КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к занятию (сенсорные системы)
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы
РаздеЛ: «Физиология высшей нервной деятельности» Занятие № 23: Итоговое занятие по разделу Физиология анализаторов, ВНД
Цель занятия: сформировать систематизированные представления по теме «Физиология анализаторов, ВНД», оценить знания студентов по данному разделу с использованием устного или письменного опроса, тестового контроля. Задачи занятия: - оценить знания основных понятий, закономерностей и принципов регуляции деятельности сенсорной системы; - оценить умение применять знание свойств и функций, принципов регуляции деятельности сенсорной системы и высшей нервной деятельности при решении ситуационных задач. - оценить знание методов оценки сенсорной системы и высшей нервной деятельности (см. занятия 21-22):
Основные понятия по теме: см. занятия № 18-19 1. Учение И. П. Павлова об анализаторах. Рецепторный отдел анализаторов. Рецепторы: понятия, классификация, основные свойства и особенности, механизм возбуждения, функциональная мобильность. 2. Проводниковый отдел анализаторов. Участие подкорковых образований в проведении и переработке афферентных возбуждений. Корковый отдел анализаторов. Процессы высшего коркового анализа афферентных возбуждений. Взаимодействие анализаторов. 3. Зрительный анализатор, рецепторный аппарат. Фотохимические процессы в сетчатке при действии света. Современные представления о восприятии цвета. Основные формы нарушения цветового зрения. Физиологические механизмы аккомодации глаза. Адаптация зрительного анализатора. 4. Физиологическая характеристика вкусового анализатора. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы. Классификация вкусовых ощущений. 5. Физиологическая характеристика обонятельного анализатора. Классификация запахов. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы температурного анализатора. 6. Биологическое значение боли. Современное представление о ноцицепции и центральных механизмах боли. Антиноцицептивная система. Нейрохимические механизмы антиноцицепции. 7. Слуховой анализатор. Звукоулавливающий и звукопроводящий аппарат. Рецепторный отдел слухового анализатора. Механизм возникновения рецепторного потенциала в волосковых клетках спирального органа. Теория восприятия звуков. Проводниковый и корковый отдел слухового анализатора. Бинауральный слух. 8. Роль вестибулярного анализатора в восприятии и оценке положения тела в пространстве и при его перемещении. 9. Тактильный анализатор. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы анализатора. 10. Роль температурного анализатора в восприятии температуры внешней и внутренней среды организма. Рецепторный, проводниковый и корковый отделы температурного анализатора. 11. Двигательный анализатор, его роль в восприятии и оценке положения тела в пространстве и в формировании движений. Рецепторный, проводниковый и корковый отдел анализатора. 12. Роль интероцептивного анализатора в поддержании постоянства внутренней среды организма, его структура. Классификация интерорецепторов, особенности их функционирования. Вопросы к занятию (ВНД) 13. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов. 14. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Классификация условных рефлексов. Правила образования условных рефлексов. Физиологические механизмы образования рефлексов. Их структурно-функциональная основа. 15. Торможение в высшей нервной деятельности. Безусловное торможение. 16. Торможение в высшей нервной деятельности. Условное торможение. 17. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика. 18. Физиологические механизмы сна. Фазы сна. Теории сна. 19. Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах. 20. Речь, функции речи. Функциональная асимметрия коры больших полушарий, связанная с развитием речи у человека. Центры речи. 21. Парность в деятельности коры больших полушарий мозга. Функциональная асимметрия мозга. Доминантность полушарий и ее роль в реализации высших психических функций (речь, мышление и др.). 22. Современное представление о локализации функций в коре полушарий. Полифункциональность корковых областей. Пластичность коры. 23. Особенности восприятия у человека. Внимание. Физиологические корреляты внимания. 24. Биологическая роль эмоций. Теория эмоций. Вегетативные и соматические компоненты эмоций. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека. Эмоциональное напряжение (эмоциональный стресс). 25. Память и ее значение в формировании целостных приспособительных реакций. Виды памяти и механизмы формирования памяти. 26. Мотивации. Классификации мотиваций, механизм их возникновения. 27. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К.Анохина. 28. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков. 29. Виды мышления. Физиологические подходы к изучению процесса мышления.
ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (сенсорная система) 30. Сенсорная функция полости рта, ее особенности. Понятие о ротовом или оральном анализаторе (И.П.Павлов). 31. Физиологическая характеристика вкусового анализатора. Современное представление о вкусовом восприятии. 32. Методы изучения вкусового анализатора. Определение порогов вкусовой чувствительности и показателей функциональной мобильности. 33. Топографические особенности тактильной чувствительности слизистой оболочки рта. Методы исследования. 34. Топографические и функциональные особенности температурной чувствительности полости рта. Методы исследования. 35. Болевая чувствительность слизистой оболочки полости рта и зубов. Топографические особенности, методы исследования. 36. Физиологическое обоснование немедикаментозных методов обезболивания: охлаждение, электрообезболивание, рефлексоанальгезия (акупунктура, электроакупунктура), аудиоанальгезия. Возможности и перспективы их применения в стоматологии. ПРОФИЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ (ВНД) 37. Учение о второй сигнальной системе. Значение этого учения в работе врача-стоматолога. 38. Условно- и безусловно-рефлекторные изменения в деятельности внутренних органов при стоматологических вмешательствах. 39. Адаптация к зубным протезам как проявление пластичности нервных центров. Фазы адаптации. Восстановление функции жевания, глотания, речи.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 60; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |