КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 1-2. Западноевропейская медицина в эпоху Возрождения
Охарактеризуйте основные достижения медицинской теории и практики в области описательной анатомии, хирургии, эпидемиологии. Темы рефератов: 1. Отношение церкви к человеческому тему в Средние века. 2. Примеры лечения в Средние века (кровопускание, уринотерапия, безоарт и др. помимо обрядовых действий). 3. Родовспоможение в средневековом обществе. 4. Проказа и прокаженные.
Литература (основная): 1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014. 2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008. 3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010. 4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013. 5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012. Литература (дополнительная): 1. Грибанов Э.Д. История развития медицинского образования. Учеб.пособ. – М.: ЦОЛИУВ, 1974. 2. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003. 3. Лопатина Н.Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. – Кемерово, 2012. 4. Лоренц Броклис. Университет в ранний период современной европейской истории: Учебные планы (Реферат). – Alma mater: Вестник высшей школы, 2002, № 7, с. 45-51 (медицинский факультет). 5. Метлицкая З.Ю. Орм Николас. Дети в средневековье. – Лондон, 2002. /Обзор. – РЖ ИНИОН, серия 5, история, 2005, № 2, с. 17-22. 6. «Салернский кодекс здоровья, написанный в четырнадцатом столетии философом и врачом Арнольдом из Виллановы». Перев. с лат., примеч. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицина, 1970. 7. Супотницкий М.В., Супотницкая Н.С. Очерки истории чумы. В 2-х кн.- М.: Вузовская книга, 2006. т.1 – 468 с; т. 2 – 696 с.
Тема 5. Медицина Позднего Средневековья: утверждение опытного знания (8 часов) в XV – XVII вв. (4 часа) План семинара 1. Эпоха Возрождения. 2. Становление анатомии как науки. 3. Становление физиологии как науки. 4. Ятрохимия и расширение аптекарского дела. 5. Оформление эпидемиологии. 6. Развитие хирургии. По первому вопросу: Ø Дайте развернутую историческую характеристику периоду. Ø Выделите отличительные черты Возрождения: светский характер, гуманизм и обращение к культурному наследию. Раскройте содержание перечисленных черт. Ø Отметьте, что на первый план выдвигалась человеческая личность. Менялись феодальные порядки, церковно-аскетическая мораль, традиции. Центром мироздания становится не Бог, а человек как часть природы и наиболее совершенное ее творение. В обществе стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой личности. Ø Определите основные черты естествознания эпохи Возрождения. Каким образом успехи в естественных науках повлияли на развитие медицинской теории и практики?
По второму вопросу: Ø Перечислите открытия и достижения Леонардо да Винчи в области анатомии. Отметьте, что несмотря на передовые подходы в анатомии, его исследования оставались неизвестны современникам. Почему Леонардо при жизни не сделал свои исследования и открытия в области анатомии достоянием общественности? Ø Обратите внимание, что в анатомии по-прежнему важнейшим авторитетом был Гален. Ø Определите вклад Андреаса Визалия в развитие анатомических знаний и практики и в становление анатомии как науки. Ø «Золотой век» в истории анатомии. Охарактеризуйте сферу деятельности и вклад в развитие анатомии М. Сервета, И. Фабриция, Б. Евстахия, Г. Фаллопия. По третьему вопросу: Ø Проследите как происходило становление опытного метода в науке. Ø Рассмотрите теорию кровообращения У. Гарвея и открытие капилляров М. Мальпиги. Ø Проанализируйте влияние деятельности Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Борелли на развитие естествознания и физиологии. Ø Охарактеризуйте успехи в развитии ятроматематики, ятрофизики и ятромеханики. Ø Опишите первые измерительные приборы (Г. Галилей, С. Санторио, Фердинанд II). Отметьте, что несмотря на большое количество термометрических приборов, их использование в клинике относиться к началу XVIII в. По четвертому вопросу: Ø Охарактеризуйте деятельность Парацельса и его вклад в развитие медицинской химии. Ø Какова роль Парацельса в становлении опытного метода в науке? Ø Отметьте, что развитие медицинской химии в эпоху Возрождения привело к расширению аптекарского дела. Ø Что собой представляли аптеки эпохи Возрождения? Сравните их организацию и устройство с аптеками классического средневековья. Ø Дайте определения понятиям: «ятрохимия», «ветроград», «териак», «фармакопея». По пятому вопросу: Ø Проанализируйте эпидемиологическую обстановку в исследуемый период. С чем связано прекращение старых и распространение новых эпидемий (сифилис, английская портовая горячка, сыпной тиф, оспа в Америке)? Ø Перечислите причины, с которыми связывали возникновение эпидемий в Средние века. Ø Охарактеризуйте концепцию распространения заразных болезней Джироламо Фракасторо. Что такое «контагии»? Опишите способы передачи инфекционного начала. Ø Отметьте вклад Фракасторо в развитие профилактики инфекционных заболеваний. По шестому вопросу: Ø Опишите положение хирургии и хирургов в изучаемый период (разграничение между докторами и хирургами, цеховая организация хирургов-ремесленников, профессиональная градация). Ø Охарактеризуйте состояние хирургии. Проанализируйте ее слабые и сильные стороны. Отметьте, что огнестрельные ранения лечили при помощи прижигания. Ø Перечислите достижения Амбруаза Паре в хирургии. Что такое «дигестив»? Акушерство и ортопедия. Ø Оцените вклад Паре в развитие хирургии. Ø В эпоху Позднего Средневековья на смену схоластике приходит и утверждается опытный метод в науке.
Вопросы для самопроверки знаний: 1. Что в себя включает понятие «золотой век» в истории анатомии? 2. Какова роль ятроматематики, ятрофизики и ятромеханики в становлении естествознания?
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |