Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности высшей нервной деятельности человека




План:

I. Понятие высшей нервной деятельности

II. Типы высшей нервной деятельности

III. Нарушения высшей нервной деятельности

IV. Развитие высшей нервной деятельности в онтогенезе

 

Основу высшей нервной деятельности человека и животных составляют условные рефлексы.

Общими для человека и животных являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющие первую сигнальную систему. Под первой сигнальной системой следует понимать функцию мозга, обусловливающую превращение непосредственных раздражителей в различные виды деятельности. Это система конкретных, чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.

Однако высшая нервная деятельность человека имеет свои качественныеотличительныеособенности. У человека в связи с коллективной трудовой деятельностью возникла и развивалась речь, которая внесла качественно новое в функционирование полушарий головного мозга. Это вторая сигнальная система мозга человека, которая имеет дело со словесными символами («сигналами сигналов»). Это система отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. Понятия представляют собой отвлечение от действительности и обеспечивают обобщение, что и составляет основу абстрактного мышления, свойственного только человеку.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми она не развивается.

Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга, они действуют в неразрывной связи и единстве.

Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью (ВНД). Условно-рефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы, которые обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называется типом высшей нервной деятельности.

Представление о типологических особенностях нервной системы человека и животных является одним из определяющих в учении И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.

В основу деления на типы положены три основных показателя:

· сила процессов возбуждения и торможения;

· уравновешенность этих процессов;

· подвижность процессов возбуждения и торможения.

 

На основании этих признаков выделяют четыре типа ВНД:

1. Сильный неуравновешенный (безудержный) тип, характеризуется сильными нервными процессами и преобладанием возбуждения над торможением (их неуравновешенностью).

2. Сильный уравновешенный подвижный (лабильный) тип, отличается высокой подвижностью нервных процессов, их силой и уравновешенностью.

3. Сильный уравновешенный инертный тип имеет при значительной силе нервных процессов их низкую подвижность.

4. Слабый тип, характеризуется низкой работоспособностью корковых клеток и, следовательно, слабостью нервных процессов.

На основе наблюдений за поведением людей были выделены 4 типа человеческого темперамента (Гиппократ, IV в. до нашей эры), которые соответствуют типам ВНД. Так, сильный уравновешенный подвижный тип соответствует сангвиническому темпераменту, сильный уравновешенный инертный флегматическому, сильный неуравновешенный - холерическому и слабый - меланхолическому.

В связи с наличием у человека второй сигнальной системы и мыслительной творческой деятельности И. П. Павлов предложил выделить следующие типы ВНД на основе двух сигнальных систем:

1. Художественный тип, для которого характерно образное мышление; в общем поведении человека преобладают стимулы первой сигнальной системы, вызывающие в мозге их яркие образы. Познавательные процессы и творческая деятельность у людей такого типа преимущественно ориентированы на яркие художественные образы.

2 Мыслительный тип, при котором процессы познания, мышление преимущественно базируются на абстрактных понятиях. Определяющими в индивидуальном поведении становятся «сигналы сигналов» — стимулы второй сигнальной системы (словесное мышление). Люди такого типа обладают способностью к тонкому анализу и синтезу раздражителей окружающего мира.

З. Средний тип с уравновешиванием обеих сигнальных систем. Людей такого типа большинство, для них в равной степени свойственны как умозрительные заключения, так и образные впечатления.

Изучение свойств нервной системы ребенка позволило создать классификацию типов ВНД детей, учитывающую особенности их нервной деятельности (силу, уравновешенность, подвижность нервных процессов, взаимоотношения коры и подкорковых образований, соотношение между сигнальными системами).

Первый тип характеризуется достаточной силой нервных процессов, нормальной возбудимостью, идеальным балансом между возбуждением и торможением и способностью к их быстрым взаимопереходам. Соответственно этот тип назван сильным, оптимально возбудимым, уравновешенным, быстрым (подвижным). Дети с таким типом ВНД отличаются быстрым образованием условных рефлексов, их легким угасанием при неподкреплении. Они без труда переключаются с одного занятия на другое и выполняют их с равным удовольствием, способны к тонким дифференцировкам, легко обучаются музыке, иностранному языку. Такие дети, как правило, с хорошим поведением, легко воспитуемы. Речевые рефлексы у них развиваются быстро, словарный запас богатый, речь сопровождается жестикуляцией.

Второй тип — сильный, оптимально возбудимый, уравновешенный, медленный. У таких детей легко образуются прочные условные рефлексы, которые могут быстро угасать и снова образовываться. Беспрепятственно вырабатываются все виды внутреннего торможения. Дети дисциплинированны, с отличным поведением, они хорошо овладевают всевозможными навыками. Речь правильная, с достаточно большим словарным запасом; жестикуляция при разговоре отсутствует. Для этих детей характерно активное отношение к трудностям: с большим подъемом они берутся за выполнение сложных поручений и доводят их до конца. От предыдущего типа их отличает некоторая медлительность и увеличение времени рефлекса.

Третий тип именуется сильным, повышенно возбудимым, неуравновешенным (безудержным). У детей деятельность подкорки преобладает над деятельностью коры больших полушарий, отсюда и неумение управлять своими эмоциями, вспыльчивость. Короткие взрывы необоснованных возбуждений сопровождаются у них двигательным эффектом. Условные рефлексы образуются сравнительно медленно. Отрицательные условные рефлексы из-за недостаточной силы тормозных процессов формируются с трудом и неустойчивы. Учатся такие дети неровно, часто удовлетворительно. Словарный запас у них богат, но речь неровная, быстрая, с колеблющимися интонациями. Начало фразы, как правило, бывает бойким, но постепенно накал снижается и речь заканчивается тихо.

Четвёртый тип - слабый, понижено возбудимый. Он характеризуется слабостью возбудительных процессов в коре и в подкорковой области. У таких детей деятельность первой и второй сигнальных систем протекает на более низком уровне, чем у детей с другими типами ВНД. Условные рефлексы образуются медленно, они неустойчивы и легко поддаются внешнему торможению. Дети не переносят длительного действия раздражителей, быстро утомляются и впадают в застойное запредельное торможение. Речь тихая, медленная, словарный запас небольшой. Незначительные перегрузки нередко приводят к развитию утомления. Запредельное торможение развивается обычно в конце учебной недели, в конце четверти или учебного года.

Типы ВНД в целом определяются врожденными свойствами, но в процессе развития наследственные особенности нервной системы существенно преобразуются под влиянием окружающей среды, что связано с пластичностью нервной системы. Свойства нервных процессов могут изменяться при сответствующей тренировке.

Изучение типологических особенностей ВНД необходимо с целью осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании детей.

Независимо от типа ВНД возможно развитие нарушений в ее работе. Стойкие функциональные расстройства условно-рефлекторной деятельности получи ли название неврозов(невротических срывов). Основными условиями их возникновения является перенапряжение силы или подвижности нервных процессов. Перенапряжение силы возбуждения может возникнуть при действии чрезмерно сильных раздражителей, превышающих предел работоспособности корковых нейронов. Перенапряжение силы торможения может иметь место при выработке сложных и тонких дифференцировок, при длительном применении тормозных сигналов, при чрезмерной отсрочке подкрепления. Перенапряжение подвижности нервных процессов может произойти при быстром переходе от тормозного к положительному условному раздражителю и при переделке (ломке) прочного динамичного стереотипа.

Невротические срывы могут иметь разные формы проявления. В школьной практике наиболее часто встречаются неврастения, неврозы навязчивых состояний и истерия. К группе неврозов относят также психастению.

Неврастения (астенический невроз) - общая нервная слабость; в результате длительного воздействия травмирующих факторов. К ее развитию может привести перенапряжение тормозного или возбудительного процессов в коре головного мозга, а также значительные физические, умственные нагрузки и т. д. При неврастении в невротический процесс примерно в одинаковой степени вовлечены обе сигнальные системы.

Больной быстро утомляется, постоянно жалуется на беспричинные страхи, общую вялость, становится раздражительным; ему свойственна излишняя суетливость и неловкость движений. Наблюдаются расстройство сна, потеря аппетита, низкая работоспособность, беспокоят потливость, частое сердцебиение, головные боли. Больной осознает необоснованность своих тревог, но не может от них избавиться.

Неврозы навязчивых состояний чаще возникают у людей с преобладанием второй сигнальной системы и тенденцией к обдумыванию происходящих событий. Они характеризуются навязчивыми мыслями, страхами или влечениями. Различают отвлеченные (абстрактные) навязчивости - бесплодное мудрствование («умственная жвачка»), навязчивое воспроизведение в памяти мелодии, слов, цифр и т. д.; афферентные навязчивости, сопровождающиеся эмоциональными чувствами, - различные страхи (фобии), навязчивые воспоминания, влечения и желания. Двигательные виды навязчивости проявляются в виде тиков, шмыганья носом и других ненужных действий. Причина этих неврозов чаще всего связана с переутомлением, болезнями и особенностями высшей нервной деятельности.

Неврозы навязчивых состояний могут сопровождаться различными астеническими симптомами: потерей аппетита, расстройством сна, раздражительностью и т. д.

Одной из форм данного нарушения является нервная анорексия, связанная с идеей похудания. Наиболее характерно это заболевание для девочек-подростков, страдающих повышенной самооценкой.

Истерия развивается у людей с психопатическими чертами характера при болезненном преобладании первой сигнальной системы над второй. К истерии склонны люди с повышенной внушаемостью, эгоцентристы. Истерические проявления очень разнообразны, но сознание всегда сохранено. У истериков резко повышена чувствительность к внешним раздражителям, возможны двигательные нарушения и изменения чувствительности (мнимые боли, паралич, речевые нарушения и др.). Этот невроз характеризуется чрезвычайной лабильностью настроения.

Психастения характеризуется выраженным преобладанием второй сигнальной системы над первой. Больные отличаются бедностью эмоций, влечений и инстинктов, склонностью к бессмысленному мудрствованию. Их замыслы бесплодны, оторваны от реальной действительности. Этот вид невроза характерен для взрослых людей и детей юношеского и подросткового возраста.

Неврозы могут развиваться с 5 лет, а до этого (от 2 до 3,5 лет) существуют реакции страха. Со временем невротические симптомы становятся более стойкими. Пубертатный период является кризисным, и вся учебно-воспитательная работа должна проводиться особенно осторожно, так как неадекватное отношение к детям в этот период может провоцировать развитие у них невротических нарушений.

Для устранения неврозов и восстановления работоспособности клеток коры головного мозга используются следующие приемы:

· устранение факторов, вызывающих невроз, и предоставление отдыха больному;

· постепенная тренировка основных свойств нервных процессов, которая со временем может ликвидировать возникшие нарушения;

· применение специальных психофармакологических препаратов, воздействующих на основные нервные процессы и эмоциональный фон.

В процессе учебно-воспитательной работы педагогу необходимо учитывать типологические особенности учащихся и применять индивидуальный подход к каждому из них. Это в наибольшей степени позволит устранить факторы, вызывающие нервное перенапряжение, и избежать развития невротических расстройств у детей.

Рефлекторные дуги безусловных рефлексов начинают формироваться на третьем месяце пренатального развития. Формирование большинства врождённых безусловных рефлексов, которые обеспечивают нормальное функционирование вегетативной сферы, завершается к моменту рождения ребёнка.

На первые-вторые сутки после рождения возникают простые пищевые условные реакции.

Слуховые, зрительные и тактильные рефлексы образуются со второго месяца, а дифференцировочные – к пятому месяцу развития.

В конце первого года начинается развитие второй сигнальной системы, которое протекает в совместной деятельности двух сигнальных систем. Первоначально условные рефлексы ребенка осуществляются на уровне первой сигнальной системы, т. е. непосредственный раздражитель вызывает конкретные вегетативные и соматические реакции.

Во второй половине года ребенок начинает реагировать на словесные раздражители непосредственными вегетативными и соматическими реакциями.

Формирование речи следует условно-рефлекторным законам. Большую роль при этом играет подражание, или подражательный рефлекс.

Окончательное морфофункциональное созревание физиологических систем приходится на 15-18 лет. В это время корковые процессы начинают управлять деятельностью организма, роль второй сигнальной системы возрастает и она становится ведущей на протяжении дальнейшей жизни.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 93; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.