КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
ВВЕДЕНИЕ Б 830 Кемерово 2015 ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Сущность, виды и система управления. Проектирование организационной структуры управления. Организационное проектирование призвано создать для любой организации исполнительный механизм, благодаря которому она будет существовать и реализовывать свою стратегию. В результате компания получает организационную структуру, распределение функций (верхнего уровня) по подразделениям и систему ответственности. Отлаженная организационная структура является базисом, без которого невозможна эффективная деятельность любой организации. Результаты проекта по организационному развитию фиксируются в положениях об организационной структуре, подразделениях и службах.
учебно-методическое пособие по подготовке к семинарским занятиям для студентов очной формы обучения по специальности «Лечебное дело»
УДК [94+61] (072) ББК 5г Учебно-методическое пособие по подготовке к семинарским занятиям по курсу «История медицины» для студентов КемГМА очной формы обучения по специальности 31.05.01 «Лечебное дело» / Боровикова З.В. - Кемерово, 2015. - 57 с.
Учебно-методическое пособиепредназначено для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «История медицины». В учебно-методическом пособии раскрываются теоретические основы курса, приводятся перечень тем и вопросов семинарских занятий, рекомендации по самостоятельной работе, вопросы для самопроверки знаний, список литературы и интернет ресурсов, тематика рефератов и перечень вопросов к зачету. Учебное издание подготовлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 3 июня 2013 г. № 466 и ориентировано на реализацию компетентностного подхода в обучении. Автор: Боровикова Злата Владимировна -к.и.н., старший преподаватель кафедры истории и психологии ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России. Рецензенты: Генина Е. С. -д.и.н., профессор кафедры новейшей отечественной истории ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»;
Бирюкова О. В. - к.и.н., доцент кафедры отечественной истории ФИиМО ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет».
Рекомендовано Центральным методическим советом Кемеровской государственной медицинской академии в качестве учебного издания для студентов по организации самостоятельной работы по изучению дисциплины "История медицины" по направлению подготовки 31.05.01 "Лечебное дело". Очная форма обучения. Протокол № 2 от 11 декабря 2015 года.
© ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» Минздрава России, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................................4-5 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ……………………………………………………………………………..6 ТЕМА 1. Предмет истории медицины. Первобытное общество и начало врачевания…………………………………………………………………………….7-9 ТЕМА 2. Врачевание в цивилизациях Древнего Востока…………………….10-14 ТЕМА 3. Врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим………………………………………………….15-19 ТЕМА 4. Медицина раннего и развитого средневековья: ………………………19 Медицина в Византийской империи……………………………………….……19-21 Медицина народов средневекового Востока……………………………………21-22 Медицина на Руси……………………………………………………….…………23-26 Медицина в Западной Европе в периоды Раннего и Классического Средневековья……………………………………………………………………..26-29 ТЕМА 5. Медицина Позднего Средневековья: утверждение опытного знания: …………………………………………………………………………….……29 Западноевропейская медицина в эпоху Возрождения в XV – XVII вв. …..…29-32 Медицина в Московском государстве в XV – XVII вв. ……………….………32-35 ТЕМА 6. Медико-биологическое направление нового времени в Западной Европе и России……………………………………………………………….……35-40 ТЕМА 7. Клиническая медицина Нового времени…………………………….40-46 ТЕМА 8. Становление советского здравоохранения. Медицина в годы Великой Отечественной войны……………………………………………………………..46-50 ТЕМА 9. Отечественная медицина во второй половине ХХ–начале ХХI века. Здравоохранение в Кузбассе……………………………………………………...50-53 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ……………………………...………54-55 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………56 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………....57 Планы семинарских занятий по курсу «История медицины» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. История медицины изучает закономерности становления и развития медицинских знаний и практики народов мира на различных исторических этапах (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, достижениями естествознания и культуры. Изучение истории медицины формирует научное мировоззрение и нравственную позицию студентов, повышает уровень общей и профессиональной культуры, знакомит с историей развития врачебной этики. Структурно курс построен на основе проблемно-хронологического принципа. В пособии отражены важнейшие периоды развития истории медицины в древнейшее время и средневековье, в новое и новейшее время. Целью освоения учебной дисциплины «История медицины» является формирование у студентов комплексного научного представления о зарождении, становлении и развитии врачевания, медицины и сестринского делана на различных этапах человечества. Задачи дисциплины: - стимулирование интереса к выбранной профессии; - изучение основных этапов развития мировой и отечественной медицины; - выявление достижений различных культур и цивилизаций в области медицины и сестринского дела и закономерностей развития медицины; - изучение деятельности выдающихся деятелей медицины, внесших существенный вклад в развитие медицинской науки и практики; - формирование нравственного облика врача на примере выдающихся деятелей медицины; - обучение студентов навыкам сбора, анализа и обобщения информации.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные тенденции и закономерности развития мирового исторического процесса; - влияние России на развитие медицины; - историю изыскания эффективных средств лечения и профилактики; - историю становления и развития медицинской науки; - выдающихся деятелей медицины; - выдающиеся медицинские открытия; - влияние гуманистических идей на медицину. Уметь: - анализировать и сопоставлять исторические факты, документы на основе научной методологии; - владеть основами исторического мышления; - выражать и обосновывать, опираясь на исторические документы, свою позицию по отношению к динамике социально-политических процессов в России; - систематизировать исторические факты и формулировать аргументированные выводы. Владеть: - навыками научно-исследовательской работы; - навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой; - навыками анализа и сопоставления, оценки информации из различных источников; - навыками устного и письменного изложения своего понимания исторических процессов; - способностью и навыками участия в дискуссиях и полемике.
Курс «История медицины» на лечебном факультете рассчитан на 72 часа аудиторных занятий: лекции - 24 ч.; семинарские занятия - 48 ч. Итоговый контроль курса - зачет.
Результатом освоения дисциплины «История медицины» должно стать формирование у студентов компетенций, обозначенных в рабочей программе по специальности «Лечебное дело». Семинарские занятия – одна из форм учебного процесса, в рамках которой рассматриваются наиболее значимые и сложные вопросы. Их изучение позволяет лучше понять закономерности становления и развития врачевания, медицины и здравоохранения с древнейших времен до современности. Для освоения дисциплины студентам необходимо тщательно готовится к каждому семинару. Подготовку к семинарскому занятию логично вести в следующей последовательности: 1. Ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами рефератов. 2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия. 3. Использовать учебники и учебные пособия, рекомендованные к курсу в качестве основной литературы. Затем следует ознакомиться с дополнительной литературой по теме и источниками. 4. На основе изученных материалов необходимо подготовить конспект, оформив соответствующие записи в тетради. При составлении конспекта нужно фиксировать наиболее важные положения источника, приводить необходимые рассуждения и доказательства. На полях полезно делать собственные замечания и размышления. 5. К каждому семинарскому занятию рекомендуются темы рефератов. Подготовку к ним следует начинать с составления плана, подбора материала. Продуктивно использовать разнообразную литературу: монографии, статьи в медицинских журналах («Хирургия. Журнал им. Н. И. Пирогова», «Акушерство и гинекология», «Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины» и др.), а также в сети Интернет. 6. Защита реферата предполагает устное выступление на семинаре (7-10 минут) с изложением основных положений работы и выводов. 7. В целях активизации внимания аудитории студентам рекомендуется использовать средства визуализации: а) иллюстрации; б) презентации и т.п.. 8. На семинарских занятиях студент должен: а) принимать активное участие в обсуждении предложенных вопросов; б) внимательно слушать выступления коллег; в) уметь корректно отстаивать собственную точку зрения; г) участвовать в дискуссиях по предлагаемым темам.
Тема 1. Предмет истории медицины. Первобытное общество и начало врачевания. (4 часа) План семинара 1. Предмет истории медицины. 2. Периодизация и хронология всемирной истории. 3. Общая характеристика источников по истории медицины. 4. Становление человека и человеческого общества. Зачатки врачевания. 5. Врачевание и зарождение культов и верований в первобытном обществе.
По первому вопросу: Ø Раскройте понятия: «врачевание», «медицина», «сестринское дело», «здравоохранение», «история медицины». Ø Определите область исследования данных категорий. Ø Дайте определение понятиям: «народная медицина (врачевание)», «традиционная медицина», «научная медицина». Кратко охарактеризуйте эти направления медицинской деятельности. Установите специфику каждого из направлений. Ø Обозначьте место «народной», «традиционной» и «научной» медицин в современном мире.
По второму вопросу: Ø Обратите внимание, что в основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории. Ø Выделите основные периоды в истории человечества: первобытное общество, древний мир, средние века, новое время, новейшая история. Кратко их охарактеризуйте. Ø Какие качественные изменения легли в основу периодизации? Ø Почему периодизация всемирной истории и периодизация истории медицины совпадают. По третьему вопросу: Ø Перечислите и охарактеризуйте основные источники по истории медицины: вещественные (данные археологии, палеоантропологии и др.), письменные, этнографические. Ø Отметьте зависимость наличия и степени сохранности исторических источников от давности эпохи. Ø Подчеркните роль палеопатологии в изучении истории медицины в период первобытного общества. Ø Рассмотрите гипотезу «золотого века». Ø Покажите информативную неоднородность, характерную для различных видов письменных источников.
По четвертому вопросу: Ø Рассмотрите современные гипотезы происхождения и прародины человечества (религиозная, космического происхождения, эволюционная). Ø Антропологический и философский подходы в определении биологического своеобразия человека. Ø Дайте определения понятиям: «гоминидная триада», «бипедия», «моноцентризм», «полицентризм». Ø Охарактеризуйте стадии формирования человеческого общества (архантроп, палеоантроп, неоантроп). Ø Обратите внимание, что в эпоху праобщины (2 млн. – 40 тыс. лет назад) происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знаний о приемах врачевания и природных лекарственных средствах, появляются зачатки ухода и врачевания, зарождаются гигиенические навыки, появляются первые погребения умерших.
По пятому вопросу:
Ø Отметьте, что для врачевания эпохи первобытной общины (ок. 40 тыс. лет назад – 10-е тысячелетие до н. э.) характерно целенаправленное применение и накопление эмпирического опыта врачевания в социальной практике, зарождение лечебной магии, переход от коллективного врачевания к знахарству. Ø Приведите примеры эмпирического врачевания. Ø Рассмотрите возникновение первых религиозных представлений: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия и зарождение идеалистического врачевания. Ø Приведите примеры причин заболеваний и способов их лечения с точки зрения первых религиозных представлений. Ø Обратите внимание, что в эпоху классообразования (с 10-го – 5-го тысячелетия до н. э.) помимо продолжавшегося накопления и обобщения эмпирического опыта врачевания, шло становление культовой практики врачевания, появляются врачеватели-профессионалы. Ø Обоснуйте, распространение матрилинейной организации рода в первобытном обществе.
Вопросы для самопроверки знаний: 1. Что изучает история медицины? 2. Проанализируйте репрезентативные возможности различных видов письменных источников: 1.) средневековые хроники; 2.) законодательные акты; 3.) религиозно-философские трактаты; 4.) исследования врачей и естествоиспытателей. 3. Можно ли говорить о появлении зачатков ухода и врачевания в эпоху праобщины? Обоснуйте свой ответ. 4. Перечислите особенности врачевания в эпоху первобытной общины и в эпоху классообразования. 5. К эмпирическому или идеалистическому врачеванию относится трепанация черепа, производимая в первобытном обществе? Почему? 6. Можно ли врачевание в первобытную эру назвать примитивным?
Темы рефератов: 1. Народное врачевание современных аборигенов. 2. Знахарь. Положение и роль в обществе. Средства и приемы воздействия. 3. Философский подход в определении критериев человека. 4.Знахарь в первобытном обществе. Положение и роль в обществе. Средства и приемы воздействия на больного. 5.Прямохождение: плюсы и минусы. Литература (основная): 1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014. 2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008. 3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010. 4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013. 5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.
Литература (дополнительная): 1. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004. 2. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003. 3. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012. 4. Медицинский энциклопедический словарь. 5. Большая медицинская энциклопедия.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 82; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |