Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы учебных занятий




Лекция (от лат. lectio — чтение) — форма учебных занятий в высших учебных заведениях, состоящая в устном изложении предмета преподавателем. В последние годы лекции стали приме­няться в системе среднего и средне-специального образования. Лекция является самой трудной формой преподавания. Она пред­полагает хорошее владение преподавателя обширным учебным материалом, его композиционное выстраивание таким образом, чтобы на протяжении всего занятия управлять вниманием и мыш­лением слушателей. Лекция выполняет три основные функции: информационную (дает необходимые сведения), стимулирующую (побуждает интерес к теме, призывает изучать другие источники), воспитывающую и развивающую (дает оценки основным явлени­ям, вырабатывает мышление). Логическая структура лекции, как правило, так же, как и остальных организационных форм, трехча-стная:

1. Вводная часть. Называется тема, формулируются задачи, дается краткая характеристика проблемы, освещается со­стояние вопросов, называется литература, устанавливается связь с предыдущими занятиями.

2. Изложение материала лекции. Педагог разбирает факты, приводит нужную информацию, анализирует сложившийся опыт, дает, где нужно, исторические справки, определяет свою по­зицию, дает оценку сложившейся практике и научным исследова­ниям, устанавливает связь с практикой, жизнью, дает установки, раскрывает перспективы развития, возможные научные поиски по данному вопросу.

3. Заключение. Даются формулировки основных вы­водов, указания к дальнейшей самостоятельной работе, методиче­ские советы.

Задача преподавателя — сделать лекцию убедительной, точной. При чтении лекции следует учесть ряд рекомендаций:

- проводить лекцию, строго придерживаясь плана,

- свободно владеть лекционным материалом,

- избегать нудного тона, заунывности, равнодушия, безот­рывного чтения подготовленного конспекта,

- помогать учащимся записать то, что хуже всего освещено в учебниках,

- в каждом вопросе выделять (в том числе и интонацион­но) главное (для запоминания) и второстепенное (для иллюстра­ции), интересное и неинтересное (изложить его увлекательно), трудное и простое (изложить его значимо),

- термины и основные понятия четко проговаривать и расшифровывать, записывать на доске, давать точные формули­ровки под запись,

- чувствовать и понимать реакцию аудитории,

- использовать обратную связь,

- применять наглядные средства обучения

Семинарское занятие (от лат. seminarium — рассадник) особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии учащихся, слушателей. Семинарское занятие имеет целью закрепление теоретического материала, изло­женного в лекционном курсе, расширение знаний, осмысление изученного материала. Успешное проведение семинара возможно только при условии тщательной подготовки учащихся, проработки источников. Задание к семинару выдается студентам заранее, в нем указывают тему занятия, основные вопросы для подготовки, спи­сок обязательной и дополнительной литературы, необходимой для самостоятельной проработки. Во время семинарского занятия сту­денты анализируют источники. Преподаватель организует обсуж­дение, задает уточняющие вопросы, вопросы на сравнение, обоб­щение, своевременно подводит промежуточные итоги обсуждения, делает пояснения в случае затруднения на занятии. Общая струк­тура семинара также является трехчастной.

Практическое занятие (при проведении лабораторно-практического занятия используется специальное оборудование) имеет целью отработку практических умений, осмысление связи усвоенного теоретического материала с практической деятельно­стью, жизнью. Проведение такого занятия предполагает предвари­тельное самостоятельное повторение и изучение учащимися теоре­тического материала. На занятии уместным бывает проведение краткого опроса (фронтального или письменного) с целью актуализации знаний. Важно правильно организовать работу на занятии, обеспечить необходимым оборудованием, четко провести инструк­таж по работе, познакомить с требованиями по оформлению запи­сей, которые необходимо сделать в тетрадях, и отчета по результа­там работы. Одним из важных, требований при проведении практи­ческого занятия является развитие умений учащихся планировать, организовывать свою работу, анализировать полученные результа­ты, делать выводы. Практическое занятие может быть проведено в виде психологического тренинга, психологического практикума.

Урок — основная форма обучения в общеобразовательной школе, используется в средних и средне-специальных учебных заведениях. Элементами урока являются изучение нового материа­ла, закрепление пройденного, контроль и оценка знаний, задание на дом, обобщение и систематизация знаний.

Существуют различные типы уроков:

комбинированный — в основной части его трехкомпонентной структуре представлены все вышеназванные элементы;

урок изучения нового материала;

урок закрепления знаний, их систематизации, форми­рования умений и навыков (проведение таких уроков предполага­ет не только простое повторение пройденного материала, но и применение знаний в измененной ситуации);

урок контроля и оценки знаний учащихся (это может быть самостоятельная или контрольная работа, зачетный, обоб­щающий урок по пройденной теме, разделу).

1.2. Организация деятельности учащихся на уроке

В процессе обучения психологии преподаватель организу­ет познавательную деятельность учащихся. Существуют три ос­новные формы организации деятельности учащихся на учеб­ных занятиях: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Индивидуальная работа — самостоятельное выполнение учащимися специально подобранных для них заданий, соответст­вующего учебным возможностям каждого. Важно предоставлять такие задания для индивидуальной работы, которые бы учитывали индивидуальные особенности, уровень подготовленности и др. Правильно организованная индивидуальная работа обеспечивает наибольший развивающий эффект.

Фронтальная работа — такой вид деятельности препода­вателя и учащихся на уроке, когда все учащиеся одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу. Это может быть совместное обсуждение проблем всей группой (достаточно распространена при проведении семинарского занятия). От педагога тре­буется умение найти посильную работу мысли для всех, умение выслушать всех в оптимальном объеме. При такой форме органи­зации работы учащихся могут использоваться задания репродук­тивные и творческие. При фронтальной организации занятия до­вольно сложно обеспечить возможность активной работы всех учащихся учебной группы. Фронтальные формы наиболее полезно использовать на этапе изучения новых знаний и их закрепления, а вот на этапе применения полученных знаний в измененной ситуа­ции лучше всего использовать индивидуальную форму работы.

Групповая форма организации обучения предполагает разделение учебного коллектива на несколько микрогрупп (по 4-6 человек) для решения конкретных задач в совместной учебной дея­тельности. Каждая группа работает под руководством лидера груп­пы или учителя. Практиканты-психологи имеют достаточно хоро­шие представления об условиях эффективности групповой работы (межличностные отношения членов группы, уровень освоения учебного материала и пр.), способствующих не только активному усвоению нового материала, но и приобретению опыта взаимодей­ствия [1, 13].

Групповые формы широко применяются в преподавании психологии. Их использование способствует созданию на уроках оживленной, увлеченной обстановки, повышает учеников интерес к психологическим дисциплинам. Групповая работа в преподава­нии психологии соотносится с активными методами социально-психологического обучения: деловыми и ролевыми играми, дис­куссионными приемами, элементами социально-психологического тренинга. Данные методы обеспечивают эмоциональное включе­ние учащихся в учебный процесс, ставят их в позицию активного участника управляемого группового процесса.

При проектировании урока психологии следует преду­смотреть оптимальный выбор форм организации деятельности учащихся в соответствии с целью и задачами занятия.

 

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1998.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ре­бенка. — М.: МГУ, 1985.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Просвещение, 1986.

5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. — М., 1994.

6. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. — М.: МГУ, 1989. — 78 с.

7. Маликова Р.Н., Акимова Е.А. Педагогическая практика. Учебно-методическое пособие. — Калуга,2000. — 126 с.

8. Маркова А.К. Формирование мотивации обучения в школь­ном возрасте. М.: Педагогика, 1986.

9. Немов Р.С. Психология. В 2-х книгах. — М.: Просвещение; Владос, 1994.

10. Пацакула И.И., Ничипоренко Н.П. Учебно-психологическая практика студентов первого курса. — Калуга: КГПУ, 1999.

11. Педагогическая практика. / Под ред. В.К. Розова. — М., 1981. -160с.

12. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. -М.:РПО, 1998. — 184.

13. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1994.

14. Фомин А.Е. Конструирование, проведение и рефлексия раз­вивающего урока: Учебно-профессиональное задание для студентов по педагогической практике / Под ред. А.Э. Штейнмеца. — Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 1997. -20с.

15. Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогиче­ской деятельности. — Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 1998.-308 с.

16. Штейнмец А.Э. Психологический анализ урока: аспект педа­гогического общения. — Калуга: КГПИ им. К.Э. Циолковского, 1994. — 12 с.

17. Штейнмец А.Э. Пособие для самостоятельной работы по об­щей психологии. — Смоленск: СГПИ, 1986. — 79 с.

 

 

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

В системе профессиональной подготовки будущих психоло­гов педагогическая практика выполняет ряд функций.

Прежде всего, это обучающая функция. Педагогическая практика дополняет и обогащает теоретическую подготовку сту­дентов, создает им возможность для закрепления, углубления и использования полученных знаний при решения практических за­дач. В ходе практики студенты учатся планировать собственную педагогическую деятельность, организовывать работу учащихся на уроке, управлять их познавательными процессами — восприятием, вниманием, мышлением, запоминанием.

Естественно, что сразу достигнуть наилучшего результата в педагогической деятельности достаточно трудно. Для практиканта сложным является совмещение собственной преподавательской деятельности и управления познавательной активностью, поведе­нием учащихся на уроке. От студента требуется распределение внимания на все процессы, происходящие в аудитории. Такого опыта практиканты, приходя на педагогическую практику, как правило, не имеют. Педагогический опыт приобретается постепен­но, с каждым проведенным уроком. Чтобы этот процесс был управляемым и результативным, необходимо осуществлять анализ проведенных занятий с преподавателем, работающим в образова­тельном учреждении, преподавателем-методистом и другими сту­дентами-психологами. Только при таком подходе в организации практики каждый собственный урок и урок, проведенный другим практикантом, станет важным обучающим шагом в постижении мастерства преподавания психологии. При этом к любым затруд­нениям, ошибкам и неудачам, возникающим в педагогической дея­тельности, следует подходить конструктивно. Осознанное сегодня затруднение, причины которого в ходе анализа становятся ясными и понятными, при проведении следующего урока легче преодолеть.

Педагогическая практика выполняет также воспитываю­щую и развивающую функции. Позиция преподавателя психоло­гии, осваиваемая студентами, предъявляет к их личности высокие требования. Вдумчивость, серьезность, добросовестность, ответст­венность при подготовке занятий — необходимые условия их ус­пешного проведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.