Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элла и все трое Тремейн




Элла и мачеха

Суть сюжетного противостояния Эллы и мачехи красочно раскрывается в сцене их беседы на чердаке. Мы видим, как для леди Тремейн оказывается полной неожиданностью, что Элла хотела быть к ней доброй, что туфелька не украдена, а её подарили, что за любовь и доброту не нужно платить (хотя, по правде сказать, здесь есть своего рода «оплата» – Элла получает любовь и доброту в своей судьбе, поскольку всегда выражает любовь и доброту другим). На то, что туфелька – это подарок, мачеха гневно возражает: «Так не бывает» и «За всё надо платить, платить!», а на то, что за любовь и доброту платить не нужно, она говорит – «Любовь требует жертв», т.е. опять же оплаты. И леди Тремейн предлагает Элле оплату и жертву ради её любви – отдать ей роль тайной властительницы королевства взамен на украденную ею у падчерицы хрустальную туфельку, а когда Элла отказывает, разбивает туфельку и запирает девушку на чердаке в стремлении иначе реализовать получение выгод из ситуации.

Эта сцена на чердаке – кульминационная для противоборства Эллы и леди Тремейн как сторон добра и зла, поскольку здесь становится окончательно ясно, насколько разных убеждений они придерживаются, насколько в разных мирах живут. Развернувшийся сюжетный конфликт между ними – это фактически конфликт двух систем верований.

Тогда как Элла всегда слушает сердцем и смотрит на душу, суть, содержание и всегда всем выражает уважение, любовь и доброту, старается быть сильной и т.д. – мачеха от начала до конца занята вопросами персонального социального расчёта и поверхностной «упакованности»: ей нужен титул графини, выгодные партии дочерям, всевозможные гарантии, которые, как мы видим, она требует сначала у одного, а если не получается, то у другого, ей всё равно какими путями достигать желаемого. Жизнью леди Тремейн управляет гиперрациональность и имплантированный на место сердца рассудок: «за всё надо платить» и всё надо хищно вырывать.

При этом встретившаяся на её пути Элла с одной стороны представляет собой некое недоразумение, не вписывающееся в её привычную ценностную систему координат, в её веру в оплаты, расчёты и бессердечные сделки, но с другой – не просто так она настолько яростно втягивается в психологическую борьбу с героиней, пытаясь одержать победу над её неясными взглядами. Борьба леди Тремейн с Эллой – это по сути борьба веры в зло с верой в добро, борьба отчаявшегося заблуждения против непоколебимой истины, что заведомо обречено на провал.

Леди Тремейн прибывает в жизнь Эллы уже находящейся на стороне зла = не верящей в доброту и любовь, и причиной того оказывается ранняя потеря любимого первого мужа. (В истории также появляются намёки, что зло в ней поддерживает бОльшая любовь её второго мужа к его умершей первой жене и к дочери, чем к ней, но эта предпосылка ложна и пытается путать причины и следствия, зачем – будет сказано ниже).

Оторванность леди Тремейн от веры в добро и в любовь и её неспособность выражать их (называя в одном моменте Анастасию и Дризеллу за глаза «безмозглыми красотками», она выдает, что даже своих собственных дочерей толком не любит!) делает для неё очень болезненным день ото дня видеть чистосердечную Эллу, дитя замечательной и мудрой пары, выросшую в любви и верящую во всё самое лучшее. Главная героиня одним только своим существованием бередит трудно излечимое душевное увечье мачехи –неспособность любить, неспособность проявлять доброту, что и становится причиной жестоких гонений Эллы. Леди Тремейн, душевная калека от сердца, таким образом пытается разбить веру падчерицы, пытается доказать ей, да и себе самой в оправдание зла в себе, что нет на самом деле никаких добра и любви.

Мировосприятие мачехи при этом раз за разом не оправдывает себя и оказывается для неё показательно ошибочным. Абсолютно все её расчёты не приводят ни к чему: второе замужество, переселение Эллы на чердак и другие поэтапно вводящиеся её унижения, намерение выдать одну из дочерей за принца, план по теневому управлению королевством, договорённости с эрцгерцогом – всё проваливается и не приводит к счастью.

Противостояние героинь как добра и зла в итоге справедливо заканчивается тем, что леди Тремейн оказывается морально поверженной, осознавая – Элла, проведённая, как и она сама, через утраты и трудности, в том числе и созданные ею собственноручно, всё равно не перестает верить в лучшее и в итоге по вере своей обретает. Финальное сокрушительно-великодушное прощение мачехи оказывается последней точкой в подтверждении победы любви, нравственности и философского подхода к жизни над ненавистью, порочностью, корыстностью и малодушием. Истинная вера побеждает ложную – вера в добро побеждает веру в зло.

 

Чем ещё характерно противостоит леди Тремейн с дочерьми Элле в общем – не только неспособностью любить, о которой было сказано выше, которая свойственна и мачехе, и Анастасии с Дризеллой «по наследству» и воспитанию, но и неспособностью сохранять, поддерживать – в обширном смысле.

Если посмотреть на то, что делает Элла в целом, – она ответственно исполняет женскую функцию: вносит душевное тепло и сохранность во всё, что ей подответственно. Сначала «прекрасно управляется со своим маленьким королевством» – поместьем, в котором живет её семья, потом хранит домашнюю жизнь сводной семьи, даже несмотря на то, что те обращаются с ней «как ни один человек не заслуживает», и в итоге со становлением получает на сохранение уже целое королевство, о котором точно так же по-женски будет заботиться. Можно быть в этом совершенно уверенным, судя по тому, как твёрдо она говорит мачехе в стремлении оградить мир от её злобы: «Я не сумела защитить от вас батюшку, но королевство и принца защитить сумею, что бы со мной ни случилось».

Что же в целом делает семья Тремейн на протяжении истории – они разрушают. Главная героиня охраняет и сохраняет – а мачеха и сестры ровно наоборот, что снова представляет очень логичную расстановку здесь зла и добра.

Наиболее показательно в этом плане, конечно, их отношение к главной героине, особенно сцена с маминым платьем. Мачеха и сестры бессердечно рвут платье девушки, чтобы та не пошла на бал, и демонстрируют тем самым, что могут только разрушать, не могут поддерживать, приумножать, созидать, а ведь что им стоило позволить Элле пойти с ними? Но нет – осчастливить кого-то, добавить что-то доброе в жизнь другого (и тем самым в свою – если бы они только могли об этом знать) не в их силах. Они всё низводят на уровни разложения. И целенаправленно превращая Эллу в ничтожество, они выдают тем самым КТО ОНИ, собственно, такие – ведь своё собственное ничтожество они пытаются привнести в неё, пытаются стянуть её вниз на свой уровень. Мачеха говорит: «Не хватало, чтобы мы прибыли на бал с какой-то чернавкой-замарашкой» в качестве родственника, т.е. близкого человека, имеющего к ним непосредственное отношение, но ведь по сути это они и сделали её такой визуально, дополнили её собственным ничтожеством, однако не признают в самодельной униженной чернавке своё отражение, отражение собственных действий. Это напоминает выражение «в аду нет зеркал» = больно воочию видеть собственную низость, потерю собственного человеческого облика – здесь воплощенного для них в Элле, уставшей от их унижений, испачканной, в разорванном ими платье.

И ещё один небольшой, но характерный момент – прибыв в новый дом, маленькое волшебное королевство Эллы, леди Тремейн первым делом под стать себе превращает его в балаган с карточными играми, алкоголем и т.д., что вновь поддерживает тематику разложения (зла) против возведения (добра).

Резюме по теме противостояния Добра и Зла в «Золушке»:

Добро: сохранение, забота; жизнь «сердцем»; вера в лучшее, позитивный взгляд на жизнь; способность любить; положительные черты характера.

Зло: разрушение, разложение; рассудок вместо сердца; вера в расчёт, поверхностный взгляд на жизнь; неспособность любить; отрицательные черты характера.

Тема детей и родителей (+/-)

Важность родительского воспитания, любовь к родителям (+)

Изображенное старшее поколение в «Золушке» – родители Эллы, отец принца Кита, а также леди Тремейн с точки зрения материнства – все четверо играют в событийной канве очень важные роли людей, задающих мировоззренческое направление своим детям. Они – это своего рода катализаторы нравственности/безнравственности. Элла, Кит, Анастасия и Дризелла – дети своих родителей, которые не выросли бы такими, какие есть, одни примерно-положительными, достойными людьми, добрыми и смелыми, а вторые – злыми, глупыми и разрушающими, если бы их не воспитывали в определённом ключе, если бы они не переняли от старших соответствующие уроки. Эта тематика преемственности демонстрируется в фильме многими моментами:

· в начале истории изображено, как мама Эллы воспитывает дочку, закладывает в неё набор важных ценностей, учит позитивному мышлению, что впоследствии играет центральную роль в том, как мужественно и стойко героиня проходит через жизненные трудности;

· также мы видим, как папа учит Эллу в детстве новому французскому слову и танцует с ней бальный танец, а спустя годы девушка выходит из неприятного положения благодаря блестящему знанию французского и исполняет грациознейший танец на балу;

· перед появлением феи-крестной Элла бежит в слезах во двор к фонтану и мысленно обращается к маме, что обессилела, что ей трудно по-прежнему верить в добро. Фонтан и обращение к маме – это символизм источников: как фонтан является источником воды (=жизни), так и мама для героини именно что – источник жизни во всех смыслах;

· веру в фей-крёстных героиня переняла от своей мамы;

· в финале королевская делегация обнаруживает запертую на чердаке Эллу, услышав её пение, доносящееся из открытого окна. И она поёт… мамину песню, которую та пела ей в детстве;

· также, когда мачеха говорит помощнику принца, что она мама Эллы, та глубоко-оскорбленно отвечает, что это ложь. Находясь по разные стороны качественно, они никогда не могли бы быть преемственно связанными.

Также многие моменты транслируют тему выражения детьми почтения к своим родителям:

· героиня перешивает старое мамино платье, чтобы пойти в нём на бал, и после того, как мачеха и сестры портят его, фея предлагает не исправлять платье, а создать новое, но девушка возражает. Она хочет пойти именно в нём, объясняя, что оно несет частицу души мамы. И тогда фея просто видоизменяет платье, при чём учитывая, понравились бы изменения маме Эллы;

· в тайнике героини, куда впоследствии прячется хрустальная туфелька, очень уважительно хранится мамин портрет и подарок от папы – шкатулка с бабочкой из эпизода в начале фильма, тайник при этом выглядит как маленькая сокровищница, замечательно подкрепляя смысл уважения и любви к своим родителям;

· упоминается, что в дневник Элла пишет так, словно хочет рассказать о случившихся событиях родителям;

· принц Кит представляется главной героине просто подмастерьем из королевского дворца, а позже поясняет, что он подмастерье монарха, проходящий обучение. Удивительно невысокомерная оценка себя и своего положения, сопряженная с уважением к своему отцу. Просто подмастерье – следующий и обучающийся.

И что немаловажно, тенденция преемственности и важности воспитания прослеживается и с противоположной стороны: леди Тремейн и её дочери также указывают на эту тематику. Анастасия и Дризелла, обделенные какими-либо талантами, праздные и недоброжелательные, и леди Тремейн, их мать, верящая вместо добра в расчёт, оценивающая упаковку, а не содержание и никого не уважающая – это сходный символизм «яблока от яблони», передачи установок от старших к младшим, только уже не позитивных, а негативных.

И всё могло быть хорошо с этой темой, но…




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.