Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5: «Правильность речи: лексические и синтаксические




нормы»

 

Работа с терминами: лексические нормы, синтаксические нормы, стилистические нормы, плеоназм, тавтология, расщепление сказуемого, паронимы, лексический анахронизм

 

Вопросы

 

1. Что вы знаете о лексических нормах русского языка?

2. Охарактеризуйте синтаксические нормы.

 

Задания

 

1. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его значения, а также на анахронизм, плеоназм, тавтологию.

 

1) Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2) На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 3) С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 4) Крестьяне не выдерживают тяжелой жизни и идут к главному губернатору города. 5) Охотился охотник на охоте. 6) Онегин улучшил жизнь крестьян тем, что заменил ярем барщиной. 7) Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста. 8) В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 9) Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А.П.Чехова. 10) У крестьянки Ненилы были плохие жилищные условия. 11) Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе. 12) Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 13) После окончания лицея Пушкин был принят на работу в Коллегию иностранных дел. 14) Дворовых заставляли работать и по выходным дням. 15) Наиболее высочайшие здания в мире находятся в Америке.

 

2. Укажите слова, употребление которых приводит к нарушению лексической сочетаемости, исправьте речевые ошибки.

 

1) Два пернатых в одной берлоге не живут. 2) В журнале я прочел большую дискуссию о роли отца в воспитании своих детей. 3) Повышение белковитости зерна ставит перед исследователями большие трудности. 4) Книжная ярмарка гостеприимно приглашает издателей и авторов посетить павильоны. 5) Спортсмены «Колоса» установили 32 новых достижения области. 6) Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. 7) Прошу вашего разрешения выписать мне половину полтонны угля. 8) Вышеперечисленный металл не поступил на завод-заказчик. 9) Учитель должен давать советы и замечания своим ученикам. 10) К моменту обмена квартиры в ней были прописаны жена, дочь и вещи. 11) Наставник от всей души отругал меня за поломку фрезы. 12) Ударил заморозок, и сильно прихватило кукурузу.

 

3. Укажите речевые ошибки, возникшие в результате смешения паронимов. Устраните их.

 

1) Изменения, прошедшие в стране за последние 5-6 лет, необратимы. 2) Мастер цеха высказал, что обувь его комбината пользуется большим спросом у покупателей. 3) Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра. 4) Лечебные учреждения проводят дифференциальное питание больных. 5) Утверждая документацию, директор ставит на ней свою роспись. 6) Он читал протоколы с чувством, с каким писатель перечитывает свое удачливое произведение. 7) В кормушке за окном кухни пиршествовали воробьи. 8) При решении этой проблемы потребовались экскурсии в математику и биологию.

 

4. Укажите ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении, исправьте их.

 

1) Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 2) Села и рабочие поселки обслуживают кинопередвижки. 3) Стены украшают плакаты и флажки. 4) На этих лошадях скрылись преступники, следы от которых ведут в Ингушскую республику. 5) Студенты проходили практику в одном из цехов завода, который недавно был реконструирован. 6) Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки. 7) Вопрос к господину Закаеву, который не может не волновать россиян. 8) Существовавшее до сих пор положение в области использования электровозов не удовлетворяет требованиям транспорта. 9) Администраторы, делая незначительные уступки рабочим, которые нисколько не улучшили их положение, стараются предотвратить забастовку.

 

5. Дайте стилистическую оценку вариантов согласования и управления. В случае необходимости устраните речевые ошибки.

 

1) Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, остались неудовлетворенными компенсацией. 2) Ответ по его заявлению отправлен своевременно. 3) Началась подготовка по проведению выборов. 4) Поздно вечером к амбару подкатило два грузовика, груженные мукой. 5) Эти факты говорят за то, что на заводе нет хороших материалов. 6) Любопытство, а не жажада познания взяла верх. 7) Большинство произведений поэта посвящены теме любви. 8) Аспирант должен представить отчет в проделанной им работе. 9) Река Днепр этой весной вышел из берегов. 10) Прошу действовать согласно приказа директора школы. 11) Я соскучилась по вам. 12) Вы поступаете вопреки правил, принятых в нашем вузе. 13) Люди жалуются на правоохранительные органы: стражи порядка часто грубят с задержанными гражданами. 14) Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование. 15) Крестьянство на протяжении многих веков боролись против помещиков.

 

6. Укажите ошибки, связанные с употреблением подлежащих, однородных членов предложения, деепричастных оборотов.

 

1) В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2) Готовя домашнее задание, меня все время отвлекал телефон. 3) Язык, он является средством общения. 4) Надев пальто, у меня явилась мысль, что, будучи членом приемной комиссии, мне придется сегодня задержаться до позднего вечера. 5) В городе открылось много новых парикмахерских, ателье, разных мастерских и предприятий бытового обслуживания. 6) Много лет исследователи работали над созданием центрифуги для отделения и промывки красного шлама, но до сих пор они не нашли промышленного применения. 7) Закончив экскурсию, в ресторане нас ждал обед. 8) Книга, которую я только что прочла, она была очень интересная. 9) Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, ясная, совсем без дождей, без ветра. 10) Пользуясь калькулятором, расчет производится правильно и легко.

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М., 2000.

2. Петрякова А.Г. Культура речи. – М., 2001.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1999.

4. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

5. Русский язык и культура речи / Редактор Черняк В.Д. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996.

 

 

Тема 6: «Правильность речи: морфологические нормы»

 

Работа с терминами: морфология, морфологические нормы, общий род, аббревиатура.

Вопросы

 

1. Что такое морфологические нормы?

2. Расскажите о морфологических нормах, связанных с употреблением

- имен существительных,

- имен прилагательных,

- имен числительных,

- местоимений,

- глаголов.

 

Задания

 

1. От следующих существительных образуйте родительный падеж множественного числа. Составьте семь словосочетаний с образованными словами.

 

1) Башкиры, болгары, буряты, осетины, румыны, татары, туркмены, цыгане, турки. Киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты.

2) Валенки, сапоги, чулки, ботинки. Носки, ремешки.

3) Вольты, амперы, микроны, аршины. Метры, граммы, килограммы, гектары.

4) Лимоны, апельсины, баклажаны, мандарины, помидоры, томаты. Яблоки.

 

2. Подберите определения к словам. Обозначьте род каждого существительного.

 

Мозоль, рояль, фамилия, какаду, шимпанзе, бра, кафе, тюль, толь, кофе, рельс, бедняжка, пальто, шоссе, какао, пианино, жюри, Сочи, Тбилиси, табель, обжора.

 

3. Перепишите, согласуя прилагательные с существительными единственного числа. После каждого существительного укажите в скобках его род и склонение. Несклоняемые существительные подчеркните. За справками обращайтесь к словарям.

 

Избирательн… бюллетень, нов… покрывал…, забавн… гризли, грузов… такси, уважаем… кюре, заказн… бандероль, военн… атташе, известн… маэстро, черн… лебедь, остроумн… конферансье, полев… мышь, шелков… кашне, вкусн… студень, французск… шампунь, кожан… туф(?)л…, больш… мозоль, траурн… вуаль, прав… рельс(?), рискован… антраша, звучащ… банджо, опасн… динго.

 

4. Спишите. Где нужно, вставьте пропущенные буквы. Определите род существительных. Подчеркните склоняемые существительные (все они употреблены в форме единственного числа).

 

Хитр(?) импрессарио, книга Иль(?) Гинзбург(?), не узнал Марию Курилович(?), (ярко)зелен(?) колибри, поехать в загадочн(?) Токио, сладк(?) ситро, дружить с Оксаной Петренк(?), подойти к Павлу Величк(?), зелен(?) алоэ, оригинальн(?) портмоне, в гостях у грузинки Тамары Лежав(а, ы), изящн(?) бра, ядовит(?) цеце, кратк(?) резюме, ярк(?) индиго, юн(?) кабальеро.

 

5. Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления.

 

1) Леня рос круглой сиротой. 2) Я напою тебя отличным кофем. 3) Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его. 4) Катя научила меня танцевать старинный танго. 5) Окно занавешено красивой белой тюлью. 6) Моя сестра – спортсмен-разрядник. 7) Новых сапогов у него, конечно, нет и никогда не было. 8) Мама сварила яблочную повидлу. 9) Мы долго наблюдали за ярким пламем костра. 10) Бабушка укрыла тесто пальтом. 11) Не знаете ли вы, сколько сейчас время?

 

6. Укажите речевые ошибки, исправьте их.

 

1) Вера оказалась в преглупейшем положении. 2) Нищету этого зрелища подчеркивают все более ординарнейшие "вставки" в представление. 3) Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям. 4) Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми. 5) Метод исследования правилен и соответствен сложности самой проблемы. 6) Разработка этого месторождения сейчас является наиболее важнейшей задачей. 7) Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции. 8) В этих условиях ткани сохраняли свои свойства свыше более чем в течение трех недель.

 

7. Раскройте скобки, выберите нужную форму. Укажите семантические и стилистические различия между вариантными формами имен числительных.

 

1) (Два, двое, оба; музыкант) победили на этом конкурсе.

2) Соревнования длились (три, трое; день).

3) С лекцией выступили (четыре, четверо; профессор).

4) (Обоим, обеим) студенткам дали дополнительное задание.

5) (Пять, пятеро) автомобилей закончили гонку.

 

8. Спишите, заменяя цифры словами.

 

1) Батумские железнодорожники сверх планового задания передали по назначению более 11800 тонн хозяйственных грузов. 2) В 1985 году из 1500 гектаров, на которых совхоз высадил рассаду капусты, 300 гектаров не дали урожая. 3) В Антарктиде русские исследователи отметили понижение температуры до 88,3 градуса. 4) В 1958 году советский теплоход «Грузия» шел вокруг Европы с 785 пассажирами на борту. 5) Корабль с 1345 тоннами груза на борту покинул Сиднейский порт. 6) В 837 километрах от города Энска находится железнодорожная магистраль. 7) Комиссия побеседовала с 1205 жителями города. 8) К 317 надо прибавить 11. 9) Все палатки были заняты 128 туристами, прибывшими в лагерь накануне. 10) Из 250 видов грибов, что растут повсеместно в наших лесах, мы знаем в лицо и по названиям едва ли не четвертую часть.

 

9. Исправьте в предложениях речевые ошибки и недочеты. Объясните причины их появления.

 

1) Он был способный выполнить самую трудную задачу. 2) Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь. 3) Ихнее предложение было неуместно. 4) Он посмотрел на ее задумчивыми глазами. 5) Обои девочки были очень хорошенькие. 6) Аргументы Шмелева менее весомее. 7) Свыше пятьсот народностей проживают на этом континенте. 8) Среди двадцать одного студента группы четыре были отличниками. 9) Небольшой старинный город расположен по обоим сторонам самой красивейшей реки во Владимирской области.

 

10. От данных глаголов при помощи суффиксов –ива-, -ыва- образуйте другие. Подчеркните гласные «о» или «а» и расставьте ударения. При затруднениях обращайтесь к словарям.

 

Образец: зараб о тать – зараб а тывать.

 

Освоить, обусловить, удостоить, усвоить, опорочить, подытожить, сосредоточить, удвоить, узаконить, уполномочить, упрочить, затронуть.

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М., 2000.

2. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов н/Д, 2001.

3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – М., 1999.

4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М., 1984.

5. Русский язык и культура речи / Редактор Черняк В.Д. – М.: Высшая школа, 2002.

6. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1996.

8. Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка в 2-х томах. – М., 2000.

 

 

РАЗДЕЛ III. СТИЛИСТИКА

 

Тема 1: «Функциональные стили русского языка. Научный стиль: общая характеристика»

 

Работа с терминами: литературный язык, функция, функциональный стиль, научный стиль, стилеобразующий фактор, отвлеченно-обобщенность, логичность

 

Вопросы

 

1. Что такое функциональный стиль?

2. Расскажите о стилеобразующих факторах

3. Охарактеризуйте научный стиль русского языка в следующем порядке: цели, задачи, общие черты

4. Что вы знаете о подсистемах (подстилях) научного стиля?

 

Задания

 

1. Распределите приведенные ниже языковые примеры по стилям. Докажите принадлежность каждого примера к тому или иному стилю.

 

а) – Гляди! Гляди! Хариусы скачут! Таймень пошел!

– Лови его!

– Куда там. Ушел…

 

б) В соответствии со статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.96 №125 – Ф-3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» успешно обучающемуся студенту III курса Орловской региональной академии гос. службы Иванову Сергею Николаевичу (факультет юриспруденции) предоставляется дополнительный отпуск с сохранением средней заработной платы для подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов с 13.02.2006 г. по 27.04.2006 г. продолжительностью 74 календарных дня.

 

Декан факультета /Личная подпись/ Петров М.П.

 

в) Функционально-стилевое расслоение языка удобно представить в виде полевого структурирования, а именно так, что у каждого стиля есть центр и периферия. Центр составляют тексты, наиболее «чисто» и полно эксплицирующие специфику данного функционального стиля, а в области периферии находятся тексты, менее «чисто» представляющие его специфику.

 

г) В минувший понедельник Владимир Путин устроил в Сочи внеочередной саммит глав государств Содружества. Правда, со своими коллегами он общался по телефону, причем подолгу. Поговорил со всеми, кроме президентов Грузии и Молдавии (с ними разговор впереди).

По официальной информации, лидеры обсуждали пути взаимодействия своих стран в борьбе с терроризмом.

 

д) Давали Фенеллу (четвертое представление). В узкой лазейке, ведущей в кассе, толпилась непроходимая куча народу… Печорин, который не имел билета и был нетерпелив, адресовался к одному театральному служителю, продающему афиши. За пятнадцать рублей достал он кресло во втором ряду с левой стороны – и с краю: важное преимущество для тех, которые берегут свои ноги и ходят пить чай к Фениксу. Когда Печорин вошел, увертюра еще не начиналась и в ложи не все еще съехались, между прочим, прямо над ним в бельэтаже была пустая ложа, возле пустой ложи сидели Негуровы, отец, мать и дочь; дочка была бы недурна, если б бледность, худоба и старость, почти общий недостаток петербургских девушек, не затмевали блеска двух огромных глаз и не разрушивали гармонию между чертами довольно правильными и остроумным выражением.

 

2. Определите, какие из подстилей научного стиля используются в данных отрывках. Докажите принадлежность каждого отрывка определенному подстилю.

 

а) УТОЧКИН

Сергей Исаевич

(1876 – 1916),

один из первых русских летчиков, популяризатор авиационного дела в России. Родился в Одессе в купеческой семье. Занимался многими видами спорта (плавание, фехтование, борьба, бокс) и в каждом из них добивался успехов. В 1907 г. совершил самостоятельный полет на воздушном шаре (Одесса), потом гастролировал в Египте, летал над Сахарой (8 полетов). Испытывал планеры. 15 марта 1910 г. в Одессе совершил свой первый полет на самолете «Фарман – 4». В августе 1910 г. – летчик-испытатель завода «Дукс» (Москва). Построил биплан по типу «Фармана», на котором в декабре 1910 г. совершил десятки полетов над Одессой и морем. В 1910 – 1911 гг. первым показал полет самолета во многих городах России и за рубежом. Похоронен на Николаевском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

 

б) Правописание предлогов

 

1) Пишутся с существительными раздельно предлоги производные, так называемые первообразные, которые не соотносятся по образованию с какой-либо частью речи: без, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через (без умысла, для забавы, через дорогу).

Сложные предлоги из-за, из-под, по-за, по-над пишутся через дефис, например: из-под дивана, по-над лугом, из-за недоразумения.

Предлоги производные ввиду, вместо, вроде, вследствие, наподобие, насчет, сверх пишутся слитно, например: ввиду предстоящего отъезда (ср. сочетание предлога и существительного: в виду города, иметь в виду), вроде рычага (но: в роде Толстых), вследствие болезни (но: включиться в следствие), наподобие ножниц, насчет документов.

2) Предлоги в виде, в связи (с), в продолжение, в течение, наречие-предлог в заключение пишутся раздельно (последние три слова в значении времени имеют на конце е), например: в виде исключения, в связи с назначением, в продолжение года (но: новые персонажи в продолжении романа), в течение всей дороги (но: изгибы в течении реки), в заключение доклада (но: выводы в заключении экспертов).

 

в) Ф.Ницше подвергает критике мораль как форму культуры, отождествленную с христианством. Он приходит к выводу о враждебности морали и губительности ее для жизни и творчества. Мораль, по Ницше, это путь вырождения человека, уничтожение воли к жизни. «Решающий признак, устанавливающий, что священник (включая и затаившихся священников-философов) сделался господином не только в пределах определенной религиозной общины, но и всюду вообще, есть мораль (ducadens), воля к концу, которая ценится как мораль сама по себе и заключается в безусловной ценности, приписываемой началу неэгоистическому и враждебному всякому эгоизму», - пишет Ницше. Спасение, на его взгляд, в возвращении к мифологическому тождеству человека с миром, в котором происходит обновление духа человека, проникнутого дионисийством, ибо Ф.Ницше, разделяя шопенгауэровское понятие мира как ищущей и страждущей стихии, считает жизнь человека трагичной, процессом бесконечного становления – создания и ликвидации ценностей культуры.

 

г) Язык располагает многообразными средствами выражения субъективно-модального значения. Обычно сюда относят интонацию, словопорядок, специальные конструкции, повторы, частицы, междометия, вводные слова и вводные сочетания слов, вводные предложения. Как видим, средства выражения субъективной модальности (СМ) даются списком, совокупно. Между тем они представляют собой систему, центр которой не называемое обычно как субъективно-модальное средство местоимение я. В языке (вне контекста) оно действительно не имеет субъективно-модального значения, но в высказывании, в тексте (речи) оно становится средоточием СМ. Если все остальные средства СМ (вводные единицы и др.) выражают присутствие говорящего косвенно, то местоимение я называет говорящего прямо и непосредственною. Все остальные средства СМ служат выявлению я в речи, связаны с ним, подчинены ему. Так, вводные слова, словосочетания, предложения обладают субъективно-модальным значением потому, что выражают отношение говорящего (я) к содержанию высказывания. Междометия – это непосредственная реакция говорящего и т.д. Таким образом, я – это центр, средоточие поля СМ. И появление я в высказывании (тексте) знаменует собой высшую степень СМ. Например: Стояла звонкая тишина, лес нахмурился, посуровел. Я шел по тропинке, вглядываясь в темную чащу.

Появление я в последнем предложении резко меняет модальный план изложения: объективированное описание сменяется субъективным. И предшествующие появлению я картины-фразы воспринимаются уже с точки зрения говорящего, я.

 

д) С 1879 по 1880 г. Фолдс собрал массу отпечатков пальцев и изучил всевозможное разнообразие пальцевых узоров, образуемых папиллярными линиями. Сначала его заинтересовали только этнографические проблемы, в частности, вопрос о том, существуют ли отличия линий в отпечатках пальцев у представителей различных народов. Позже он стал изучать вопрос, передаются ли по наследству узоры папиллярных линий. Затем случай навел его на один след, который отныне уже не давал ему покоя. По соседству с домом Фолдса через побеленную каменную стену перелез вор. Фолдсу, чье увлечение пальцевыми узорами было общеизвестно, сообщили, что на стене остались четкие следы испачканных сажей пальцев человека. Пока Фолдс изучал эти отпечатки, вора арестовали. Тогда Фолдс попросил у полиции разрешения взять отпечатки пальцев у задержанного. Но, сравнив пальцевые узоры, оставшиеся на стене, с пальцевыми узорами арестованного, он выяснил, что они совершенно разные. А так как отпечаток на стене должен был, естественно, принадлежать только вору (он перед этим споткнулся об остывшую жаровню), то Фолдс сделал вывод – арестованный невиновен. И оказался прав: через несколько дней был арестован настоящий взломщик. Для полной уверенности Фолдс взял отпечатки пальцев и у него. Теперь они полностью совпадали со следами на стене.

Богатая фантазия Фолдса заработала. А что, если на месте каждого преступления искать отпечатки пальцев преступника? Что, если таким образом можно будет изобличать воров и убийц?

Все свои наблюдения и выводы Фолдс изложил в письме, отправленном им в английский журнал «Нейчер». Он писал: «Если на месте преступления обнаружены отпечатки пальцев, они могут привести к обнаружению преступника. Я уже дважды проверил это на практике».

 

3. Разделите данные термины на две группы: термины общенаучные и специальные. Пользуясь словарем, объясните значение каждого термина. В какой области науки используется каждый специальный термин?

 

Кредит, менеджмент, менеджер, прогнозировать, гипотетический, консалтинг, инфаркт, инжиниринг, аудит, эквивалент, адекватный, миома, эксперимент, реакция, сказуемое, прогрессировать, прилагательное, пародонтоз, стоматология, местоимение, вектор, интеграл, генетика, морфология, фотосинтез, клонировать.

4. Укажите способы разъяснения терминов в предложениях из научно-популярных произведений.

 

1) Следами падения крупных метеоритов на земной поверхности появляются необычные кольцевые геологические структуры, получившие название «астроболемы» - звездные раны. 2) Тайфуны и другие мощные движения атмосферы, обычно называемые циклонами, особенно сильны в тропических областях. 3) Это явление связано с присутствием в Метагалактике реликтовой (остаточной) радиации. 4) Работой комплекса средств для объемного наблюдения тел и процессов, недоступных для визуального наблюдения, не воспринимаемых в видимом свете, занимается новое направление в науке и технике - интроскопия, получившее название от латинского слова «introscopeo» – «вижу внутри». 5) Галактика содержит миллиарды звезд – раскаленных плазменных шаров, испускающих в пространство мощные потоки инфракрасных лучей. 6) Речь пойдет о квазарах, или, лучше, о сверхзвездах. 7) Загадочные тектиты – стекловидные камни космического происхождения - выпадали в разное время в виде дождей большей плотности на огромные территории. 8) Если человек без видимой причины периодически проявляет злобную раздражительность и вечное недовольство всем и всеми, значит, он болен дисфорией. А если человека преследует тоскливое, апатическое настроение, беспричинная грусть, пессимизм, значит, есть основания говорить о дистимии. Поскольку под влиянием подобных заболеваний руководитель может принимать неверные решения, некоторые российские психиатры говорят о необходимости учитывать и эти болезни при обследовании кандидатов в президенты.

Для справок.

Способы разъяснения терминов

 

1) Логическое определение – определение понятия через ближайший род и видовое отличие. Напр.: Логика – наука о законах и формах правильного мышления.

2) Подбор синонимов. Напр.: Альянс – союз, соединение.

3) Описательный способ, при котором смысл понятия, обозначенного термином, передается посредством описания данного понятия. Напр.: Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие соответствующего порядка вещей, господствующих мыслей и т.д.

4) Этимологический способ, при котором значение термина связано с его происхождением. Напр., сам термин «этимология» происходит от греческих слов etymon – истинный, верный и logos – смысл, значение. Таким образом, этимология – область языкознания, связанная с установлением истинного смысла слова, наука о происхождении слов.

 

5. Подберите по 2-3 термина с каждым интернациональным словообразовательным элементом:

 

авто- (греч. autos – сам)

анти- (греч. anti – противоположный)

био- (греч. bios – жизнь)

гипер- (греч. hyper – над, сверх)

интер- (лат. inter – между)

интра- (лат. intra – внутри)

микро- (греч. mikros – малый)

моно- (греч. monos – один)

нео- (греч. neos – новый)

поли- (греч. poli – много)

супер- (лат. super – сверху, над)

экстра- (лат. extra – вне, сверх)

 

6. Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения. Укажите лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

 

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

(А.А.Леонтьев)

 

7. Выпишите фрагмент какого-либо произведения научной литературы и найдите в нем характерные черты и языковые особенности, свойственные научному стилю.

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М.: Гардарики, 2000.

2. Русский язык и культура речи / Редактор Черняк В.Д. – М.: ВШ, 2002.

3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

6. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. – М.: Флинта: Наука, 2002.

7. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

8. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М., 1997.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1996.

10. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Русский язык, 2001.

11. Толково-этимологический словарь иностранных слов. – М.: Школа-пресс, 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 349; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.