КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 1. Логика словесного диалога и полемики
Занятие 1. Логика и научное познание. Логика текста Самостоятельная работа № 3 Из простых категорических суждений, сформулированных в самостоятельной работе № 2 сформулируйте все рассмотренные нами виды умозаключений с учетом их корректности: а) непосредственные умозаключения (по логическому квадрату, превращение, обращение, противопоставление); б) простой категорический силлогизм (правильный и неправильный) с указанием структуры, модуса, фигуры и распределенности терминов; в) энтимемы (три типа: с пропущенной большей посылкой, с пропущенной меньшей посылкой, с пропущенным заключением); г) индуктивные (полная, неполная индукции) и по аналогии (состоятельная и несостоятельная). РАЗДЕЛ III ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБОСНОВАНИЯ ЗНАНИЙ Темы 1, 2. Логика и научное знание. Логика текста.
1. Установление отношений обусловливания. Недостаточное основание, «ложный след», «после этого, значит, по причине этого», смешение причины и следствия [5, 8]. 2. Доказательство и опровержения. Виды доказательств и опровержений. Правила доказательства. Ошибки в доказательствах [5, 7, 8]. 3. Логическая структура текста. Освоение и понимание текста. Работа над созданием научного текста. Художественный текст [6]. 1. Структура диалога. Вопрос-ответный комплекс, мотивы и цели диалога, критерии отбора точек зрения [2]. 2. Аргументация: процесс аргументации и его структура. Способы обоснования и убеждение. Требования к ведению диалога [1, 5]. 3. Полемика: предмет и значение. Виды и формы полемики. Уловки в споре. Кодекс полемиста [3, 4, 7].
Дополнительная литература к темам 1, 2 1. Алексеев Н.С., Макарова З.В. Ораторское искусство в суде. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 2. Белнап Н.Л. Логика вопросов и ответов. – М.: Наука, 1981. 3. Павлова Л.Г. Спор. Дискуссия. Полемика. – М.: Просвещение, 1991. 4. Поварнин С. Спор. О теории и практике спора // Вопросы философии. – 1990. – № 3. 5. Рузавин Г.И. Логика и аргументация. – М.: Наука, 1997. 6. Свинцов В.И. Смысловой анализ и обработка текста. – М.: Высшая школа, 1979. 7. Сопер Э. Основы искусства речи. – М.: Прогресс-Академия, 1992. 8. Шалютин Б.О. Человек лгущий // Человек. – 1996. – № 5.
Практические задания В самостоятельно подобранных фрагментах текстов, устных выступлений в СМИ, частных бесед определите следующее. 1. Найдите тезис, аргументы и элементы демонстрации в тексте; какова истинностная оценка тезиса, полученная в результате этих доказательств? Образец. «Движение не существует, так как не может даже начаться, ведь прежде чем пройти какой-то путь, тело должно пройти половину пути, а прежде чем оно пройдет половину пути, оно должно пройти половину пути и так далее до бесконечности: прежде, чем пройти какой-либо самый малый отрезок, тело должно пройти его половину». Здесь обосновывается тезис «движение не существует». Аргумент – утверждение «прежде, чем пройти какой-либо самый малый отрезок, тело должно пройти его половину». Демонстрация – переход от аргумента к утверждению «движение не может даже начаться», а от него – к тезису. Доказательство неубедительно, поскольку сомнителен аргумент. 2. Определите вид доказательства, найдите тезис, а если доказательство косвенное, то также – опосредующие суждения и тип косвенного доказательства, запишите схему доказательства. Образец. «Земля неподвижна, ибо если бы она двигалась, то камень, брошенный с высокой башни, упал бы не к подножию ее, а на столько метров сзади башни, сколько прошла движущаяся Земля за время падения камня. Мы же наблюдаем, что камень падает к подножию башни». Тезис: «Земля неподвижна». Антитезис: «Земля движется». Следствие из антитезиса: «Камень, брошенный с высокой башни, падает не сзади, а к ее подножию». Доказательство косвенное, от противного, аргумент прямо противоречит следствию антитезиса. 3. Проанализируйте некорректные на Ваш взгляд доказательства и найдите в них ошибки. Образец. «Очевидно, что тяжелые предметы по природе своей стремятся к центру мира, а легкие удаляются от него. Опыт же показывает нам, что тяжелые предметы стремятся к центру Земли, а легкие удаляются от него. Следовательно, центр мира совпадает с центром Земли». Для доказательства тезиса «центр мира совпадает с центром Земли» приведено два аргумента, первый из которых сам требует обоснования. Таким образом, в доказательстве содержится ошибка – предвосхищение обоснования. 4. Из умозаключений самостоятельной работы № 3 постройте доказательства всех изученных нами видов, в том числе и ошибочное. Укажите схемы доказательств, их виды, объясните ошибочность.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |