Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рейтинг как инструмент взаимодействия с обществом




Тема рейтингов в России достаточно новая и совсем недавно стала обсуждается в контексте социальной отчетности в аспекте использования рейтинга как ин­струмента взаимодействия с обществом, средства коммуникации. Рейтингование - мощное средство превращения «размытого» общественного мнения в ре­альную экономическую силу, задающую вектор совершенствования технологий и управления.

Как и социальная отчетность, социальные рейтинги основаны на принципе учета влияния компании на социальную и экологическую ситуацию. Отличают­ся они набором показателей социальной ответственности, методикой сбора информации и оценки показателей. Наиболее часто учитываются следующие социальные показатели: отношение к сотрудникам предприятия - обеспече­ние безопасности сотрудников на рабочем месте, обеспечение финансовых и социальных гарантий (справедливая заработная плата и т.п.), неиспользование детского труда; отношения с местным сообществом - полная уплата налогов, благотворительный вклад компании в развитие местного сообщества, соци­альные инвестиции в развитие местного сообщества, участие сотрудников компании в работе на благо местного сообщества (пожертвования, доброволь­чество, экспертиза). Также учитывается соблюдение бизнес-этики и показате­ли социальной ценности продукции - вклад продукции в рост благосостояния местного населения, влияние на здоровье человека, обеспечение равного доступа к необходимым ресурсам жизнедеятельности (вода, пища, жилье, здра­воохранение).

Рейтинги социальной ответственности (или социальные рейтинги) свиде­тельствуют об уровне социальной ответственности компании в рамках приня­той оценочной шкалы.

Нефондовые индексы используются для сравнительного позиционирова­ния. Например, индекс корпоративной ответственности (CorporatePhilanthropyIndex- CPI) присвоен более чем 350 компаниям США и Канады.

Метод основывается на оценке деятельности компании различными группа­ми заинтересованных сторон. Максимальная величина индекса корпоративной ответственности равна 5.0; среднее значение для США и Канады на сегодняш­ний день - 3,8. Если компании присвоен CPI,равный 4,0 и выше, это является свидетельством ее высокой социальной ответственности. Индексы отдельных компаний остаются конфиденциальными (если компания не заинтересована в обратном).

Компания может определить свое место в ряду других и использовать его для укрепления своего имиджа. Например, фирма N, получившая индекс 3,9, мо­жет заявить общественности, что является более социально ответственной, чем большинство американских корпораций (среднее значение для США и Канады - 3,8). Кроме того, компании предоставляют данные по каждо­му из вопросов исследования, которые выражают отношение групп заинтересованных сторон к ее социальной политике.

Например, данный индекс учитывает преданность сотрудников компании, и с помощью специальной методики можно выявить, насколько социальная дея­тельность компании влияет на развитие персонала. Определение этого индекса с интервалом в два-три года поможет руководству компании понять, какое воз­действие оказывает проводимая социальная политика на основную деятель­ность компании, способствует ли она повышению качества персонала, растут ли производственные показатели. Некоторые эксперты считают этот метод оценки нерепрезентативным, субъективным, но он позволяет проводить оценку и изме­нять направление социальной деятельности компании для роста показателей основной деятельности.

Еще одним примером нефондового индекса является социальный индекс, разработанный Министерством социальной политики Дании в 2000 году (SocialIndex- SI). Индекс позволяет измерить степень социальной ответственности компании, в которой приоритетное внимание уделяется кадровой политике, со­циальным программам и преодолению различных форм дискриминации на ра­бочем месте. Индекс SIпозволяет показать степень ответственности компании по отношению к сотрудникам и «внешним» группам заинтересованных сторон. Он рассчитывается на основании опроса сотрудников компании по стандартизи­рованному вопроснику (результат - численное значение от 0 до 1 00). Результаты верифицируются «внешним» инспектором, и компании, у которых значение ин­декса превышает 60, получают право размещать специальный знак социально ответственной компании на упаковке своих товаров, в годовом отчете и т.д.

Назначение социальных фондовых индексов - обеспечить принятие реше­ний в рамках социально ответственного инвестирования, то есть инвестирова­ния, при котором учитываются не только финансовые, но и этические, экологи­ческие и социальные аспекты деятельности компаний. В ряде стран существу­ют законодательные требования для пенсионных фондов раскрывать информа­цию о том, как они учитывают социальные и экологические факторы при инве­стировании.

По данным Форума социального инвестирования (SocialInvestmentForum), в США в 2003 году каждый девятый доллар, находящийся в профессиональном финансовом управлении, инвестировался с учетом показателей социальной от­ветственности компаний. В целом же на долю социально ответственного инвес­тирования приходится 1 1.3% всех инвестиций. Этот вид инвестирования отли­чается высокими темпами развития и в США, и в Европе. С 1 995 по 2003 год в США инвестиции, направляемые в социальные фонды, росли на 40% быстрее, чем инвестиции в традиционные фонды.

При социально ответственном инвестировании отбираются ценные бумаги только тех компаний, которые соответствуют заданным социальным или эколо­гическим критериям. Это трудоемкий процесс, поэтому большинство «этичес­ких» инвесторов вкладывает средства через социально ответственные взаим­ные фонды (Calvert, Domini, Parnassusи др.). Инвестиционные фонды использу­ют специальные индексы для мониторинга и оценки динамики рынка социаль­но ответственных инвестиций, формирования инвестиционных портфелей из акций компаний, которые предварительно оцениваются и включаются в инвес­тиционную выборку индекса.

Один из самых известных фондовых индексов социальной ответственности - индекс устойчивости Доу Джонса (DowJonesSustainabilityIndex). Методика от­бора компаний для инвестиционной выборки является типовой, отличаются индексы набором используемых критериев отбора (фильтров). На практике ис­пользуется около 20 основных фильтров по разным направлениям, например, по сфере деятельности компании - производство табака, алкоголя, оружия, азартные игры; по сферам социальной ответственности - экология, права чело­века, проведение политики равных прав и возможностей при найме и увольне­нии, осуществление программ социального инвестирования для местных сооб­ществ и т.д.

Сегодня все большее распространение приобретает позитивный отбор: ве­дется целевой поиск компаний, лучших по экологическим или любым другим критериям, важным для инвестора. Среди них соблюдение прав человека, про­ведение политики равных прав и возможностей при найме и увольнении, осу­ществление программ социального инвестирования на территории местных со­обществ и т.д. Положительное решение об инвестировании принимается в пер­вую очередь для тех компаний, которые имеют наилучшие показатели по дан­ным направлениям.

В России, к сожалению, пока еще нет национального индекса, и до сих пор ведется спор в экспертных кругах, должен ли он основываться на зарубежных образцах, адаптированных для российских условий, или специально разраба­тываться для России. Но уже есть пример компании «БАТ Россия», первой ком­пании, которая внедрила социальную отчетность в свою деятельность и других компаний. И это да­ет ей очень сильные конкурентные преимущества, повышая ее социальный рей­тинг, потому что ставит ее первой в ряду тех, кто стал вести бизнес в России в со­ответствии с мировыми.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.