Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальный и социальный характер. Акцентуации характера по Леонгарду.




Характер — это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Впрочем, не все психологи включают характер в структуру лич­ности. Психологи США обычно не выделяют характер в качестве компонента личности.

Характер — индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, прояв­ляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чут­кость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчи­вость или нетерпеливость, ответственность или безответствен­ность, организованность и т. п.); 4) в характере отражаются во­левые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Существуют различ­ные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и харак­тера, но очевидно, что темпе­рамент является основой формирования характера, врожденной основой характера (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев).

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую на­зывают структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически прояв­ляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить оего возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направлен­ность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко вто­рой группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональ­ные черты характера.

Среди свойств характера принято различать общие (глобаль­ные) и частные.

Принято выделять пять глобальных черт характера:

самоуверенность — неуверенность;

согласие, дружелюбие — враждебность;

сознательность — импульсивность;

эмоциональная стабильность — тревожность;

интеллектуальная гибкость — ригидность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влия­ют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность — замкнутость, доминантность (лидерство) — подчиненность, оптимизм — уныние, совестливость — бессовест­ность, смелость — осторожность, впечатлительность — толсто­кожесть, доверчивость — подозрительность и т.п. Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцен­туированы), что это при определенных обстоятельствах приво­дит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера — преувеличенное развитие отдельных свойств харак­тера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодей­ствие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации мо­жет быть различной — от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумы­ваться, нет ли болезни — психопатии. Психопатия — болезнен­ное уродство характера (при сохранении интеллекта чело­века), в результате которого резко нарушаются взаимоот­ношения с окружающими людьми (психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих).

Но в отличие от психопатии акцентуации характера с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопре­деляет избирательную устойчивость человека к одним жизнен­ным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным сры­вам:

1) гипертимический (гипер­активный) — чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидер­ству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, переходит грань дозволенного, отсутствует самокри­тичность; 2) дистимичный — постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготит­ся шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной сто­роной; 3) циклоидный — общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности); 4) эмотивный (эмоциональный) — чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у них чаще печальное настроение; 5) демонстративный — выражено стремление быть в центре внимания и добиваться сво­их целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвас­товство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках; 6) возбудимый — повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфлик­тует; 7) застревающий — «застревает» на своих чувствах, мыс­лях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и быто­вая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конф­ликтах чаще бывает активной стороной; 8) педантичный — выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требо­ваниями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью; 9) тре­вожный (психастенический) — пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, край­няя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях; 10) экзальтированный (лабильный) — очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчи­вость; 11) интровертированный (шизоидный, аутистический) — малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким; 12) экстравертированный (конформный) — высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неор­ганизован, предпочитает подчиняться.

Существуют понятия «социального характера» и «индивиду­ального характера». «В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большин­ства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни» (Э. Фромм). «Если характер индивида более или менее совпадает с соци­альным характером, то доминантные стремления индивида по­буждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры». Фромм выделяет следующие типы социальных характеров.

Рецептивная ориентация (рецептивная структура харак­тера) — человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего источника. Материаль­ные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от вне­шних людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не любить самому. В сфере интеллекта такие люди ориентированы на восприятие идей, а не на их созда­ние. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того, чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Если это люди религиозные, то их понятие о боге таково, что они ждут всего от бога и ничего от собственной активности.

Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому они легко попадают в зави­симость к людям, считают, что ничего не способны делать без по­сторонней помощи. Этот тип верит, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее, они в основном оптимис­тичны и дружелюбны, но приходят в смятение и панику, если им грозит потеря «источника питания и заботы». У них часто есть

искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других только ради того, чтобы добиться расположе­ния людей.

Эксплуататорская ориентация — люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но они не верят, что можно по­лучить что-то от других в дар, а считают, что желаемое надо по­лучить силой или хитростью, отнять у других. Даже в области любви они испытывают влечение только к тем лицам, которых они могут отнять у кого-то другого. Идеи они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата. Вещи, которые они мо­гут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, что они мо­гут создать сами. Они используют и эксплуатируют всех и каж­дого, из кого они могут что-то выжать. К людям проявляют ци­низм, подозрительность, скрытую или открытую враждебность, зависть и ревность.

Стяжательская ориентация — люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо бе­речь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защит­ной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укры­тие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассмат­ривают его как свою принадлежность. В сфере вещей они прояв­ляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккурат­ность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспоминания, он терпеть не может, если вещи не на своем месте и будет автоматически приводить их в порядок. Его маниакаль­ная чистоплотность — выражение его потребности отстраниться от контакта с внешним миром, вещи за пределами его собствен­ного мира воспринимаются как «опасные и нечистые». Раз вне­шний мир воспринимается как источник угрозы, то упрямо сто­ять на своем — вот ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди уп­рямы, подозрительны, несговорчивы, держатся отстраненно от других или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое — есть мое, а твое — есть твое».

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условия­ми рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, а собственной ценности как мено­вой, называется рыночной ориентацией. Материальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за жалованье. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т. е. человек начинает воспринимать себя как товар. Он должен уметь вступить в состязание со многи­ми другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходким товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода форми­руют образ желаемой личности, который пытается воплотить каждый человек рыночного типа.

«Если превратности рынка являются мерилом ценности че­ловека, чувства собственного достоинства и самоуважения раз­рушаются. Если человек вынужден все время пробиваться к ус­пеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности» (Фромм). «...Заключительная реплика во всех возможных здесь ролях: «Я — то, чего изволите!»

Такая ситуация ставит его в полную зависимость от того, как другие воспринимают его, и вынуждает придерживаться роли, однажды уже принесшей успех. Различие между людьми сводит­ся к простому количественному показателю большей или мень­шей успешности, привлекательности. Индивидуальность, то, что в человеке оригинально и уникально, лишается ценности. Если индивидуальным «Я» пренебрегают, отношения между людьми по необходимости становятся поверхностными, потому что в от­ношения вступают не сами люди, а взаимозаменяемые товары. «Люди, предоставленные самим себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не щадят и не ждут пощады».

Мышление человека с рыночной ориентацией берет на себя функции быстро ориентироваться в ситуациях, чтобы иметь воз­можность успешно ими манипулировать, а для манипуляции достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не тре­буется проникать в суть, искать истину. У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, ему присуща изменчи­вость установок, когда развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человека интересует не свое досто­инство, а то, что он сможет за себя выручить на рынке. Рыноч­ная личность свободна от всякой индивидуальности, ей присуща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, поскольку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить в конф­ликт с требованиями рынка.

Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение той или иной ориентации в боль­шей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуати­ровать другую группу. «И если эксплуатируемая группа не име­ет сил изменить положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь». Советская культура фор­мировала преимущественно рецептивную ориентацию характе­ра. Необходимость приспосабливаться и угождать сочетается с ожиданием людей, что в каждой области деятельности есть экс­перт, который может сказать им, как обстоят дела и как надо дей­ствовать, — в результате люди считают, что все, что от них тре­буется, — это слушаться эксперта и довериться его идеям.

Эксплуататорская ориентация с девизом «Я беру то, что мне нужно», по мнению Фромма, присуща пиратам, феодалам, маг­натам-грабителям, авантюристам. «Свободный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX веках, взрастил этот тип людей», — отмечает Фромм. По-видимому, аналогич­ные процессы происходят в современной России, в период фор­мирования свободного рынка. Рыночная ориентация преоблада­ет в современных западных обществах.

Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития. Плодотворная ориентация личности означает фунда­ментальную установку, способ отношений во всех сферах чело­веческого опыта, когда плодотворность проявляется как челове­ческая способность использовать свои силы и реализовать зало­женные в человеке возможности. Такой человек руководствуется разумом, поскольку можно использовать свои силы только если знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать. Поня­тия «плодотворный» и «активный» не совпадают: так, человек может быть активным в состоянии гипноза, но это не плодотвор­ность, поскольку он не творец своей активности и к активности его побуждают силы, неподвластные ему. Также нет никакой плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета и делает то, что хочет этот авторитет. Человек в этом случае чувствует и делает то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.

Плодотворность предполагает, что человек обладает здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви спосо­бен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является, потенциально используя и развивая все свои силы, способности и возможности.

«Плодотворные отношения с миром могут осуществляться по­средством деятельности и посредством постижения. Человек про­изводит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума». Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека плодотворно — значит заботиться о нем и чувствовать ответствен­ность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. Нельзя уважать челове­ка, не зная его. В процессе плодотворного мышления человек проявляет интерес к объекту, взаимодействует с ним, способен видеть объект таким, каков он есть, а не таким, каким хотелось бы думающему.

Лень и вынужденная активность противоположны плодотвор­ности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Плодотворный труд, любовь и мыш­ление возможны только если человек может, когда необходимо, оставаться в покое и наедине с самим собой.

Нет человека, чья ориентация полностью плодотворна, и нет человека, полностью лишенного плодотворности.

Отечественный психолог Братусь выделяет следующие типы «социального характера», в зависимости от преобладающего спо­соба отношения к другому человеку, другим людям и самому себе:

Первый, эгоцентрический уровень определяется преимуще­ственным стремлением лишь к собственному удобству, выгоде и престижу, отношение к другим сугубо потребительское, лишь в зависимости от того, помогает ли другой человек личному успе­ху или нет, выгоден он или нет, т. е. другой человек выступает как вещь. Личное счастье и благо важнее всего, вне зависимости от того, счастливы или несчастливы другие.

Следующий уровень — группоцентрический. Человек иден­тифицирует себя с какой-либо группой, и отношение его к дру­гим людям зависит от того, входят ли эти другие в его группу или нет. Если другой входит в такую группу, то он ценен не сам по себе, а своей принадлежностью к группе, достоин жалости, ува­жения, снисхождения, прощения, любви. Если другой в эту груп­пу не входит, то эти чувства могут на него не распространяться, т. е. мир делится на «своих» и «чужих». Благо и счастье связаны с процветанием той группы, с которой идентифицирует себя че­ловек. Он не может быть счастлив, если несчастлива его группа.

Просоциальный, или гуманистический уровень личности предполагает, что себя и других людей ценят и признают за дру­гими равные права, свободы и обязанности, здесь работает прин­цип: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступи­ли с тобой». Счастье и благополучие подразумевает их распрост­ранение на всех людей, все человечество.

Духовный, или эсхатологический уровень предполагает взгляд на человека как на существо, жизнь которого не кончает­ся вместе с концом жизни земной, а связана с духовным миром, т. е. это уровень, в рамках которого решаются субъективные от­ношения человека с богом, возникает ощущение связи с богом и представление о счастье как о служении и соединении с ним.

Все четыре уровня так или иначе присутствуют в каждом, и в какие-то моменты, хотя бы ситуативно, побеждает один уровень, а в какие-то — другой. Однако можно говорить и о некотором типичном для данного человека профиле, типичном устремлении. Культура и образ жизни того или иного общества влияют на фор­мирование этого типичного устремления.

Русская культура стремилась к реализации в человеке духов­ного, эсхатологического уровня: любое дело, чтобы быть признан­ным, должно было быть оправдано, соотнесено с христианским намерением, с Христом. Русскому типу характера были прису­щи тонкая душевная организация, лиризм, милосердие, состра­дание к униженным и оскорбленным, возвышенный идеализм и религиозность, а ключевым стержнем является совесть.

Советская культура формировала иной тип личности — груп-поцентрический: «Главными были класс, партия, коммунисти­ческое общество, а все, что вокруг — враги, против которых воз­можны любые средства борьбы» (Братусь). Советскому типу ха­рактера были присущи грубый материализм и воинствующий атеизм, ключевым стержнем были «классовое сознание, классо­вая польза».

Западная культура, по мнению Братуся, выносила в себе про-социальную, гуманистическую ориентацию, стремление в идеа­ле нести благо всем людям, человечеству в целом, стремление к правовому обществу, в котором каждый член был бы в равной степени защищен законом и ответственностью перед ним.

Современное российское общество живет в переходный пери­од слома прежней идеологии и культуры и несформированности другой культуры, в результате психологическое состояние лю­дей можно оценить как переходное потребностно-мотивационное состояние, образно говоря: «Пойди туда, не знаю куда, и прине­си то, не знаю что. Да побыстрее, мне не терпится именно там и это получить». Человек в подобном состоянии может еще сказать о том, чего он не хочет, но не о том, что именно ему действитель­но потребно. Вот и мечется человек в таком состоянии, часто кап­ризничает, дурит. Состояние это весьма опасно своей тягостнос­тью, возможным отчаянием, а также вероятностью обмана, вы­бора ложного предмета, не отвечающего на деле сути личностного роста, вероятностью выбора ложного пути и ложных целей. Идет перебор, увлечение то одним, то другим, но ни один из выборов не окончательный: то, что вчера восхвалялось, сегодня подвер­гается хуле, происходит резкая перемена символов и увлечений, но, с другой стороны, прежние советские группоцентрические, часто неосознаваемые установки продолжают действовать. Группоцентризм сейчас не только не преодолен, но обрел новые фор­мы — сепаратизм, национализм, всевозможные формы группи­рования, кучкования и противопоставления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 90; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.