КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационное обеспечение дисциплины
План семинара План семинара 1. Медицина в России в начале XX в. 2. Становление советской медицины. 3. Принципы советской медицины. 4. Медицина в годы Великой Отечественной войны. По первому вопросу: Ø Охарактеризуйте состояние отечественной медицины и уровень медицинской помощи населению в царской России в начале XX в. Ø Покажите увеличение численности врачей и медицинского персонала, рост больничной сети, открытие медицинских учреждений, развитие медицинского образования. Ø Рассмотрите следующие критерии: средняя продолжительность жизни населения, детская смертность и смертность детей до года, причины смертности взрослого и детского населения, наиболее распространенные заболевания. Ø Проанализируйте причины невысокой средней продолжительности жизни населения в России, колоссальную детскую смертность по всем возрастным группам, сложную санитарно-эпидемиологическую обстановку в стране. Ø Сравните показатели перечисленных критериев в России и в Европе. Ø Отметьте, что по всем указанным параметрам Россия отставала от развитых европейских государств. Ø Перечислите основные проблемы, которые требовали немедленного решения в области медицины и здравоохранения в России накануне Первой мировой войны. Ø Подводя итог, подчеркните, что в России в нач. XX в. существовала децентрализованная многоведомственная система медицинского обслуживания населения, что приводило к отсутствию единой политики в данной сфере и разобщенности действий. Ø Изучите деятельность комиссий С. П. Боткина и Г. Е. Рейна. К какому заключению пришли комиссии? Почему заключения комиссий по результатам работы встретили сопротивление среди общественности? По второму вопросу: Ø Кратко охарактеризуйте состояние медицинской помощи и санитарно-эпидемиологическую обстановку в России после Октябрьской революции и в годы Гражданской войны (недостаток медицинских учреждений, аптек, медикаментов, эпидемии, высокая заболеваемость населения, рост смертности и падение рождаемости, необходимость создания единой централизованной системы управления здравоохранением). Ø Отметьте острую нехватку медицинских кадров и проанализируйте их причину. Ø Рассмотрите создание новых органов государственного управления в области здравоохранения и их функции: Медико-санитарные отделы, Врачебные коллегии, Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов. Ø Обратите внимание на оперативность, с которой был принят декрет СНК «Об учреждении народного комиссариата здравоохранения». С чем была связана подобная оперативность? Ø Изучите основные мероприятия наркомздрава в 1918 – 1930-е гг. Ø Оцените вклад в развитие системы здравоохранения в РСФСР первого нарком – Н. А. Семашко.
По третьему вопросу: Ø Ознакомьтесь с основными принципами организации медицинского дела в стране. Раскройте их содержание. Проанализируйте плюсы и минусы. Ø 1. Государственный характер медицины. Ø Это первый подобный опыт в мире, который в последующем будет использован развитыми странами. Ø Однако серьезными недостатками являлись остаточный принцип финансирования здравоохранения, как и всей социальной сферы в стране и классовый подход при оказании медицинских услуг. Ø 2. Профилактическое направление. Ø 3. Участие населения в мерах по охране здоровья. Ø Приведите примеры форм медико-санитарной работы с населением? Ø Почему постепенно медицину вернули в руки профессионалов и отошли от данного принципа? Ø 4. Единство медицинской науки и практики. Ø Рассмотрите деятельность И. П. Павлова в советский период. Ø Акцентируйте внимание на значении деятельности И. П. Павлова для утверждения и развития медицинской науки в СССР. XV Международный физиологический конгресс в Москве. Ø Причитайте и проанализируйте «Письмо к молодежи» И. П. Павлова. Ø Покажите активную работу, проводившуюся в СССР по подготовке квалифицированного медицинского персонала. Открытие новых медицинских факультетов и медицинских институтов. Ø Подводя итог, оцените результаты мероприятий по развитию медицинской помощи и здравоохранения в советском государстве. По четвертому вопросу:
Ø Перечислите основные задачи здравоохранения в годы Великой Отечественной войны. Ø Охарактеризуйте медицинскую помощь раненым и больным воинам (сеть эвакуационных госпиталей, система этапного лечения раненных с последующей эвакуацией, развитие специализированной медицинской помощи в зависимости от ранения, служба крови, противоэпидемиологические мероприятия на фронте). Ø Решение кадрового вопроса для медицинской службы фронта. Ø Рассмотрите деятельность в годы войны Н. Н. Бурденко, Ю. Ю. Джанелидзе, М. С. Вовси, А. Л. Мясникова, Е. И. Смирнова. Ø Обратите внимание на работу в годы Великой Отечественной войны В. Ф. Войно-Ясенецкого. Ø Отметьте вклад В. П. Филатова и А. А. Богомолец в лечение вяло заживающих ран, Н. Н. Бурденко – в лечение травм с нарушением нервной системы, З. В. Ермольевой – в открытии отечественных антибиотиков. Создание в 1944 г. Академии медицинских наук. Ø Акцентируйте внимание на бесценном вкладе в победу медицинских работников. Подчеркните, что за годы Великой Отечественной войны в строй вернулись 72,3 % раненых и 90,6 % больных.
Темы рефератов: 1. Организация медицинской помощи и санитарные мероприятия в годы Первой мировой войны. 2. Заболеваемость, рождаемость и смертность в годы Гражданской войны. 3. Наркомы здравоохранения. 4. Генетика в Советском Союзе. 5. Женщины на войне. 6. Подвиг санитаров. 7. Служба крови в годы Великой Отечественной войны. 8. Медики блокадного Ленинграда. 9. Эксперименты над людьми в фашистских концлагерях.
Вопросы для самопроверки знаний: 1. С какими проблемами столкнулась советская власть в области здравоохранения? 2. С чем была связана необходимость привлечения широких масс к мероприятиям по охране здоровья в советском государстве? 3. Объясните почему в условиях тотальной разрухи народного хозяйства и Гражданской войны советская власть выделяла средства для развития науки? 4. Организация медицинской помощи на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны.
Литература обязательная: 1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014. 2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008. 3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. – М., 2010. Литература дополнительная: 1. Журавлёва Т., Лисицын Ю. О преподавании истории медицины XX века. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2007, № 3, с. 47 – 48. 2. Здоровье России: Атлас. / Л.А. Бокерия и др.: Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» – М.: НЦССХ, 2005. 3. Иванов Н.Г., Георгиевский А.С., Лобастов О.С. Советское здравоохранение и военная медицина в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. – М.: Медицина, 1985. 4. История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-начало XX в.) / под ред. Р. У. Хабриева. – М.: 2014. 5. Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Сб. документов и материалов / Под ред. М. И. Барсукова, Д. Д. Кувшинского. – М.: Медицина, 1977. 6. Здравоохранение Кузбасса. 60 лет истории. – Томск – Кемерово, 2002. 7. Зеленин С.Ф. Деятельность ученых – медиков Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (1941–1945гг.) – Томск, 2002. 8. Леонтьева Н.Т. Политика Советской власти в развитии здравоохранения Кузбасса в 20-30-е годы. – Кемерово: Пласт, 1996. 9. Лисицин Ю.П. Медицина XX века: Важнейшие события и достижения. – Медицинская помощь, 1999, № 6, с. 45–47.
Тема 9. Отечественная медицина во второй половине ХХ–начале ХХI века. Здравоохранение в Кузбассе (4 часа) 1. Успехи медицины в первые послевоенные годы (1946 – 1950-е гг.). 2. Медицина в 1960-е гг. Реформа медицинского образования. 3. Советское здравоохранение в 1970 – 1980-е гг. 4. Здравоохранение в 1990-е гг. – начале XXI вв. 5. Международное сотрудничество в области здравоохранения. По первому вопросу: Ø Отметьте, что для первых послевоенных лет было характерно интенсивное развитие санитарно-эпидемиологической службы. Ø В медицинскую практику вводились новые лечебные средства: сульфаниламиды, антибиотики, витамины, гормоны, антикоагулянты и др. Ø Внедрение электрокардиографии, рост числа рентгенаппаратов и увеличение сети лабораторий по всей стране значительно увеличило диагностические возможности клиницистов. Ø Расширилась специализированная помощь населению. Особенно обратите внимание на противотуберкулезные мероприятия: открытие специализированных больниц, диспансеров, санаториев, дет. садов, вводится обязательная вакцинация детей против туберкулеза). Ø В практику здравоохранения внедряется система обязательной вакцинации. Ø Проследите как изменяется средняя продолжительность жизни населения в СССР. В чем причина изменений? Ø Рассмотрите открытие Кемеровского медицинского института. По второму вопросу: Ø Происходит становление и развитие новых отраслей медицины: космической, микрохирургии, трансплантологии. Ø С 1960-х гг. развернулось строительство крупных многопрофильных и специализированных больничных центров. Ø Рассмотрите реформу медицинского образования 1967 – 1969 гг. Перечислите основные мероприятия. Какого ее значение? Ø Оцените уровень медицинской помощи населению.
По третьему вопросу: Ø Открытие новых медицинских вузов и факультетов. Система усовершенствования врачей. Ø Обратите внимание, что несмотря на первое место в мире в начале 1970-х гг. по количеству врачей на 10 тыс. населения, в стране существовали проблемы с обеспечением средним медицинским персоналом. Ø В 1980-е гг. осуществлялись государственные целевые программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями, злокачественными новообразованиями, лейкозами, болезнями матери и ребенка. Разрабатывались и внедрялись методики реконструктивной и пластической хирургии. Создавались аппараты, выполняющие функции отдельных органов. Переход к диспансеризации всего населения страны. Ø Вместе с тем, на протяжении всего изучаемого периода финансирование сферы здравоохранения осуществлялось по остаточному принципу. Реальные возможности здравоохранения не удовлетворяли потребностей населения в медицинской помощи.
По четвертому вопросу: Ø Проанализируйте причины глубокого кризиса, в котором оказалось отечественное здравоохранение в 1990-е гг. (уменьшение финансирования, ухудшение материально-технической базы здравоохранения, снижение качества медицинской помощи, ослабление профилактической работы, сокращение научно-медицинских исследований). Ø Перспективы отечественного здравоохранения (медицинское страхование, установление баланса в процессах централизации и децентрализации, государственного управления и самоуправления, частной и государственной медицинской практики, оздоровление окружающей среды). По пятому вопросу: Ø Назовите международные медицинские организации и движения медиков, действующие в Новейшее время (Международный комитет Красного креста, Лига обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Всемирная Организация Здравоохранения, Движение «Врачи мира за предотвращение ядерной войны»). Ø Рассмотрите историю их создания и основные направления деятельности. Ø Перечислите врачей – нобелевских лауреатов XX – XXI вв. Оцените их вклад в развитие медицины и здравоохранения. Ø Охарактеризуйте основные направления и успехи развития современной медицины. Акцентируйте внимание на развитии: трансплантологии, биоинженеринга, геронтологии, генетики, нейрохирургии,
Темы рефератов: 1. Космическая медицина. 2. СПИД – болезнь XX и XXI вв. 3. Медицина на современном этапе. Перспективы развития. 4. Современная демографическая ситуация в РФ. Причины. Последствия. 5. Из истории становления лечебного факультета Кемеровской медицинской академии (1956-1986). 6. Лечебный факультет Кемеровской медицинской академии в 1990-х гг. – начале XXI в. Литература обязательная: 1. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. учреждений высш. мед. образования. – 10-е изд., испр. – М., 2014. 2. Сорокина Т. С. История медицины. Учебник для студентов высш. мед. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М., 2008. 3. Мирский М. Б. История медицины и хирургии: учебное пособие. – М., 2010. Литература дополнительная: 1. Глобальные факторы риска для здоровья. Смертность и бремя болезней, обусловленные некоторыми основными факторами риска. – М.: Всемирная организация здравоохранения, 2015. 2. Журавлёва Т., Лисицын Ю. О преподавании истории медицины XX века. – Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2007, № 3, с. 47 – 48. 3. Здоровье России: Атлас. / Л.А. Бокерия и др.: Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации» – М.: НЦССХ, 2005. 4. Здравоохранение Кузбасса. 60 лет истории. – Томск – Кемерово, 2002. 4. Лисицин Ю.П. Медицина XX века: Важнейшие события и достижения. – Медицинская помощь, 1999, № 6, с. 45–47. 5. Самсонов А.П. Об опыте Кемеровской области в решении вопросов долгосрочного планирования подготовки медицинских кадров и их закрепления в сельских учреждениях здравоохранения. – Глав Врач. 2007, № 10, с. 86–92. 6. Стародубов В.И. О реализации приоритетного Национального проекта в сфере здравоохранения в 2006г. – Глав Врач. 2007, № 1, с. 10–29. 7. Чазов Е.И. Здоровье и власть. Воспоминания «кремлевского врача». – М.: Изд-во Новости, 1992. 8. Яровинский М.Я. Мудрость врачевания XXI века. – Медицинская помощь, 2006. № 1. с. 46–50.
Контрольные вопросы к зачету 1. Раскрыть и сравнить содержание понятий «врачевание » и «медицина ». Привести примеры эмпирического и идеалистического врачевания. 2. Современные представления о происхождении человека. Гоминидная триада. Моноцентризм. Полицентризм. 3. Зарождение религиозно-мистических верований (тотемизм, фетишизм, анимизм, магия). 4. Общие черты развития врачевания в цивилизациях древнего мира. 5. Исторические особенности врачевания в Древней Месопотамии. 6. Медицина Древнего Египта – ее приоритеты и достижения. 7. Индийская цивилизация – мировоззрение основы врачевания и отличия. 8. Философские основы и направления традиционной китайской медицины. 9. Философские основы древнегреческой медицины. Философско-врачебные школы. 10. Историческое значение деятельности Гиппократа. «Гиппократов сборник». 11. Законодательство в Древнем Риме о санитарных нормах, правилах, требованиях. 12. Медицинское дело и медицинское образование в разные периоды истории Древнего Рима. 13. Философские основы медицины Древнего Рима. Философские воззрения Галена и дуализм его учения. 14. Христианство и развитие больничного дела. Начало системного ухода за больными, помощь немощным и обездоленным. 15. Развитие энциклопедического знания и медицина в Византии. 16. развития медицины в арабских Халифатах: алхимия, больницы, аптеки, медицинские школы. 17. Переводческая и компилятивная деятельность арабов в Средние века. Библиотеки, «Дома мудрости». 18. Развитие отраслей медицины в средневековой арабской цивилизации. Персоналии. 19. Историческая миссия и значение деятельности Абу Али ибн Сины (Авиценны). 20. Народное врачевание на Руси до и после принятия христианства. Монастырские лечебницы. Киево-Печерская лавра в истории медицины на Руси. 21.Схоластика как метод образования в средневековой Европе. Влияние схоластики на медицину. Галенизм в средневековой медицине. 22.Светские и католические университеты. Высшее медицинское образование. «Салернский кодекс здоровья». 23. Эпидемии повальных болезней в средние века. Тактика и методы борьбы с ними. 24. Главные черты естествознания эпохи Возрождения. Опытный метод в науке. 25. Видные деятели, их вклад в развитие научной анатомии, теории кровообращения, профессиональной патологии, учения о заразных болезнях. 26. Русская народная и монастырская медицина периода Золотой Орды и борьбы за создание центрального государства. 27. Борьба с эпидемиями «повальных болезней» и первые шаги государственного регулирования медицинского дела. Государева аптека, Аптекарский приказ. 28. Подготовка кадров в лекарских школах. Первые доктора медицины из «прирожденных россиян» 29. Идеи государственного призрения в «Стоглаве», в период правления династии Романовых в ХVII в. Первые городские приюты для бедных, больных, нищих и пьяных. Развитие сестринского ухода. 30. Содержание и значение великих естественно-научных открытий ХVIIIXIX вв. для развития медицины. 31. Анатомические школы Европы и России. Учебники и атласы, театры и музеи. 32. Становление медицинского дела в России. Петр I, Екатерина II и медицинское дело в ХVIII в. 33. Значение и роль научных открытий в медицинской практике (термометрии, перкуссии, посредственной аускультации и др.). 34. Клиническая медицина в Европе и России. 35. Историческая миссия Н.И. Пирогова в мировой медицине. Направления и достижения. 36. Земская медицина в России, ее историческое предназначение и достижения. 37. Основные направления общественной медицины и организации здравоохранения. 38. Основные приоритеты и достижения отраслей медицины. 39.Значение Международного комитета Красного Креста для интернационализации сестринского ухода и широкого вовлечения в него женщин. 40.Сестры милосердия, их общины в войнах конца XIX - в начале ХХ в. 44. Медицинская наука и здравоохранение в первые годы советской власти (1920-30-е гг.). 45. Медицина и ее организация в годы Великой Отечественной войны. 46. Медицина и здравоохранение в СССР во второй половине ХХ в. – начале XX в. 47. Развитие здравоохранения в Кузбассе.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |