявлений: постоянно говорите с малышом, проговаривая каждый эпизод его жизни: имитируйте – куда летит ворона и как она большими крыльями машет, для чего машина везет песок и как она медленно едет в горку и быстро с горки; книги просматривайте тоже с комментариями, изображая героев сказок и стихов, не позволяйте ребенку просто автоматически переворачивать страницы; старайтесь смотреть в глаза, звать его по имени до тех пор, пока не откликнется; играйте с малышом в обычные детские игры: «С кочки на кочку», «Прятки» и др.; терпеливо провоцируйте ребенка сказать хотя бы слово, не договаривая предложение с вопросительной интонацией: «Наша киска любит кушать… что?»; рисуйте с малышом картинки «Обо мне»: как ребенок помогает маме, побеждает дракона и т.д.; научите ребенка ждать и планировать действия на длительный срок: «Мы нарисуем машинку и вечером подарим папе»; без необходимости не меняйте условия жизни ребенка, хотя постепенно и деликатно вводите новые игрушки, новые места для посещений, новых людей в окружении, новые игры.

В своих рекомендациях Е.Л. Янушко предлагает активно использовать игры с ритмами. Так, проведение таких игр обеспечивает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность.

В играх с ритмами можно использовать следующие приемы: хлопки в ладоши, топанье ножками, прыжки в определенном ритме, танцы, проговаривание текстов стихотворений, пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает: сопровождение текста движениями; воспроизведением сюжета с помощью игрушек; демонстрацию сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки). При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию. Но если внимательно вслушаться в самостоятельное пение ребенка или повторение им стихотворения, становится очевидно, что смысл слов для него часто остается непонятен. Однако в любом случае такая речевая активность во время выполнения движений полезна. Часто именно в ходе занятий с ритмами у ребенка возникают первые попытки использовать активную речь.

Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты. Кроме того, если такая игра сопровождается показом сюжетной картинки или игрушки, то текст песенки или стиха связывается у ребенка с определенным образом – предметом или изображением. В результате ребенок, увидев гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а заметив картинку с изображением гусей, – песенку про веселых гусей.

Мы рекомендуем начинать занятия со следующих текстов: песенок «Антошка», «Песенка львенка и черепахи», «Жили у бабуси два веселых гуся», «Чунга-Чанга», «Песенка крокодила Гены»; стихотворений-потешек «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баба сеяла горох», «Большие ноги идут по дороге»; цикла стихотворений Агнии Барто «Игрушки».

Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с использованием ритмических элементов, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. Аутичный ребенок часто не обращает внимания на движения взрослого и тем более не повторяет их, предпочитая жить, ориентируясь на собственный внутренний ритм. Поэтому необходимы специальные усилия для вовлечения ребенка в ритмические действия и обучения его произвольному управлению движениями собственного тела. В этом могут помочь наиболее интересные для ребенка игры и многократное их повторение.

Кроме того, наблюдения показывают, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее, сенсорную игру со звуками и ритмами. Тем не менее полезно использовать потребность аутичного ребенка закончить знакомую фразу – договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку – для развития активной речи. А чтобы ребенок лучше понимал смысл стихотворения или песенки, во время игры используйте предметы или игрушки, которые упоминаются в тексте, сопровождайте проговаривание или пропевание подходящими по смыслу действиями, используйте иллюстрации.

Иногда ребенок может просто не принять игру – громким криком «попросит» взрослого остановиться. Это можно объяснить повышенной чувствительностью малыша – ему не понравился тембр вашего голоса, случайно взятая фальшивая нота или же он не согласен с пропеванием песенки, которую привык слушать в записи. Такая реакция осложняет игру, но стоит продолжать поиски. Подберите новые, интересные для ребенка песенки, которые он не слышал в записи, найдите ритмические движения, не вызывающие у него негативной реакции. Для этого предлагайте ребенку различные варианты игр и выбирайте наиболее подходящие, исходя из его реакции и учитывая конкретную ситуацию.

Игры с движениями и тактильными ощущениями

Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваш нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность), или же снял кофточку и словами: «Больно, болит!» – выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенкак вам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.