Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 4. Медицина в Западной Европе




План семинара

Тема 2. Врачевание

в цивилизациях Древнего Востока (4 часа)

1. Признаки древних цивилизаций.

2. Общие черты развития врачевания в странах Древнего мира.

3. Врачевание в Месопотамии.

4. Врачевание в Древнем Египте.

5. Древнеиндийское врачевание.

6. Врачевание в Древнем Китае.

 

По первому вопросу:

Ø Найдите взаимосвязь между природно-климатическими условиями и возникновением первых цивилизаций на территории Древнего Востока.

Ø Обратите внимание, что первые цивилизации имели общие признаки: производящее хозяйство, частная собственность на имущество и землю, появление городов, возникновение письменности, монументальное строительство, появление государства и права, неограниченная власть правителей-монархов.

Ø Отметьте, что изменения в таких обществах происходили медленно, стереотипы сознания и поведения не менялись столетиями, социальный опыт и традиции воспринимались как высшая общественная ценность, что в свою очередь сказалось на развитии врачевания.

 

 

По второму вопросу:

Ø Раскройте содержание общих черт развития врачевания в цивилизациях Древнего мира:

-создание первых текстов медицинского содержания;

-формирование эмпирического и идеалистического врачевания;

-развитие представлений о происхождении болезней;

-подготовка врачевателей;

-развитие гигиенических навыков и создание санитарно-технических сооружений;

-развитие классового подхода к врачеванию;

-формирование основ врачебной этики;

-преемственность в области врачевания между разными цивилизациями.

 

По третьему вопросу:

Ø Обратите внимание на существование преемственности у Шумера, Вавилона и Ассирии.

Ø Определите периодизацию и хронологию Древней Месопотамии (III-е тыс. до н. э. – середина I-го тыс. до н. э.).

Ø Рассмотрите источники по истории и врачеванию.

Ø Отметьте, что первые медицинские тексты датируются III тыс. до н. э. и носят эмпирический характер. Что такое фармакопея?

Ø Раскройте взаимосвязь мифологии и врачевания.

Ø Охарактеризуйте основные направления врачевания: асуту и ашипуту. Приведите примеры.

Ø Определите области врачевания и дайте их характеристику (внутренние болезни, развитие хирургии, родовспоможение, зубоврачевание, лекарственные средства).

Ø Ознакомьтесь с Законами Хаммурапи и определите:

- правовые аспекты, регулирующие деятельность врачевателей?

- степень влияния законов на развитие хирургии?

- статус врачевателя.

Ø Охарактеризуйте гигиенические традиции и санитарно-технические сооружения.

Ø Рассмотрите способы передачи медицинских знаний.

 

По четвертому вопросу:

 

Ø Рассмотрите основные этапы хронологии истории и врачевания.

Ø Охарактеризуйте источники по истории и врачеванию. Обратите внимание на папирусы Г. Эберса и Э. Смита.

Ø Отметьте, что благодаря наличию большого числа медицинских папирусов, различные аспекты древнеегипетского врачевания изучены очень хорошо.

Ø Обратите внимание, что чем более поздним периодом датированы папирусы, тем больше места в них занимает идеалистический компонент.

Ø Ознакомьтесь с характерными чертами древнеегипетской культуры (письменность, религиозные представления, культ мертвых). Определите их влияние на врачевание.

Ø Проанализируйте существовавшую в Древнем Египте практику врачевания (представления о причинах болезней, врачебная специализация, лекарственное врачевание, оперативное лечение, родовспоможение, зубоврачевание, лечение детских и женских болезней, борьба с инфекциями, гигиена (шистосомоз), косметические средства, профилактика, храмовые больницы).

Ø Акцентируйте внимание на взаимосвязи между бальзамированием и представлением об анатомии, состоянием хирургии и развитием химии.

Ø Ознакомьтесь с особенностями передачи медицинских знаний. Каковы пути передачи медицинских знаний?

Ø Перечислите основные этические требования к врачевателю в Древнем Египте.

 

По пятому вопросу:

 

Ø Установите периодизацию и хронологию врачевания в Древней Индии (III-е тыс. до н. э. – IV в. н. э.).

Ø Охарактеризуйте основные черты Индской (хараппской) цивилизации.

Ø Обратите внимание на особенности архитектуры и санитарно-технического благоустройства.

Ø Отметьте, что Индская культура значительно превосходила древнейшие цивилизации Месопотамии и Египта соответствующего периода.

Ø Ознакомьтесь с источниками информации о врачевании в Древней Индии.

Ø Рассмотрите основные аспекты врачевания в соответствии с общепринятой периодизацией истории Древней Индии: (ведийский, буддийский и классический периоды).

Ø Охарактеризуйте веды как источник сведений о причинах и лечении болезней.

Ø Проанализируйте влияние кастовой структуры общества на врачевание.

Ø Отметьте становление философских направлений (индуизм, брахманизм и буддизм) и их влияние на представления о природе болезней и врачевании.

Ø Охарактеризуйте «Аюрведу» как систему традиционного врачевания.

Ø Рассмотрите представления древних индусов о здоровье и причинах болезней (пять стихий, три субстанции, мельчайшая частица «ану»).

Что собой представляла диагностика болезней?

Ø Ознакомьтесь с лечением внутренних болезней (Чарака-самхита).

Ø Обратите внимание на представления о строении тела (вскрытия).

Ø Покажите состояние оперативного лечения (Сушрута-самхита): соблюдение частоты, инструменты, шовный материал, повязки, манипуляции). Родовспоможение.

Ø Акцентируйте внимание на том, что по уровню мастерства и результативности оперативное лечение в Древней Индии было самым высоким в Древнем мире (оно славилось и в Средние века).

Ø Охарактеризуйте состояние гигиены и санитарии.

Ø Отметьте, что гигиенические навыки были закреплены законодательно на уровне государства (законы Ману).

Ø Рассмотрите центры медицинского образования. Врачебная этика и статус врача. Кто контролировал деятельность врачевателей?

Ø Дайте определения следующим понятиям: «веды», «мацерация», «ринопластика», «эмбриотомия», «йога».

 

По шестому вопросу:

 

Ø Дайте характеристику основным достижениям древнекитайской цивилизации (середина II-го тыс. до н. э. – III в. н. э.).

Ø Обратите внимание на длительную изоляцию Древнего Китая от остального мира, что обеспечило стабильность национальной культуры и традиционной медицины.

Ø Рассмотрите периодизацию и источники по истории и врачевания Древнего Китая.

Ø Проанализируйте основные принципы традиционной китайской философии: первоматерия тайцзи, две субстанции инь и ян, пять стихий у син и их влияние на развитие представлений о здоровье, болезнях и их лечении.

Ø Раскройте содержание основных диагностических приемов. Особое внимание уделите учению о пульсе.

Ø Рассмотрите учение о жизненных точках (чжень-цзю) и метод иглоукалывания.

Ø Объясните, чем объясняется популярность у древнекитайских целителей учения о жизненных точках и широта метода иглоукалывания.

Ø Изучите лекарственное врачевание. Отметьте начало аптечного дела.

Ø Охарактеризуйте состояние оперативного лечения. В чем причина?

Ø Акцентируйте внимание на то, что сильной стороной древнекитайской медицины была профилактика: гигиенические традиции, массаж, лечебная и дыхательная гимнастика, вариоляция).

Ø Дайте определения следующим понятиям: «акупунктура», «каутеризация», «вариоляция».

 

Ø Подводя итоги по теме, выделите особенности, характерные для врачевания каждой из перечисленных цивилизаций.

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Почему первые цивилизации возникли на территории Древнего Востока?

2. Выделите сильные и слабые стороны древнеегипетского врачевания.

3. Каковы приоритеты врачевания в Древнем Египте?

4. Почему представления о строении человеческого тела в Древней Индии были самыми полными в древней истории?

5. Направления традиционной китайской медицины.

6. Почему медицина Древней Индии и Китая классифицируется как традиционная?

 

Темы рефератов:

1. Мифология и врачевание в Месопотамии.

2. Заупокойный культ и его влияние на врачевание в Древнем Египте.

3. Гигиена и профилактика в Древнем Египте.

4. Ринопластика в Древней Индии.

5. Традиционная китайская медицина: Учение о пульсе.

6. Выдающиеся врачеватели Древнего Китая (Бянь Цюэ, Хуа То, Ван Шухе, Хуанфу Ми).

7. Тибетская медицина.

 

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

 

Литература (дополнительная):

1. Кравцова М.Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. и доп. – СПБ., 2003.

2. Корсун Т. В. Протез фараона. // Твое здоровье. 2005. № 1. с. 68-70.

3. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003.

4. Мирский М.Б. Хирургия древних цивилизаций Азии. // Хирургия. Журнал имени Н.И. Пирогова. 1999. № 8. с. 68-71.

5. Петров Д. Врата вечности – Древний Египет. // Человек без границ. 2006. № 10.

6. Скирич Е. Великая тайна египтян. // Человек без границ. 2006. № 10.

7. Сорокина Т.С., Белова Ю.М. Медицина Древнего Египта в отечественной историко-медицинской литературе XVIII – XIX веков. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 5. с. 62-64.

6. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.

7. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

8. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. Кемерово, – 2012.

9. Большая медицинская энциклопедия.

10. Медицинский энциклопедический словарь.

Тема 3. Врачевание и медицина в странах античного Средиземноморья: Древняя Греция и Древний Рим. (4 часа)

План семинара

1. Мифология и врачевание Древней Греции. Символы медицины.

2. Врачевание в крито-ахейский, предполисный и полисный периоды.

3. Медицина классического периода: врачебные школы, Гиппократ, гиппократов сборник, врачебная этика.

4. Медицина эллинистического периода.

5. Периодизация истории и медицины Древнего Рима. Врачевание в царский период.

6. Медицина периода республики.

7. Развитие медицины в период империи.

8. Гален и «галенизм».

9. Становление христианства и больничное дело.

По первому вопросу:

Ø Отметьте вклад Древней Греции (III тыс. до н. э. – 30 г. до н. э.) в мировую культуру и медицину.

Ø Ознакомьтесь с греческой мифологией о врачевании.

Ø Рассмотрите культ бога Асклепия.

Ø Перечислите символы медицины и объясните их.

По второму вопросу:

Ø Рассмотрите санитарно-технические сооружения на острове Крит. Сравните их с сооружениями индской цивилизации.

Ø Сделайте вывод о состоянии врачевания в предполисный период, опираясь на поэмы Гомера.

Ø Покажите зарождение натурфилософии в полисный период.

Ø Охарактеризуйте храмовое врачевание. Перечислите его компоненты. Какие функции выполняли асклепейоны?

Ø Отметьте ведущую роль эмпирического врачевания в асклепейонах

Ø Дайте определения следующим понятиям: «асклепейоны», «асклепиады», «вотивные приношения».

 

По третьему вопросу:

Ø Сформулируйте основные идеи натурфилософии. Определите ее влияние на развитие медицины.

Ø Обратите внимание на воззрения Демокрита, как на вершину естественнонаучных взглядов античности.

Ø Отметьте, что в этот же период Платон сформулировал теорию идей, способствовавшую систематизации знаний, и оказавшую влияние на античную медицину.

Ø Дайте характеристику врачебным школам (кротонской, книдской, сицилийской, косской), проанализируйте общее и особенное.

Ø Рассмотрите жизнь и деятельность Гиппократа II Великого. Определите его вклад в медицину.

Ø Покажите историю создания «Гиппократова сборника». Проанализируйте основные труды. Что такое травматология и десмургия?

Ø Выделите сочинения о врачебной этике. Внимательно прочитайте «Клятву». Сохранила ли она свою актуальность на сегодняшний день? Каких основных принципов должен был придерживаться древнегреческий врач?

По четвертому вопросу:

 

Ø Определите, что в себя включает понятие «эллинистическая культура».

Ø Отметьте, что «эллинизация» Востока способствовала распространению достижений полисной медицины.

Ø Дайте характеристику натурфилософских воззрений Аристотеля. Проанализируйте учение о четырех первоначалах и четырех телесных соках.

Ø Опишите Александрийский мусейон. Перечислите его функции.

Ø Определите изменения в анатомии и хирургии. С чем связаны эти изменения? Что такое «вивисекция»?

Ø Охарактеризуйте вклад Герофила и Эрасистрата в развитие античной медицины.

Ø Перечислите важнейшие достижения хирургии александрийского периода.

 

По пятому вопросу:

 

Ø Рассмотрите этапы формирования медицины в Древнем Риме (VIII в. до н. э. – 476 г. н. э.).

Ø Дайте общую характеристику источников по истории и медицине.

Ø Охарактеризуйте народное врачевание и состояние санитарного дела в царский период. Что такое «клоака»?

Ø Отметьте отсутствие врачей-профессионалов в этот период.

По шестому вопросу:

Ø Обратите внимание на развитие санитарного дела в период Республики. Проанализируйте «Законы XII таблиц», касающиеся охраны санитарного состояния городов. Охарактеризуйте уровень гигиены.

Ø Дайте определения понятиям: «акведук», «терма».

Ø Отметьте появление врачей-профессионалов (рабы врачи, врачи отпущенники, свободные врачи). Каким было их положение в обществе?

Ø Акцентируйте внимание на вклад, внесенный греками-рабами в создание римской культуры и медицины и на преемственность медицинских знаний.

Ø Рассмотрите философские основы медицины Древнего Рима. Отметьте распространение древнегреческой философии.

Ø Выделите материалистическую философию Тита Лукреция Кара и Асклепиада из Прусы.

Ø Разберите и дайте определения следующим концепциям возникновения болезней: «атомистической», «миазматической», «гуморальной» и «контагиозной».

 

По седьмому вопросу:

Ø Обратите внимание на сохранение традиций общественной гигиены в Римской империи.

Ø Раскройте взаимосвязь между становлением профессиональной армии и организацией военной медицинской службы в период Империи.

Ø Охарактеризуйте систему оказания медицинской помощи раненным (капсарии, врачи-профессионалы, валетудинарии, депутаты).

Ø Изучите организацию медицинского дела в городах и провинциях (архиатры, коллегии, преподавание в медицинских школах).

Ø Отметьте, что в Римской империи существовали как государственные, так и частные школы по подготовке врачей. Определите специфику государственных и частных врачебных школ.

Ø Проанализируйте положение врачей в период Империи. В чем причина узкой специализации?

Ø Рассмотрите становление римского энциклопедического знания. Дайте характеристику медицинским сочинениям Авла Корнелия Цельса, Плиния Старшего, Диоскорида Педания, Сорана.

Ø Охарактеризуйте состояние хирургии и акушерско-гинекологической практике в период Империи. Отметьте сходство инструментов с современными.

 

По восьмому вопросу:

Ø Проследите жизненный путь Галена.

Ø Проанализируйте его философские взгляды (учение о пневме и триединстве души).

Ø Обратите внимание на естественно-научные позиции Галена (врачебная практика, исследования в области анатомии и физиологии, вклад в становление фармакологии). В чем выражался дуализм учения Галена?

Ø Объясните, что такое «галенизм».

Ø Отметьте, что «галенизм» господствовал в европейской философии на протяжении всего средневековья, препятствуя развитию медицины.

 

По девятому вопросу:

Ø Проанализируйте взаимосвязь между становлением христианства и развитием больничного дела.

Ø Опишите приюты для увечных и больных путников и первые христианские больницы. Когда и где они возникли?

Ø Рассмотрите деятельность диаконисс.

Ø Подумайте, как появление христианской благотворительности повлияло на развитие медицины.

 

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Перечислите древнегреческих богов, имеющих отношение к врачеванию.

2. Назовите эмпирические и идеалистические составляющие врачевания в асклепейонах.

3. Кто является автором «Гиппократова сборника»?

4. Правомерно ли называть Гиппократа отцом медицины?

5. Покажите связь между греческой и индийской хирургией в древности.

6. Приведите примеры народного врачевания в царский период?

7. Охарактеризуйте санитарно-технические сооружения в Древнем Риме.

8. Что в Римской империи возникло раньше: гражданская или военная медицина? Ответ объясните.

9. Вклад Галена в развитие медицины.

 

Темы рефератов:

1. Символы медицины (от древности до современности).

2. Асклепейоны и идеалистическое врачевание.

3. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» как источник древнегреческой медицины.

4. Термы в Древнем Риме.

5. Жизнедеятельность Галена.

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

 

Литература (дополнительная):

1. Гиппократ. Избранные книги. Перевод с греч. – М.: ТОО «Сварог», 1994.

2. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

3. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.

4. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003.

5. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012.

6. Медицина в поэзии греков и римлян. Сб. тестов. /Сост. и примеч. Ю.Ф. Шульца. – М.: Медицина, 1987.

7. Мирский М.Б. Хирургия Древнего Рима. // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2000. № 11.

8. Медицинский энциклопедический словарь.

9. Большая медицинская энциклопедия.

 

Тема 4. Медицина раннего и развитого средневековья (8 часов)

Занятие1. Медицина в Византийской империи (2 часа)

План семинара

1. Особенности исторического развития Византийской империи.

2. Санитарно-технические сооружения и гигиена.

3. Религия, наука и развитие медицинских знаний.

4. Медицинское образование.

5. Больничное дело.

 

По первому вопросу:

Ø Определите периодизацию и хронологию истории средних веков и истории Византийской империи (395 – 1453 гг.).

Ø Дайте краткую историческую характеристику Византии.

Ø Отметьте, что Восточная часть Римской империи (Византия) сохраняла и развивала на протяжении всей своей истории достижения античной культуры и медицины.

 

По второму вопросу:

Ø Охарактеризуйте санитарно-технические сооружения, их функциональное назначение и уровень развития (акведуки, цистерны, сточные системы, термы, бани).

Ø Объясните почему бани в Византии вытеснили термы.

Ø Проследите как изменялось отношение к личной гигиене. С чем это связано?

 

По третьему вопросу:

Ø Приведите примеры влияния христианства на развитие научных знаний.

Ø Обратите внимание, что в первую очередь развитие получили сферы деятельности, связанные с практикой.

Ø Отметьте, что в основу всех знаний была положена теология.

Ø Покажите, как христианство повлияло на представления о причинах болезней и способы лечения.

Ø Рассмотрите лекарственное лечение. Почему в византийской медицине ведущая роль принадлежала лечению лекарственными средствами? Какова роль алхимии?

Ø Охарактеризуйте медицинские труды Орибасия из Пергама, Аэция из Амиды, Александра из Тралл, Павла с о. Эгина.

 

По четвертому вопросу:

Ø Определите пути передачи медицинских знаний (школы, дискуссии, экзамены, свидетельство).

Ø Акцентируйте внимание на теоретическом характере медицинского образования в Византии. Главными источниками и основой медицинских знаний были «извлечения» из «Гиппократова сборника» и из трудов Галена.

Ø Подумайте почему не анатомировали трупы?

 

По пятому вопросу:

Ø Покажите становление больничного дела в Византии. Какие идеи привели к появлению христианских больниц?

Ø Проследите преемственность с больницами восточных провинций Римской Империи.

Ø Дайте характеристику христианским больницам.

 

Ø Подводя итог, перечислите факторы, повлиявшие на особенности становления византийской медицины.

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Санитарно-технические сооружения и гигиена в Византийской империи.

2. Выдающиеся византийские врачеватели-энциклопедисты.

3. В чем особенности медицинского образования в Византии?

4. Развитие христианства и больничное дело в Византийской империи.

Темы рефератов:

1. Павел с о. Эгина и развитие хирургии.

2. Больничное дело в Византии.

Занятие 2. Медицина народов средневекового Востока (2 часа)

План семинара

1. Медицина в халифатах.

1.1. Периодизация и характеристика эпохи.

1.2. Представления о природе болезней и диагностика.

1.3. Лечение внутренних болезней. Алхимия, фармация и аптеки.

1.4. Строение человеческого тела.

1.5. Хирургия, офтальмология, профилактическое дело.

1.6. Больничное дело.

1.7. Медицинское образование.

2. Медицина народов Средней Азии и Закавказья.

2.1. Историческая характеристика региона.

2.2. Развитие медицинской науки (общее и частное).

2.3. Абу Али ибн Сина (Авиценна) и его «Канон медицины».

По первому вопросу:

Ø Определите истоки арабской культуры и особенности исторического развития средневекового Востока. В силу традиционности восточного общества, в халифатах (VII – XI вв.) удалось не только сохранить медицинские знания предшествующего периода, но и значительно их приумножить.

Ø Отметьте, что развитие медицины в халифатах тесно связано с возникновением и распространением ислама.

Ø Обратите внимание на

- переводческую деятельность арабов, что способствовало сохранению наследия предшествовавших им цивилизаций;

- создание библиотек и «Домов мудрости», которые становились центрами науки и образования.

Ø Рассмотрите, как представления о природе болезни повлияли на методы лечения.

Ø Подчеркните роль алхимии в становлении и развитии фармации и в появлении аптек.

Ø Перечислите достижения арабов в анатомии. Подчеркните открытие малого круга кровообращения. Какими хирургическими манипуляциями владели в халифатах?

Ø Опишите достижения арабской офтальмологии (строение глаза, коррекция зрения, удаление катаракты).

Ø Объясните основные гигиенические требования в халифатах.

Ø Охарактеризуйте арабские больницы (назначение, финансирование, персонал, благоустройство, медицинские школы). Какие идеи привели к созданию первых больниц? Отметьте, что основную помощь населению оказывали частнопрактикующие врачи.

Ø Выделите основные пути приобретения медицинских знаний (самообразование, семейные школы, обучение у известных врачей, медицинские школы) и рассмотрите каждый из них. Акцентируйте внимание на том, что в Халифате не существовало единых требований для приступающих к врачебной практике, как и единой системы обучения врачей.

Ø Проанализируйте деятельность и вклад выдающихся врачевателей халифатов (Абу Бакр ал-Рази, Ибн ал-Нафис, Абу-л-Касим ал-Захрави, Ибн ал-Хайсам).

Ø Дайте определения следующим понятиям: «мизадж», «каутеризация», «лепра».

 

Ø Подводя итог, отметьте, что медицина средневекового Востока оказала определяющее влияние на дальнейшее развитие медицинских знаний в Европе.

 

По второму вопросу:

Ø Дайте краткую историческую характеристику региона. Когда и в каких условиях произошло становление независимых национальных государств Средней Азии и Закавказья (X – XVII вв.).

Ø Охарактеризуйте уровень развития медицины. Рассмотрите специфику организации больничного дела и врачебных школ в Армении и Грузии. Отметьте социально-правовой статус врача.

Ø Изучите жизнедеятельность Абу Али ибн Сины (Авиценны). Проанализируйте «Канон медицины».

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Особенности развития медицины в Халифатах.

2. Значение переводческой и компилятивной деятельности для развития медицины в арабских Халифатах.

3. Охарактеризуйте отрасли медицины и выдающихся медиков в Халифатах.

4. Каков вклад ибн Сины в развитие медицины?

 

Темы рефератов:

1. Больницы в Халифатах.

2. Алхимия и алхимики в Халифатах.

3. Состояние арабской хирургии.

4. Значение «Канона медицины» Авиценны для развития медицины.

 

 

Занятие 3. Медицина на Руси (2 часа)

План семинара

1. Этапы истории врачевания на Руси.

2. Народное врачевание.

3. Монастырская медицина.

4. Светская медицина.

5. Санитарное дело и гигиенические традиции.

6. Состояние медицины в период нашествия Золотой Орды.

 

По первому вопросу:

Ø Выделите этапы истории врачевания на Руси.

Ø Составьте краткую историческую характеристику праславянского периода (VI в. до н. э. – IX в. н. э.), периода Киевской Руси (конец IX – середина XIII вв.) и периода нашествия Золотой Орды (середина XIII – конец XV вв.).

Ø Дайте определения понятиям: «народная», «монастырская», «светская» медицина. Раскройте особенности сочетания этих направлений на Руси.

По второму вопросу:

Ø Основой практики врачевания на Руси являлась народная медицина, которая была неотъемлемой частью языческой культуры.

Ø Язычество понимается как народная культура, система мировоззрений, в основе которой гармоничное сосуществование человека и природы, вера в ее всеобщее одухотворение.

Ø Рассмотрите представления о природе болезней и способы лечения с позиций языческого мировоззрения. Какую функцию выполняли врачеватели-язычники?

Ø Определите место и значение древнерусских лечебников и травников? Являются ли данные источники актуальными в современных условиях?

Ø Охарактеризуйте профессиональный уровень и социальный статус «лечцов», проанализировав Русскую Правду и Изборник Святослава.

Ø Кто такие «костоправы», «резалники», «кровопуски», «зубоволоки»? Какими манипуляциями они владели? Как осуществлялась передача медицинских знаний?

Ø Отметьте, что вплоть до второй половины XIX в. народная медицина оставалась единственным доступным средством поддержания здоровья для широких слоев населения.

 

По третьему вопросу:

 

Ø Покажите, как принятие христианства на Руси повлияло на развитие врачевания. Рассмотрите представления о природе болезней и способы лечения с позиции христианства.

Ø Дайте характеристику монастырским лечебницам (назначение, финансирование, обустройство) и монахам-лечцам (Антонию, Алимпию, Агапиту).

Ø Проследите на примере «Киево-Печерского патерика», как деятельность монахов-лечцов повлияла на формирование врачебной этике на Руси. Особенно отметьте такие качества как человеколюбие вплоть до самопожертвования, терпимость, отсутствие личного обогащения и профессионального тщеславия.

Ø Проанализируйте медицинские знания, содержащиеся в русских переводах «Шестоднева» и «Изборников».

Ø Обратите внимание, что с распространением христианства монастырская медицина активно боролась с языческим врачеванием.

 

По четвертому вопросу:

 

Ø Рассмотрите становление светской медицины. Для кого она предназначалась?

Ø Охарактеризуйте деятельность светских лечцов (русских и иноземных).

Ø Отметьте существование больниц для гражданского населения и специалистов алхимиков, занимавшихся приготовлением лекарств в Новгороде.

По пятому вопросу:

 

Ø Санитарное дело Древнерусского государства и уровень гигиены X – XIV веков по уровню своего развития опережали страны Западной Европы.

Ø Дайте характеристику санитарно-техническим сооружениям, которые использовались при благоустройстве городов (мостовые, водопроводы, водосборники).

Ø Гигиенические традиции на Руси. Опишите городскую усадьбу (большая территория, источник воды, баня, уборная и их расположение) с точки зрения соблюдения гигиенических норм.

Ø Подчеркните роль русской паровой бани в лечении и профилактике болезней.

Ø Отметьте, что древнерусская баня была местом оказания медицинской помощи.

Ø Ознакомьтесь с эпидемиями «повальных болезней». В чем население видело причины подобных бедствий? Какие меры борьбы использовались для пресечения «моровых поветрий»? Оцените степень их эффективности. Какую роль играли религиозные ритуалы во время эпидемий?

 

По шестому вопросу:

Ø Проанализируйте состояние народной, монастырской и светской медицины в период господства Золотой Орды.

Ø Отметьте роль монастырей (особенно Кирилло-Белозерского монастыря) в сохранении и развитии медицинских знаний.

Ø Разорение страны золотой Ордой привело к отставанию Русских земель от стран Западной Европы во всех сферах жизнедеятельности и в вопросах медицины в том числе.

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Охарактеризуйте врачевание в праславянский период.

2. Почему народная медицина была доступным средством лечения для широких слоев населения до середины XIX века (сравните с монастырской и светской медициной)?

3. Вклад Киево-Печерской лавры в развитие медицины на Руси.

4. Светская медицина и светские лечцы.

5. Почему опустошительные эпидемии останавливались у границ Древнерусского государства?

Темы рефератов:

1. Языческое врачевание (мировоззрение, место человека в мире, приемы воздействия).

2. Народное врачевание сегодня.

3. История русской бани.

 

Литература (основная):

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. - М., 2010.

4. Балалыкин Д. А. Зарождение медицины как науки в период до XVII века: учеб. пособие для студентов. - М., 2013.

5. Бергер Е. Е., Туторская М. С. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие. – Москва, 2012.

 

Литература (дополнительная):

1. Абуали Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. В 5-и кн. Перевод с арабского У.И. Каримова. – Ташкент: Фан, 1980 – 1981.

2. Будко А. А. и др. История военной медицины России. В 2-х т. Под ред. И.М. Чижа. – СПб.: Изд-во В-мед-А, 2002. Том 1. (VIII – XVII вв).

3. Востоков В. Секреты целителей Востока. – Ташкент: Узбекистан, 1994.

4. Грицак Е.М. Популярная история медицины. – М.: Вече, 2003.

5. Лисицин Ю. П. История медицины: учебник. - М., 2004.

6. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. – СПБ., 2003.

7. Лопатина Н. Л. Культурологические аспекты в развитии сестринского дела. -Кемерово, 2012.

8. Мирский М.Б. Медицина российского средневековья. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000. № 2. с. 59-62.

9. Михайлова И. Борьба со злыднями. Как и чем лечили в Древней Руси. // Родина. 2003. № 3. с. 109-112.

10. Нуралиев Ю., Нодиров С. Лечебная система Ибн Сины. Современный взгляд на старинные рецепты. – СПб.: ИД «Весь», 2002.

11. Самойлов В.О. История российской медицины. – М.: Эпидавр, 1997. Гл. 1. Допетровская Русь.

12. Трохачев С.Ю. Орибасий из Пергама и его «Медицинские своды». // Международные медицинские обзоры. 1993. № 2. с. 133-135.

13. Яхро В. Как учили и учились в Древней Руси. // Наука и жизнь. 2002. № 7. с. 54-59.

14. Большая медицинская энциклопедия.

15. Медицинский энциклопедический словарь.

 

в периоды Раннего и Классического Средневековья (2 часа)

План семинара

1. Периодизация истории и врачевания и характеристика эпохи.

2. Больничное дело.

3. Образование и медицина.

4. Фармация.

5. Хирургия.

6. Эпидемии повальных болезней.

 

По первому вопросу:

Ø Выделите периоды истории и врачевания в средневековой Западной Европе.

Ø Дайте краткую историческую характеристику Раннему (V – X вв.) и Классическому (XI – XV вв.) периодам Средневековья.

Ø Определите истоки средневековой христианской цивилизации Запада.

Ø Обратите внимание на определяющее влияние церкви. Укажите его позитивные и негативные черты.

По второму вопросу:

Ø Объясните предназначение христианских (V-XI вв.) и городских (X-XIV вв.) госпиталей. Подчеркните идею христианской благотворительности.

Ø Покажите развитие духовно-рыцарских орденов и братств. Отметьте призрение прокаженных.

Ø Дайте характеристику больничным учреждениям (назначение, финансирование, обустройство, персонал).

Ø Сравните больничное дело в Западной Европе, в Халифате и на Руси. Составьте таблицу.

Ø Отметьте, что больничные учреждения становятся лечебными заведениями в современном понимании только в период Позднего Средневековья.

По третьему вопросу:

Ø Опишите основы школьного и высшего европейского образования. Охарактеризуйте деятельность университетов.

Ø Акцентируйте внимание на медицинской школе в Салерно (светский характер, преемственность античной и арабской медицины, практическое обучение). Рассмотрите деятельность Арнольда из Виллановы и его труд «Салернский кодекс здоровья».

Ø Дайте оценку состоянию медицинского образования в средневековом обществе (теоретический характер обучения, галенизм, схоластика как метод обучения и суды инквизиции в XIII в.). Что понималось под термином «медицина»? Что собой представляли учебники и учебные пособия?

Ø Покажите, что в XIII – XIV вв. начинают проводиться официальные анатомические вскрытия. Охарактеризуйте учебник Мондино де Луцци.

Ø Отметьте, что в прогрессивных университетах средневековой Европы медицинское образование включало в себя обязательную врачебную практику.

По четвертому вопросу:

Ø Проследите влияние алхимии на развитие фармации в Средние века.

Ø Дайте характеристику безоара как популярного лечебного и профилактического средства в средние века.

Ø Покажите, как поиски «философского камня» способствовали расширению знаний о химических процессах и способах получения лекарственных средств.

Ø Перечислите открытия европейцев в области фармации. Открытие аптек.

По пятому вопросу:

 

Ø Оцените место хирургии в средневековой медицине. В чем причина негативного отношения к хирургии в Средние века?

Ø Перечислите категории хирургов и манипуляции, которыми они владели. Братства хирургов.

Ø Отметьте особенности в обучении хирургии.

Ø Сравните права и обязанности врача и хирурга.

Ø Охарактеризуйте деятельность Ги де Шолиака и его «Большую хирургию».

 

По шестому вопросу:

Ø Отметьте низкий уровень жизни европейцев в средние века (голод, холод, войны, беспризорничество).

Ø Покажите уровень гигиены в средневековой Западной Европе. В чем причина сложившегося положения? Акцентируйте внимание на роль церкви в этом вопросе.

Ø Опишите санитарное состояние городов и общую эпидемиологическую обстановку.

Ø Перечислите наиболее опустошительные средневековые эпидемии и существовавшие методы борьбы с ними.

Ø Пандемии. Практика карантинов и лазаретов.

Ø Подводя итог, оцените общий уровень медицины в средневековой Европе и демографическую ситуацию (продолжительность жизни, женская смертность, детская смертность, эпидемии).

Вопросы для самопроверки знаний:

1. Охарактеризуйте влияние церкви на состояние и развитие медицины в средневековой Европе.

2. Что такое «схоластика»? Определите взаимодействие схоластики и медицины. Проанализируйте последствия в области медицины.

3. С какого момента началось ниспровержение схоластики? Как это отразилось на развитии медицины в Западной Европе?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.291 сек.