Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возрастная периодизация




План:

 

I. Представление об индивидуальном развитии человека. Пренатальный онтогенез

II. Физическое развитие

III. Возраст человека, возрастная периодизация

 

Термин онтогенез обозначает весь период индивидуального развития живого существа от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни.

В онтогенезе человека выделяют два относительно самостоятельных этапа: пренатальный и постнатальный. Первый длится в среднем 280 дней и охватывает период от момента зачатия до рождения ребенка, второй начинается с рождения и заканчивается смертью человека. Таким образом, истинное рождение человека происходит в момент зачатия, появление же новорожденного знаменует лишь окончание пренатального этапа развития. С появлением ребенка на свет его развитие продолжается в течение всего постнатального приода, в котором, в свою очередь, можно выделить этапы: ранний, зрелости и заключительный (период старения).

Только что родившийся человек отличается от взрослого рядом качественных особенностей, и не является просто его уменьшенной копией.

Период, в течение которого нормально развивающийся ребенок достигает функционального уровня взрослого, составляет 17—20 лет.

Каждый возраст характеризуется комплексом специфических особенностей, позволяющих человеку реализовать свои социально-биологические потребности и наиболее успешно адаптироваться к условиям жизни.

Неотъемлемыми свойствами живой материи являются рост и развитие.

Под развитием в широком смысле следует понимать процесс количественных и качественных изменений, приводящих к повышению сложности организации живой системы.

Одной из основных особенностей развития ребенка, отличающих его от взрослого, является рост, т.е. процесс, характеризующийся непрерывным увеличением размера и массы органов и организма в целом.

Выделяют три периода ускоренного роста детей, в течение которых размеры тела увеличиваются более интенсивно. Наибольшие значительные качественные изменения происходят от 1 года до 4 лет, от 8 до 10 лет и от 14 до 20 лет. Тем не менее, процессы роста и созревания непрерывно осуществляется в течение первых 20 лет жизни.

Основными закономерностями онтогенеза детей являются неравномерность и непрерывность роста и развития, гетерохронность с опережающим созреванием жизненно важных систем и формирование биологической надежности организма.

Учение о гетерохронности было разработано П. К. Анохиным. Он установил, что созревание разных систем органов происходит неравномерно, они включаются поэтапно, в зависимости от потребности организма и его деятельности, обеспечивая более адекватное приспособление в различные периоды онтогенеза.

К общим закономерностям индивидуального развития относится формирование и повышение надёжности биологических систем. Под надёжностью принято понимать такой уровень регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их оптимальное протекание в нормальных условиях и экстренная мобилизация резервных возможностей при действии экстремальных факторов, что гарантирует приспособление к новым условиям, с последующим быстрым возвратом физиологических процессов к исходному состоянию. Согласно этой концепции, весь путь развития от зачатия до естественного конца требует запаса жизненных возможностей. Эти резервные возможности обеспечивают оптимальное протекание жизненных процессов в изменяющихся условиях внешней среды.

Биологическая надежность организма достигается за счет нескольких механизмов:

· взаимозаменяемости органов и структур (например, у слепых людей существенно возрастает чувствительность органов слуха, обоняния, осязания);

· дублирования многих процессов (выведение из организма продуктов метаболизма осуществляется почками, легкими, кожей, желудочно-кишечным трактом);

· парности ряда органов (легкие, почки, некоторые железы внутренней секреции, в и нижние конечности, слуховой, зрительный анализаторы);

· «холодного резерва» (все органы и системы в нормальных условиях функционируют не на пределе своих возможностей, например, сердце находится в режиме сокращения только 8 ч в сутки, только 5 - 8 % альвеол легких участвует в дыхании).

Развитие ребенка представляет собой сложный процесс и для каждого индивидуума характеризуется рядом особенностей, определяемых различиями генетической программы (генотипа) и всем многообразием условий человеческой жизни.

Наряду с типичным развитием, характерным для большинства представителей данной возрастно-половой группы, нередко встречаются разнообразные отклонения, которые легко свести к двум основным вариантам: акселерация (ускорение) – ускорение и ретардация (замедление) - задержка физического развития и созревания организма детей и подростков.

Термин акселерация (от лат. ассе1егаtio — ускорение) был предложен в 1935 г. немецким учёным Е. Кохом и первоначально обозначал лишь увеличение темпов роста и созревания детей и подростков в ХХ в. по сравнению с концом ХIХ в. Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных морфологических, физиологических и психических явлений. К настоящему времени определены морфологические показатели акселерации. Акселерация охватывает весь организм, отражаясь на размерах тела, росте органов и костей, на созревании половых желез и скелета. У мужчин изменения в процессе акселерации выражены сильнее, чем у женщин. В настоящее время этот термин употребляется в основном в двух значениях: акселерация эпохальная и внутригрупповая. Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. Эпохальный сдвиг (акселерация) затрагивает все этапы человеческой жизни, от рождения до смерти. Например, длина тела взрослых людей также увеличивается, но в меньшей степени, чем у детей и подростков. Так, в возрасте 20-25 лет длина тела мужчины стала больше в среднем на 8 см. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определённых возрастных группах, в среднем, таких детей около 20%. Так, длина тела детей при рождении за последние 100—150 лет увеличилась в среднем на 0,5—1 см, а масса — на 100—300 г. За это время увеличилась и масса плаценты у матери. Отмечается и более раннее выравнивание соотношений обхватов груди и головы (между 2-м и 3-м месяцем жизни). Современные годовалые дети на 5 см длиннее и на 1,5—2 кг тяжелее, чем их сверстники в ХIХ в.

Длина тела детей дошкольного возраста за последние 100 лет увеличилась на 10—12 см, а у школьников — на 10—15 см.

Помимо возрастания длины и массы тела, акселерация характеризуется увеличением размеров отдельных частей тела (сегментов конечностей, толщины кожно-жировых складок и т.д.). Так, увеличение обхвата груди по отношению к возрастанию длины тела было небольшим. Наступление сроков полового созревания современных подростков происходит примерно на два года раньше. Ускорение развития коснулось и двигательных функций. Современные подростки быстрее бегают, дальше прыгают в длину с места, большее число раз подтягиваются на перекладине (турнике).

Явление ретардации развития детей и подростков интересует ученых главным образом в связи с проблемой школьной зрелости. Число ретардированных детей внутри каждой возрастной группы достигает 13-20 %, и это особенно важно учитывать при поступлении детей в школу. Определение степени школьной зрелости поможет своевременно организовать специальные группы для детей с замедленным физическим и психическим развитием, успешное обучение которых возможно только при условии адекватной учебно-воспитательной работы.

Физическое развитие ребенка представляет собой процесс биологического созревания клеток, тканей, органов и всего организма в целом. Внешне оно характеризуется увеличением размеров частей тела ребенка и изменением функциональной деятельности его различных органов и систем. Основными показателями физического развития являются длина, масса тела и окружность грудной клетки. Однако, оценивая физическое развитие ребёнка, руководствуются не только этими соматическими величинами, а используют также результаты физиометрических измерений и соматоскопические данные. Только в совокупности этих показателей можно установить уровень физического развития.

В настоящее время на основании обследования большого числа детей и подростков разработаны оценочные таблицы, содержащие антропометрические показатели физического развития здоровых детей и подростков. Всякое существенное отклонение данных свидетельствует о нарушении физического развития ребёнка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания.

Выделяют несколько групп физического развития по пропорциям тела:

· пропорциональное развитие, когда масса тела и окружность грудной клетки соответствуют росту;

· хорошее развитие - когда масса тела и окружность грудной клетки могут незначительно превышать должные показатели за счет мускулатуры;

· плохое развитие - масса тела и окружность грудной клетки значительно отстают от должных показателей;

· ожирение - масса тела и окружность грудной клетки во много раз превышают должные показатели за счет жироотложения.

Выделяют также несколько групп физического развития по росту:

· низкий - от М[1] - 2 и ниже;

· ниже среднего - от М- 1 до М - 2;

· средний - от М- 1 до М + 1;

· выше среднего - от М + 1 до М + 2;

· высокий - от М + 2 и выше.

Если масса тела соответствует росту, то физическое развитие надо считать гармоничным, если нет - дисгармоничным.

Одним из ведущих признаков здоровья детей и подростков является уровень физического развития ребенка - основной показатель, отображающий совокупность морфологических и физиологических признаков, с которыми связаны показатели физической и половой зрелости, физической силы и гармоничность развития.

На основе морфологических особенностей выделяют четыре основных типа конституции: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный.

Астеноидный тип характеризуется удлинёнными конечностями и тонким костяком. Грудная клетка уплощена, вытянута, частично сужена книзу, эпигастральный угол, образованный соединением последних рёбер с грудиной, острый. Спина, как правило, сутулая, с резко выступающими лопатками, живот впалый или прямой. Мускулатура развита слабо, тонус её вялый. Подкожно-жировой слой крайне незначителен, хорошо видны кости плечевого пояса и ребра.

Торакальный – относительно узко сложенный тип. Грудная клетка цилиндрическая, реже слегка уплощённая. Эпигастральный угол близок к прямому. Спина прямая, иногда с выступающими лопатками. Живот прямой. Мышечный и жировой компоненты развиты умеренно, причём последний может быть и мал. Тонус мышц достаточно высок, хотя масса их может быть и невелика.

Мышечный характеризуется массивным скелетом с чётко выраженными эпифизами, особенно в предплечье и коленном суставе. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового диаметра по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина прямая. Живот прямой, с хорошо развитой мускулатурой. Мышцы у детей с данным типом конституции развиты особенно сильно. Значителен как объём, так и их тонус. Жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.

Дигестивный тип отличается обильным жироотложением. Грудная клетка коническая, короткая и расширенная книзу, эпигастральный угол тупой. Живот выпуклый, округлый, обычно с жировыми складками. Спина прямая или уплощённая. Кости развиты хорошо, скелет крупный, массивный. Мускулатура тоже развита, с хорошим тонусом. Подкожно-жировой слой образует складки на животе, спине, боках. Костный рельеф не просматривается совершенно.

Каждому из типов конституции присущи характерные особенности не только в первично выделенных антропологических показателях, но и в составе тела, метаболизме, структуре и функциях внутренних органов, деятельности нервной, эндокринной и иммунной систем, предрасположенности к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

Возраст – это продолжительность жизни человека от его рождения до какого-либо определённого момента времени.

Индивидуальные различая в процессе роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Существование индивидуальных колебаний процессов роста и развития послужило основанием для введения такого понятия, как календарный и биологический возраст.

Календарный (паспортный) возраста имеет чёткие границы во времени; биологический возраст (возраст развития) определяется по степени созревания организма и его систем, т. е. по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному. В отличие от паспортного возраста, где межвозрастной интервал равен одному году, биологический (или анатомо-физиологический) возраст охватывает ряд лет жизни человека, в течение которых происходят определённые биологические изменения.

Основными критериями биологического возраста считаются:

1) «скелетная зрелость» (порядок и сроки окостенения скелета);

2) «зубная зрелость» (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов);

3) степень развития вторичных половых признаков.

Соответственно этому жизненный цикл человека может быть разделен на периоды или этапы. Между ними нет четких границ, и они в значительной степени условны.

В настоящее время используется несколько видов периодизации. Например, периодизация основанная на комплексе биологических признаков: размеры тела и органов, масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечная сила. В этой схеме учтены также половые особенности мальчиков и девочек и некоторые социальные признаки развития.

В современной науке приняты также следующие периодизации:

 

Психологическая Педагогическая
1. Пренатальный период 1. Младенчество (1 год жизни)
2. Период новорожденности (до 6 недель жизни) 2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет)
3. Грудной период (до 1 года) 3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)
  Младший дошкольный возраст (3—4 года)
  Средний дошкольный возраст (4—5 лет)
  Старший дошкольный возраст (5—6 лет)
4. Ползунковый возраст (1—3 года) 4. Младший школьный возраст (6—10 лет)
5. Дошкольный возраст (3—6 лет) 5. Средний школьный возраст (10—15 лет)
6. Школьный возраст (6—11 лет) 6. Старший школьный возраст (15—18 лет)
7. Пубертатный период (11—15 лет)  
8. Юношеский период (15—20 лет)  

 

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему обозначают как переломный этап индивидуального развития.

Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени подвержена изменениям. Как хронологические рамки биологического возраста, так и его характеристики определяются прежде всего социальными факторами.

Различия представления о критериях возрастной нормы определяют и подходы к периодизации возрастного развития. Одним из наиболее распространенных является подход, в основе которого лежит анализ оценки морфологических признаков (роста, смены зубов, увеличения массы тела и т.п.).

Наиболее полная возрастная периодизация, основанная на морфологических и антропологических признаках, была предложена В. В. Бунаком, по мнению которого изменения размеров тела и связанных с ними структурно-функциональных признаков отражают преобразования метаболизма организма с возрастом. Согласно этой периодизации, в постнатальном онтогенезе выделяются следующие периоды:

· младенческий, охватывающий первый год жизни ребенка и включающий начальный (1-З, 4-6 мес),

· средний (7-9 мес)

· конечный (10-12 мес)

циклы:

· первого детства (начальный цикл -4 года, конечный - 5-7 лет);

· второго детства (начальный цикл: - 10 лет - мальчики, 8-9 лет - девочки; конечный: 11-1З лет - мальчики, 10-12 лет –девочки);

· подростков (14-17 лет - мальчики, 13-16 лет - девочки);

· юношеский (18-21 год - мальчики, 17-20 лет - девочки); с 21—22 лет начинается взрослый период.

Эта периодизация близка к принятой в педиатрической практике; наряду с морфологическими факторами она учитывает и социальные. Младенческому возрасту, согласно этой периодизации, соответствует младший ясельный или грудной возраст; период первого детства объединяет старший ясельный или преддошкольный возраст и дошкольный; период второго детства соответствует младшему школьному возрасту и подростковый возраст — старшему дошкольному. Однако и эту классификацию возрастных периодов, отражающую существующую систему воспитания и обучения, нельзя считать приемлемой, поскольку, как известно, вопрос о начале систематического обучения до сих пор не решен; граница между дошкольным и школьным возрастами требует уточнения, достаточно аморфны и понятия младшего и старшего школьного возраста.

При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, учитывающая анатомические, физиологические, социальные факторы, была принята на VII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965). В ней выделяется двенадцать возрастных периодов (табл. 1).

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 75; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.