Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы




Семинарские занятия

Тема 1. Научное познание

1. Структура и уровни научного познания.

2. Критерии научности.

3. Идеалы, нормы и ценности научного познания.

4. Этика науки.

Дополнительные вопросы

1. Каковы компоненты теоретического и эмпирического уровней?

2. Какую роль в структуре оснований науки играют идеалы и нормы исследования?

3. В чем сущность опасности потери наукой её нравственного и гуманистического смысла?

4. Каковы основные этические проблемы современной науки?

5. Какие этические проблемы возможны при публикации результатов исследований?

6. В чём заключается моральный смысл научного цитирования?

7. Какие моральные санкции может наложить научное сообщество на нарушителя этических норм?

8. И. Ньютон утверждал, что своими успехами он обязан тому, что стоял на «плечах гигантов». О какой этической проблеме он говорит?

9. Согласны ли вы с принципом ценностной нейтральности науки? Свой ответ аргументируйте.

10. В чём сущность социальной ответственности науки?

11. В чем заключается ответственность ученого и научного сообщества перед обществом? Каковы обязательства общества перед ученым и научным сообществом?

  1. Гуманитарная экспертиза в современной науке: дилемма рациональности и эффективности.

Задания и вопросы для дискуссии

1. Согласны ли вы с мнением Фредерика Жолио-Кюрио том, что «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены такие слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения»? Свой ответ обоснуйте.

2. Согласны ли вы с мнением О. Писаржевского о том, что «Наука – это, кроме всего прочего, школа честности и мужества»?

3. Несёт ли ответственность ученый за последствия использования своих изобретений?

4. В чём заключается ограниченность тезиса о ценностной нейтральности науки?

5. Согласны ли вы с мнением Т. Гексли о том, что «принимая, что-нибудь на веру, наука совершает самоубийство»? Свой ответ обоснуйте.

6. Обсудите мнение известного химика и философа М. Полани, которое он высказал в 50-е годы XX века: «То большое количество учебного времени, которое студенты- химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику. Из сказанного можно сделать вывод, что в самом центре науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно». Знания такого типа М. Полани назвал неявными. Эти знания передаются не в виде текстов, а путём непосредственной демонстрации образцов и непосредственного общения в научной школе.

7. Какие из приведенных философских позиций могут быть отнесены к эмпиризму, а какие к рационализму?

o «знания человека никогда не достигают большего, чем дают ему чувства» (К.Гельвеций)

o «…Чувства дают нам верные изображения вещей, мы знаем самые эти вещи, … внешний мир воздействует на наши органы чувств» (В.И.Ленин)

o Чувственное познание и чувственный опыт являются основой познания и источником истинного знания

o «А что же мы воспринимаем как не свои собственные идеи или ощущения? И разве же это прямо-таки не нелепо, что какие-либо ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемыми?» (Дж.Беркли)

o «Все научные … абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (В.И.Ленин)

8. Ответьте на вопрос: «Смог бы человек познать мир в большей степени, если бы обладал большим количеством органов чувств?»

Темы рефератов

1. Идеалы и нормы научного исследования и их социокультурная размерность.

2. Математический и физический идеалы научности.

3. Гуманитарный идеал научности.

4. Р. Мертон об идеалах и нормах научного исследования.

5. Сущность «амбивалентности ученого» по теории Р. Мертона.

 

Тема 2. Методология научного исследования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 168; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.