КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Рейтинг как инструмент взаимодействия с обществом
Тема рейтингов в России достаточно новая и совсем недавно стала обсуждается в контексте социальной отчетности в аспекте использования рейтинга как инструмента взаимодействия с обществом, средства коммуникации. Рейтингование - мощное средство превращения «размытого» общественного мнения в реальную экономическую силу, задающую вектор совершенствования технологий и управления. Как и социальная отчетность, социальные рейтинги основаны на принципе учета влияния компании на социальную и экологическую ситуацию. Отличаются они набором показателей социальной ответственности, методикой сбора информации и оценки показателей. Наиболее часто учитываются следующие социальные показатели: отношение к сотрудникам предприятия - обеспечение безопасности сотрудников на рабочем месте, обеспечение финансовых и социальных гарантий (справедливая заработная плата и т.п.), неиспользование детского труда; отношения с местным сообществом - полная уплата налогов, благотворительный вклад компании в развитие местного сообщества, социальные инвестиции в развитие местного сообщества, участие сотрудников компании в работе на благо местного сообщества (пожертвования, добровольчество, экспертиза). Также учитывается соблюдение бизнес-этики и показатели социальной ценности продукции - вклад продукции в рост благосостояния местного населения, влияние на здоровье человека, обеспечение равного доступа к необходимым ресурсам жизнедеятельности (вода, пища, жилье, здравоохранение). Рейтинги социальной ответственности (или социальные рейтинги) свидетельствуют об уровне социальной ответственности компании в рамках принятой оценочной шкалы.
Нефондовые индексы используются для сравнительного позиционирования. Например, индекс корпоративной ответственности (CorporatePhilanthropyIndex- CPI) присвоен более чем 350 компаниям США и Канады. Метод основывается на оценке деятельности компании различными группами заинтересованных сторон. Максимальная величина индекса корпоративной ответственности равна 5.0; среднее значение для США и Канады на сегодняшний день - 3,8. Если компании присвоен CPI,равный 4,0 и выше, это является свидетельством ее высокой социальной ответственности. Индексы отдельных компаний остаются конфиденциальными (если компания не заинтересована в обратном). Компания может определить свое место в ряду других и использовать его для укрепления своего имиджа. Например, фирма N, получившая индекс 3,9, может заявить общественности, что является более социально ответственной, чем большинство американских корпораций (среднее значение для США и Канады - 3,8). Кроме того, компании предоставляют данные по каждому из вопросов исследования, которые выражают отношение групп заинтересованных сторон к ее социальной политике. Например, данный индекс учитывает преданность сотрудников компании, и с помощью специальной методики можно выявить, насколько социальная деятельность компании влияет на развитие персонала. Определение этого индекса с интервалом в два-три года поможет руководству компании понять, какое воздействие оказывает проводимая социальная политика на основную деятельность компании, способствует ли она повышению качества персонала, растут ли производственные показатели. Некоторые эксперты считают этот метод оценки нерепрезентативным, субъективным, но он позволяет проводить оценку и изменять направление социальной деятельности компании для роста показателей основной деятельности. Еще одним примером нефондового индекса является социальный индекс, разработанный Министерством социальной политики Дании в 2000 году (SocialIndex- SI). Индекс позволяет измерить степень социальной ответственности компании, в которой приоритетное внимание уделяется кадровой политике, социальным программам и преодолению различных форм дискриминации на рабочем месте. Индекс SIпозволяет показать степень ответственности компании по отношению к сотрудникам и «внешним» группам заинтересованных сторон. Он рассчитывается на основании опроса сотрудников компании по стандартизированному вопроснику (результат - численное значение от 0 до 1 00). Результаты верифицируются «внешним» инспектором, и компании, у которых значение индекса превышает 60, получают право размещать специальный знак социально ответственной компании на упаковке своих товаров, в годовом отчете и т.д.
Назначение социальных фондовых индексов - обеспечить принятие решений в рамках социально ответственного инвестирования, то есть инвестирования, при котором учитываются не только финансовые, но и этические, экологические и социальные аспекты деятельности компаний. В ряде стран существуют законодательные требования для пенсионных фондов раскрывать информацию о том, как они учитывают социальные и экологические факторы при инвестировании. По данным Форума социального инвестирования (SocialInvestmentForum), в США в 2003 году каждый девятый доллар, находящийся в профессиональном финансовом управлении, инвестировался с учетом показателей социальной ответственности компаний. В целом же на долю социально ответственного инвестирования приходится 1 1.3% всех инвестиций. Этот вид инвестирования отличается высокими темпами развития и в США, и в Европе. С 1 995 по 2003 год в США инвестиции, направляемые в социальные фонды, росли на 40% быстрее, чем инвестиции в традиционные фонды. При социально ответственном инвестировании отбираются ценные бумаги только тех компаний, которые соответствуют заданным социальным или экологическим критериям. Это трудоемкий процесс, поэтому большинство «этических» инвесторов вкладывает средства через социально ответственные взаимные фонды (Calvert, Domini, Parnassusи др.). Инвестиционные фонды используют специальные индексы для мониторинга и оценки динамики рынка социально ответственных инвестиций, формирования инвестиционных портфелей из акций компаний, которые предварительно оцениваются и включаются в инвестиционную выборку индекса.
Один из самых известных фондовых индексов социальной ответственности - индекс устойчивости Доу Джонса (DowJonesSustainabilityIndex). Методика отбора компаний для инвестиционной выборки является типовой, отличаются индексы набором используемых критериев отбора (фильтров). На практике используется около 20 основных фильтров по разным направлениям, например, по сфере деятельности компании - производство табака, алкоголя, оружия, азартные игры; по сферам социальной ответственности - экология, права человека, проведение политики равных прав и возможностей при найме и увольнении, осуществление программ социального инвестирования для местных сообществ и т.д. Сегодня все большее распространение приобретает позитивный отбор: ведется целевой поиск компаний, лучших по экологическим или любым другим критериям, важным для инвестора. Среди них соблюдение прав человека, проведение политики равных прав и возможностей при найме и увольнении, осуществление программ социального инвестирования на территории местных сообществ и т.д. Положительное решение об инвестировании принимается в первую очередь для тех компаний, которые имеют наилучшие показатели по данным направлениям. В России, к сожалению, пока еще нет национального индекса, и до сих пор ведется спор в экспертных кругах, должен ли он основываться на зарубежных образцах, адаптированных для российских условий, или специально разрабатываться для России. Но уже есть пример компании «БАТ Россия», первой компании, которая внедрила социальную отчетность в свою деятельность и других компаний. И это дает ей очень сильные конкурентные преимущества, повышая ее социальный рейтинг, потому что ставит ее первой в ряду тех, кто стал вести бизнес в России в соответствии с мировыми.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |