Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория сексуального развития ребенка по 3. Фрейду (1856-1939).




Психоаналитические теории личности: фрейдизм, эпигенетическая теория личности Э. Эриксона, Концепция развития личности по А. Адлеру и Э. Берну: от «комплекса неполноценности» к «личностному росту».

На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сфор­мулировал психологическую концепцию, согласно которой пси­хика, личность человека состоит из трех структур, уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я» (структурная модель психической жиз­ни). «ОНО» — бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессив­ных и сексуальных. «ОНО» насыщено сексуальной энергией — «либидо». Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняет­ся принципу удовольствия. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влече­ния. Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, ко­торое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается ус­тановить гармонию между ними, подчиняется не принципу удо­вольствия, а принципу «реальности». «СВЕРХ-Я» служит носи­телем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Фрейд разделил СУПЕР-ЭГО на две подсистемы: совесть и ЭГО-идеал. Совесть включает способ­ность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у человека, когда он не сделал того, что должен был сделать. ЭГО-идеал формируется из того, что одоб­ряют и высоко ценят родители и сам человек, он ведет человека к установлению для себя высоких стандартов. Суперэго считает­ся полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем.

Соотношение структурной и топографической модели психи­ческой жизни можно изобразить следующим образом: сфера «ОНО» полностью неосознаваема, в то время как «Я» - ЭГО и «СВЕРХ-Я» действуют на всех трех уровнях.

«Я» - ЭГО ответственно за принятие решений. ЭГО стремится выразить и удовлетворить желания «ОНО» - ИД в соответствии с ограничениями, налагаемыми правилами общества, внешним миром, т. е. ЭГО помогает обеспечивать безопасность и самосох­ранение организма, именно ЭГО анализирует, рассуждает, при­нимает решения.

Становление психики, особенно «СВЕРХ-Я» у ребенка, проис­ходит через преодоление Эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испы­тывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вы­зывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и пото­му испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастра­ции, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, пре­одолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает «СВЕРХ-Я», совесть.

«СВЕРХ-Я», или суперэго, — содержит систему ценностей и норм, совместимых с теми, которые приняты в окружении чело­века, которые позволяют ему отличать, что хорошо и что плохо, что нравственно и безнравственноОднако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго пытается пол­ностью подавить «неприличные желания «со стороны «ОНО», пытается направить человека к совершенству в мыслях, словах и поступках, наказывает и мучает человека духовно и даже фи­зически, если человек нарушает нормы совести. «СВЕРХ-Я» не пускает инстинкты в «Я», и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, тру­довая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолв­ках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенно­стях забывания). Таким образом, сублимация — это преобразо­вание энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, которые разрешены в обществе. Если энергия «ли­бидо» не находит выхода, то у человека будут психические бо­лезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между «Я» и «ОНО» применяются средства психологической за­щиты. На какое-то время защит­ный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек про­блему не решает, то потом этот защитный механизм может яв­ляться препятствием личностного роста. Фрейд выделял следующие защитные механизмы:

1) вытеснение желаний — не­произвольное удаление неприятных или недозволенных жела­ний, мыслей, чувств, переживаний в тех или иных ситуациях из сознания в область бессознательной психики «ОНО»; подавление не бывает окончательным, вытесненные мысли не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их проры­ва в сознание требуется постоянная трата психической энергии, в результате чего энергии может нехватать для поддержания де­ятельности и здоровья человека, в результате вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной приро­ды (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, ги­пертония и т. п.). Вытеснение — это частич­ное подавление, человек «сдерживает» переживания, старается о них не думать, но полностью забыть их не может, и вытеснен­ные переживания «прорываются» в виде неожиданных бурных аффектов, необъяснимых поступков и пр.;

2) отрицание — уход в фантазию, отрицание какого-либо события как «неправды». «Этого не может быть» — человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3) раци­онализация — бессознательная попытка оправдать, объяснить свое неправильное или абсурдное позедение, построение прием­лемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяс­нения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, по­ступков, желаний, причем, как правило, эти оправдания и объяснения не соответствуют истинной причине совершенного по­ступка, а истинная причина может человеком не осознаваться;

4) инверсия, или противодействие — подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, на диаметрально про­тивоположные поведение, мысли, чувства (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не по­лучая этой любви, начинает испытывать прямо противополож­ное желание досадить матери, разозлить ее, вызвать ссору и не­нависть матери к себе);

5) проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу, приписывание другому человеку своих собственных ка­честв, мыслей, чувств, т. е. «отдаление угрозы от себя». Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же каче­ства присущи и ему.

6 ) замещение — проявление эмоционального им­пульса переадресовывается от более угрожающего объекта или личности к менее угрожающему. Например, ребенок, после того, как его наказали родители, толкает свою младшую сестренку, ломает ее игрушки, пинает собачку, т. е. сестра и собачка заме­щают родителей, на которых сердит ребенок.

7 ) изоляция — отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному «Я»;

8 ) регрессия — возвращение на более ранний, примитивный спо­соб реагирования, устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребен­ка, не признает логику, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту собеседника, человек не развивается психически и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т. п.).

Все люди в какой-то степени используют защитные механиз­мы, и это становится нежелательным в том случае, если люди чрезмерно на них полагаются, когда они искажают картину по­требностей, страхов, стремлений человека.

Особенности сексуального развития в детском возрасте опре­деляют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулиро­вал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексу­альная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной — зоной удоволь­ствия (оральная стадия). Рот остается важной эрогенной зоной втечение всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются ос­таточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев, и т. п. Ребенок, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на ораль­ной стадии, формиру­ется как орально-пассивный тип личности — ожидает от окружаю­щего мира «материнского отношения» к себе, постоянно ищет поддержки и одобрения, чрезмерно зависим и доверчив. В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии — орально-агрессивная, или орально-садистс­кая фаза, когда у ребенка появляются зубы и кусание становит­ся средством выражения состояния недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистской стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, кри­тические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними с целью удовлетворения соб­ственных нужд.

С приучением к туалету, основное внимание перемещается вна­чале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная стадия), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретраль­ная фаза). В течение этого периода дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий. Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, ока­зывает влияние на его позднее личностное развитие. Если роди­тели ведут себя негибко, настаивая «сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начина­ются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности, которому присущи упрямство, скупость, пункту­альность, методичность, не может переносить беспорядок и нео­пределенность. Второй результат анальной фиксации, обуслов­ленный родительской строгостью в отношении туалета, — это анально-выталкивающий тип, которому присущи склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей к регулярно­му опорожнению кишечника и хвалят их за это, то это, по мне­нию Фрейда, способствует развитию способности ребенка к са­моконтролю, воспитывает позитивную самооценку и даже раз­вивает творческие способности ребенка.

Наконец, примерно в возрасте четырех лет, эти частные влече­ния объединяются, начинает преобладать интерес к половым орга­нам. (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Элект­ры у девочек), суть которого заключается в преимущественно по­ложительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского полоролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется СВЕРХ-Я как следствие преодоления Эдипова комплекса. Девочки преодолевают комплекс Электры (по гречес­кому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ве­дут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин по типу Дон Жуана. У жен­щин фаллическая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению гла­венствовать над мужчиной, проявлять напористость и самоуве­ренность. Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса расце­нивались Фрейдом как основной источник последующих невро­тических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции, фригидности, гомосексуальности.

Генитальная пубертатная стадия (12-18 лет, стадия полового созревания и формирования устойчивых интересов к лицам про­тивоположного пола) характеризуется возвращением детских сек­суальных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяют­ся, и появляется стремление к нормальному сексуальному обще­нию. Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации (сублимация — преобразование энергии подавленных запретных сексуальных или агрессивных желаний в такие виды деятельности, которые разрешены в обществе: труд, учеба, спорт, искусство, наука, общественная активность и т. п.), а развитие, которое происходит посредством механизмов вытес­нения, регрессии или фиксации рождает патологические харак­теры. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирую­щихся на генитальной стадии, — психическая гомосексуальность и нарциссизм. Люди с психической гомосексуальностью не про­являют гомосексуальность как половое извращение, а строят свою жизнь на основе предпочтения общества друзей семье и со­здают тесные связи в компаниях лиц своего пола, предпочитают дружбу и общественную деятельность в обществе лиц своего пола. Нарциссизм — вся энергия либидо направляется человеком на самого себя, все внимание направлено на себя, свои действия, свои переживания, главное место занимает самоудовлетворенность и самодовольство.

Главными критериями достижения психологической зрелости Фрейд считал стремление работать, создавать нечто полезное и ценное и способность любить другого человека ради него самого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 55; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.