Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гуманистические теории личности




Гуманистическая психология сформировалась в середине XX века, рассматривает человека как изначально хорошего, име­ющего врожденные потенциальные духовные потребности и ка­чества (потребности к саморазвитию, самосовершенствованию, к познанию мира, к пониманию смысла своей жизни, добру, гар­монии и пр.), но эти потребности могут быть временно заблоки­рованы неблагоприятными условиями жизни и не проявляться в реальном поведении человека.

А. Маслоу, один из ведущих психологов США в области иссле­дования мотивации, разработал иерархию потребностей. Она со­стоит из следующих ступеней: ступень 1 — физиологические по­требности — это низшие, управляемые органами тела потребно­сти, такие, как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите. Ступень 2 — потребность в надежности — стрем­ление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в ста­рости и т. п. Ступень 3 — социальные потребности в общении, ласке, понимании людьми. Ступень 4 — потребность в уважении, осознании собственного достоинства — здесь идет речь об ува­жении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы. Ступень 5 — потребность в развитии личности, в осуществ­лении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в ос­мыслении своего назначения в мире.

 

Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:

мотивы имеют иерархическую структуру;

чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходи­мыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;

пока не удовлетворены нижние потребности, высшие оста­ются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, т. е. они теряют мотивирующую силу;

с повышением потребностей повышается готовность к боль­шей активности. Таким образом, возможность к удовлетво­рению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физи­ологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности могут стать для обычного человека ведущими («Человек может жить хлебом единым, когда не хва­тает хлеба»). Но если базовые, первичные потребности удовлет­ворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация (потребности к развитию, к пониманию своей жизни, к поиску смысла своей жизни). Для многих людей при­сущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, макси­мально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития.

В зависимости от того, какие из этих потребностей являются для человека доминирующими, существуют различные уровни личностного развития, типы личностей. Люди, для которых до­минирующими становятся высшие духовные потребности в самоактуализации и понимании смысла жизни, являются «само­актуализирующимися личностями», которым свойственны отли­чительные особенности:

способны принимать жизнь такой, какая она есть, не ругая и не прячась от нее;

конструктивный подход к жизни и неудачам («Так не по­лучилось, а как можно поступить иначе, что можно испра­вить?»);

способны принимать людей такими, какие они есть, не кри­тикуя и не осуждая их;

доброжелательное сотрудничество с людьми;

чувство собственного достоинства и самоуважения;

постоянное стремление к самосовершенствованию, повыше­нию знаний, умений, способов взаимодействия с людьми, улучшения своего характера и т. п.;

творческий подход к любому делу, открытость новому опыту;

конгруэнтность, т. е. созвучие, совпадение мыслей, слов, действий, желаний человека (Маслоу).

Согласно Роджерсу, каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, кон­структивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. У человека на основе разнообразного жизненного опы­та общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений осебе — «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать врезультате реализации своих возможностей, образует «Идеальное Я». К этому «Идеаль­ному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у человека есть потребность в самоуважении, и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скры­вает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонст­рируя вместо этого те, что получат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вы­зывает внутреннюю напряженность, невротичность и дальнейшее отдаление от «Идеального Я». Личность уравновешена тем боль­ше, чем больше согласия или конгруэнтности между «реальным Я» и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему при­близиться ксвоему «Идеальному Я», аименно в этом суть актуа­лизации. Стремление к саморазвитию, к самоактуализации, кпониманию и реализации смысла жизни является высшей духов­ной потребностью, потенциально присущей каждому человеку, но часто не реализованной в действительной жизни человека. Максимальный личностный рост человека происходит тогда, когда он встречает от другого человека искреннее сопережива­ние, когда его принимают таким, какой он есть, когда ему не надо притворяться и лгать.

Роджерс считал, что единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека — это дать ему бе­зусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и прини­мают без критики и оговорок. Безусловное позитивное внима­ние не означает, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит, особенно его опасные, ошибочные или антисоциальные действия. Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, кото­рый ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы тебя очень любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и ува­жать, но не следует терпеть его плохое поведение. Безусловное по­зитивное внимание и принятие ребенка со стороны других лиц обус­ловливает и позитивное отношение человека к самому себе, искрен­ность его поведения и чувств, раскрывает его естественную тенденцию самоактуализации, присущую каждому человеку.

Гуманистическая психология способствовала распростране­нию методов воспитания детей, основанных на уважении к уни­кальности каждого ребенка, на позитивном теплом принятии каждого ребенка таким, какой он есть.

Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией, поэтому переживания, находящиеся в соответствии с Я-концеп­цией человека, могут осознаваться и точно восприниматься. Если человек осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры.

Угрожающее переживание не допускается в сознание не пото­му, что оно «грешно» или противоречит нравственным нормам, а потому, что оно несовместимо с Я-концепцией. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Чаще всего реализуются защитные механизмы: искажение восприятия и отрицание.

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, кото­рая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа чело­века. Например, студент считает себя умным и способным, но получает заслуженно двойку на экзамене, и он ради сохранения Я-концепции невольно искажает интерпретацию данной ситуа­ции: «Преподаватель несправедливо ставит оценки», «Мне не по­везло» (это механизм выборочного искажения или рационализа­ции). В случае защитной реакции отрицания человек сохраняет целостность своей Я-концепции, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, не признаваясь себе, что пережива­ние в принципе имело место.

Даже самый психически здоровый человек иногда сталкива­ется с переживанием, которое угрожает его Я-концепции, и бывает вынужден ложно истолковать или отрицать переживание. Но когда переживания совершенно не согласуются с Я-структурой или когда несогласующиеся переживания часто встречают­ся, человек испытывает сильную тревогу, которая может серьез­но нарушить его психическое состояние и поведение, тогда чело­века в таком состоянии называют невротиком, но у невротика Я-концепция остается почти невредимой. В случае, если «Я» не может защитить себя от натиска угрожающих переживаний и на­чинает разрушаться, возникают личностные расстройства и пси­хопатологии, людей с такими расстройствами обычно называют психотиками, и их поведение кажется странным и даже безум­ным.

Роджерс полагал, что расстройства поведения являются ре­зультатом несоответствия между «Я» и переживаниями чело­века.

Многие люди имеют негативную Я-концепцию, то есть недо­вольны собой, не способны принимать себя и соответственно не могут принимать других, недовольны всей жизнью и всеми ок­ружающими людьми. Нелюбовь к себе сопровождается суще­ственной враждебностью к другим, т. е. отношение к себе отра­жается на отношении к другим. Самоприятие является важным и необходимым условием для полноценного функционирования человека. Исследования показали, что родители, которые при­нимают себя (то есть обладают позитивным отношением к себе), с гораздо большей вероятностью принимают своих детей таки­ми, какие они есть, таким образом, диапазон, в котором ребенок развивает позитивный образ «Я», определенно зависит от того, в какой степени его родители способны принять себя.

Психически здоровый и «полноценно функционирующий» человек — это тот, кто использует свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний, успешно сотрудничая с другими людьми.

 

 

Тема 3: «Индивидуально-психологические особенности личности»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 54; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.