Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные вопросы




1. Наблюдение.

2. Сравнение.

3. Описание.

4. Измерение.

5. Эксперимент. Особенности научного эксперимента. Однофакторный и многофакторный эксперимент.

Дополнительные вопросы

1. В чём различие между однофакторным и много факторным экспериментом?

2. Определите и обоснуйте основные методы, используемые вами в вашем исследовании (курсовой работе, дипломном проекте).

3. Выявите возможные альтернативные методы вашего исследования.

4. Определите возможные недостатки, используемых вами методов.

5. Выявите в вашем исследовании взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней научного познания в вашем исследовании.

6. Каковы функции научного эксперимента?

7. Каковы методологические требования к результатам эксперимента?

8. Каковы условия эффективности проведения эксперимента?

9. Определите возможные изменения в проведении вашего эксперимента.

10. Выявите разницу между результатами научного эксперимента и контрольного эксперимента.

11. В чём суть мыслительного эксперимента, его отличие от эмпирического эксперимента.

12. Обоснуйте использование определённых вами технических средств для осуществления вашего эксперимента и обоснуйте её.

13. Обоснуйте возможное появление иных результатов в итоге внесения изменений в ход вашего эксперимента.

14. Определите, насколько результаты вашего эксперимента не совпадают с известными научными теориями.

15. Определите возможные недостатки, используемых вами методов.

16. Определите методологические основания вашего исследования.

17. Обобщите результаты вашего эксперимента, выявите и объясните связь результатов с применяемыми в исследовании методами.

Задания и вопросы для дискуссии

1. Согласны ли вы с мнением Ф. Бэкона, что «природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стеснённости, чем в естественной свободе»?

2. Согласны ли вы с мнением В. Леонтьева о том, что «данные, неподдающиеся сравнению бесполезны»?

3. Согласны ли вы с мнением З. Бершадера о том, что «Эксперимент и теория нередко чудесным образом согласуются между собой, если они связаны с одной и той же лабораторией».

4. Согласны ли вы с мнением Г.Г. Гегеля о том, что «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения».

5. Согласны ли вы с мнением И. Лакатоса о том, что «Невозможно прямое попадание эксперимента в узко определённую теоретическую мишень».

6. Возможно ли применение эмпирических методов исследования без предварительного использования теоретических методов? Почему?

7. Согласны ли вы с мнением А. Эйнштейна о том, что «Никаким количеством экспериментов нельзя доказать теорию, но достаточно одного эксперимента, чтобы её опровергнуть».

8. Прокомментируйте высказывание Ленардо да Винчи, что «Опыт не ошибается, ошибаются только ваши суждения, которые ждут от него то, что он неспособен дать».

9. К. Поппер писал: «Представление о том, что наука развивается от наблюдения к теории, все ещё широко распространено. Однако вера в то, что мы можем начать научные исследования, не имея чего-то похожего на теорию, является абсурдной. Двадцать пять лет тому назад я пытался внушить мысль группе студентов-физиков в Вене, начав свою лекцию следующими словами: «Возьмите карандаш и бумагу, внимательно наблюдайте и описывайте ваши наблюдения!» Они спросили, конечно, что они должны наблюдать. Ясно, что простая инструкция «Наблюдайте!» является абсурдной. Наблюдение носит всегда избирательный характер. Нужно избрать объект, определённую задачу, иметь некоторый интерес, точку зрения, проблему…». Согласны ли вы с мнением философа?

10. Прокомментируйте высказывание лауреата Нобелевской премии по химии Н.Н. Семёнова: «Особенно придирчиво ученый должен относиться к опыту - верховному судье всех научных гипотез и теорий. Он должен всесторонне проверять теорию опытами и тщательно исключать при постановке эксперимента всевозможные источники ошибок, не отбрасывать и не скрывать хотя бы отдельные результаты, не укладывающиеся в его гипотезу. Более того, если ваши результаты начинают проверять другие ученые в различных странах и среди подтверждающихся опытов вдруг появляются противоречащие вашей теории, обязательно надо со всей возможной тщательностью проверить их опыт и либо показать, что ваш оппонент допустил в эксперименте ошибку, либо удостовериться, что он прав, и честно признать, что ваша теория неправильна или частично правильна. Необходимо без всяких уловок признать это прямо и смело, как бы ни было это нестерпимо тяжело».

11. Прокомментируйте высказывание основателя геохимии А.Е. Ферсмана: «Дать точное описание наблюдавшихся явлений природы, выхватить из многообразия деталей и мелочей главные, характерные черты, в резкой и краткой форме сформулировать все, что видел глаз и охватила мысль, - это настолько сложная и важная задача, что перед ней бледнеют все трудности лабораторного исследования или теоретического анализа в кабинетах ученых».

12. Прокомментируйте высказывание Луи де Бройля: «Эксперимент не должен сводиться к простому пассивному наблюдению. Он должен всякий раз, когда это возможно, активно вмешиваться в реальность, изменяя условия возникновения явлений, вопрошая природу строго определенным образом, так, чтобы видеть, каков будет ее ответ». Согласны ли вы с мнением учёного?

Темы рефератов

1. Ф. Бэкон как основоположник эмпирической методологии Нового времени.

2. Роль эксперимента в эмпирическом и теоретическом познании.

3. Эксперимент и социально-гуманитарное знание.

4. Мысленный эксперимент и его роль в познании.

5. Виды и содержание эксперимента. Его основные функции.

Тема 6. Законы и их роль в научном исследовании




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 94; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.