Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

IX. Функция верхних конечностей.




VIII. Ходьба.

0. Не ходит.

1. Передвигается в брусьях или с ходилкой. Перенос веса тела отсутствует.

2. Перебежки от опоры к опоре, балансируя руками.

3. Ходит, балансируя руками 3-10 шагов.

4. Ходит без поддержки, возможен перекат. Под контролем – ритмично и координированно.

5. Ходьба с перекатом, координированно, в заданном темпе. По лестнице – без дополнительной опоры.

0. Не использует.

1. Использует в опоре, как поддержку при несложных манипуляциях.

2. Выполняет простые движения (хват, удержание, перенос).

3. Использует как вспомогательную при самообслуживании, манипуляция с предметами. Элементы координации в ходьбе.

4. Использует в полном объеме, но сохраняется моторная неловкость, темп замедлен, координация в ходьбе удовлетворительная.

5. Норма.

Обследование развития моторики и графических умений

Обследование включает две части – оценку развития тонко-координированных движений рук и оценку сформированности графических умений.

Задание 1. «Сложи фигуру из шнурков». Перед ребенком можно положить несколько шнурков (1-3 шт.). Это задание проводилось при обследовании уровня творческого развития.

Задание 2. «Сложи домик из счетных палочек (кубиков)». Это задание также проводилось при обследовании уровня творческого развития.

Задание 3. «Пальчиковая гимнастика». Педагог показывает разные комбинации пальцев и просит ребенка повторить. Сначала просят повторить все позы одной рукой (ведущей), затем другой, а потом двумя руками.

Инструкция ребенку: «Я буду показывать тебе разные фигуры из пальцев, а ты повторяй за мной».

Задание 4. «Срисуй фигуру». Ребенку предлагается лист-задание.

Инструкция: «Нарисуй такие же фигуры».

Задание 5. Ребенку предлагается лист-задание «Кораблик и дорожка».

Инструкция: «Заштрихуй кораблик, как показано на рисунке. Проведи линию, по которой едет машина, не переворачивая лист и не отрывая карандаша от бумаги».

Обследование уровня зрительно-пространственного восприятия

и зрительно-моторных координаций

Для обследования сформированности зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций используются следующие задания:

Задание 1. Ребенку предлагается рассмотреть карточку «Одинаковые фигуры».

Инструкция: «Найди такой же ключ и кораблик, как на первом рисунке».

Задание 2. Ребенку предлагается карточка «Наложенные изображения».

Инструкция: «Найди и покажи все квадраты на картинке».

Задание 3. Ребенку предлагается лист-задание «Незаконченные рисунки».

Инструкция: «Дорисуй домики так, как нарисовано на первой картинке».

Задание 4. Ребенку предлагается карточка «Предлоги». Это задание использовалось нами при исследовании уровня речевого развития.

Инструкция: «Скажи, где лежит мяч?».

Задание 5. Ребенку предлагается лист-задание «Срисуй фигуры». Это задание использовалось нами при исследовании уровня развития мелкой моторики и графических умений.

Инструкция: «Срисуй фигуры, точно так же, как они нарисованы».

Если при выполнении этого задания ребенок допускает ошибки (выполняет зеркально, не дорисовывает, не соблюдает пропорции), педагог оказывает стимулирующую помощь в виде вопросов, привлечения внимания ребенка к ошибке. Например: «Посмотри внимательно на мой рисунок. У тебя такие же фигуры? Они так же выполнены?»


Таблица 13

Развитие моторики и графические умения (М.М.Безруких)

Задание 3 балла 2 балла 1 балл Фактор риска
1. «Шнурки» и «Цепочка из скрепок» Ребенок уверенно без напряжения и скованности выкладывает фигуры и собирает цепочку Ребенку с трудом даются более точные движения. Движения неловкие, скованные, наблюдается тремор Задание не выполнено - Скованность движений, сильное мышечное напряжение (сильный либо очень слабый нажим) при выполнении графических заданий. - Тремор (дрожание рук), дрожащие линии. - Помощь другой рукой - Трудность действий с предметами - Отказ от графической деятельности («У меня не получится», «Это я не умею», «Рисовать не буду») - Неровные, разорванные штрихи - Неправильное положение ручки
2. «Пальчиковые упражнения» Задание не вызывает трудностей, выполняется без напряжения. Ребенок быстро подыскивает нужную позу пальцев Ребенок долго ищет позу, движения скованны, напряжены, помогает себе другой рукой, путает пальцы или требуется помощь исследователя Ребенок не может воспроизвести позу даже с посторонней помощью
3. «Проведи прямые линии» Линии прямы, четкие, ровные. Отсутствие тремора Линии недостаточно ровные и четкие Линии прерывистые, не доведены до конца, выраженный тремор
4. «Срисуй фигуры и цифры» Ребенок выполняет задание уверенно, линии четкие, ровные. Фигуры и буквы точно соответствуют образцу. Точное соотношение размеров и углов При выполнении задания наблюдается скованность, напряжение, тремор. Нечеткость размеров, не соблюдение пропорций, неровность штрихов Задание не выполнено
5. «Кораблик и дорожка» Ребенок выполняет задание уверенно, линии четкие, в пределах границ, с достаточным нажимом, штрихи параллельные При выполнении задания наблюдается скованность, напряжение, тремор. Линии выходят за границы. Нарушение направления штриха. Задание выполняется не полностью, быстро устает рука Линии сильно выходят за границы. Очень слабый нажим

Таблица 14

Зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

Задания 3 балла 2 балла 1 балл Фактор риска
1. «Одинаковые фигуры» Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно Задание выполняется не полностью, с помощью стимулирующих вопросов. Присутствует зеркальность Задание не выполнено даже с посторонней помощью - Не точное копирование. - Несоблюдение пропорций. - Сглаженные углы. - Не правильное расположение фигур по отношению друг к другу. - Зеркальное восприятие и копирование. - Трудности выражения пространственных отношений с помощью предлогов. - Трудности выделения предметов среди наложенных картинок.  
2. «Наложенные картинки» Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно Задание выполняется не полностью, с помощью стимулирующих вопросов Задание не выполнено даже с посторонней помощью
3. «Незаконченный рисунок» Задание не вызывает трудности, выполняется самостоятельно Задание выполняется не полностью, с помощью стимулирующих вопросов. Допускаются ошибки Задание не выполнено даже с посторонней помощью
4. «Предлоги» Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости правильно, самостоятельно Ребенок путает некоторые предлоги (расположение предметов в пространстве) Задание не выполняется даже с посторонней помощью, ребенок не может выразить пространственное отношение с помощью предлогов
5 «Срисуй фигуры и цифры» Задание не вызывает трудностей, выполняется самостоятельно Наблюдается зеркальное рисование, неточности в соблюдении пропорций (например, треугольник и кружочек одинакового размера) Ребенок не видит и не исправляет ошибку даже после стимулирующего вопроса

 

Диагностика состояния здоровья

Систематическое наблюдение за ростом и развитием является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья детей предшкольного возраста. Одной из задач этого наблюдения является своевременное обнаружение отклонений в физическом развитии ребенка, препятствующих началу регулярных занятий образовательного характера, на основе индивидуальной оценки. Определение степени готовности детей к систематическим учебным занятиям по медицинским критериям проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники.

Медицинские критерии включают;

1. Уровень биологического (физического) развития.

2. Состояние здоровья в момент осмотра.

3. Острая заболеваемость за предшествующий год.

Углубленное обследование детей в связи с определением готовности к обучению в школе проводится в октябре-ноябре года, предшествующего началу занятий. Углубленный медицинский осмотр проводится педиатром, отоларингологом, офтальмологом, психоневрологом, хирургом-ортопедом, стоматологом.

Детям, у которых выявлено отставание, по сравнению с возрастными нормами развития, моторики и речи, рекомендуется комплекс мер по их коррекции. Рекомендованные врачом лечебные и оздоровительные мероприятия осуществляются специалистами детской поликлиники.

При наличии тяжелых хронических и ряда острых инфекционных заболеваний за последний год, служащих основанием для отсрочки поступления в школу, по усмотрению врачей-специалистов начало систематических учебных занятий для детей предшкольного возраста может быть также отсрочено на 1 год (Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к поступлению в школу и организация учебных занятий и режима продленного дня в первых классах общеобразовательной школы: Методические рекомендации. – М., 1985; МР № 11-14/13-6 от 30.04.85).

В перечень заболеваний, при наличии которых врачами-специалистами может быть принято решение об отсрочке поступления в школу детей шестилетнего возраста, включены:

I. Острые заболевания, перенесенные на протяжении последнего года:

1) инфекционный гепатит;

2) пиелонефрит, диффузный гломерулонефрит;

3) миокардит неревматический;

4) менингит эпидемический, менингоэнцефалит;

5) туберкулез;

6) ревматизм в активной фазе;

7) болезни крови;

8) острые респираторные вирусные заболевания, перенесенные 4 раза и более в течение года.

II. Хронические заболевания в стадии суб- и декомпенсации:

1) вегетососудистая дистония по гипотоническому (АД 80 мм рт.ст.) или гипертоническому (АД 115 мм рт.ст) типу;

2) порок сердца ревматический или врожденный;

3) хронический бронхит, бронхиальная астма, хроническая пневмония (при обострении или отсутствии стойкой ремиссии в течение года);

4) язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, хронический гастрит, хронический гастродуоденит (в стадии обострения, с частыми рецидивами и неполной ремиссией);

5) анемия (при содержании гемоглобина в крови 10,7-8,0 г/л);

6) гипертрофия небных миндалин III степени;

7) аденоидные вегетации III степени, хронический аденоидит;

8) тонзиллит хронический (токсико-аллергическая форма);

9) эндокринопатия (зоб, сахарный диабет и пр.);

10) неврозы (неврастения, истерия, логоневроз и пр.);

11) задержка психического развития;

12) детский церебральный паралич;

14) травма черепа, перенесенная в текущем году;

14) эпилепсия, эпилептиформный синдром;

15) энурез;

16) экзема, нейродермит (при распространении кожных изменений);

17) миопия с наклонностью к прогрессированию (более – 2,0 Д).

Временная отсрочка рекомендуется также детям с существенным отставанием физического развития относительно региональных стандартов по длине и массе тела, биологическому (в том числе зубному) возрасту.

В исключительных случаях ввиду отсутствия врача-специалиста ориентировочная оценка состояния здоровья может выполняться средним медицинским персоналом.

Диагностика физического и моторного развития

Оценка биологического возраста. Темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом, учебной нагрузки и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее, другие – медленнее, даже находясь в сходных условиях. Даже в одной семье темпы развития детей могут различаться на 1-1,5 года. Для характеристики темпов роста и развития важно оценивать биологический возраст, то есть тот уровень созревания организма, который реально достигнут вне зависимости от времени, прошедшего со дня рождения.

Самый простой, но и самый грубый способ оценки биологического возраста – по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина или масса тела, а также размер любой части тела не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста. Превышение уровня физического развития над среднепопуляционными значениями, также как и его отставание, само по себе еще не говорит о степени зрелости организма.

Наиболее просто оценить степень биологического созревания организма по изменению пропорций тела в периоды ростовых скачков. В дошкольном возрасте (обычно – в 5-6 лет) дети переживают так называемый «полуростовой скачок роста». Полуростовой скачок заключается в существенном удлинении конечностей – рук и ног. Установить, произошел он уже или еще нет, можно с помощью так называемого «филиппинского теста» (впервые примененного антропологами при обследовании детей на Филиппинах): надо попросить ребенка достать правой рукой левое ухо, проведя руку над головой. У взрослого это не вызывает затруднений, у школьников – тоже, а вот 4-5-летний ребенок не может этого сделать, поскольку его руки еще коротки. В этом случае филиппинский тест дает отрицательный результат. Результат этого теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто уровень развития скелета, а гораздо более важную характеристику – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. По этой причине филиппинский тест рассматривают как один из главных критериев «школьной зрелости», то есть готовности организма ребенка к процессу школьного обучения. Физиологами и гигиенистами совершенно твердо установлено, что если ребенок начинает посещать школу до того, как у него прошел полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь – психическом, и крайне редко приносит успех в обучении.

 

Рис. 10. Оценка биологической зрелости по результатам выполнения ребенком

«филиппинского теста». Пояснения в тексте.

Паспортный возраст, в котором проходит полуростовой скачок, может очень существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5,5 года, у других – только после 7 лет. В этом возрасте разница в два года весьма велика. Но такое разнообразие является нормальным, никаких поводов для беспокойства само по себе ускорение или замедление темпов физического развития не дает, важно, чтобы оно было гармоничным.

Осмотр зубов и составление зубной формулы. С позиций возрастной физиологии и стоматологии в смене зубов у детей выделяют 3 периода:

первый – у детей раннего возраста (до 2,5 г) происходит прорезывание молочных зубов с еще не сформировавшимися корнями;

второй – у детей в возрасте от 2,5 до 6 лет заканчивается прорезывание зубов и формирование их корней;

третий – у детей от 6 до 12 лет прорезываются постоянные зубы; начинается смена молочных зубов; рассасываются корни молочных зубов.

Прорезывание зубов – акт физиологический, характеризующий уровень биологического развития ребенка. Прорезывание постоянных зубов начинается в 5-6-летнем возрасте и заканчивается к 15-18 годам. Первыми прорезываются первые моляры, затем резцы, первые премоляры, клыки, вторые премоляры, а затем 8-е зубы «мудрости». На верхней и нижней челюсти справа и слева, соответственно, по 2 резца, 1 клыку, 2 малых коренных, 2 больших коренных и 1 большой коренной зуб «мудрости».

Соответствующие молочные и постоянные зубы по форме не отличаются друг от друга, но молочные зубы меньше по размерам и к моменту завершения рассасывания их корней имеют стертые резцовые края и жевательные поверхности. Прорезавшиеся постоянные зубы характеризуются наличием зубчиков по краю резцов и выраженными бугорками на поверхности малых и больших коренных зубов.

При осмотре ротовой полости определяется количество зубов, молочные или постоянные.

Время прорезывания постоянных зубов представлено в табл. 15.

Таблица 15

Физиологическая норма времени прорезывания постоянных зубов

Верхняя челюсть
Правая сторона Левая сторона
                       
6-7 10-12 10-11 11-12 8-9 7-8 7-8 8-9 11-12 10-11 10-12 6-7
 
6-7 11-13 10-12 9-11 7-8 6-7 6-7 7-8 9-11 10-12 11-13 6-7
                       
Правая сторона Левая сторона
Нижняя челюсть

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 57; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.