Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона




Детское развитие рассматривается как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реаль­ности.

Становление принципа реальности и развитие мыслительных процессов — необходимые компонен­ты социализации ребенка, что открывает путь для новых меха­низмов социализации (таких, как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нор­мы морали и законы общества.

Все детство человека — от рожде­ния до юности — рассматривается Эриксоном как длительный период формирования зрелой психосоциальной идентичности, в результате которого человек приобретает объективное чувство при­надлежности к своей социальной группе, понимание неповтори­мости своего индивидуального бытия. Ядром, вокруг которого строится личность, является приобретение эго-идентичности. Формиро­вание эго-идентичности — длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется за­дачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.

На стадии младенчества (1-я стадия) главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухажи­вает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формирует­ся базовое доверие к миру. Дина­мика развития доверия зависит от матери. Здесь важно не коли­чество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях. Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (например, ребенок в доме сирот), формируется базо­вое недоверие к миру, устойчивый пессимизм.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автоно­мии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается конт­ролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности. Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность на­казания, формируется чувство стыда. В конце стадии должно быть равновесие «автономии» и «стыда». Это соотношение будет положительно благоприятным для развития ребенка, если роди­тели не будут подавлять желания ребенка, не будут бить за про­винности. В возрасте 3—6 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убеж­ден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расши­ряет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е. формиру­ет инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения меж­ду людьми посредством игры, развивает свои психические воз­можности: волю, память, мышление и пр. Но если родители силь­но подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреп­лению пассивности, неуверенности, чувства вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возмож­ности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ре­бенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологи­ческий опыт культуры. Если ребенок успешно овладевает знани­ями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закрепле­нию, чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчая­ния, потери интереса к учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепля­ется порой на всю его жизнь.

В подростковом возрасте (5-я ста­дия) формируется центральная форма эго-идентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое про­фессиональное призвание, способности, умения. Если на ранних стади­ях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эго-идентичности, на­ходит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В про­тивном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний, появляется смутное, но устойчивое чув­ство тревоги, чувство одиночества, неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола. Если человек нашел себя, то идентификация облегчается.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социаль­ной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство бли­зости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, оди­ночество. 7-яцентральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздей­ствие со стороны других людей, особенно детей, они подтверж­дают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошает­ся, намечается застой, косность, психологический и физиологи­ческий регресс.

После 50 лет (8-я стадия) происходит созда­ние завершенной формы эго-идентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Че­ловек должен понять, что его жизнь — это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь. Если «принятия себя и жизни» не произошло, че­ловек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни пережи­вает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каж­дого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход кото­рых определяет возможность последующего расцвета личности.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологичес­кие потребности ребенка ухаживающим за ним человеком. В пер­вом случае у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором — недоверие к нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понима­ют ребенка и помогают ему контролировать естественные отправ­ления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или слишком непоследовательный внешний контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрас­те происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он по­стоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способ­ствуют развитию у него чувства инициативы. Наоборот, пережи­вание повторных неудач и безответственности могут привести его к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В шко­ле ребенок учится работать, готовясь к выполнению будущих за­дач. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса сре­ди товарищей.

Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификации (усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот процесс предполагает объедине­ние прошлого опыта подростка, его потенциальных возможнос­тей и выборов, которые он должен сделать. Неспособность под­ростка к идентификации или связанные с ней трудности могут привести к ее «распылению» или же к путанице ролей, которые подросток играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с кото­рым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие.

 

Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона

Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем воз­расте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности), выражающегося, главным образом, в «инте­ресе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если, напротив, эволюция супружес­кой жизни идет иным путем, она может застыть в состоянии псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для самих себя с риском оскудения межличностных отно­шений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаме­нует собой завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того, как этот путь был пройден. Дости­жение человеком цельности основывается на подведении им ито­гов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может све­сти свои прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

 

 

Концепция развития личности по А. Адлеру и Э. Берну: от «комплекса неполноценности» к «личностному росту»

Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство непол­ноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполноцен­ности», может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стремить­ся к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих спо­собностей.

«Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой». Цель превосходства может быть как по­зитивной, так и негативной. Если она включает общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, — она развивается в конструктивном и здоровом направлении. (Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни.) Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства посред­ством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господ­ство над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства не­полноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким образом.

Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему, когда каждый организм должен развиваться в направлении более эф­фективной адаптации к миру, к более совершенным отношени­ям с окружающим, чтобы выжить, в противном случае организм может исчезнуть. «Цель овладения средой более совершенным способом, которую можно назвать стремлением к совершенство­ванию, характеризует также развитие человека». Каждый чело­век вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредото­чением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполно­ценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мо­стом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершен­ным будущим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к личной власти, разовьет определенные черты харак­тера, необходимые для достижения этой цели, — амбицию, за­висть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характе­ра не являются врожденными, первичными, это «вторичные фак­торы, навязываемые тайной целью человека».

Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодей­ствия с жизнью вообще. Как часть своего жизненного стиля каж­дый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер на­зывает это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение. Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни пережива­ния и избегает других. Адлер подчеркивает, что люди — не бес­помощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность. «Каждый индивидуум представляет единство личности и индивидуального формирования этой личности. Индивиду­ум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности». Адлер полагал, что только посредством сотрудниче­ства с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, чело­век может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, не­достаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер полагал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Все неудачники — про­дукты неправильной подготовки в области общественного чув­ства. Все они — неспособные к сотрудничеству одинокие суще­ства, которые в большей или меньшей степени движутся проти­воположно остальному миру».

В случае недостаточно выраженного социального интереса воз­можны следующие типы личностей (в зависимости от уровня ак­тивности):

Управляющий тип — это люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом, если он вообще при­сутствует. Они активны, но не в социальном плане, им безраз­лично благополучие других и для них характерна установка пре­восходства над внешним миром. Основные жизненные проблемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (правонару­шители, наркоманы и т. п.).

Берущий тип — люди относятся к внешнему миру паразити­чески и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. У них малая степень активности, поэтому маловероятно, что они причинят страдания другим.

Избегающий тип — у этих людей нет достаточного социально­го интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и бегут от решения жиз­ненных проблем. Они уходят от всего, что грозит трудностями или неудачей.

Социальнополезный тип — это зрелая полноценная личность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высо­кий уровень активности. Такой человек искренне проявляет за­боту о других и заинтересован в общении и взаимодействии с дру­гими людьми, он осознает, что решение основных жизненных проблем — работа, дружба, любовь — требует сотрудничества, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Психологический рост — это, прежде всего, движение от цент­рированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социальнополезного разви­тия, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество — основные черты здоровой личности.

Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскиро­ванный «комплекс неполноценности» (в стремлении к лично­му превосходству, власти замаскирован), важно: 1) понять спе­цифический стиль жизни человека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес. Для понимания жизнен­ного стиля, который образует связное целое, Адлер просил че­ловека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее вы­дающиеся события его детства. «Не бывает случайных воспо­минаний. Память человека выбирает только те, которые, как он — пусть смутно — ощущает, имеют отношение к его нынеш­ней ситуации». Адлер считал, что основная проблема большин­ства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, опре­деляемой недостижимой и нереалистичной целью превосходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя — и значит научился видеть ошиб­ки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве пси­хологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно уве­сти человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого чле­на общества. Адлер делал это так: «Я говорю пациентам: «Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предпи­санию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни одной разумной просьбе, с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты не­которого количества вашего времени, энергии или даже денег».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 69; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.