КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация практики
При конструировании занятий создаются условия для проявления творческих способностей студентов. Важно не только передать школьникам определенный учебный материал на уроке психологии, закрепить его, проверить степень его усвоения, но и создать условия для превращения его в личностно-значимый, способствующий самопознанию и самовоспитанию личности учащегося. Кроме того, работа с аудиторией, особенно при отсутствии опыта, сопровождается высоким эмоционально-психическим напряжением, стрессом для личности. Все это требует от студентов умения саморегуляции психических состояний. Важным является соответствующий настрой на занятие, тщательная предварительная подготовка.
Этапы работы: 1. На первой неделе практикант знакомится с группой (классом), посещает занятия, ведет наблюдение учащимися, пытается дифференцировать их по различным признакам (уровню знаний, отношению к учебе, формальное и неформальное лидерство и т.д.). 2. Свое первое занятие студент начинает готовить не позднее, чем за четыре дня до его проведения. Рекомендуется следующий порядок подготовки: тематические планирование (совместно с учителем-преподавателем при подготовке первого урока и все более самостоятельно в последующем), подготовка к уроку (чтение учебников, дополнительной литературы, продумывание практических заданий, вопросов, задач, составление плана-конспекта), утверждение плана-конспекта занятия преподавателем психологии образовательного учреждения (не позднее, чем за день до проведения занятия), в случае необходимости — коррекция плана-конспекта. 3. В течение практики студент проводит не менее 6 учебных часов занятий.
4. На пятой — шестой неделе студент готовит и проводит внеаудиторное мероприятие, которое также должно быть заранее спланировано и обсуждено совместно с преподавателем психологии и серьезно подготовлено. 5. К концу шестой недели практики студент готовит отчет по педагогической практике. Планирование работы в образовательном учреждении в период педагогической практики 1. Концу первой недели должен быть составлен индивидуальный план педагогической практики, в котором следует четко обозначить, когда, в какое время, какие занятия, по какой тематике, в каком объеме будут проведены практикантом с какой группой. 2. В период практики студент следует нормам порядка, существующего в образовательном учреждении, ведет себя в соответствии с правилами этики педагогической деятельности. Уважительно относится к учителям, администрации. Вступая в контакт с учащимися, выстраивает с ними деловые отношения, необходимые для работы. Деловой нормой практики является обращение учащихся к практиканту по имени и отчеству. 3. Еженедельно практикант посещает консультации методиста-преподавателя университета. На консультации проводится анализ трудностей, возникающих в ходе практики, и обсуждение путей их преодоления, рассматриваются замыслы студента относительно предстоящих уроков, внеаудиторной работы, анализируются конспекты будущих уроков. Консультации методиста выполняют обучающую, развивающую и контролирующую функции, 4. Первые два учебных урока (при проведении спаренных уроков — первое занятие) не оцениваются. 5. На всех занятиях практиканта обязательно присутствуют учитель-преподаватель психологии данного образовательного учреждения и студенты-коллеги по практике, которые сразу же по завершении урока проводят обсуждение — психолого-педагогический анализ урока. При проведении обсуждения урока первое слово предоставляется практиканту для самоанализа урока. Далее в обсуждении участвуют другие практиканты, завершает проведение психолого-педагогического анализа преподаватель. Психолого-педагогический анализ выполняет обучающую функцию.
6. Начиная с третьего урока (при проведении сдвоенных учебных часов — второго занятия), студенту за проведенное занятие выставляется оценка. За внеаудиторное занятие студенту также выставляется оценка. На первой неделе практики происходит знакомство студентов с образовательным учреждением, его педагогами, учащимися, начинается процесс адаптации к условиям практики. Адаптационный период всегда сопряжен с высоким эмоционально-психологическим напряжением. Это обусловлено вхождением в новую социальную среду, установлением контактов с прежде незнакомыми людьми. С первого дня практики студентам необходимо как можно подробнее узнать об организационном порядке, существующем в колледже или школе, и следовать основным нормам работы учреждения. Это касается внешнего вида практиканта, своевременности (без опозданий) прихода на занятия, проведения уроков в соответствии с регламентом обучения, основными традициями учебного процесса данного образовательного учреждения. Полезно на этом этапе использовать опыт, полученный во время обучения и предыдущих практик на 1-ми 2-м курсах. Так, установление доброжелательных взаимоотношений с учащимися, понимание структуры межличностных взаимоотношений, системы лидерства и подчинения в ученической группе облегчат достижение учебно-воспитательных задач при проведении учебных занятий и внеаудиторного мероприятия. Поэтому на первой неделе практики полезно представиться классу, познакомиться с учениками, побеседовать с ними в свободное время, установить контакт, и, конечно же, присутствовать на уроках (и не только по психологии) в классе. По опыту предыдущих практик, студенты осознают, что учащиеся проявляют особый интерес к представителям психологической профессии. Этот интерес и следует использовать и поддерживать для выстраивания деловых и эмоциональных отношений с учениками. В период практики студентам-психологам рекомендуется вести дневник педагогической практики. В своем дневнике студенты делают записи, касающиеся общих сведений об образовательном учреждении, администрации, педагогическом коллективе, учащихся, расписании занятий, а также заносят протоколы уроков, на которых они присутствовали. В дневнике фиксируются основные выводы по наблюдению за ученическим коллективом, замечания, рефлексивные заметки относительно приобретенного опыта. Все эти записи будут необходимы в последующем для анализа результатов практики при написании отчета по практике. Кроме того, они весьма полезны для вдумчивого студента, ориентированного на личностный рост.
В конце первой недели студентом составляется индивидуальный план педагогической практики. План является одним из разделов педагогического дневника практики. Индивидуальный план составляется в соответствии программой учебного курса, по которому будут проводиться занятия студентом. Следует четко уяснить темы занятий, их место в системе работы по предмету, количество часов в неделю по данному курсу. С учетом программы курса и расписания занятий по предмету студент и психолог образовательного учреждения определяют темы предстоящих уроков, дату и время их проведения. Все эти сведения заносятся в индивидуальный план педагогической практики студента (см. ниже):
Примерная схема индивидуального плана педагогической практики
Следующий важный момент при составлении индивидуального плана — обсуждение возможности проведения внеаудиторного мероприятия по психологии, согласование его тематики и ориентировочной даты. В качестве внеаудиторного мероприятия можно рекомендовать проведение тренинга любого доступного типа (тренинг общения, самопознания, сензитивности, игровой и т.п.), психологической викторины, КВН и пр. Если же в образовательном учреждении на практике работает одновременно несколько студентов, то, объединив усилия, они могут провести олимпиаду по психологии, "Неделю психологических знаний" в школе (колледже), организовав ряд тематических мероприятий (деловая игра, викторина, выпуск газеты), объединенных одной идеей, способствующих развитию интереса к психологии как учебному предмету и важному компоненту общечеловеческой культуры.
В индивидуальном плане педагогической практики следует предусмотреть как основные формы работы (уроки, внеаудиторное мероприятие), так и виды текущей работы (консультации с методистом, учителем, беседы с учащимися и т.п.).
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |