КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тесты для самопроверки знаний
Глоссарий Основные вопросы 1. Поиск и отбор информации. Работа с источниками информации. Работа с научной литературой. 2. Методика оформления списка использованной литературы. 3. Цитирование как особая форма фактического материала. 4. Представление цифрового материала в виде таблиц, схем, приложений. Оформление титульного листа и остальной части научного доклада на семинар, конференцию, международный семинар, магистерской работы и проекта (работы). 5. Обоснование введения, содержания и заключения научного исследования. Дополнительные вопросы 1. Определите вопросы (темы) и их последовательность для сбора и анализа научной информации по проблеме вашего исследования. 2. Соберите, проанализируйте и систематизируйте научную информацию по проблеме вашего исследования. 3. Проведите анализ, предложенных вам программ исследования в аспекте: - достаточности обоснования актуальности проблемы и темы исследования; - выраженности в теме исследования его объекта и предмета; - оригинальности идеи и концепции исследования; - определённости/ неопределённости значения гипотезы; - направленности гипотезы на раскрытие сущности объекта исследования и соответствия реальной практики. 4. Изучите историю развития темы вашего исследования в истории науки. Задания и вопросы для дискуссии 1. Прокомментируйте слова Б. Паскаля: «Случайные открытия делают только подготовленные умы». 2. Согласны ли вы с мнением Д. Макговерна о том, что «чем длиннее название, тем незначительнее научная работа». Темы рефератов 1. Основные этапы научно-исследовательской работы. 2. Требования к написанию и оформлению научных работ. Абстрагирование – мыслительная операция (процесс), состоящая в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, некоторых характеристик (свойств, отношений) изучаемых предметов и одновременно выделять, вычленять интересующие свойства и отношения. Актуальность темы исследования – это свойство информации, которую студент собирается изложить в своём исследовании, быть значимой и востребованной в каких-либо сферах деятельности в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние её практического воплощения; определить заинтересованность науки в её разработке. Анализ – мыслительная операция, состоящая в разложении, расчленении предмета познания на составные части и рассмотрение их как самостоятельных. Как метод познания – это сложное действие, сочетающееся с другими, поэтому выделяют виды анализа: системный, структурный, критический, проблемный, сравнительный и др. Аналогия – метод построения и получения теоретического знания, состоящий в установлении некоторого сходства между известным объектом познания или описания и новым и построении нового на основе этого сходства, т. е. по образцу. Аннотация – это краткое библиографическое описание книги или статьи, сделанное в виде краткого изложения их особенностей, к которым относятся содержание, научный жанр, целевое и читательское назначение, сведения об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Они служат основанием ускоренного выбора источника для специального чтения. Апробация – слово латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение». Апробация исследования – одно из условий его состоятельности и истинности результатов, один из реальных способов вовремя скорректировать и исправить его недостатки. В роли критиков, оппонентов, судей выступают коллеги-ученые, практические работники, а также научные и педагогические коллективы. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования. Важную роль играет и неофициальная апробация – беседы, споры с коллегами, специалистами из других областей научного знания, а также с практическими работниками. По результатам апробации исследователь осмысливает и учитывает возникающие вопросы, позитивные и негативные оценки, возражения и советы. На этой основе он дорабатывает свои материалы, пересматривает, если это необходимо некоторые положения своего исследования. Атрибут– наиболее существенное свойство, без которого данное явление не может ни существовать, ни быть представленным. «Бритва Оккама» – методологический принцип, согласно которому в научных текстах запрещается использовать те термины-понятия, которые не ясны самому пишущему, а также не являются очевидными и понятными возможному читателю, в которых нет крайней необходимости при описании предмета исследования. Валидность метода исследования – соответствие метода цели его использования: выявлять именно то, что необходимо исследователю. Метод исследования выбирается в соответствии с конкретной исследовательской целью и задачами, поставленными перед определённым этапом работы. Верификация – подтверждение научной теории всем множествам эмпирических фактов, которые к ней относятся. Верификация, верифицируемость – понятие методологии науки, характеризующее возможность установления истины научных утверждений в результате эмпирической проверки. Вероятностное знание – предположительное знание, требующее эмпирического подтверждения, обращения к фактам. Выводы – новые суждения, получаемые на материале исследования. Это умозаключение из теоретического и эмпирического материала как из исходных посылок. Герменевтический анализ – метод интерпретации (толкования) речевых и письменных текстов, выявления в них скрытых, неявных смыслов и значений, завуалированной информации. Гипотеза – исследовательская операция, составная часть научного аппарата исследования, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе цели и предмета исследования. Она используется, чтобы объяснить пути и средства разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается всё исследование. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования. Гипотетико-дедуктивный метод – способ научного исследования, заключающийся в выдвижении и проверке гипотезы путём дедуктивного вывода из неё эмпирически проверяемых следствий. Дедуктивный метод – метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем – в добывании фактов для их доказательства или иллюстрации. Это метод перехода в процессе познания от общего к частному и единичному. Задачи исследования – это составные части цели исследования. Для определения задач проводится декомпозиция цели: из неё выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы её достичь. Задача не может повторять цель и быть шире её. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению поставленной цели. Задачи следует формулировать после разработки гипотезы, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идёт исследователь, стремясь достичь поставленной цели. Заключение – завершающая часть исследования, в которой делаются выводы по итогам проведённого исследования. Здесь показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом: сначала раскрываются общие, а затем частные идеи, демонстрирующие достижение цели и правомерность гипотезы. Оно пишется в форме резюме, вывода или собственно заключения, объединяющего и то, и другое. Закон – существенное отношение явлений, обладающее признаками необходимости, кокой-либо степени общности, бесконечности, повторяемости и устойчивости. Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т.д.). Индуктивный метод – метод исследования, познания, связанный с обобщением результатов наблюдения и экспериментов. Индукция – один из основных способов логического рассуждения (умозаключения) и методов научного исследования, предполагающий движение от единичных утверждений об отдельных фактах к положениям, носящим более общий характер. Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо нового подхода к оказанию социальных услуг. Исследование – вид познавательной деятельности, состоящий в целенаправленном изучении малоизвестных и неизвестных фактов и явлений, получении новой информации о чём-либо. Качественный анализ – метод интерпретации эмпирических данных, в том числе отдельных фактов, событий, статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установлении зависимостей с другими фактами и последствий. Классификация методов исследования – это разделение методов исследования по источникам познания. Количественный анализ – это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. Компиляция – несамостоятельность при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Метод (в исследовании) – основной способ сбора, обработки или анализа данных; правила и процедуры, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Методологическая культура исследования – это осознанное и грамотное отношение к существованию определённой методологии выполнения работы. Это также грамотное построение самой методологической основы, что предполагает её целостность, непротиворечивость, соответствие уровню развития науки, в рамках которой проводится исследование, и практики. Наблюдение – это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта. При этом исследователь не вмешивается в естественный процесс деятельности (жизнедеятельности) объекта, но может участвовать в нём согласно своей роли. Различают прямое и косвенное (скрытое), сплошное и выборочное, простое и включённое, т. е. предполагающее соучастие в событиях, наблюдение. Используемое в научных целях, оно должно быть планируемым, систематичным и контролируемым. Научный аппарат исследования – это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. К числу таковых принадлежат определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, выработка задач, определение этапов, подбор методов и базы исследования, определение его методологической и теоретической основы. Процесс выработки этих действий называется проектированием исследования. Обобщение – мыслительная операция, переход от мысли об индивидуальном к мысли об общем; от мысли об общем к мысли о более общем; от ряда фактов, ситуаций, событий к их отождествлению в каких-то свойствах с последующим образованием множеств, соответствующих этим свойствам. Объект – философская категория, обозначающая вещь, явление или процесс, на которые направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта (наблюдателя, исследователя). Парадигма – (от греческого слова paradeigma – пример, образец) научно обоснованные суждения, положения, идеи, получившие всеобщее признание и ставшие основой организации практики и проведения исследований; модель постановки и решения проблемы. Предмет исследования – это «слабая» часть противоречия, вынесенная как проблема и составляющая цель исследования. Это то, что конкретно исследуется и преобразуется в исследовании. Это наиболее существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Проблема исследования – различие между существующим, чаще всего нежелательным состоянием объекта или явления и желательным положением дел, выраженное научным языком. Это часть аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия. Проблема – это вопрос о том, как надо изменить "слабое" звено в противоречии и снять его. Проблемный анализ – вид анализа теоретического или эмпирического материала с позиций вклада в решение какой-либо проблемы или позиций спорности, неочевидности авторских доказательств и выводов. Репрезентативность – возможность применения результатов эмпирического исследования, проведённого на малых группах, в сходных группах большей численности. Это допустимость распространения выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование. Рефлексия – это самоанализ, самопознание, самооценивание. Рефлексия как метод познания необходима при выполнении самостоятельной исследовательской деятельности. Синтез – одна из мыслительных операций – соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. Системный анализ – метод обработки содержания изучаемого научного текста как некой целостности, состоящей из частей, и связей между ними. Этот анализ предполагает выделение анализируемых частей, установление связей и зависимостей между ними, поиск связей целого с внешними условиями жизнедеятельности и оценивание факторов, наиболее влияющих на развитие целого. Ссылка – указание на источник высказываемого положения, цитирования, на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещённые в тексте, и приложения, его иллюстрирующие или дополняющие. В первом случае это делается в прямых или квадратных скобках с указанием номера этого текста в Списке литературы и страниц, во втором - в круглых скобках указывается номер таблицы, графика или приложения. Статья (научная) – научное произведение небольшого объёма (до 8-10 страниц машинописного текста). Структура – совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта (элементамисистемы), обеспечивающих его целостность и самотождественность. Структурный анализ – это выделение в предмете исследования отдельных групп явлений, сходных по каким-либо признакам, т. е. проводится структуризация предмета изучения. Субъект – носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в процессе своей практической деятельности. Цель исследования – это краткое словесно-логическое представление об ожидаемых результатах исследования. Входит в научный аппарат исследования: формулируется на основе анализа актуальности темы исследования, выявленного противоречия и поставленной проблемы. Цитата – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Эксперимент – эмпирический метод исследования, метод-действие, суть которого заключается в том, что явления и процессы изучаются в строго контролируемых и управляемых условиях. Основной принцип любого эксперимента – изменение в каждой исследовательской процедуре только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных. Если надо проверить влияние другого фактора, проводится следующая исследовательская процедура, где изменяется этот последний фактор, а все другие контролируемые факторы остаются неизменными, и т.д.
Основная литература 1. Багдасарьян, Надежда Гегамовна. История, философия и методология науки и техники: учебник для магистров / Н. Г. Багдасарьян, В. Г. Горохов, А. П. Назаретян; Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана; под ред. Н. Г. Багдасарьян.— М.: Юрайт, 2015.— 384 с.: ил. — (Магистр).— Книга доступна в электронной библиотечной системе biblio-online.ru. Дата обращения: 11.12.2015. 2. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мархинин В.В.— Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2014. — 428 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дата обращения: 11.12.2015. 3. Новиков, Александр Михайлович. Методология научного исследования: учебно-методическое пособие / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — 2-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2013. — 272 с. 4. Осипов А.И. Философия и методология науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Осипов А.И.— Электрон. текстовые данные. — Минск: Белорусская наука, 2013. — 287 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29535.— ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дата обращения: 11.12.2015. Дополнительная литература 1. Вайнштейн, М. З.Основы научных исследований: Учебное пособие / Вайнштейн М. З. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, Поволжский государственный технологический университет, ЭБС АСВ, 2011. — 216 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016. 2. Иванова, Т. В. Methodology of Scientific Research (Методология научного исследования): Учебное пособие / Иванова Т. В. — Москва: Российский университет дружбы народов, 2012. — 80 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016. 3. Ли, Р. И.Основы научных исследований: Учебное пособие / Ли Р. И. — Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013. — 190 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016. 4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие для вузов / Рузавин Г.И.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 317 с. 5. Шкляр, М. Ф. Основы научных исследований: учеб. пособие / М. Ф. Шкляр. — 3-е изд. — М.: Дашков и К, 2009. — 244 с. 6. Шутов, А. И.Основы научных исследований: Учебное пособие / Шутов А. И. — Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2013. — 101 с. — Книга находится в базовой версии ЭБС IPRbooks. Дата обращения: 26.01.2016.
I вариант 1.Уровни научного познания (укажите все варианты): а) эмпирический; б) религиозный; в) теоретический; г) мифологический; д) диалектический. 2.Значение термина «экстраполяция»: a) процедура переноса знаний с одной предметной области на другую, еще не изученную; b) мысленное объединение составляющих элементов объекта; c) фиксации информации. 3.Система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания, называется a) методом познания; b) интуицией; c) техникой; d) абсолютом. 4.К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): a) анализ; b) наблюдение; c) эксперимент; d) измерение; e) моделирование. 5.Структурными компонентами теоретического научного познания являются: (укажите все правильные варианты): a) проблема; b) боль; c) вера; d) гипотеза; e) теория. 6.Метод исследования, при котором объект исследования замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту, называется: a) индетерминизмом; b) наблюдением; c) доказательством; d) моделированием. 7.Мыслителем ХVII века, разработавшим индуктивный метод познания и сравнившим метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте, является: a) Р.Декарт; b) Ф.Бэкон; c) Г.Лейбниц; d) Б.Спиноза. 8.Познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение, называется: a) аргументацией; b) индукцией; c) дедукцией; d) фаллибилизмом. 9.Как называется метод мышления от общих посылок к выводам частного характера? a) анализ; b) дедукция; c) индукция; d) синтез. 10.Эмпиризм — это: a) направление в теории познания, считающее мышление источником знания; b) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания; c) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания; d) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания; e) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания. 11.Эмпирический метод научного познания, характеризуемый как целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования, называется: a) наблюдением; b) воображением; c) умозаключением. 12.Значение понятия «наблюдение»: a) фиксации информации; b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем; c) количественное сравнение величин одного и того же качества; d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания. 13.Значение понятия «измерение»: a) фиксации информации; b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем; c) количественное сравнение величин одного и того же качества; d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания. 14.Существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение, называется: a) законом; b) практикой; c) синкретизмом; d) консенсусом. 15.Какая из перечисленных форм знания вырабатывается на теоретическом уровне исследования? a) идеализированный объект; b) описание; c) статистические данные; d) факт. 16.Элементом научной теории является (-ются): a) описания материальных объектов; b) единичные факты; c) эксперимент; d) фундаментальные понятия и принципы. 17.Какой критерий новизны научной работы является важнейшим? a) новизна использования; b) новизна результатов; c) новизна методологии; d) новизна постановки вопроса. 18.Каковы критерии актуальности научной работы? a) важность, серьезность, интерес для общества; b) парадоксальность, ясность, неожиданность; c) новизна, связь с жизнью, назревшее противоречие; d) остроумие, оригинальность, яркость. 19.Научное исследование начинается: a) с выбора темы; b) с литературного обзора; c) с определения методов исследования. 20.Как соотносятся объект и предмет исследования? a) не связаны друг с другом; b) объект содержит в себе предмет исследования; c) объект входит в состав предмета исследования. 21.Задачи представляют собой этапы работы a) по достижению поставленной цели; b) дополняющие цель; c) для дальнейших изысканий. 22.Для научного текста характерна: a) эмоциональная окрашенность; b) логичность, достоверность, объективность; c) четкость формулировок. 23.Стиль научного текста предполагает только a) прямой порядок слов; b) усиление информационной роли слова к концу предложения; c) выражение личных чувств и использование средств образного письма. 24.Научный текст необходимо a) представить в виде разделов, подразделов, пунктов; b) привести без деления одним сплошным текстом; c) составить таким образом, чтобы каждая новая мысль начиналась с абзаца. 25.Цитирование в научных текстах возможно только a) с указанием автора и названия источника; b) из опубликованных источников; c) с разрешения автора. 26.Таблица a) может иметь заголовок и номер; b) помещается в тексте сразу после первого упоминания о ней; c) приводится только в приложении. 27.Однозначные количественные числительные в научных текстах приводятся a) словами; b) цифрами; c) и цифрами, и словами. 28.Порядковые числительные в научных текстах приводятся a) с падежными окончаниями; b) только римскими цифрами; c) только арабскими цифрами. 29.Сокращения «и др.», «и т.д.» допустимы a) только в конце предложений; b) только в середине предложения; c) в любом месте предложения. 30.Почему нужно делать ссылки на использованные источники? a) чтобы показать свою эрудицию и пустить «пыль в глаза»; b) чтобы проявить уважение к своим предшественникам; c) чтобы избегнуть обвинений в плагиате; d) чтобы можно было проверить правильность использования источников.
II вариант 1.Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы): a) точностью; b) обоснованностью; c) большой предсказательной способностью; d) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной); e) своей исключительной эстетической ценностью. 2.Отличительными признаками научного знания считают систематизированность, доказательность, а также... a) правдоподобность; b) личностный характер; c) проверяемость. 3.Совокупность приемов, правил, регулятивных принципов познавательной деятельности, вырабатываемых субъектом на основе изучаемого объекта, называется: a) гипотезой; b) проблемой; c) методом; d) законом. 4.К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы): a) анализ; b) наблюдение; c) идеализация; d) измерение; e) моделирование. 5.Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию: a) понятие; b) представление; c) умозаключение; d) суждение; e) восприятие. 6.Какому уровню научного исследования соответствует следующая цель? а) Эмпирический 2,3 б) Теоретический 1,4 1. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой; 2. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности; 3. Добыть новые экспериментальные факты; 4. Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. 7.Как называется метод мысленного выделения существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других свойств? a) абстрагирование; b) анализ; c) дедукция; d) индукция. 8.Индукция — это: a) логический путь от общего к частному; b) подача ложного знания, как истинного; c) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка; d) момент интеллектуального озарения; e) относительная, неполная истина. 9.Каким термином обозначается совокупность моральных императивов, нравственных норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение учёного? a) казус науки; b) статус науки; c) эйдос науки; d) этос науки. 10.Как называется метод мысленного выделения существенных свойств и связей предмета и отвлечения от других свойств? a) абстрагирование; b) анализ; c) дедукция; d) индукция. 11.Какой из перечисленных методов исследования является эмпирическим методом? a) идеализация; b) индукция; c) формализация; d) описание. 12.Метод эмпирического исследования, устанавливающий тождество или различие исследуемых объектов называется: a) сравнением; b) восприятием; c) аналогией. 13.Значение понятия «описание»: a) фиксации информации; b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем; c) количественное сравнение величин одного и того же качества; d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания. 14.Значение понятия «эксперимент»: a) фиксации информации; b) преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о нем; c) количественное сравнение величин одного и того же качества; d) вмешательство исследователя в протекание изучаемого процесса с целью получить дополнительные знания. 15.Высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности, называется a) мировоззрением; b) мышлением; c) субстратом; d) научной теорией. 16.Какой из перечисленных методов исследования является теоретическим методом? a) идеализация; b) измерение; c) наблюдение; d) эксперимент. 17.Процесс постижения смысла чего-либо есть... a) знание; b) интуиция; c) интроспекция; d) понимание. 18.Каковы правила формулирования темы научной работы? a) новизна, проблемность, актуальность; b) точность, яркость, привлекательность; c) доказательность, ясность, мудрость; d) неожиданность, лаконичность, метафоричность. 19.Чем обуславливается необходимость и достаточность собранного для выполнения научной работы материала? a) избыточностью, чем больше материала, тем лучше; b) необходимостью подтвердить выстроенную гипотезу; c) убедительностью аргументации, доказывающей справедливость выводов; d) оригинальностью полученных результатов. 20.Выбор темы исследования определяется: a) актуальностью; b) отражением темы в литературе; c) интересами исследователя. 21.Формулировка цели исследования отвечает на вопрос: a) что исследуется; b) для чего исследуется; c) кем исследуется. 22.Во введении необходимо отразить: a) актуальность темы; b) полученные результаты; c) источники, по которым написана работа.
23.Какие требования предъявляются к научному тексту? a) увлекательность, яркость, четкость стиля; b) логичность, ясность, доказательность; c) красота, занимательность, историчность; d) последовательность, полемичность, привлекательность. 24.Особенности научного текста заключаются: a) в использовании научно-технической терминологии; b) в изложении текста от 1 лица единственного числа; c) в использовании простых предложений. 25.Выводы содержат: a) только конечные результаты без доказательств; b) результаты с обоснованием и аргументацией; c) кратко повторяют весь ход работы. 26.Список использованной литературы: a) оформляется с новой страницы; b) имеет самостоятельную нумерацию страниц; c) составляется таким образом, что отечественные источники - в начале списка, а иностранные – в конце. 27.Числительные в научных текстах приводятся: a) только цифрами; b) только словами; c) в некоторых случаях словами, в некоторых цифрами. 28.Многозначные количественные числительные в научных текстах: приводятся a) только цифрами; b) только словами; c) в начале предложения – словами. 29.Сокращения в научных текстах допускаются в виде: a) сложных слов и аббревиатур; b) допускаются до одной буквы с точкой; c) не допускаются. 30.Иллюстрации в научных текстах: a) могут иметь заголовок и номер; b) оформляются в цвете; c) помещаются в тексте после первого упоминания о них.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |