КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата 2 страница
Работа по формированию двигательных навыков обязательно включает развитие манипулятивной деятельности рук. При развитии манипулятивных функций нужно обращать внимание на формирование умения выделять и выполнять по возможности правильно движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах; выполнять движения пальцами рук; брать предметы разными способами в зависимости от их размера, формы, величины; следует обучать детей воспроизведению изолированных движений разными руками, подавляя патологически усиленные синкинезии, гиперкинезы; развивать свободное движение правой рукой при удерживании предметов и в процессе различных манипуляций с ним; формировать те свободные движения пальцев, на основе которых строится двигательный навык письма. При этом используется поэтапное формирование двигательных умений и навыков: начиная с самых простых движений и постепенно подводя детей к овладению более сложными действиями. Дальнейшая отработка и закрепление двигательных умений и навыков, необходимых в учебной и бытовой деятельности, проходят во время игры, проведении занятий по физическому воспитанию и во время всех режимных моментов. При формировании навыков самообслуживания рекомендуется использовать особые приспособления: специальные стенды для обучения детей шнуровке, расстегиванию пуговиц, умению пользоваться различными видами бытовой техники (кранами и замками). Для обучения приему пищи и овладения санитарно-гигиеническими навыками следует применять ложки со специальными приспособлениями, подставки под тарелки и кружки, зубные щетки. Двигательные навыки и умения, которые формируются на занятиях, закрепляются при проведении игр, занятий по рисованию, лепке, конструированию и т.д. Формирование конструктивных и изобразительных навыков происходит на основе интеграции со становлением двигательной функции рук – захватывания и удержания предметов в их различном положении, соотносительные действия с предметами под контролем зрения. Интерес к данным видам деятельности и потребность в осуществлении конструирования и самого процесса изображения возникают по мере развития общих представлений об окружающем мире. Основной целью коррекционно-развивающего воздействия на речевые нарушения является формирование всей системы полноценной речевой деятельности: развитие понимания обращенной речи, расширение пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя и связных высказываний, улучшение произносительной стороны, которые тесно связаны с уровнем развития двигательной функции. Очень важным при этом является полноценное речевое общение у детей. Работа по коррекции речевых нарушений предусматривает разработку содержания индивидуальных занятий по развитию речи. При этом особое внимание уделяется правильному употреблению и пониманию предложно-падежных конструкций, характеризующих пространственные и временные отношения, развитию слухового внимания, восприятия и ритмического слуха. Учитывая специфику развития познавательной деятельности детей с церебральным параличом, которая основывается на двигательной коррекции, необходимо включать следующие направления коррекционной работы: ознакомление с окружающим миром, развитие пространственных и временных представлений, формирование элементарных математических представлений. При этом используются специальные приемы, адекватные психофизическим особенностям детей с тяжелыми двигательными нарушениями. В ходе интегрированных занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию двигательной функции, дети учатся выделять в предметах и явлениях существенные и несущественные признаки, проводить сравнения, объединения предметов и явлений по различным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, расширять наполняемость родовых, видовых и обобщающих понятий. Развитие пространственно-временных представлений является также одной из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми при подготовке к школе, и может включать в себя: способность различать и выделять пространственные и временные признаки в окружающих объектах и явлениях, в отношениях их друг к другу и субъекту; использовать имеющиеся знания о пространстве и времени в активном действии, а также усвоение словесных обозначений пространственных и временных отношений, их понимание и включение в экспрессивную речь. Основой для формирования элементарных математических представлений в процессе двигательной коррекции является развитие операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку, накопление представлений о количестве, величине, геометрической форме, образование множеств, установление равенства и неравенства множеств, их соотношение с заданным образцом, проведение измерений с помощью условной мерки и на глаз, развитие глазомера. Коррекционная работа проводится как индивидуально, так и в малых группах. Опыт проведения занятий малыми группами позволяет сформулировать некоторые рекомендации по комплектованию и организации таких групп. Для занятий в группах подбираются дети с приблизительно одинаковой степенью интеллектуальных, двигательных и речевых нарушений. Система коррекционной работы с детьми, больными церебральным параличом, предусматривает работу с семьей. Важными задачами в работе с родителями являются: формирование понимания особенностей психофизического развития ребенка; адекватная оценка возможностей ребенка и перспектив его развития при проведении коррекционных мероприятий в Центре медико-социальной реабилитации; определение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с церебральным параличом. Все родители проходят специальное обучение, которое позволяет им овладеть необходимыми знаниями в организации ортопедического и речевого режима дома и доступными им приемами коррекционной работы, направленной на развитие познавательных процессов, социальных навыков, профилактику личностных нарушений и на подготовку детей к школе. Коррекционная направленность физического воспитания детей с НОДА Перед началом курса занятий целесообразно провести диагностику (тестирование) моторики ребенка. В этой области существуют традиционные подходы, разработанные в школе-центре «Динамика» (г. Санкт-Петербург), и альтернативные подходы Н.Н. Ефименко (1990), для детей с легкой и средней степенью выраженности дефекта разработана программа «Путешествие в страну Здравию», для детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при ДЦП разработана диагностика по программе «Солнышко» [Наумов, Токаева, 2009]. После проведенного тестирования составляется перспективная программа физического воспитания ребенка. Принцип, который необходимо учесть при этом, заключается в том, что формирование движений у ребенка должно производиться в строго определенной последовательности, а именно: начинать следует с головы, затем идут руки, руки – туловище, руки – туловище – ноги, ноги и совместные двигательные действия. При этом движения руками и ногами должны выполняться сначала в крупных суставах, расположенных ближе к туловищу (плечевой и тазобедренный), затем постепенно захватывать средние (локтевой и коленный) и далее смещаться к лучезапястному и голеностопному. Данное правило основано на онтогенетическом подходе. Далее, работа с ребенком (независимо от его возраста) должна начинаться с уровня развития двигательной сферы, на котором ребенок остановился. Кроме того, необходимо учитывать зону ближайшего развития при подборе упражнений (например: у ребенка не способного ползать, наряду с формированием ползания производить обучение стойке у опоры). На основании существующего уровня двигательного развития формулируются основные двигательные коррекционные задачи, вспомогательные двигательные коррекционные задачи и специальные коррекционные задачи. Перед началом занятий необходимо учесть эмоциональное состояние ребенка. Дело в том, что для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они с трудом могут сосредоточиться на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, а при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления может возникнуть двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них появляется слюнотечение. Произвольная деятельность формируется у таких детей значительно медленнее. Многие дети достаточно ранимы, обидчивы и впечатлительны. Они болезненно реагируют на различные замечания, изменение тона голоса педагога, чутко воспринимают изменения настроения окружающих. Учитывая вышеперечисленные особенности, можно отметить, что занятия по физическому воспитанию с данным контингентом детей необходимо проводить в сочетании с мероприятиями, направленными на общее развитии ребенка и предупреждение у него вторичных и эмоциональных отклонений. Кроме того, для многих детей с нарушением опорно-двигательного аппарата характерно наличие страхов, которые могут возникнуть при простых тактильных раздражениях (например, при массаже), при изменении положения тела и окружающей обстановки. Некоторые дети могут бояться закрытых дверей, темноты, новых предметов. Страх также вызывают резкие изменения в общем состоянии ребенка (учащенное дыхание, повышенный мышечный тонус, насильственный движения). Многие дети из-за поражения вестибулярного аппарата боятся высоты, эта боязнь также может быть вызвана падениями при обучении стоянию или ходьбе. Следует обратить внимание на то, что большинство детей имеют стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения; энкопрез, резкое снижение или чрезмерный аппетит, повышенную жажду, наблюдаются периодические повышения температуры при отсутствии соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы – как реакция на малейшее охлаждение или болезненное раздражение. При занятиях следует избегать длительной задержки дыхания, так как дошкольник с ДЦП не может регулировать произвольно дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений следует обратить внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений (объем и интенсивность физической нагрузки) При этом следует исключать случаи постоянного ротового дыхания. Также при проведении фронтальных занятий по развитию движений следует избегать длительного пребывания в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Кроме того, не нужно чрезмерно эмоционально возбуждать детей, так как это может способствовать появлению насильственных движений (гиперкинезов). В ходе физкультурных занятий нельзя использовать упражнения, которые могут вызывать приведение и внутреннюю ротацию бедер, сгибательно-приводящую установку верхних конечностей, асимметричное положение головы и конечностей. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения. При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений предлагается в виде увлекательных для ребенка игр, побуждающих его к выполнению тех или иных активных движений. Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку; применение различных приемов массажа и т. д.), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры, локальное использование льда), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами). На всех занятиях у ребенка формируют способность воспринимать позы и направления движений, а также предметы на ощупь. Большое значение имеет развитие ощущения частей тела, особое внимание уделяется формированию «чувства оси» тела. В раннем и дошкольном возрасте естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20-30-минутными занятиями. Ребенок с церебральным параличом не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в движении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными нарушениями не знает, как действовать. Кроме того, у многих детей с церебральным параличом наблюдаются общие нарушения психической деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утомляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность. Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедняет двигательный опыт ребенка. Поэтому создание условий для самостоятельной двигательной активности детей с церебральным параличом является важнейшей задачей физического воспитания. Из корригирующих комплексов наибольшее значение имеют дыхательные упражнения, способствующие психомышечному расслаблению, нормализации поз и положений головы и конечностей, развитию координации движений, функций равновесия, коррекции осанки и ходьбы, развитию ритма и пространственной организации движений. У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм выполнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом; многие движения полезно выполнять под счет, хлопки, музыку, ритмичные тексты. Музыка особенно благоприятно воздействует на развитие движений у детей с церебральным параличом. Так, в ходьбе, проводимой под музыку, у детей легче формируется равномерность длины шага, координация движений. Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение движений в заданном ритме тренирует функцию активного внимания. Музыка повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение. У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижение таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила, гибкость и выносливость. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и умения и способствующих развитию физических качеств. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазанье и перелезание, а также различные действия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами). Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими. Методика проведения подвижных игр и упражнений с детьми с НОДА По мнению А.А. Наумова, Ю.Г. Капрановой, игры разной подвижности являются увлекательной формой выполнения физических упражнений детьми, больными ДЦП. Ребенок активно включается в сюжет игры, становится непосредственным участником, радуется и забывает о своих дефектах. Рекомендуются игры с использованием бега, прыжков, ползания на четвереньках, различных видов ходьбы, передвижения на вспомогательных устройствах, с быстрым изменением положений и поз тела. Можно привести примеры следующих игр: - при деформации стоп: «Сидячий футбол», «Кто быстрей соберет платочек пальчиками ног», «Журавли и лягушки»; - при нарушении осанки: «Перелет птиц», «Море волнуется», «Цветные автомобили», «Поймай комара», «Лошадки»; - при заболеваниях дыхательной системы: «Поезд», «Кто подует сильнее», «Петушок», «Гуси-лебеди»; - на фитболах: «Не пропусти мяч», «Бездомный заяц», «Пустое место», «Цапля и лягушки», «Найди свой мяч»; - на тренажере Гросса (практически все игры для типично развивающихся детей). Собирать детей на игру целесообразно с помощью зазывалочек. Например: *** Я иду с мячом в руке, Всех зову скорей к себе: «Раз, два, три, четыре, пять! Выходи сюда играть!» Раз, два, три, четыре, пять! Зайка к нам пришел опять. Становитесь все играть, Будет волк нас догонять. *** Собирайся, народ, кто в «Ловишки» идет, Будем вместе мы играть и друг друга догонять. *** Как у наших у ворот собирается народ. Он зовет тебя опять с ним в «Горелки» поиграть. *** Раз, два, три, четыре, пять, мы решили поиграть. В «Кошки-мышки», «Городки», выходи играть и ты! Чтобы предупредить возникновение спазмов, активизировать мыслительные процессы целесообразно применять массаж рук. Массаж рук «Петушиная семья»
Массаж рук «Строим дом»
«Я люблю свою лошадку». Задачи: развивать у детей умения согласовывать движения в паре, умение двигаться по сигналу. Упражнять в беге (передвижениях) с поворотами, в разном направлении (по возможности, связанной со структурой двигательного дефекта). Описание игры: конюхи запрягают лошадей (приговаривают и ухаживают каждый за своей лошадкой: «Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко, гребешком приглажу хвостик, и на ней поеду в гости»). «Лошадки» поскакали по своим дорожкам, не наталкиваясь друг на друга. Затем конюхи уходят отдыхать, лошадки на лугу пасутся. По сигналу: «Запрягай!» – конюхи ловят лошадей (надо задеть лошадку, потом, когда она остановится – запрягать, затем скакать или просто передвигаться любым удобным способом по возможности. Правила игры: 1. играющие меняют движения (ходьбу, бег) только по сигналу воспитателя; 2. по сигналу «Приехали!» дети меняются ролями. Указания к проведению игры: 1. Роль водящего выполняет взрослый или продвинутый ребенок, который придумывает для лошадок различные движения. 2. Игра заканчивается, как только в паре играющих оба выполнят роль лошадки и конюха. 3. В конце игры можно отметить лучшую пару. «Ловишка с платочком». Задачи: развивать быстроту передвижения, умение ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Описание игры: кол-во 5-7 игроков, могут быть дети, передвигающиеся на колясках. Выбирается водящий (пятнашка), в руки ему дается яркий платочек. Остальные играющие размещаются по площадке. Водящий старается догнать игроков и задеть платочком, при этом надо сказать: «Оля(Коля) – ловишка!» Тот, кого задели, останавливается, машет платочком и громко кричит «Я ловишка!», и догоняет игроков. Игра заканчивается через 4-5 минут. Примечание: возможны разные способы передвижения, в зависимости от возможностей игроков. «Флажок». Задачи: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу (по слову), быстро строиться в круг. Упражнять в ходьбе и беге (передвижениях). Развивать инициативу, сообразительность. Описание игры: играющие стоят вдоль стены комнаты. Воспитатель берет в руки флажок и говорит «Встали дети в кружок, увидали флажок, кому дать, кому дать, кому флаг передать» предлагает по очереди детям флажок. «Выйди Оля в кружок, возьми Оля флажок, выйди, выйди, возьми, выше флаг подними». Ребенок с флажком двигается по кругу навстречу детям. «Кому дать, кому дать, кому флаг передать». Ребенок останавливается перед сверстником, кланяется ему и передает флажок. Игра повторяется 2-3 раза. Правила игры: 1. играющие становятся в круг, а ребенок в центр круга и двигаются по кругу под стихотворный текст, ребенок двигается в противоположную сторону; 2. каждый раз играющие должны менять направление движения. Указания к проведению игры: 1. воспитатель следит за тем, чтобы во время передвижений по кругу дети соблюдали дистанцию и интервал, а ребенок держал свой флажок поднятым вверх, чтобы на него не натолкнулись другие участники игры; 2. надо следить за тем, чтобы дети согласовывали свои движения со стихотворным текстом. «Бездомный заяц». Цель – развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в ползании, подпрыгивании, беге (передвижении удобным для ребенка-инвалида способом) по разным направлениям, в умении находить свое место. Описание игры: на противоположных сторонах зала (площадки) расположены обручи по количеству детей. Играющие дети – зайчики – занимают домики. Без домика остается один зайчик (он бездомный). Под веселую музыку зайчики пляшут на полянке. С концом музыки все (и бездомный заяц) бегут занимать домики, кто не успел, тот становится бездомным зайчиком. Игра повторяется снова. Правила игры: 1. убегать в домик только с окончанием звучания музыки; 2. убегать, не наталкиваясь друг на друга. Указания к проведению игры: 1. воспитатель включает в игру добавочные сигналы «На лужайку беги», «Домик ищи»; 2. первый раз «бездомным зайцем» может быть воспитатель. Варианты игры: 1. вместо обручей можно начертить круги по всей площадке; 2. можно выбрать двух зайцев. Рекомендации и противопоказания к выполнению физических упражнений 1. При выполнении корригирующих упражнений в И.П. лежа на животе, поднимаются только голова и плечи. 2. После напряженного выгибания позвоночника следует выполнять несколько глубоких наклонов туловища вперед, расслабляя и растягивая мышцы поясницы. 3. Осторожно следует выполнять упражнения на подъем выпрямленных ног в положении лежа на спине или на животе, наклоны назад. Постоянно контролировать положение головы. 4. Противопоказаны упражнения на увеличение гибкости позвоночника при сколиотической болезни, нестабильности позвоночника, дегенеративных изменениях в его суставах. 5. Упражнения на развитие гибкости можно выполнять только после формирования мышечного корсета, при наличии показаний и назначений врача. 6. Упражнения на тренажерах рекомендуется выполнять только после предварительного разогрева и разминания мышц. Контрольные вопросы: 1. Какие психофизические и двигательные особенности характерны для детей дошкольного возраста с ДЦП (НОДА)? 2. Раскройте роль речевой функции в развитии двигательной функции для детей дошкольного возраста с ДЦП. 3. Какие методические приемы используются для активизации речевой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ДЦП в процессе организации физического воспитания? 4. Какие компенсаторные механизмы используются в физическом развитии детей дошкольного возраста с ДЦП? 5. Какие условия необходимы для развития мелкой и крупной моторики детей с ДЦП? 6. Какие методы и методические приемы применяются для комплексного развития физических качеств детей дошкольного возраста с ДЦП? 7. Раскройте методические приемы коррекции и развития произвольного внимания, двигательной памяти средствами физического воспитания у детей дошкольного возраста с ДЦП? 8. Какие физические упражнения противопоказаны детям дошкольного возраста с ДЦП?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |