Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивные теории личности




Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола — знать. Сторонники этого подхода утверждают, что человек — это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события внешнего мира, напротив, разуму чело­века доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Согласно концепции Брунера (1966), наше познание мира носит, прежде всего, чувственный и двигательный характер: ничто неможет быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чув­ства и двигательную активность. Поэтому сенсомоторное отобра­жение действительности — решающее в детские годы. К этому первому способу отображения мира добавляется следующий спо­соб — иконическое отображение, когда в памяти откладывают­ся образы воспринятых реальных объектов, представление мира происходит с помощью мысленных образов. В подростковом воз­расте образное иконическое отображение мира дополняется сим­волическим отображением предметов в форме понятий, т. е. мир образов постепенно уступает место понятиям благодаря исполь­зованию речи, усвоению общечеловеческого опыта, выраженно­го в понятиях языка. Брунер подчеркивает, что язык представ­ляет собой важнейшее орудие развития когнитивных процессов.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представ­ляет собой результат постепенного процесса, состоящего из по­следовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети прохо­дят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием со­зревания нервной системы, опыта обращения с различными пред­метами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.

Когнитивные теории личности исходят из понимания челове­ка как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысли, 3) чувства, испытываемые при вы­полнении определенного действия. Внешне похожие поступки мо­гут быть разные, так как мысли и чувства были иными.

Оказавшись в реальной ситуации, человек не имеет возмож­ности всестороннего анализа обстоятельств (мало времени, не­хватка знаний), ему нужно решать, человек делает выбор и со­вершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ по­ведения), но когнитивная и эмоциональная часть поступка еще не завершена, так как сам поступок является источником ин­формации, позволяющей формулировать или изменять мнение о себе или о других. Таким образом, после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ сво­его поведения, степени его успешности, на основе чего осуще­ствляет необходимую коррекцию или делает какие-то выводы на будущее.

Неадаптивность автоматических мыслей, искажения в оцен­ках внешней ситуации объясняются дисфункционалъностью лежащих в их основе базисных посылок. Базисные посылки пред­ставляют собой систему глубинных представлений человека о себе и об окружающем мире, своеобразную жизненную филосо­фию человека, в которой зафиксирован весь его жизненный опыт, особую роль здесь играют детские впечатления и воздей­ствия семьи.

Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллек­туальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли — один из основателей этого направления, счи­тал, что любой человек — это своеобразный исследователь, стре­мящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролиро­вать мир своих личных переживаний, делающий вывод на осно­ве своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем. Келли пола­гал, что люди воспринимают мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Личностный кон­структ — это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или пред­сказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый спо­соб, которым человек осмысляет какие-то аспекты действи­тельности в терминах схожести и контраста. Именно ког­нитивный процесс наблюдения сходства и различий между объектами, событиями приводит к формированию личностных конструктов. Все конструкты имеют два противоположных по­люса: полюс сходства отражает, чем похожи два предмета, а по­люс контраста показывает, чем эти предметы противоположны третьему элементу. Примерами личностных конструктов могут быть «умный—глупый», «хороший—плохой», «мужской—жен­ский», «дружеский—враждебный» и т. п.

Каждый из нас воспринимает действительность путем собствен­ных моделей или конструктов, необходимых для создания непро­тиворечивой картины мира. Если конструкт помогает точно про­гнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наобо­рот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоя­щее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной сис­темы своих личностных конструктов. И поведение человека оп­ределяется тем, как он прогнозирует будущие события.

Люди отличаются друг от друга не только по числу и типу кон­структов, которые они используют в своих суждениях о мире, но так же тем, как они организуют свои конструкты. Конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчинительной по­зиции относительно других частей системы. Люди создают раз­личную иерархию личностных конструктов, так, подчиняющие и подчинительные конструкты в системе одного человека не обя­зательно занимают такое же положение в системе другого чело­века. Келли предположил, что, если мы знаем, как человек орга­низует свои конструкты, мы можем правильно судить о его пове­дении, т. е. узнать личность — значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт. Личность понимается как организованная система более или менее важных конструктов, которые человек использует, чтобы интерпретировать мир пе­реживаний и предвидеть будущие события.

В новой или неопределенной ситуации человек осуществля­ет действия: ориентировка — выбор — исполнение, т. е. пос­ледовательно обдумывает несколько возможных конструктов и выбирает тот из них, который окажется лучшим для интер­претации ситуации. Отсюда следует, что если чело­векизменит свои конструкты, то он изменит свое поведение и свою жизнь. Конструктная система меняется, если с ее по­мощью невозможно правильно прогнозировать последователь­ность событий. Система личностных конструктов — это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Те конструкты, которые оказываются по­лезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или от­брасываются.

Келли объяснял возникновение ряда эмоциональных состоя­ний через понятие «конструкты», например, состояние тревоги, неопределенности, беспомощности возникает у человека, если он осознает, что присущие ему конструкты неприменимы для пред­видения событий, с которыми он сталкивается. Стержневая сис­тема конструктов включает стержневые роли (профессиональная роль, роль родителя, близкого друга), и их неадекватное испол­нение может иметь неприятные последствия, возникновения чув­ства вины, стыда у человека, когда он осознает, что его поведе­ние противоречит его восприятию самого себя. Эмоциональное состояние угрозы возникает, если человек осознает, что его кон­структная система может быть существенно изменена вследствие каких-то событий, если неминуема «встряска» личностных кон­структов. Враждебность, склонность вести себя мстительно по от­ношению к другим возникает тогда, когда человек вместо при­знания того, что его ожидания насчет других людей нереалистич­ны и поэтому нуждаются в пересмотре, пытается заставить других вести себя так, чтобы удовлетворить свое предвзятое мнение. Из­менить свои конструкты трудно, страшно и иногда даже не­возможно, и поэтому человек пытается изменить мир, других людей, чтобы они соответствовали его предубеждениям и кон­структам.

Психические расстройства — любой личностный конструкт, который обычно повторяется, несмотря на последовательную неполноценность, когда проявляется непригодность системы личностных конструктов для достижения целей человека, т. е. человек не может прогнозировать события, терпит неудачу в по­знании мира и совладаниии с ним. Келли видел задачу психоте­рапии в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшить ее прогностическую эффективность, помочь пациенту развивать и апробировать новые гипотезы, новые кон­структы, сделать доступными факты, по которым пациент может проверить свои гипотезы, сформировать или реорганизовать конструктную систему, более прогностически эффек­тивную. В результате он осознает и интерпретирует и ситу­ации и себя иначе, становится новым, более эффективным че­ловеком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.