Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дружинина, С.И.




РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Рецензии

Гаврилов, А. В. Как звучит? [Текст] / Андрей Гаврилов // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10–11). – С. 2. – Рец. на кн.: Музыкальный запас. 70-е: проблемы, портреты, случаи / Т. Чередниченко. – М.: Новое лит. обозрение, 2002. – 592 с.

или

Зданович, А. А. Свои и чужие – интриги разведки [Текст] / Александр Зданович. – М.: ОЛМА-пресс: МассИнформМедиа, 2002. – 317 с.

Рец.: Мильчин, К. На невидимом фронте без перемен // Кн. обозрение. – 2002. – 11 марта (№ 10–11). – С. 6.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

(ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

 

 

 

Орел – 2007

УДК 808.2: 800.6 (07)

 

Рецензенты:

Беднарская Л.Д. – доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета;

Бурко Н.В. – кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка, культурологии и психологии Орловского государственного аграрного университета

 

Автор-составитель: кандидат филологических наук, доцент,

доцент кафедры русского языка, культурологии и психологии

Дружинина С.И.

 

Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие для студентов инженерных специальностей (заочная форма обучения)/ С.И. Дружинина. – Орел: изд-во Орел ГАУ, 2007. – 164 с.

 

ISBN 978-5-93382-077-2

 

Учебно-методическое пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов инженерных специальностей (заочная форма обучения) утверждено и рекомендовано к изданию на заседаниях методического совета ФГОУ ВПО Орел ГАУ 2007 г. (протокол № 9 от 23 мая 2007 г.); методической комиссии факультета гуманитарных и естественнонаучных дисциплин (протокол 9 от 14 мая 2007 г.).

 

Требования Государственного образовательного стандарта

к преподаванию гуманитарных дисциплин:

– осуществлять преподавание гуманитарных дисциплин в форме авторских лекционных курсов, разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и спецсеминаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

– устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специальности; содержание дисциплин должно быть ориентировано с учетом профиля подготовки выпускников и должно соответствовать реализации задач их профессиональной деятельности.

 

© С.И.Дружинина

ISBN 978-5-93382-077-2 © Издательство Орел ГАУ, 2007


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Курс «Русский язык и культура речи», который читается студентам инженерных специальностей (з/о), имеет важное значение для подготовки будущих специалистов аграрного профиля. Программа курса предусматривает лекции, практические занятия, различные формы самостоятельной работы студентов, а также написание контрольной работы.

Цель данного пособия – помочь студентам применить на практике изучаемые ими теоретические основы курса, приобрести умения и навыки правильного и точного употребления различных языковых средств, хорошо ориентироваться в их стилистическом многообразии. Предлагаемое учебно-методическое пособие может использоваться для работы на практических занятиях, для самостоятельной работы студентов, поможет обучающимся хорошо подготовиться к контрольной работе и успешно ее написать.

Пособие состоит из четырех разделов: I. Язык. Речь. Речевая деятельность; I. Культура речи; III. Стилистика; IV. Риторика. По каждой теме, входящей в определенный раздел пособия, даются теоретические вопросы, а также практические задания различных видов. Прежде всего это упражнения воспроизводящего характера, выполняемые в аудитории под руководством преподавателя или в ходе самостоятельной домашней работы по аудиторному образцу. Другой вид упражнений – задания поискового характера, творческие задания. Этот вид упражнений предполагает подбор студентами различных языковых примеров, написание мини-сочинений, лингвистический анализ текста. Ряд заданий требует критического анализа текстов, выработки навыка стилистической правки. Во многих упражнениях используется современный иллюстративный материал, учитывается специфика будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Студентам-заочникам предлагаются также тестовые задания, с помощью которых обучающиеся могут проверить полученные знания, подготовиться к выполнению контрольных работ, к сдаче зачета. Тексты контрольных работ, примерный перечень вопросов к зачету тоже представлены в пособии.

«Учебно-методическое пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для студентов инженерных специальностей (заочная форма обучения)» подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта и в соответствии с программой курса «Русский язык и культура речи».

РАЗДЕЛ I. ЯЗЫК. РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Тема 1: «Язык и речь»

 

Работа с терминами: язык, речь, лингвистика, языковая система, звук, фонема, морфема, словосочетание, предложение, коммуникативный процесс, культура языка, культура речи

 

Вопросы

 

1. Какие гипотезы о возникновении языка вы знаете?

2. Что такое язык?

3. Назовите функции языка.

4. Почему язык имеет социальный характер?

5. Расскажите о языковой системе, ее уровнях и соответствующих им языковых единицах.

6. Что такое речь?

7. Что вы знаете о теории речевой коммуникации?

8. Докажите тесную взаимосвязь языка и речи.

9. Охарактеризуйте значение терминов «культура языка» и «культура речи».

 

Задания

 

1. Выпишите несколько высказываний писателей о красоте и богатстве русского языка.

 

2. Прочитайте фразеологизмы со словом «язык». Выпишите сочетания, в которых слово «язык» имеет значение «подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения, у человека участвующий также в артикуляции».

 

Боек на язык. Просится на язык. Язык без костей. Эзопов / эзоповский язык. Говорить на разных языках. Язык прилип / присох к гортани. Язык проглотить. Находить общий язык. Закусить / прикусить язык. Развязать язык. Черт дернул за язык. Будто / словно / точно корова языком слизнула. Язык на плече. Не сходит с языка (у кого). Показать / показывать язык. Вертеться на языке / на кончике языка.

 

3. Прочитайте пословицы и поговорки со словом «язык». Раскройте смысл каждого изречения. Выпишите те из них, в которых говорится о языке как средстве общения.

 

Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. Языком мели, а рукам воли не давай. Язык до Киева доведет. Мал язык, да всем телом владеет. Без языка и колокол нем. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком. Не спеши языком, торопись делом. Языком и лаптя не сплетешь. На языке мед, а под языком лед. Не ножа бойся, а языка.

 

4. Определите количество букв и количество звуков в словах. Слова затранскрибируйте.

Образец: яма - [й а ма] – 3 буквы, 4 звука.

 

Молодежь, даль, жест, насекомые, фея, пюре, все, слеза, смола, юбка.

 

Для справок.

Транскрипция – особый вид письма, применяемый с целью наиболее точной передачи звукового состава языка. Она основана на определенных отношениях между звуками и буквами, которые заключаются в том, что каждый звук обозначается одним знаком.

 

5. Произведите морфемный анализ слов.

 

Выламывать, вооруженный, обучение, переподготовка, последовательность, рассказывают, соприкосновение.

 

6. Из данных предложений выпишите все возможные словосочетания. В каждом словосочетании найдите главные и зависимые слова, определите способы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Образец: Женщина читает книгу.

гл. завис.

читает (что?) книгу (управление).

 

1) Из-за реки шла на город дождевая туча (К.Паустовский); 2) Береза по-детски радостно встряхивала ветки (М.Бубеннов); 3) Сила, свет, красота ночи стали ослабевать (И.Бунин).

7. Сочинение. Опишите несколько ситуаций вашего общения (с друзьями, родными или кем-либо), которые в каком-то отношении интересны, поучительны. Используйте в сочинении несколько пословиц, фразеологизмов (см. задания 1, 2, 8).

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М., 2000.

2. Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М., 1977.

3. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996.

 

Тема 2: «Разновидности речи. Виды речевой деятельности»

 

Работа с терминами: речь, монолог, диалог, полилог, информативный диалог, интерпретативный диалог, описание, повествование, рассуждение, речевая деятельность, аудирование, рефлексивное слушание, нерефлексивное слушание

 

Вопросы

 

1. В чем суть внешней и внутренней речи?

2. Расскажите о сходстве и различиях устной и письменной речи. Назовите разновидности устной речи.

3. Опишите

1) особенности монолога,

2) особенности диалога и полилога.

4. Дайте характеристику функционально-смысловым типам речи:

1) описанию,

2) повествованию,

3) рассуждению.

5. Расскажите о видах речевой деятельности:

1) о говорении,

2) о письме,

3) о слушании (аудировании),

4) о чтении.

 

Задания

 

1. Прочитайте фрагмент из рассказа охотника. Расскажите об основных особенностях устной речи. «Переведите» этот текст на кодифицированную основу, получившийся вариант текста запишите.

 

Возьму /бывало/ ружьецо и пойду в лес // Ничего не подстрелю / дичь / она хитрая тварь // Зато ягод насбираю / поем // Жарища доймет / найду тенистое местечко / на пенек усядусь / посижу трошки / отдохну // Думаю / ну // Теперь бы испить чего // Иной раз к леснику зайду / лесникова дочка кваску принесет / выпьешь / одно удовольствие //

 

2. Расскажите об особенностях следующих диалогов:

 

1) - Дождик, дождик, слава Богу, - сказала Евстолия.

- Дождик? – переспросил я и первым делом подумал, как мы будем добираться домой.

Умная Евстолия угадала ход моих мыслей:

- Ладно, давай, не сахарные. Не размокнем. Надоть дождик-от. Может, хоть картошечки сколько вырастут да какой гриб в лесу разведется.

(Ф. Абрамов)

 

2) - За моей спиной ты продал меня!

- Я говорил только то, что раньше… Тебе! В глаза!

- Нет, мне передали: ты даже растленность мне вклеил… В глаза-то говорил пообкатанней, боялся – отобью мяч в твои же ворота.

- А тебе не передали, что я талантливым тебя называл?

- Вот именно, чтоб легче подставить ножку… Ходил в обнимочку, а за пазухой нож держал, ждал случая в спину вонзить.

С минуту Генка ошеломленно таращил глаза на Игоря, а тот целился в него носом – отчужденно-спокоен.

- Ты-ы!

Игорь пожал плечами.

- Сам просил – я не набивался.

- Ты-ы!.. Ты-ы меня!.. Носил за пазухой!..

- Сказал факты, а вывод пусть делают другие.

Генка, сжав кулаки, шагнул на Игоря:

- Я те-бе!..

Игорь распрямился, выставил темный подбородок.

- Давай, - тихо попросил он. – Ты же самбист, научен суставы выворачивать.

Генка остановился, хрипло выдохнул:

- Сволочь ты!

- Я сволочь, ты святой. Кончим на этом. Аминь.

(В.Тендряков)

 

3) - Ну, а как он?

- Директор-то наш? В светлое будущее нас ведет. Такая его цель. – Григорий Ефимович сунул в мешок кружку, ждал с развязанным мешком, когда я допью чай и отдам ему свою посудину. – Фрукт этот ни мороз, ни жара не берет. А в нашем умеренном климате, да еще при нашей бесхарактерности, такому самое плодородное место.

(В.Астафьев)

 

5) И вдруг однажды приходит из университета жена… и говорит:

- Марию Тихоновну видела.

- Ну и что?

- Приглашала на юбилей.

- На юбилей? На какой юбилей?

- На свой. Шестидесятилетие будет отмечать.

- Что ж, сделай доброе дело – сходи.

- Видишь ли, - сказала жена, - она нас вместе приглашала.

- Ну, знаешь… Только мне теперь по юбилеям и ходить…

- Ничего. На часок – на два можно. Надо же уважить человека.

(Ф.Абрамов)

 

3. Выпишите из художественной литературы или придумайте диалоги всех видов (1) информативные диалоги: собственно информативный, дискутивный, предписывающий; 2) интерпретативные диалоги: целенаправленные /диалог, формирующий оценочную модальность, диалог-ссора и т.п./, ненаправленные).

 

4. Прочитайте диалог. Охарактеризуйте его структуру. Проследите, как в диалоге реализуется закон экономии языковых средств /речевых усилий/, который подразумевает пропуск в речи какого-нибудь легко восстанавливаемого слова или нескольких слов.

 

Подколесин. Не приходила сваха?

Степан. Никак нет.

П. А у портного был?

Ст. Был.

П. Что ж он, шьет фрак?

Ст. Шьет.

П. И много уже нашил?

Ст. Да, уж довольно. Начал уж петли метать.

П. Что ты говоришь?

Ст. Говорю: начал уж петли метать.

П. А не спрашивал он, на что, мол, нужен барину фрак?

Ст. Нет, не спрашивал.

П. Может быть, он говорил, не хочет ли барин жениться?

Ст. Нет, ничего не говорил.

П. Ты видел, однако ж, у него и другие фраки? Ведь он и для других тоже шьет?

Ст. Да, фраков у него много висит.

П. Однако ж ведь сукно-то на них будет, чай, похуже, чем на моем?

Ст. Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 63; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.