Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация практики




При конструировании занятий создаются условия для про­явления творческих способностей студентов. Важно не только передать школьникам определенный учебный материал на уроке психологии, закрепить его, проверить степень его усвоения, но и создать условия для превращения его в личностно-значимый, спо­собствующий самопознанию и самовоспитанию личности учаще­гося.

Кроме того, работа с аудиторией, особенно при отсутствии опыта, сопровождается высоким эмоционально-психическим на­пряжением, стрессом для личности. Все это требует от студентов умения саморегуляции психических состояний. Важным является соответствующий настрой на занятие, тщательная предварительная подготовка.

 

Этапы работы:

1. На первой неделе практикант знакомится с группой (классом), посещает занятия, ведет наблюдение учащимися, пыта­ется дифференцировать их по различным признакам (уровню зна­ний, отношению к учебе, формальное и неформальное лидерство и т.д.).

2. Свое первое занятие студент начинает готовить не позднее, чем за четыре дня до его проведения. Рекомендуется сле­дующий порядок подготовки: тематические планирование (совме­стно с учителем-преподавателем при подготовке первого урока и все более самостоятельно в последующем), подготовка к уроку (чтение учебников, дополнительной литературы, продумывание практических заданий, вопросов, задач, составление плана-конспекта), утверждение плана-конспекта занятия преподавателем психологии образовательного учреждения (не позднее, чем за день до проведения занятия), в случае необходимости — коррекция пла­на-конспекта.

3. В течение практики студент проводит не менее 6 учеб­ных часов занятий.

4. На пятой — шестой неделе студент готовит и проводит внеаудиторное мероприятие, которое также должно быть заранее спланировано и обсуждено совместно с преподавателем психоло­гии и серьезно подготовлено.

5. К концу шестой недели практики студент готовит от­чет по педагогической практике.

Планирование работы в образовательном учреждении в период педагогической практики

1. Концу первой недели должен быть составлен индиви­дуальный план педагогической практики, в котором следует четко обозначить, когда, в какое время, какие занятия, по какой тематике, в каком объеме будут проведены практикантом с какой группой.

2. В период практики студент следует нормам порядка, существующего в образовательном учреждении, ведет себя в соот­ветствии с правилами этики педагогической деятельности. Уважи­тельно относится к учителям, администрации. Вступая в контакт с учащимися, выстраивает с ними деловые отношения, необходимые для работы. Деловой нормой практики является обращение уча­щихся к практиканту по имени и отчеству.

3. Еженедельно практикант посещает консультации ме­тодиста-преподавателя университета. На консультации проводится анализ трудностей, возникающих в ходе практики, и обсуждение путей их преодоления, рассматриваются замыслы студента относи­тельно предстоящих уроков, внеаудиторной работы, анализируют­ся конспекты будущих уроков. Консультации методиста выполня­ют обучающую, развивающую и контролирующую функции,

4. Первые два учебных урока (при проведении спаренных уроков — первое занятие) не оцениваются.

5. На всех занятиях практиканта обязательно присутству­ют учитель-преподаватель психологии данного образовательного учреждения и студенты-коллеги по практике, которые сразу же по завершении урока проводят обсуждение — психолого-педагогический анализ урока. При проведении обсуждения урока первое слово предоставляется практиканту для самоанализа урока. Далее в обсуждении участвуют другие практиканты, завершает проведение психолого-педагогического анализа преподаватель. Психолого-педагогический анализ выполняет обучающую функцию.

6. Начиная с третьего урока (при проведении сдвоенных учебных часов — второго занятия), студенту за проведенное занятие выставляется оценка. За внеаудиторное занятие студенту также выставляется оценка.

На первой неделе практики происходит знакомство сту­дентов с образовательным учреждением, его педагогами, учащи­мися, начинается процесс адаптации к условиям практики. Адапта­ционный период всегда сопряжен с высоким эмоционально-психологическим напряжением. Это обусловлено вхождением в новую социальную среду, установлением контактов с прежде не­знакомыми людьми. С первого дня практики студентам необходи­мо как можно подробнее узнать об организационном порядке, су­ществующем в колледже или школе, и следовать основным нормам работы учреждения. Это касается внешнего вида практиканта, своевременности (без опозданий) прихода на занятия, проведения уроков в соответствии с регламентом обучения, основными тради­циями учебного процесса данного образовательного учреждения.

Полезно на этом этапе использовать опыт, полученный во время обучения и предыдущих практик на 1-ми 2-м курсах. Так, установление доброжелательных взаимоотношений с учащимися, понимание структуры межличностных взаимоотношений, системы лидерства и подчинения в ученической группе облегчат достиже­ние учебно-воспитательных задач при проведении учебных заня­тий и внеаудиторного мероприятия. Поэтому на первой неделе практики полезно представиться классу, познакомиться с ученика­ми, побеседовать с ними в свободное время, установить контакт, и, конечно же, присутствовать на уроках (и не только по психологии) в классе. По опыту предыдущих практик, студенты осознают, что учащиеся проявляют особый интерес к представителям психологи­ческой профессии. Этот интерес и следует использовать и поддер­живать для выстраивания деловых и эмоциональных отношений с учениками.

В период практики студентам-психологам рекомендуется вести дневник педагогической практики. В своем дневнике сту­денты делают записи, касающиеся общих сведений об образова­тельном учреждении, администрации, педагогическом коллективе, учащихся, расписании занятий, а также заносят протоколы уроков, на которых они присутствовали. В дневнике фиксируются основ­ные выводы по наблюдению за ученическим коллективом, замеча­ния, рефлексивные заметки относительно приобретенного опыта. Все эти записи будут необходимы в последующем для анализа ре­зультатов практики при написании отчета по практике. Кроме того, они весьма полезны для вдумчивого студента, ориентированного на личностный рост.

В конце первой недели студентом составляется индивиду­альный план педагогической практики. План является одним из разделов педагогического дневника практики. Индивидуальный план составляется в соответствии программой учебного курса, по которому будут проводиться занятия студентом. Следует четко уяснить темы занятий, их место в системе работы по предмету, количество часов в неделю по данному курсу. С учетом программы курса и расписания занятий по предмету студент и психолог обра­зовательного учреждения определяют темы предстоящих уроков, дату и время их проведения. Все эти сведения заносятся в индиви­дуальный план педагогической практики студента (см. ниже):

 

Примерная схема индивидуального плана педагогической практики

Планируемые формы работы (уроки, внеауди­торное мероприятие, ра­бота по запросу психоло­га образовательного уч­реждения) Календарные сроки про­ведения планируемой работы Отметка о выполнении
1. Лекционное занятие по теме «Память» 9.02.2009 выполнено
2. Семинарское занятие по теме "Память". 12.02.2009 выполнено

 

Следующий важный момент при составлении индивиду­ального плана — обсуждение возможности проведения внеаудитор­ного мероприятия по психологии, согласование его тематики и ориентировочной даты. В качестве внеаудиторного мероприятия можно рекомендовать проведение тренинга любого доступного типа (тренинг общения, самопознания, сензитивности, игровой и т.п.), психологической викторины, КВН и пр. Если же в образова­тельном учреждении на практике работает одновременно несколь­ко студентов, то, объединив усилия, они могут провести олимпиа­ду по психологии, "Неделю психологических знаний" в школе (колледже), организовав ряд тематических мероприятий (деловая игра, викторина, выпуск газеты), объединенных одной идеей, спо­собствующих развитию интереса к психологии как учебному предмету и важному компоненту общечеловеческой культуры.

В индивидуальном плане педагогической практики следу­ет предусмотреть как основные формы работы (уроки, внеаудитор­ное мероприятие), так и виды текущей работы (консультации с методистом, учителем, беседы с учащимися и т.п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 66; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.