Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели здоровья




Диагностика здоровья и развития детей и подростков.

План:

I. Характеристика индивидуального развития человека

II. Физическое развитие детей и подростков

III. Комплексная оценка состояния здоровья

 

Для характеристики индивидуального развития человека кроме паспортного или календарного возраста в последнее время часто используют такие понятия, как биологический, психический, социальный возраст.

Паспортный возраст — это число прожитых человеком лет от рождения.

Биологический возраст — это уровень достигнутого развития морфофункциональных структур организма.

Психический возраст — это уровень развития психики и, прежде всего, высших познавательных процессов.

Социальный возраст характеризует процесс становления личности.

Каждая из качественных составляющих возраста человека изучается в рамках соответствующих наук (медицина, антропология, психология, социология и т.д.).

Дети одного паспортного возраста различаются по уровню морфофункционального развития. По степени биологического созревания они объединяются в три группы в зависимости от того, отстаёт ли их биологический возраст от паспортного; соответствует ему или опережает его. Биологический возраст детей и подростков определяют по комплексу морфологических критериев: длина и масса тела, погодовые прибавки длины и массы тела, число молочных и постоянных зубов, порядок их прорезывания («зубной возраст»), степень развития вторичных половых признаков. По медицинским показаниям можно использовать изучение степени дифференцировки скелета («костный возраст»), который точнее, чем другие показатели, характеризует биологическое созревание организма.

В разном возрасте информативность критериев неодинакова, что связано с особенностями формирования отдельных органов. Биологическое созревание мальчиков с паспортным возрастом 6-10 лет, а девочек 6-9 лет оценивают по длине и массе тела, смене молочных зубов на постоянные.

С 10-11 лет у мальчиков и с 9-10 лет у девочек важным критерием морфологического созревания становится половое развитие, которое определяется по степени выраженности вторичных половых признаков. Развитие вторичных половых признаков происходит в определенной последовательности.

У мальчиков половое созревание начинается с изменения тембра голоса, далее следует увеличение щитовидного хряща гортани,оволосение подмышечных впадин и оволосение лица.

У девочек половое созревание начинается с развития молочных желез, позднее наступает оволосение подмышечных впадин.

Уровень оссификации скелета («костный возраст») является информативным критерием биологической зрелости на всех этапах онтогенеза. Для его определения часто используют рентгенологические исследования кисти руки и запястья. Появление ядер окостенения приурочено к определённому паспортному возрасту детей. Это позволяет достаточно точно определить биологический возраст ребенка. Костный возраст детей 6-7 лет может соответствовать 4-8 годам паспортного возраста и отражает скорость возрастного созревания детей.

В последнее времянаблюдается смещение сроков полового созревания – секулярный тренд.

Секулярный тренд состоит из двух циклов: акселерации и децеляции. Причины секулярного тренда сложны и многообразны. Учёными мира описаны более 50 гипотез акселерации, наиболее признанными причинами которой называются: питание, инсоляция, урбанизация, а также генетические эффекты. Миграция, распространившаяся в посленднее время, способствовала увеличению числа браков людей, проживавших на удалённых территориях, - гетеролокальные браки, а также учащению браков между людьми разных национальностей – гетерозис. Однако эти гипотезы объясняют лишь отдельные проявления акселерации. Вероятно, глобальной причиной секулярного тренда является совокупность многочисленных изменений в социальной и природной сфере обитания людей на планете Земля.

В связи с секулярным трендом возникают следующие социально - гигиенические проблемы:

· смещение возможной репродуктивной функции на более ранний возраст, а отсюда рост числа юных матерей и рождение нежеланных детей вне брака в 14-16 лет, что является фактором риска нарушения состояния здоровья матерей, и их новорождённых детей.

· пересмотр размеров мебели (прежде всего учебной), одежды, обуви и других предметов обихода в связи с изменением длины, массы тела и других показателей;

· изменение брачного возраста и возраста призыва на военную службу.

Показатели физического развития различаются у детей одной национальности, проживающих в городе и в селе (территориальные особенности).

Выраженные различия наблюдаются у детей разных национальностей (этнические особенности). Еще более выражены различия у людей, проживающих на разных континентах.

Причинами этих различий являются климат, питание, образ жизни в целом, генетически закрепленные особенности, целесообразные для жизни в конкретных природно-климатических условиях.

Жизнь во всех ее проявлениях (рождение, здоровье, болезнь, смерть) — сложное биосоциальное явление. Во всех странах мира ведётся многолетний мониторинг (диагностика) рождаемости, смертности и численности населения на основе демографических показателей, характеризующих воспроизводство населения и эколого-гигиеническое благополучие страны. Мониторинг показателей здоровья растущего организма является важной частью глобального мониторинга; динамика показателей здоровья детей и подростков необходима для разработки и реализации профилактических и лечебных мероприятий. Цель мониторинга — управление здоровьем населения: рождение здоровых детей, снижение заболеваемости и смертности, продление активного долголетия человека.

К показателям здоровья детей и подростков относятся:

· физическое развитие;

· заболеваемость;

· группы здоровья при комплексной оценке состояния здоровья.

Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и развития. Показатели физического развития детей и подростков отражают уровень благосостояния народа. Физическое развитие является объективным критерием состояния здоровья детей и подростков, включая запас физических сил, выносливость и дееспособность организма.

Унифицированной методикой исследования физического раз вития является антропометрия. Антропометрия позволяет изучить три группы показателей физического развития:

1) соматические (длина тела стоя и сидя, масса тела, окружности грудной клетки, головы, талии и других частей тела);

2) физиометрические: экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких, динамометрия рук, становая сила, артериальное давление, частота сердечных сокращений;

3) соматоскопические (состояние костно-мышечной системы, жироотложение, развитие постоянных зубов, тип телосложения, степень созревания).

Оценку антропометрических показателей осуществляют по соответствующим стандартам разного типа. В настоящее время практически во всех развитых странах мира для индивидуальной и коллективной оценки физического развития используется центильный метод, который основывается на создании легко читаемого и удобного для практического использования набора оценочных таблиц (табл. 1) и ростовых кривых. Центильные оценки объективно отражают распределение результатов измерений среди детей конкретной возрастно-половой группы. Чаще всего применяют центильные стандарты двух видов: одномерные центильные шкалы (оценка распределения признаков относительно пола и возраста) и графики (номограммы, показывающие распределение массы тела относительно длины тела).

 

Таблица 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 133; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.