КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценка параметров модели
3. С помощью аналитического метода 3а) Проведем оценку параметров модели: На основе метода наименьших квадратов (МНК) проведем оценку параметров регрессии по формуле: При этом используем данные, приведенные в таблице 2.2 Таблица 2.2. – Исходная информация
Для вычисления вектора оценок параметров регрессии воспользуемся следующими встроенными в Exel функциями: МУМНОЖ – умножение матриц, ТРАНСП – транспонирование матриц, МОБР – вычисление обратной матрицы. Для вычисления вектора оценок параметров регрессии a в Exel необходимо выполнить следующие действия: 1) ввести данные (таб. 2.2); 2) выделить диапазон ячеек для записи вектора α, соответствующий его размерности (3х1); 3) используя встроенные в Exel функции, ввести формулу α = (ХТХ)-1ХТУ, определяющую вектор α. 4) нажать одновременно клавиши CTRL+SHIFT+ENTER. Появится результат (рис. 2.6).
Рис. 2.6. Результаты вычислений – вектор оценок параметров
Таким образом, имеем a0 166,9265419 a = a1 = 1,671226055 a2 0,723160336
Уравнение регрессии зависимости объема реализации от затрат на рекламу и индекса потребительских расходов можно записать в виде: Расчетные значения Y определяются путем последовательной подстановки в эту модель значений факторов, взятых для каждого момента времени t (табл.2.3). Таблица 2.3. – Расчетные значения
Проведем проверку качества модели. Для начала определим автокорреляцию остатков. Для этого используем d-критерий Дарбина – Уотсона. Для определения величины d-критерия воспользуемся расчетной таблицей 2.3. Выдвинем гипотезу Но об отсутствии автокорреляции остатков. d= =
Рис. 2.7. График остатков
В качестве критических табличных уровней при n = 20, k=2, при уровне значимости g = 0,05 согласно приложению 3: dL = 1,10 и du = 1,54. Расчетное значение d = 1,68 попало в интервал от du=1,54 до 4- du =2,46, следовательно нулевая гипотеза подтверждается. Автокорреляция остатков отсутствует. Необходимости проводить дальнейшую проверку с помощью коэффициента автокорреляции первого порядка нет. 3б) Оценим модель через среднюю ошибку аппроксимации. Средняя ошибка аппроксимации – среднее отклонение расчетных значений от фактических. Допустимый предел значений - не более 8 – 10%. = = 71,85489/20=3,59 В среднем расчетные значения отклоняются от фактических на 3,59%. Это значение входит в допустимый предел, следовательно, качество построенной модели достаточно высокое. 3в) Вычислим для построенной модели множественный коэффициент детерминации Множественный коэффициент детерминации показывает долю вариации результативного признака под воздействием включенных в модель факторов Х2 и Х5. Т.о., почти 58% вариации зависимой переменной (объема реализации) в построенной модели обусловлено влиянием включенных факторов Х2 (расходы на рекламу) и Х5 (индекс потребительских расходов). Проверку значимости уравнения регрессии проведем на основе F-критерия Фишера. Выдвигаем нулевую гипотезу Но о статистической незначимости полученного уравнения регрессии. В нашем примере k1=2; k=20-2-1=17. Таким образом. F табл .=3,59 при =0,05 (приложение 1). Т.к. F факт .> F табл., то при заданном уровне вероятности g=0,05 следует отвергнуть нулевую гипотезу о статистической незначимости уравнения регрессии и показателя тесноты связи. Необходимо признать уравнение регрессии адекватным. Значимость коэффициентов уравнения регрессии a1 и a2 оценим с использованием t-критерия Стьюдента: = = Табличное значение t-критерия Стьюдента при уровне значимости 0,05 и степенях свободы (20-2-1)=17 составляет tтабл=2,11 (приложение 2). Так как ta1=1,97 < tтабл=2,11, следует принять нулевую гипотезу о незначимости коэффициента a1. ta2=3,66 > tтабл=2,11, гипотеза о незначимости коэффициента a2. 4. С цельюпроверки полученныхрезультатов проведем регрессионный анализ выбранной модели с помощью Exel, применив инструмент Регрессия. Для проведения регрессионного анализа с помощью Exel выполните следующие действия: 1) выберите команду Сервис/Анализ данных; 2) в диалоговом окне Анализ данных выберите инструмент Регрессия. Щелкните по кнопке ОК. 3) в диалоговом окне Регрессия в поле «Входной интервал У» введите адрес диапазона ячеек, который содержит зависимую переменную. В поле «Входной интервал Х» введите адреса одного или нескольких диапазонов, которые содержат значения независимых переменных. Если выделены заголовки столбцов, то установите флажок «Метки в первой строке»; 4) выберите параметры вывода. В поле «Остатки» поставьте необходимые флажки. Щелкните по кнопке ОК. Сравнивая полученные в п.п. 1,3 результаты с результатами, полученными с помощью Exel (рис. 2.8), убеждаемся в правильности выполненных действий. 5. Проанализируем влияние факторов на зависимую переменную Учитывая, что коэффициенты регрессии невозможно использовать для непосредственной оценки влияния факторов на зависимую переменную из-за различия единиц измерения, вычислим соответствующие коэффициенты эластичности, b-коэффициенты: ,
Таким образом, при увеличении расходов на рекламу на 1% от своего среднего значения величина объема реализации увеличится на 0,05%, при увеличении потребительских расходов на 1% величина объема реализации увеличится на 0,27%.
Рис. 2.8. Результаты регрессионного анализа, проведенного с помощью Exel. [2] Кроме того, по величине b-коэффициентов, можем сделать вывод, что наибольшее влияние на изменение объема реализации оказывает фактор Х5 (индекс потребительских расходов), наименьшее Х2 (расходы на рекламу). При увеличении индекса потребительских расходов на 15,5505 ед. объем реализации увеличится на 11 тыс. руб.(0,6019∙18,6829≈11), а при увеличении расходов на рекламу на 3,8043 ед. объем реализации увеличится на 5 тыс. руб. (0,2759∙18,6829≈5). 6. С помощью Exel выберем наилучший вид тренда временных рядов, соответствующих оставленным в модели переменным. На рис. 2.9 приведен результат построения трендов для временного ряда «Затраты на рекламу». В качестве аппроксимирующей функции выбран полином второй степени – парабола (т.к. по данной модели наибольшее значение у коэффициента множественной детерминации), по которой построен прогноз на два шага вперед. Значение коэффициента детерминации составило R2=0,853, что указывает на то, что весьма большая доля вариации признака Y учтена в модели (более, чем 85% вариации результативного признака объясняется вариацией фактора «затраты на рекламу».
Рис. 2.9. Результат построения тренда и прогнозирования по тренду для временного ряда «Затраты на рекламу» Аппроксимирующая функция: Х2=7,2449-0,7933t+0,0603t2. Прогнозные значения на два шага вперед соответственно составляют: Х2(21)=7,2449-0,7933∙21+0,0603∙212=17,1779, Х2(22)=7,2449-0,7933∙22+0,0603∙222=18,9775.
Для фактора Х5 «Индекс потребительских расходов» выбираем полиноминальную модель пятой степени (этой модели соответствует наибольшее значение коэффициента детерминации): Х5 = – 0,0005271347t5 + 0,0333138764t4 – 0,7481642428t3 + 6,9818484692 t2 – 21,4309347217t + 86,0069143467 Прогнозные значения на 21 и 22 периоды соответственно составляют: Х5(21) = 112,248, Х5(22) = 114,6053.
Рис. 2.10. Результат построения тренда и прогнозирования по тренду для временного ряда «Индекс потребительских расходов». 7. Для получения прогнозных оценок переменной Y по модели Подставим в нее найденные прогнозные значения факторов Х2 и Х5, получим: (21)= 166,9265+1,6712∙17,1779+0,7232∙112,248=276,81195, (22)= 166,9265+1,6712∙18,9778+0,7232∙114,6053=281,52475. Доверительный интервал прогноза имеет границы: верхняя граница прогноза: , нижняя граница прогноза: , где U(l)= , Имеем tкр =2,11 (по таблице при g=0,05 и числе степеней свободы 17), 1 Х пр (21) = 17,1779 112,248
1 Х пр (22) = 18,9775 114,6053 Тогда с использованием Exel, имеем = 0,411376247, U(l)=12,8273∙2,11∙ =17,3595
= 0,469169297 U(l)=12,8273∙2,11∙ =18,5388 Результаты прогнозных оценок модели регрессии представим в таблице прогнозов (табл. 2.4). Таблица 2.4. – Результаты прогнозных оценок модели регрессии
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 158; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |