Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Становление советского здравоохранения.




План семинара

План семинара

Тема 6. Медико-биологическое направление нового времени

в Западной Европе и России (6 часов)

1. Характеристика эпохи «Новое время».

2. Развитие научной анатомии.

3. Становление гистологии и эмбриологии.

4. Общая патология.

5. Микробиология.

6. Физиология и экспериментальная медицина.

По первому вопросу:

Ø Обоснуйте хронологические границы «Нового времени» (1640 – 1918 гг.).

Ø Выделите черты, характерные для изучаемой эпохи.

Ø Расширение капиталистического производства требовало развития естественно-научных знаний, что привело к утверждению опытно – экспериментальных методов исследования в науке и к дальнейшему развитию медицины. Этому способствовало влияние французского материализма XVIII в.

Ø Определяющее влияние на развитие научных взглядов и медицинского знания оказали естественнонаучные открытия конца XVIII – первой половины XIX в.:

- теория клеточного строения живых организмов;

- закон сохранения и превращения энергии;

- эволюционное учение.

Ø Кратко охарактеризуйте каждое из открытий и проанализируйте их влияние на развитие медицины.

Ø Обратите внимание, что в Новое время развитие наук приобретает интернациональный характер, происходит дифференциация медицинских дисциплин.

 

По второму вопросу:

Ø Отметьте, что главной чертой эпохи Нового времени становится утверждение анатомических вскрытий в преподавании медицины.

Ø Охарактеризуйте вклад в развитие научной анатомии Н. ван Тюльпа и Ф. Рюйша.

Ø Проследите этапы становления отечественной анатомии.

Ø Покажите роль Петра I в развитии анатомических исследований. Опишите историю основания Кунсткамеры. Какими были ее первоначальные функции?

Ø Рассмотрите первые учебные пособия по анатомии, которые использовались в России. В чем их особенность?

Ø Дайте характеристику следующим вехам в истории отечественной анатомии:

- Первый отечественный атлас анатомии М. И. Шеина.

- Первый русский профессор анатомии К. И. Щепин.

- Первый русский анатом-академик А. П. Протасов.

- Первый «Анатомо-физиологический словарь» в России Н. М. Максимович-Амбодика.

- Первая в России научная анатомическая школа под руководством П. А. Загорского.

Ø Подчеркните вклад П. А. Загорского в утверждении русской анатомической терминологии.

Ø Перечислите заслуги И. В. Буяльского в развитии анатомии.

Ø Охарактеризуйте деятельность Н. И. Пирогова, связанную с развитием анатомии.

Ø Акцентируйте внимание на том, что труды Н. И. Пирогова доказали важность практического значения анатомии для клинической медицины.

Ø Отметьте работу Д. Н. Зернова по изучению анатомии центральной нервной системы и вклад П. Ф. Лесгафта в становлении отечественной науки о физическом воспитании.

 

По третьему вопросу:

Ø В истории учения о тканях и микроскопическом строении организмов выделяют эмпирический и микроскопический периоды.

Ø Опишите первые микроскопические приборы. Микроскоп Р. Гукка.

Ø Охарактеризуйте работы Р. Гука, М. Мальпиги и А. ван Левенгука (первым описавшего животные клетки).

Ø Рассмотрите классификацию тканей организма, впервые предложенную М. Ф. Биша. Почему появление первой классификации тканей организма привело к становлению гистологии как науки?

Ø С чем связано начало микроскопического периода в исследовании тканей?

Ø Клеточная теория Шлейдена-Шванна и ее значение для развития гистологии.

Ø Определите вклад Я. Э. Пуркине в учение о клеточном строении живых организмов.

Ø Отметьте трудности, с которыми встретились исследователи при изучении нервной ткани. Становление нейрогистологии.

Ø Покажите, как шло становление и развитие гистологии в России.

Ø Дайте определение эмбриологии как науке.

Ø Рассмотрите концепции преформизма и эпигенеза.

Ø Перечислите основоположников эмбриологии в Западной Европе и России, опишите их вклад в развитие этой науки (И. Фабриций, У. Гарвей, Р. де Грааф, М. Мальпиги, К. Ф. Фольф, К. Бэр, А. О. Ковалевский, И. И. Мечников).

 

По четвертому вопросу:

Ø В развитии общей патологии выделяют макроскопический и микроскопический периоды.

Ø Макроскопический период связан с зарождением патологической анатомии, органопатологии и тканевой патологии.

Ø Рассмотрите деятельность Т. Боне, Д. Б. Морганьи (органопатология) и М. Ф. Биша (тканевая патология). Оцените вклад каждого из них в развитие общей патологии.

Ø Микроскопический период связан с борьбой двух направлений: гуморального и солидарного.

Ø Охарактеризуйте «дискразию» К. Рокитанского. Выделите положительные и отрицательные стороны данной концепции.

Ø Изучите теорию целлюлярной патологии Р. Вирхова. Оцените ее влияние на последующее развитие медицины.

Ø Покажите становление в России патологической анатомии и физиологии. Дайте характеристику выдающихся деятелей этих направлений (А. И.

Полунин, Ф. Б. Фохте, В. В. Пашутин, И. И. Мечников).

По пятому вопросу:

Ø В истории микробиологии выделяют два периода эмпирический и экспериментальный. Эмпирический период развития микробиологии посвящен поиску методов борьбы с особо опасными инфекциями.

Ø Вспомните историю вариоляции-инокуляции.

Ø Рассмотрите деятельность Эд. Дженнера. Вакцинация и ее значение.

Ø Экспериментальный период связан с деятельностью Л. Пастера.

Ø Охарактеризуйте вклад Л. Пастера в микробиологию.

Ø Открытия Л. Пастера заложили научные основы для борьбы с инфекционными заболеваниями методом вакцинации. Какие заболевания удалось победить?

Ø Фагоцитарная теория иммунитета И. И. Мечникова. Гуморальная теория иммунитета П. Эрлиха. Какая теория верна на сегодняшний день?

Ø Изучите деятельность основоположника бактериологии Р. Коха. Что такое «триада Коха»?

Ø Раскройте содержание данных теорий и методы их воплощения в практической медицине.

 

По шестому вопросу:

Ø Кратко охарактеризуйте эмпирический и экспериментальный периоды в развитии физиологии.

Ø Перечислите основные направления экспериментальных открытий.

Ø Акцентируйте внимание на российской школе физиологов.

Ø Рассмотрите рефлекторную теорию И. М. Сеченова. Выделите наиболее значимые достижения И. П. Павлова в физиологии.

Ø Оцените вклад российской школы физиологов в развитие мировой физиологии.

Темы рефератов:

1. Становление медицинского дела в России: от Петра I – до Екатерины II.

2. Эдвард Дженнер и введение вакцинации.

3. Луи Пастер – основоположник научной микробиологии и иммунологии.

4. Как открытия Пастера изменили жизнь простых людей?

5. Роберт Кох – родоначальник бактериологии.

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Объясните почему становление капиталистических отношений способствовало развитию медицины.

2. Как развивалась анатомия в России в XVIII в.?

3. Охарактеризуйте становление эмбриологии.

4. Становление патологической анатомии (от органопатологии к первым классификациям.

5. Охарактеризуйте вклад в микробиологию Эд. Дженнера, Л. Пастера, И. И. Мечникова, П. Эрлиха, Р. Коха.

6. И. М. Сеченов в истории физиологии.

7. Охарактеризуйте учения И. П. Павлова об условных рефлексах и центральной нервной системе.

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

Литература (дополнительная):

1. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-начало XX в.) / под ред. Р. У. Хабриева. – М.: 2014.

2. Мирский М.Б. Российские больницы XVIII века. – Здравоохранение Российской Федерации, 2004, №1, с. 47-48.

3. Мирский М.Б., Егорышева И.В. Государственная медицина в России (XVIII – XIX веков). – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2002, № 1, с. 42-45

4. Мирский М.Б Хирургия от древности до современности. – М.: Наука, 2001.

 

 

Тема 7. Клиническая медицина Нового времени

(6 часов)

1. Утверждение клинического метода в медицине.

2. Первые методы и приборы физического обследования.

3. Медицинское дело и медицинское образование в России в XVIII.

4. Организация медицинского дела и образования в Российской империи в XIX – начале XX в.

5. Развитие хирургии, акушерства и гинекологии.

6. Становление и развитие сестринского дела.

7. Общественная медицина.

8. Земская медицина.

 

По первому вопросу:

Ø Кратко охарактеризуйте состояние клинической медицины на рубеже Нового времени.

Ø Развитие клинической медицины в эпоху Нового времени происходило на фоне популярности виталистических концепций, которые объясняли все жизненные процессы непознаваемыми, сверхъестественными силами. Клиническая медицина с большим отставанием осваивала достижения медико-биологических наук и вплоть до начала XIX в. врачи в своей профессиональной деятельности не пользовались инструментальными или лабораторными методами исследования.

Ø Приведите примеры виталистических концепций и подходов в медицине.

Ø Проследите путь клинического метода от разработки до внедрения в практику в Западной Европе. Отметьте ведущую роль Лейденского университета.

Ø Оцените роль Г. Бурхааве в утверждении клинического метода.

По второму вопросу:

Ø Рассмотрите, как происходило развитие термометрии. Опишите термометры Д. Фаренгейта, Р. Реомюра, А. Цельсия.

Ø Введение термометрии в широкую клиническую практику происходило во второй половине XVIII – XIX вв.

Ø Дайте определение понятиям: «перкуссия» и «аускультация», «стетоскоп».

Ø Охарактеризуйте метод перкуссии Л. Ауэнбруггера. Подчеркните, что он сопоставлял свои клинические наблюдения с анатомическими вскрытиями.

Ø Отметьте вклад Ж. Корвизара в возрождение и внедрение в клиническую практику метода перкуссии.

Ø Дайте характеристику методу посредственной аускультации Р. Лаэннека.

Ø Опишите первые стетоскопы Р. Лаэннека.

Ø Акцентируйте внимание на то, что стетоскоп – первый в истории медицины прибор прижизненной физической диагностики.

Ø Перечислите достижения Р. Лаэннека в медицине.

Ø Отметьте вклад Й. Шкоды в развитие методов физического обследования.

Ø Рассмотрите внедрение в медицинскую практику инструментальных, физических и химических методов лабораторной и функциональной диагностики.

 

 

По третьему вопросу:

 

Ø Развитию медицинского дела и становлению медицинского образования в России способствовали реформы Петра I.

Ø Кратко охарактеризуйте состояние государственной медицины и ситуацию с медицинским персоналом в России до петровских преобразований.

Ø Открытие первой в России госпитальной школы. Для каких целей она была создана?

Ø Дайте характеристику учебному процессу в госпитальной школе (преподавательский состав, ученики, предметы, учебные пособия, практика, выпуски).

Ø Учреждение Академии наук в Санкт-Петербурге. Опишите устройство и работу Академического Университета при Академии наук. Какие трудности возникли при его работе?

Ø Развитие высшего медицинского образования продолжилось с открытием Императорского Московского университета и медицинского факультета при нем.

Ø Обратите внимание на деятельность М. В. Ломоносова. Отметьте его вклад в сохранение здоровья российского общества и в организацию медицинского дела.

Ø Раскройте основные направления деятельности первых российских профессоров медицины: С. Г. Забелина, Н. М. Максимович-Амбодика, Д. С. Самойловича.

Ø Рассмотрите эпидемию бубонной чумы в Москве в 1771 – 1772 гг. и методы государственной организации противоэпидемических мероприятий. Оцените, используемые приемы и методы, использовавшиеся в борьбе с чумой.

Ø Охарактеризуйте нововведения, произошедшие в управлении медицинским делом при Екатерине II в России:

- Медицинская коллегия и ее задачи;

- Приказ общественного призрения и его функции;

- введение должностей уездных врачей;

- учреждение местных органов – губернских врачебных управ.

 

По четвертому вопросу:

 

Ø Рассмотрите деятельность Министерства внутренних дел и Министерства народного просвещения в области медицины и медицинского образования в первой половине XIX – начале XX вв.

Ø Акцентируйте внимание на то, что строительство лечебных учреждений в России в основном осуществлялось на благотворительные средства.

Ø Ведущими центрами медицинской науки России являлись Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге и медицинский факультет Императорского Московского университета.

Ø Отметьте заслуги в развитии отечественной медицины Ф. П. Гааза, И. Е. Дядьковского, М. Я. Мудрова, Г. А. Захарьина.

Ø Приведите примеры того, что М. Я. Мудров являлся основоположником клинической медицины в России.

Ø В XIX в. происходит становление отечественных терапевтических школ. Создателем крупнейшей в России терапевтической школы являлся С. П. Боткин.

Ø Рассмотрите профессиональную деятельность С. П. Боткина. Особое внимание уделите развитию клинико-экспериментальному направлению.

Ø Новый этап в развитии Отечественной медицины связан с развитием женского медицинского образования и появлением женщин-врачей.

Ø Перечислите предпосылки вовлечения женщин во врачебную деятельность, используя знания, полученные на предшествующих занятиях.

Ø Изучите позиции общественности в России во второй половине 1850-х – 1960-е гг. по вопросу о возможности высшего женского образования. Приведите доводы и аргументы сторонников и противников женского образования.

Ø Покажите жизненный путь первых женщин-врачей: Н. П. Сусловой, В. А. Кашеваровой-Рудневой, М. А. Боковой.

Ø Проследите становление медицинского женского образования в царской России: (Университетский устав, «Особые женские курсы для образования ученых акушерок», «Высшие женские врачебные курсы»).

Ø Где трудились первые выпускницы? С какими проблемами приходилось сталкиваться первым женщинам-врачам?

Ø К началу XX в. женщины обучались на 9-ти медицинских факультетов университетов. Высшие женские курсы были открыты в Москве, Киеве, Одессе. Работали Петербургский и Харьковский женские медицинские институты.

Ø

По пятому вопросу:

 

Ø В результате дифференциации медицинских знаний происходит выделение и формирование следующих самостоятельных направлений в медицине: инфекционные болезни и эпидемиология, педиатрия, психиатрия, хирургия, акушерство и гинекология, зубоврачевание.

Ø Опишите состояние и развитие хирургии в Новое время. Какие проблемы тормозили ее дальнейшее развитие?

Ø Н. И. Пирогов. Оцените его вклад в развитие хирургии:

- топографическая анатомия;

- военно-полевая хирургия;

- организация женского ухода за раненными;

Ø Рассмотрите открытие, внедрение в медицинскую практику и значение великих научных открытий Нового времени:

- открытие и введение наркоза;

- антисептика и асептика;

- открытие групп крови.

Ø Охарактеризуйте состояние и развитие акушерства и гинекологии в Новое время.

 

По шестому вопросу:

Ø Проследите путь формирования института общин сестер милосердия в России.

Ø Отметьте активное участие, поддержку и покровительство аристократических семей в данном виде деятельности.

Ø Подчеркните, что с именем Н. И. Пирогова связана первая в мире организация женского ухода за ранеными на театре военных действий.

Ø Проанализируйте деятельность сестер милосердия в период Крымской войны.

Ø Акцентируйте внимание на том, что помощь и поддержку солдаты во время военных действий получали и от простых женщин. Рассмотрите деятельность Дарьи Александровны (Севастопольской).

Ø Рассмотрите благотворительную деятельность Флоренс Найтингейл.

Ø Организация международного общественного движения Красного Креста (Анри Дюнан).

Ø Создание Русского Красного Креста как ведущей организации для общин сестер милосердия.

 

По седьмому вопросу:

Ø Общественная медицина является сферой врачебной общественной деятельности, направленной на сохранение здоровья населения, предупреждение и лечение болезней.

Ø Становление общественной медицины связано с развитием:

- демографической статистики (Дж. Граунт, У. Петти);

- профессиональной патологии и гигиены труда (Б. Рамаццини);

- экспериментальной гигиены (М. Питтенкофер, А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман);

- идеи государственного здравоохранения (И. П. Франк).

Ø Рассмотрите историю развития данных направлений.

Ø Отметьте деятельность отечественных деятелей, способствовавших становлению общественной медицины в России (В. Н. Татищева, П. З. Кондоиди, М. В. Ломоносова).

Ø Перечислите основные вехи в развитии общественной медицины в Российской империи во второй половине XVIII – первой половине XIX вв.

По восьмому вопросу:

Ø Опишите состояние медицинской помощи для широких слоев населения накануне земской реформы.

Ø Кратко охарактеризуйте земскую реформу в целом. Какие функции выполняли земские учреждения? Из каких источников они финансировались?

Ø Дайте определение земской медицины.

Ø Рассмотрите земский врачебный участок как основное звено в организации врачебного дела в земстве.

Ø Проследите эволюцию медико-санитарной помощи в земствах от разъездной системы до стационарной. Почему в земствах отказались от разъездной системы?

Ø Перечислите и охарактеризуйте сферы деятельности земской медицины.

Ø Отметьте активное участие женщин-врачей в развитии земской медицины.

Ø Оцените вклад в развитие земского врачевания видных деятелей земской медицины: Е А. Осипова, Ф. Ф. Эрисмана, В. П. Образцова, Е. М. Бакуниной, Н. И. Пирогова, С. П. Боткина и др.

Ø Развитие земской медицины привело к массовому строительству уездных и губернских больниц, росту числа врачей и увеличению числа врачебных участков, что сделало медицинскую помощь на селе доступной значительной части сельского населения. Вместе с тем отметьте, что земские учреждения существовали только в 34 губерниях из 89. К тому же организация, качество и доступность медицинской помощи в городах значительно отставали от уровня медицинской помощи в земствах.

Ø Охарактеризуйте роль и значение съездов земских врачей и секций земской медицины на Пироговских съездах для развития общественной медицины и системы здравоохранения в России.

Ø Наряду с земской медициной во второй половине XIX – начале XX в. в Российской империи существовали и другие формы медицинской помощи: городская, фабрично-заводская, военная, морская, медицина путей сообщения, страховая, тюремная, и др., которые действовали разобщенно. Единый орган управления медико-санитарным делом страны появился только в 1918 г.

 

Темы рефератов:

1. Медики Петра I.

2. Эпидемия чумы в Москве в 1770 – 1772 гг.

3. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.

4. Первые российские профессора медицины.

5. Медики и медицинская помощь в Отечественной войне 1812 г.

6. Болезни и причины смерти Романовых.

7. Смерть А. С. Пушкина.

8. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова.

9. Плюсы и минусы земской медицины.

10. Медицинская помощь и санитарные мероприятия в Первой Мировой войне.

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Объясните с чем связана популярность и распространенность виталистических концепций в Новое время.

2. Почему метод перкуссии Л. Ауэнбруггера не был оценен современниками?

3. Оцените значение внедрения в медицинскую практику первых методов и приборов физического обследования.

4. Охарактеризуйте состояние военной и гражданской медицины при Петре I.

5. Что собой представляла отечественная медицина и медицинское образование в начале XIX в. в России?

6. С чем связано формирование самостоятельных отраслей медицинского знания?

7. Проанализируйте состояние хирургии до второй половины XIX в.

8. Охарактеризуйте достижения в области медицины следующих деятелей: И. Земмельвейса, Д. Листера, К. Ландштайнера, Я. Янского, Т. Бильрота, Н. В. Склифосовского.

9. Объясните, что способствовало развитию демографической статистики.

 

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

Литература (дополнительная):

1. Будко А.А., Журавлев Д.А. Основные этапы истории военной медицины в России. – Вопросы истории, 2007, № 7, с. 113-120.

2. Буслаева Г.Н. Милосердие московских меценатов. – Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского, 2001, № 5, с. 93-94.

3. Гончарова С.Г. Роль медицинской коллегии в организации гражданского здравоохранения. – Здравоохранение Российской Федерации, 2005, № 4, с. 55-57.

4. Громбах С.М. Пушкин и медицина его времени. – М.: Медицина 1998.

5. Иванюшкин А.Я., Хетагурова А.К. История и этика сестринского дела: Учеб.пособ. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. Глава 1.

6. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-начало XX в.) / под ред. Р. У. Хабриева. – М.: 2014.

7. Малая Л.Т. и др. История медицины. Очерки – Киев: «Либiдь», 2003.

8. Мирский М.Б. Российские больницы XVIII века. – Здравоохранение Российской Федерации, 2004, №1, с. 47-48.

9. Мирский М.Б., Егорышева И.В. Государственная медицина в России (XVIII – XIX веков). – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2002, № 1, с. 42-45.

10. Мирский М.Б Хирургия от древности до современности. – М.: Наука, 2001.

11. Пастернак А.В. Очерки из истории общин сестер милосердия. Первые в России организации по уходу за больными. – Медицинская сестра. 1999, № 9, с. 72-73

12. Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.И. История сестринского дела в России. – СПб.: СПб ГМА, 1998.

13. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Глава II. Реформы Петра I.

14. Ульянова Г.Н. Законодательство о благотворительности в России (конец XVIII – начало XX вв.). – Отечественная история, 2005, № 6, с. 17-32.

 

Медицина в годы Великой Отечественной войны (4 часа)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.