Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное обеспечение дисциплины




План семинара

План семинара

1. Медицина в России в начале XX в.

2. Становление советской медицины.

3. Принципы советской медицины.

4. Медицина в годы Великой Отечественной войны.

По первому вопросу:

Ø Охарактеризуйте состояние отечественной медицины и уровень медицинской помощи населению в царской России в начале XX в.

Ø Покажите увеличение численности врачей и медицинского персонала, рост больничной сети, открытие медицинских учреждений, развитие медицинского образования.

Ø Рассмотрите следующие критерии: средняя продолжительность жизни населения, детская смертность и смертность детей до года, причины смертности взрослого и детского населения, наиболее распространенные заболевания.

Ø Проанализируйте причины невысокой средней продолжительности жизни населения в России, колоссальную детскую смертность по всем возрастным группам, сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране.

Ø Сравните показатели перечисленных критериев в России и в Европе.

Ø Отметьте, что по всем указанным параметрам Россия отставала от развитых европейских государств.

Ø Перечислите основные проблемы, которые требовали немедленного решения в области медицины и здравоохранения в России накануне Первой мировой войны.

Ø Подводя итог, подчеркните, что в России в нач. XX в. существовала децентрализованная многоведомственная система медицинского обслуживания населения, что приводило к отсутствию единой политики в данной сфере и разобщенности действий.

Ø Изучите деятельность комиссий С. П. Боткина и Г. Е. Рейна. К какому заключению пришли комиссии? Почему заключения комиссий по результатам работы встретили сопротивление среди общественности?

По второму вопросу:

Ø Кратко охарактеризуйте состояние медицинской помощи и санитарно-эпидемиологическую обстановку в России после Октябрьской революции и в годы Гражданской войны (недостаток медицинских учреждений, аптек, медикаментов, эпидемии, высокая заболеваемость населения, рост смертности и падение рождаемости, необходимость создания единой централизованной системы управления здравоохранением).

Ø Отметьте острую нехватку медицинских кадров и проанализируйте их причину.

Ø Рассмотрите создание новых органов государственного управления в области здравоохранения и их функции: Медико-санитарные отделы, Врачебные коллегии, Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов.

Ø Обратите внимание на оперативность, с которой был принят декрет СНК «Об учреждении народного комиссариата здравоохранения». С чем была связана подобная оперативность?

Ø Изучите основные мероприятия наркомздрава в 1918 – 1930-е гг.

Ø Оцените вклад в развитие системы здравоохранения в РСФСР первого нарком – Н. А. Семашко.

 

По третьему вопросу:

Ø Ознакомьтесь с основными принципами организации медицинского дела в стране. Раскройте их содержание. Проанализируйте плюсы и минусы.

Ø 1. Государственный характер медицины.

Ø Это первый подобный опыт в мире, который в последующем будет использован развитыми странами.

Ø Однако серьезными недостатками являлись остаточный принцип финансирования здравоохранения, как и всей социальной сферы в стране и классовый подход при оказании медицинских услуг.

Ø 2. Профилактическое направление.

Ø 3. Участие населения в мерах по охране здоровья.

Ø Приведите примеры форм медико-санитарной работы с населением?

Ø Почему постепенно медицину вернули в руки профессионалов и отошли от данного принципа?

Ø 4. Единство медицинской науки и практики.

Ø Рассмотрите деятельность И. П. Павлова в советский период.

Ø Акцентируйте внимание на значении деятельности И. П. Павлова для утверждения и развития медицинской науки в СССР. XV Международный физиологический конгресс в Москве.

Ø Причитайте и проанализируйте «Письмо к молодежи» И. П. Павлова.

Ø Покажите активную работу, проводившуюся в СССР по подготовке квалифицированного медицинского персонала. Открытие новых медицинских факультетов и медицинских институтов.

Ø Подводя итог, оцените результаты мероприятий по развитию медицинской помощи и здравоохранения в советском государстве.

По четвертому вопросу:

 

Ø Перечислите основные задачи здравоохранения в годы Великой Отечественной войны.

Ø Охарактеризуйте медицинскую помощь раненым и больным воинам (сеть эвакуационных госпиталей, система этапного лечения раненных с последующей эвакуацией, развитие специализированной медицинской помощи в зависимости от ранения, служба крови, противоэпидемиологические мероприятия на фронте).

Ø Решение кадрового вопроса для медицинской службы фронта.

Ø Рассмотрите деятельность в годы войны Н. Н. Бурденко, Ю. Ю. Джанелидзе, М. С. Вовси, А. Л. Мясникова, Е. И. Смирнова.

Ø Обратите внимание на работу в годы Великой Отечественной войны В. Ф. Войно-Ясенецкого.

Ø Отметьте вклад В. П. Филатова и А. А. Богомолец в лечение вяло заживающих ран, Н. Н. Бурденко – в лечение травм с нарушением нервной системы, З. В. Ермольевой – в открытии отечественных антибиотиков. Создание в 1944 г. Академии медицинских наук.

Ø Акцентируйте внимание на бесценном вкладе в победу медицинских работников. Подчеркните, что за годы Великой Отечественной войны в строй вернулись 72,3 % раненых и 90,6 % больных.

 

Темы рефератов:

1. Организация медицинской помощи и санитарные мероприятия в годы Первой мировой войны.

2. Заболеваемость, рождаемость и смертность в годы Гражданской войны.

3. Наркомы здравоохранения.

4. Генетика в Советском Союзе.

5. Женщины на войне.

6. Подвиг санитаров.

7. Служба крови в годы Великой Отечественной войны.

8. Медики блокадного Ленинграда.

9. Эксперименты над людьми в фашистских концлагерях.

 

Вопросы для самопроверки знаний:

1. С какими проблемами столкнулась советская власть в области здравоохранения?

2. С чем была связана необходимость привлечения широких масс к мероприятиям по охране здоровья в советском государстве?

3. Объясните почему в условиях тотальной разрухи народного хозяйства и Гражданской войны советская власть выделяла средства для развития науки?

4. Организация медицинской помощи на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны.

 

Литература обязательная:

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. – М., 2010.

Литература дополнительная:

1. Журавлёва Т., Лисицын Ю. О преподавании истории медицины XX века. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2007, № 3, с. 47 – 48.

2. Здоровье России: Атлас. / Л.А. Бокерия и др.: Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» – М.: НЦССХ, 2005.

3. Иванов Н.Г., Георгиевский А.С., Лобастов О.С. Советское здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. – М.: Медицина, 1985.

4. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-начало XX в.) / под ред. Р. У. Хабриева. – М.: 2014.

5. Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Сб. документов и материалов / Под ред. М. И. Барсукова, Д. Д. Кувшинского. – М.: Медицина, 1977.

6. Здравоохранение Кузбасса. 60 лет истории. – Томск – Кемерово, 2002.

7. Зеленин С.Ф. Деятельность ученых – медиков Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг.) – Томск, 2002.

8. Леонтьева Н.Т. Политика Советской власти в развитии здравоохранения Кузбасса в 20-30-е годы. – Кемерово: Пласт, 1996.

9. Лисицин Ю.П. Медицина XX века: Важнейшие события и достижения. – Медицинская помощь, 1999, № 6, с. 45–47.

 

Тема 9. Отечественная медицина во второй половине ХХ–начале ХХI века. Здравоохранение в Кузбассе (4 часа)

1. Успехи медицины в первые послевоенные годы (1946 – 1950-е гг.).

2. Медицина в 1960-е гг. Реформа медицинского образования.

3. Советское здравоохранение в 1970 – 1980-е гг.

4. Здравоохранение в 1990-е гг. – начале XXI вв.

5. Международное сотрудничество в области здравоохранения.

По первому вопросу:

Ø Отметьте, что для первых послевоенных лет было характерно интенсивное развитие санитарно-эпидемиологической службы.

Ø В медицинскую практику вводились новые лечебные средства: сульфаниламиды, антибиотики, витамины, гормоны, антикоагулянты и др.

Ø Внедрение электрокардиографии, рост числа рентгенаппаратов и увеличение сети лабораторий по всей стране значительно увеличило диагностические возможности клиницистов.

Ø Расширилась специализированная помощь населению. Особенно обратите внимание на противотуберкулезные мероприятия: открытие специализированных больниц, диспансеров, санаториев, дет. садов, вводится обязательная вакцинация детей против туберкулеза).

Ø В практику здравоохранения внедряется система обязательной вакцинации.

Ø Проследите как изменяется средняя продолжительность жизни населения в СССР. В чем причина изменений?

Ø Рассмотрите открытие Кемеровского медицинского института.

По второму вопросу:

Ø Происходит становление и развитие новых отраслей медицины: космической, микрохирургии, трансплантологии.

Ø С 1960-х гг. развернулось строительство крупных многопрофильных и специализированных больничных центров.

Ø Рассмотрите реформу медицинского образования 1967 – 1969 гг. Перечислите основные мероприятия. Какого ее значение?

Ø Оцените уровень медицинской помощи населению.

 

По третьему вопросу:

Ø Открытие новых медицинских вузов и факультетов. Система усовершенствования врачей.

Ø Обратите внимание, что несмотря на первое место в мире в начале 1970-х гг. по количеству врачей на 10 тыс. населения, в стране существовали проблемы с обеспечением средним медицинским персоналом.

Ø В 1980-е гг. осуществлялись государственные целевые программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, лейкозами, болезнями матери и ребенка. Разрабатывались и внедрялись методики реконструктивной и пластической хирургии. Создавались аппараты, выполняющие функции отдельных органов. Переход к диспансеризации всего населения страны.

Ø Вместе с тем, на протяжении всего изучаемого периода финансирование сферы здравоохранения осуществлялось по остаточному принципу. Реальные возможности здравоохранения не удовлетворяли потребностей населения в медицинской помощи.

 

По четвертому вопросу:

Ø Проанализируйте причины глубокого кризиса, в котором оказалось отечественное здравоохранение в 1990-е гг. (уменьшение финансирования, ухудшение материально-технической базы здравоохранения, снижение качества медицинской помощи, ослабление профилактической работы, сокращение научно-медицинских исследований).

Ø Перспективы отечественного здравоохранения (медицинское страхование, установление баланса в процессах централизации и децентрализации, государственного управления и самоуправления, частной и государственной медицинской практики, оздоровление окружающей среды).

По пятому вопросу:

Ø Назовите международные медицинские организации и движения медиков, действующие в Новейшее время (Международный комитет Красного креста, Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная Организация Здравоохранения, Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны»).

Ø Рассмотрите историю их создания и основные направления деятельности.

Ø Перечислите врачей – нобелевских лауреатов XX – XXI вв. Оцените их вклад в развитие медицины и здравоохранения.

Ø Охарактеризуйте основные направления и успехи развития современной медицины. Акцентируйте внимание на развитии: трансплантологии, биоинженеринга, геронтологии, генетики, нейрохирургии,

 

Темы рефератов:

1. Космическая медицина.

2. СПИД – болезнь XX и XXI вв.

3. Медицина на современном этапе. Перспективы развития.

4. Современная демографическая ситуация в РФ. Причины. Последствия.

5. Из истории становления лечебного факультета Кемеровской медицинской академии (1956-1986).

6. Лечебный факультет Кемеровской медицинской академии в 1990-х гг. – начале XXI в.

Литература обязательная:

1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014.

2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008.

3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. – М., 2010.

Литература дополнительная:

1. Глобальные факторы риска для здоровья. Смертность и бремя болезней, обусловленные некоторыми основными факторами риска. – М.: Всемирная организация здравоохранения, 2015.

2. Журавлёва Т., Лисицын Ю. О преподавании истории медицины XX века. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2007, № 3, с. 47 – 48.

3. Здоровье России: Атлас. / Л.А. Бокерия и др.: Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» – М.: НЦССХ, 2005.

4. Здравоохранение Кузбасса. 60 лет истории. – Томск – Кемерово, 2002.

4. Лисицин Ю.П. Медицина XX века: Важнейшие события и достижения. – Медицинская помощь, 1999, № 6, с. 45–47.

5. Самсонов А.П. Об опыте Кемеровской области в решении вопросов долгосрочного планирования подготовки медицинских кадров и их закрепления в сельских учреждениях здравоохранения. – Глав Врач. 2007, № 10, с. 86–92.

6. Стародубов В.И. О реализации приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения в 2006г. – Глав Врач. 2007, № 1, с. 10–29.

7. Чазов Е.И. Здоровье и власть. Воспоминания «кремлевского врача». – М.: Изд-во Новости, 1992.

8. Яровинский М.Я. Мудрость врачевания XXI века. – Медицинская помощь, 2006. № 1. с. 46–50.

 


 

Контрольные вопросы к зачету

1. Раскрыть и сравнить содержание понятий «врачевание » и «медицина ». Привести примеры эмпирического и идеалистического врачевания.

2. Современные представления о происхождении человека. Гоминидная триада. Моноцентризм. Полицентризм.

3. Зарождение религиозно-мистических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия).

4. Общие черты развития врачевания в цивилизациях древнего мира.

5. Исторические особенности врачевания в Древней Месопотамии.

6. Медицина Древнего Египта – ее приоритеты и достижения.

7. Индийская цивилизация – мировоззрение основы врачевания и отличия.

8. Философские основы и направления традиционной китайской медицины.

9. Философские основы древнегреческой медицины. Философско-врачебные школы.

10. Историческое значение деятельности Гиппократа. «Гиппократов сборник».

11. Законодательство в Древнем Риме о санитарных нормах, правилах, требованиях.

12. Медицинское дело и медицинское образование в разные периоды истории Древнего Рима.

13. Философские основы медицины Древнего Рима. Философские воззрения Галена и дуализм его учения.

14. Христианство и развитие больничного дела. Начало системного ухода за больными, помощь немощным и обездоленным.

15. Развитие энциклопедического знания и медицина в Византии.

16. развития медицины в арабских Халифатах: алхимия, больницы, аптеки, медицинские школы.

17. Переводческая и компилятивная деятельность арабов в Средние века.

Библиотеки, «Дома мудрости».

18. Развитие отраслей медицины в средневековой арабской цивилизации. Персоналии.

19. Историческая миссия и значение деятельности Абу Али ибн Сины (Авиценны).

20. Народное врачевание на Руси до и после принятия христианства.

Монастырские лечебницы. Киево-Печерская лавра в истории медицины на Руси.

21.Схоластика как метод образования в средневековой Европе. Влияние схоластики на медицину. Галенизм в средневековой медицине.

22.Светские и католические университеты. Высшее медицинское образование. «Салернский кодекс здоровья».

23. Эпидемии повальных болезней в средние века. Тактика и методы борьбы с ними.

24. Главные черты естествознания эпохи Возрождения. Опытный метод в науке.

25. Видные деятели, их вклад в развитие научной анатомии, теории кровообращения, профессиональной патологии, учения о заразных болезнях.

26. Русская народная и монастырская медицина периода Золотой Орды и борьбы за создание центрального государства.

27. Борьба с эпидемиями «повальных болезней» и первые шаги государственного регулирования медицинского дела. Государева аптека, Аптекарский приказ.

28. Подготовка кадров в лекарских школах. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян»

29. Идеи государственного призрения в «Стоглаве», в период правления династии Романовых в ХVII в. Первые городские приюты для бедных, больных, нищих и пьяных. Развитие сестринского ухода.

30. Содержание и значение великих естественно-научных открытий ХVIII­XIX вв. для развития медицины.

31. Анатомические школы Европы и России. Учебники и атласы, театры и музеи.

32. Становление медицинского дела в России. Петр I, Екатерина II и медицинское дело в ХVIII в.

33. Значение и роль научных открытий в медицинской практике (термометрии, перкуссии, посредственной аускультации и др.).

34. Клиническая медицина в Европе и России.

35. Историческая миссия Н.И. Пирогова в мировой медицине. Направления и достижения.

36. Земская медицина в России, ее историческое предназначение и достижения.

37. Основные направления общественной медицины и организации здравоохранения.

38. Основные приоритеты и достижения отраслей медицины.

39.Значение Международного комитета Красного Креста для интернационализации сестринского ухода и широкого вовлечения в него женщин.

40.Сестры милосердия, их общины в войнах конца XIX - в начале ХХ в.

44. Медицинская наука и здравоохранение в первые годы советской власти (1920-30-е гг.).

45. Медицина и ее организация в годы Великой Отечественной войны.

46. Медицина и здравоохранение в СССР во второй половине ХХ в. – начале XX в.

47. Развитие здравоохранения в Кузбассе.


№ п/п Наименование и краткая характеристика библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, в том числе электронно-библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов (электронных изданий и информационных баз данных)
  ЭБС:
1. Электронная библиотечная система «Консультант студента» Электронная библиотека медицинского вуза: [Электронный ресурс]. – М.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2015. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru – карты индивидуального доступа.
2. Электронная библиотечная система «Национальный цифровой ресурс «Руконт» / ИТС «Контекстум» [Электронный ресурс]. – М.: Консорциум «Контекстум», 2015. – Режим доступа: http://www.rucont.ru через IP-адрес академии.
3. Справочная правовая система КонсультантПлюс [Электронный ресурс] / ООО «Компания ЛАД-ДВА». – М., 2015. – Режим доступа: http://www.consultant.ru через IP-адрес академии.
4. Электронная правовая система для Специалистов в области медицины и здравоохранения «Медицина и здравоохранение» / ИСС «Кодекс» [Электронный ресурс]. – СПб.: Консорциум «Кодекс», 2015. – Режим доступа: сетевой офисный вариант по IP-адресу академии.
5. Консультант врача. Электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] / ООО ГК «ГЭОТАР». – М., 2015. – Режим доступа: http://www.rosmedlib.ru в Научной библиотеке КемГМА – через IP-адрес академии.
6. Электронно-библиотечная система «ЭБС ЮРАЙТ» / ООО «Электронное издательство ЮРАЙТ» [Электронный ресурс]. – Котельники, 2015. – Режим доступа: http://www.biblio-online.ru с любого компьютера академии, подключенного к сети Интернет; – с личного IP-адреса по логину и паролю, зарегистрированного с IP-адреса академии.
  Интернет-ресурсы:
7. Cловари. – Код доступа: http://slovari-online.ru
8. Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ. – Код доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/index.html
9. Сайт кафедры истории и психологии КемГМА: http://www.kemsma.ru/mediawiki/index.php/Кафедра_истории_и_психологии_КемГМА

 

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.