КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания к темам
Воспитание и самовоспитание. Роль семьи Самосовершенствование и самовоспитание специалиста - сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности. Основные направления совершенствования и самовоспитания. Развитие мировоззренческой и позиционной определенности, нравственности, расширение своего кругозора. Формирование общей, технической, правовой; экологической и педагогической культуры, эстетических и физических качеств. Факторная модель самовоспитания. "Я"- профессиональное и идеальное. Показатели самосовершенствования. Семья - основная ячейка общества. Структура современной семьи. Современная многоступенчатая семья - психологическая ситуация взаимоотношений трех (четырех) поколений. Становление и развитие семейных отношений. Психологическая совместимость в семье. Типы семейных отношений: диктат, опека, "невмешательство", сотрудничество.Семейные конфликты и их причины. Система установления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям. Учет возрастных особенностей детей в процессе воспитания. Чувство такта. Совместная деятельность. Общие перспективы, участие в занятиях и увлечениях детей, привлечение детей к собственным занятиям и увлечениям, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, взаимных решений, интересов и т. д.
Тема 1: «Предмет психологии» В комплексе наук о человеке важнейшая роль принадлежит психологии. Какая бы проблема из того класса, который относится к изучению человека, не была взята, её последовательное изучение так или иначе приводит к необходимости анализа того круга явлений, которые принято определять как психические. Эта необходимость отчетливо обнаруживается в общественных науках. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, литературоведением, искусствоведением, юридической, политической науками, необходимым образом приводит к постановке проблем по существу психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентаций, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без анализа таких феноменов, как подражание, внушение, заражение, без исследования психологических свойств и особенностей личности, её способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Психологические факторы, конечно, не определяют процессов, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Но эти факторы в зависимости от конкретных условий оказывают либо положительное, либо отрицательное влияние на те или иные события жизни общества. Потребность обращения к теории психологии, её методам и результатам конкретных исследований возникает и в том случае, когда та или иная общественная наука включается в решение практических задач. Ведь любая практическая рекомендация реализуется в конкретных действиях конкретных людей, и то, как она будет реализовываться, в значительной степени зависит от психологических особенностей этих людей. Психология — наука о психических явлениях, представляющих собой функцию мозга, отражающих объективную действительность. Название науки “психология” происходит от греческих слов: “психе” (душа), и “логос” (учение, слово). Первое систематическое изложение психологии было сделано Аристотелем (З84-З22гг.до. н.э.) в трактате «О душе». Название же “психология” появилось в конце ХVI века, общеупотребительным оно стало с середины ХVШ века. Как самостоятельная наука психология возникает в 19в. В историческом развитии психологии можно выделить следующие этапы: - психология как наука о душе; - психология как наука о сознании; - психология как наука о поведении, структуре психике, т.е., психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. На первом этапе еще с древних времен потребности общественной жизни заставили человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Философы древности: Демокрит, Лукреций, Эпикур, придерживавшиеся материалистической точки зрения, понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящие из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Он считал, что душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. То есть, в своей идеалистической теории Платон трактует тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала. Таким образом, Платон являлся родоначальником психологии. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идеи неразделимости души и тела. Итак, первый этап возникновения психологии как особого знания о душе начался более двух тысяч лет назад и продлился до 16 века.. Психология здесь выступала как наука о душе. Но дальнейшее изучение психологии было остановлено, так как отталкивалось от души, а душа автономна, и какие-либо чёткие закономерности здесь вывести нельзя. Второй этап в развитии психологического знания возникает в ХVI веке в связи с развитием естественных наук и продолжается до 19 века. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основоположник этого изменения представлений о предмете психологии – английский философ Локк. Он предложил изучать явления сознания. Он изменил предмет психологии и создал основу для планомерного изучения психики. Последнее велось методом самонаблюдения- интроспекции. На третьем этапе психология возникает как самостоятельная наука. В 1879 году немецкий психолог, философ, врач Вильгельм Вундт, предложил новую схему изучения психики: использовать эксперимент в психологии. Он основал в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Таким образом, возникла экспериментальная психология. В 1885 году Бехтерев В.М. организовал подобную лабораторию в России. Но направление экспериментальной психологии начинает тормозиться, так как эксперименты показали, что чувства и эмоции сугубо субъективны, зависят от истории, культуры и многих других факторов; один и тот же стимул у различных людей вызывает различные чувства и переживания. Возникает кризис эмпирической психологии. В 1913 году Уотсон на основе работ американца Торндайка и русского ученого И. Павлова предлагает новую психологию поведения. Здесь задача - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Предметом психологии является психика. Психика - это отражение мозгом реальной действительности, проявляющееся у человекав трёх видах психических явлений: психических процессах, психических состояниях и психических свойствах личности. Психические процессы - элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны - от долей секунды до десятков минут. К психическим процессам относятся: ощущения, восприятие, мышление, эмоции и чувства, волевые процессы, внимание, память и т.д. Психические состояния - более сложны и длительны: они продолжаются в течение нескольких дней и недель. К ним относятся состояния бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения и т. д. Психические свойства личности наиболее продолжительны и иногда присущи человеку если не в течение всей его жизни, то достаточно длительного ее периода. Психические свойства, состояния и процессы тесно взаимосвязаны и могут переходить одно в другое. Психические процессы и свойства темперамента, например, предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, часто повторяясь, может стать склонностью, привычкой или чертой характера. Состояние бодрости и активности обостряет внимание и ощущения, а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностному восприятию и вызывают преждевременную усталость. Да я психические процессы могут включаться один в другой. Например, ощущение возбуждает внимание и мышление, восприятие сопровождается представлением и воображением, эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия. Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Возрастная психология — изучает развитие психики человека на протяжении всей его жизни, выделяя кризисные этапы и ровные, спокойные периоды развития. Педагогическая психологияизучает закономерностиразвития личности в процессе воспитания. К методам психологии относятся: 1. Наблюдение — переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотезы, объясняющей наблюдаемые явления и проверка правильности гипотезы в последующих наблюдениях. Предметом наблюдения являются действия и высказывания человека в разных жизненных условиях. Наблюдения бывают: -сплошными - когда фиксируются все проявления психической деятельности человека в течении определённого времени; -выборочными - когда регистрируются только тё факты, которые непосредственно относятся к изучаемому вопросу. 2. Самонаблюдение — описание переживаний субъекта, даваемое им самим. Самонаблюдение бывает: непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, человек анализирует, что он думал, что чувствовал). 3. Эксперимент: а) лабораторный — походит в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент; б) естественныйэксперимент протекает в обычных условиях труда; учебы, общения, и человек не знает, что он участник эксперимента. 4. Метод тестов -метод испытаний, установление определённых психических качеств человека. Тест - кратковременные, одинаковые для всехиспытуемых задания, по результатам которых определяется наличие и уровень развития психологических качеств человека. Тесты бывают 2-х видов: 5. Беседа - объекту изучения задаётся ряд заранее продуманных вопросов, содержание которых определяется задачами беседы и особенностями субъекта. 6. Изучение продуктов деятельности людей даёт возможность судить об умениях и навыках человека, об его отношении к работе, а во многих случаях о самом процессе её выполнения и связанной с ней психической деятельностью человека. С этой целью, например, изучаются дневники, сочинения, рисунки и прочие продукты деятельности человека.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 42; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |