Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: «Официально-деловой стиль: письменное 2 страница




 

Для справок.

1) В упражнении использованы заголовки и подзаголовки статей, выбранные из газеты «Комсомольская правда» за июль 2003 г. Подзаголовки даны в квадратных скобках.

2) Пример 9. Заголовок статьи о кошках.

3) Пример 10. «Ариана» - минеральная вода.

4) Пример 11. Заголовок подборки писем стариков, оптимистично воспринимающих жизнь.

5) Пример 15. Заголовок статьи о способах эпиляции.

6) Пример 16. «Бижу» - бижутерия.

 

5. Из газетных (журнальных) статей выпишите языковые примеры, в которых были бы отражены различные стилевые черты публицистического стиля: оценочность, ирония, простота и доступность, эффект новизны, рекламность и др.

 

6. Сравните предложения, учитывая их принадлежность к публицистической речи; обратите внимание на употребление речевых штампов, канцеляризмов, смешение стилей, речевую избыточность и т.д. Назовите устраненные речевые ошибки и стилистические недочеты. При необходимости внесите свои исправления.

 

1) Необходимо поднять на должную высоту уровень преподавания специальных дисциплин на нашем факультете. /Необходимо решительно улучшить преподавание специальных дисциплин на нашем факультете/. 2) Я считаю, важным является то, что выращиванием и уборкой трав у нас многие годы занимаются постоянные лица. /Важно и то, что у нас много лет выращивают и убирают травы одни и те же люди, которые хорошо изучили это дело/. 3) К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. /К сожалению, еще очень много дорожно-транспортных происшествий/. 4) На линейку готовности уже выведен прицепной и навесной инвентарь. /Уже подготовлен к весеннему севу прицепной и навесной инвентарь/. 5) Ведется работа в деле быстрого обновления дойного стада. /Разводятся ценные породы крупного рогатого скота/. 6) В силу стечения непредвиденных обстоятельств я не смог выполнить вашу просьбу. /Случилось так, что я не смог выполнить вашу просьбу/. 7) Предупрежденный заранее о стихии, коллектив Восточной дороги достойно встретил мощное мартовское таяние снегов. /Коллектив Восточной дороги, предупрежденный о раннем таянии снегов, принял меры к тому, чтобы не нарушалось движение транспорта/. 8) Со стороны отдельных сотрудников имеет место формальное отношение к своим обязанностям. /Некоторые сотрудники формально относятся к своим обязанностям/. 9) Тщательной проверке подвергались все поля, засеянные озимыми и многолетними травами. /Были внимательно проверены все посевы озимых и многолетних трав/. 10) Независимо от масштабов организации, работа должна быть на уровне масштабов нашего времени. /Независимо от масштабов организации работы, исполнение ее должно отвечать требованиям нашего времени/. 11) Перестройка вузовского обучения была предпринята в целях дальнейшего улучшения качества воспитания студентов. /Перестройка вузовского обучения была предпринята для того, чтобы улучшить воспитание студентов/. 12) Привлечение математических методов с привлечением ЭВМ может оказать существенную помощь в деле решения этой сложной проблемы. /Для того чтобы решить эту сложную проблему, необходимо применить математические методы ЭВМ/. 13) В целях решения задачи погашения задолженности по выплате зарплаты и пенсии необходимо решить вопрос о своевременном сборе налогов с предприятий и коммерческих структур. /Чтобы погасить задолженность по зарплате и пенсии, необходимо наладить сбор налогов с предприятий и коммерческих структур/. 14) В летний период времени можно нередко видеть, как сторож Лукич распекает нарушителей порядка, протаптывающих тропинки на газонах или портящих зеленые насаждения. /Летом часто можно видеть, как сторож останавливает нарушителей порядка, которые портят кусты и деревья, протаптывают тропинки на газонах/.

 

7. Найдите в предложениях, выбранных из произведений публицистического стиля, речевые штампы, избыточные конструкции, канцелярские слова и выражения.

 

1) Было установлено, что существующие расценки завышены. 2) Взятые обязательства коллектив фабрики выполнил. 3) Некоторые руководители не сосредоточивают внимания на решении необходимых и насущных вопросов. 4) Много жалоб поступило от жителей дальних деревень на плохую доставку корреспонденции. 5) Мы намечаем встречу где-то в районе двадцати часов. 6) Новой высокой награды он удостоен за выдающиеся заслуги в деле получения высоких урожаев хлопка. 7) В этом году многое было сделано по части удовлетворения культурных запросов тружеников села. 8) Обмен имеющимся опытом был очень полезен. 9) Старые методы руководства были признаны неправильными и ошибочными. 10) Ввиду отсутствия в прошлом году семян гибридных сортов пшеницы урожайность пшеницы была намного ниже, чем в текущем году. 11) Животноводы шли по линии создания прочной кормовой базы. 12) На профсоюзной конференции присутствовало 120 человек делегатов.

 

8. В языковых примерах, выбранных из газет, укажите «книжные» слова, заимствованные слова с оттенком «книжности», прокомментируйте уместность их употребления. Исправьте предложения, если это необходимо.

 

1) Завершает вторую очистку льносемени на складе второй бригады И.В.Савельев; ему также помогает супруга Галина Петровна. 2) Мастера урожаев обменялись думами о том, как поднять урожайность полей, как добиться полной отдачи от земли. 3) Среди сподвижников Ивана Лукашина его друзья – токарь Сергеев, наладчик Любшин, уже много лет работающие в его бригаде. 4) Параллельно с заделкой семян нужно завершить к 20 июля и окучивание картофеля. 5) Областной форум тружеников животноводческих ферм открылся выступлением В.Хромова. 6) Вот уже четверть века, как неделю назад, как позавчера, как вчера, так и ныне, мастер обходит ряды станков. 7) В статье были констатированы факты прямых нарушений регламента работы аптек. 8) Принятое решение следует квалифицировать, по крайней мере, как несвоевременное. 9) Нельзя к работе строителей подходить абстрактно, нивелировать оплату бригадирам, работающим нередко в несопоставимых условиях.

9. Укажите случаи неоправданного употребления стилистически сниженной лексики (слова разговорные, просторечные, жаргонные); исправьте предложения.

 

1) В портфелях творческих объединений «Мосфильма» немало задумок, творческих заявок и уже сработанных сценариев. 2) На собраниях не раз поднимался вопрос о моечной и раздатке. 3) Рассчитывать на успех в первенстве команда не может: надо прежде заиметь хороших полузащитников. 4) Дело, конечно, не только в том, что свое хозяйство мы ведем по науке. 5) Автор лучшего на выставке снимка – заядлый охотник; он рассказал мне уйму охотничьих историй, приключившихся с ним, но пересказывать их – дело безнадежное. 6) На предприятии систематически хромает учет загрузки и использования технологического оборудования. 7) Директор отдал распоряжение перевести рабочих на оплату по индивидуальной сдельщине. 8) Среди тройников лучше прыгнул Петров.

 

10. Укажите источники речевой экспрессии в заголовках газетных статей, разграничьте тропы, стилистические фигуры и фразеологизмы. Определите виды тропов и стилистических фигур.

 

«Этот сильный слабый пол», «Шаги истории», «Бумага не все терпит», «Незаповедный лес», «Свидание с Юпитером», «Как родился луноход», «Поговорим о странностях Марса», «Хорошие примеры заразительны», «Это вечно юная древняя флора», «Немузыкальный момент», «Поющая глина», «Обещанного Врубеля три года ждут», «Человек сегодня, завтра, послезавтра», «Белые мухи долетели до Москвы», «Сторожевая служба бактерий», «Цыплячья слепота», «Молодая старость – удел немногих», «Ультразвук защищает морские суда», «Осы обмениваются информацией», «С шуткой наперевес», «Много шума… и ничего», «Корова на колесах», «Рождение жемчужного чуда», «И вновь, и вновь вселенная на кончике пера», «Долгий ящик», «Слово не воробей», «Белые слезы черемух», «Перо в рабочей руке», «Две стороны пластинки», «Российские ученые выброшены на обочину реформ», «Эмиссия: опиум для народа».

 

11. Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие собой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологизма. Какая стилевая черта публицистики отражена в этих заголовках? Попробуйте определить тему каждой из статей.

 

1) Илья не играет в хоккей. 2) Велика Россия, а жить негде. 3) Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 4) Деньги на дороге на валяются. 5) Гадание на зеленой гуще. 6) Не плюй в колодец – сам там будешь. 7) Валюта строить и жить помогает. 8) У демократов собственная гордость. 9) Английская бабушка надвое сказала. 10) Ближе к «телу». 11) О бедном солдате замолвите слово. 12) Смело, товарищи, в лапу. 13) Легко ли жить в музее. 14) Большому рублю большое плавание. 15) В Минфин со своим уставом.

 

12. В газете или журнале найдите 5 произведений различных жанров публицистического стиля. Докажите принадлежность каждого текста к тому или иному жанру.

 

13. Напишите публицистическую статью (очерк, эссе и т.п.) на одну из следующих тем: «Родину не выбирают»; «Учитель (экономист, врач и т.п.) – звание высокое»; «Такое разное счастье»; «Не век жить, а век поминать»; «Берегите своих близких».

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М.: Гардарики, 2000.

2. Русский язык и культура речи / Редактор Черняк В.Д. – М.: ВШ, 2002.

3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред.проф. В.И.Максимова. – М.: Гардарики, 2005.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

5. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – М., 1997.

6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001.

7. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

8. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1993

 

РАЗДЕЛ IV. РИТОРИКА

Тема 1: «Публичное выступление»

Работа с терминами: публицистическая речь, ораторское искусство, риторика, красноречие, публичное выступление, спор, дискуссия, диспут, полемика, оратор, статус, имидж, конфликтоген, навык, умение, тезис, аргумент, докоммуникативный этап, коммуникативный этап, посткоммуникативный этап, композиция

 

Вопросы

 

1. Что такое публицистическая речь?

2. Дайте толкование термину «риторика». Какие слова ему синонимичны?

3. Перечислите жанры публицистической речи

4. Что такое публичное выступление? Какие требования предъявляются к оратору

5. Расскажите о доказательности публичной речи. Перечислите виды аргументов

6. Охарактеризуйте этапы подготовки и проведения публичного выступления:

- докоммуникативный;

- коммуникативный;

- посткоммуникативный.

 

Задания

 

1. Подготовьте сообщения о знаменитых ораторах античности (древнего греко-римского мира):

- софистах (Протагоре, Горгии, Лисии, Исократе и др.);

- Сократе;

- Платоне;

- Демосфене;

- Аристотеле;

- Цицероне;

- Квинтилиане.

 

2. Подготовьте сообщения на одну из тем: «Развитие риторической традиции в России», «Известные русские риторики», «Выдающиеся ораторы ХIХ – ХХ веков».

 

3. На основе рекомендаций Цицерона составьте «Советы себе как оратору». Обоснуйте последовательность расположения советов

 

Современный оратор… будет говорить так, чтобы одно и то же содержание повторилось в различной форме; он будет останавливаться на каком-либо одном предмете, задерживаться на какой-нибудь одной мысли; он будет иной раз умалять что-нибудь, иной раз выставлять на смех; будет отступать и отклоняться мыслью от предмета; будет заранее сообщать, о чем он скажет; закончив мысль, подведет ей итог; будет сам себя призывать к делу; будет говорить уже сказанное; будет логически заключать доводы; … будет словно сам себе отвечать на поставленный вопрос; говоря одно, заставит понимать и чувствовать противоположное; изобразит сомнение, что и как ему сказать; разделит речь по частям; кое-что оставит в стороне, словно пренебрегая; заранее оградится от возможных нападок… Будет то и дело относиться с рассуждениями к публике..; введет описание речей и нравов; иной раз обратится к шутке и насмешке; заранее завладеет доводами, которые могут быть выставлены против него; воспользуется уподоблениями, обратится к примерам.

 

4. Для того чтобы улучшить свою дикцию, произнесите несколько раз специально разработанные скороговорки. Их следует проговаривать, осмысливая каждое слово, ясно представляя ситуации, отраженные в скороговорках. Сначала скороговорку произносят медленно, затем постепенно увеличивают темп, добиваясь отчетливого произношения слов и отдельных звуков.

 

1) От топота копыт пыль по полю летит. 2) Бык, бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. 3) Ткет ткач ткани на платок Тане. 4) Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. 5) Всех скороговорок не переговоришь и не выговоришь. 6) На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова посреди двора. 7) Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипит укроп, так без Прокопа кипит укроп. 8) Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. 9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

5. Вспомните, какие акустические компоненты интонации вы знаете. Скажите, как зависит интонация речи от состояния говорящего (гнев, крайнее возбуждение, взволнованность, восторг, радость, испуг, равнодушие, апатия, покой)? Влияет ли характер интонации на адресата (если да, то как, при каких ситуациях)?

 

6. Подготовьте выразительное чтение данных текстов. Для этого определите значение некоторых слов, в отдельных словах уточните постановку ударения. После этого составьте партитуру речи с расстановкой наиболее значимых пауз, логических и психологических ударений, определением уместных жестов и мимических проявлений. Далее озвучьте речь в соответствии с подготовленной партитурой.

 

а) Славой служит городу смелость, телу – красота, духу – разумность, речи приводимой – правдивость; все обратное этому – лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они – хвалою почтить, ежели не похвальны – насмешкой сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное – порицать, осмеяния же достойное – восхвалять.

Предстоит мне здесь в одно и то же время и правду открыть и порочащих уличить – порочащих ту Елену, о которой единогласно и единодушно до нас сохранилось и верное слово поэтов, и слава имени ее, и память о бедах, я и вознамерился, в речи своей приведя разумные доводы, снять обвинения с той, которой довольно дурного пришлось услыхать, порицателей ее лгущими вам показать, раскрыть правду и конец положить невежеству.

Что по роду и породе первое место меж первейших жен и мужей занимает та, о ком наша речь, - нет никого, кто бы точно об этом не знал. Ведомо, что Леда была ее матерью, а отцом был бог, слыл же смертный, и были то Тиндарей и Зевс: один видом таков казался, другой молвою так назывался, один меж людей сильнейший, другой над мирозданием царь.

Рожденная ими, красотой была она равна богам, ее открыто являя, не скрыто тая. Многие во многих страсти она возбудила, вкруг единой себя многих мужей соединила, полных гордости гордою помощью: кто богатства огромностью, кто рода древностью, кто врожденною силою, кто приобретенною мудростью; все, однако же, покорены были победною любовью и непобедимым честолюбьем.

Кто из них и как утолил любовь свою, овладевши Еленою, говорить не буду: знаемое у знающих доверие получит, восхищенья же не заслужит. Посему, прежние времена в нынешней моей речи миновав, перейду я к началу предпринятого похвального слова и для этого изложу те причины, в силу которых справедливо и пристойно было Елене отправиться в Трою.

(из речи Горгия «Похвала Елене»)

 

б) Меня всегда удивляло, что на праздниках и состязаниях атлетов победителю в борьбе или беге присуждают большие награды, а тем, кто трудится на общее благо, стремясь быть полезным не только себе, ни наград, ни почестей не воздают, хотя они более достойны уважения, ибо атлеты, даже если они станут вдвое сильнее, пользы не принесут никому, а мыслящий человек полезен всем, кто желает приобщиться к плодам его мысли. Но, решив с этим не считаться и полагая достаточной наградой славу, которую мне принесет эта речь, я пришел сюда, чтобы призвать Элладу к единству и к войне против варваров. Хотя многие, притязающие на звание ораторов, уже выступали на эту тему, я твердо намерен их превзойти, ибо лучшими речами считаю такие, которые посвящены самым важным предметам, которые и оратору дают себя показать, и слушателям приносят большую пользу, а моя речь, надеюсь, именно такова. Да и время еще не настолько упущено, чтобы призывать к действиям было уже поздно. Тогда только должен молчать оратор, когда дело сделано и обсуждать его нет смысла и когда вопрос исчерпан и к нему нечего больше добавить. Но если дело не сдвинулось с места, так как прежние выступления оказались неудачны, неужели не стоит потрудиться над речью, которая в случае своего успеха покончит с междоусобной войной и избавит нас от великих бедствий?

(из речи Исократа «Панегирик»)

 

в) Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виновного не убивайте и повелевайте убить его. Если и будет повинен в смерти, то не губите никакой христианской души. Говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды. Если же вам придется крест целовать братии или кому-либо, то, проверив сердце свое, на чем можете устоять, на том и целуйте, а поцеловав, соблюдайте, чтобы, преступив, не погубить души своей. Епископов, попов и игуменов чтите, и с любовью принимайте от них благословение, и не устраняйтесь от них, и по силам любите и заботьтесь о них, чтобы получить по их молитве от Бога. Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме, но скажем: смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу; все это, что ты нам дал, не наше, но твое, поручил нам это на немного дней. И в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех. Старых чти, как отца, а молодых, как братьев.

(из «Поучения» Владимира Мономаха)

 

г) Тогда великий Святослав изронил златое слово, со слезами смешанное, и молвил: «Сыны мои, Игорь и Всеволод! Рано вы стали Половецкую землю мечами терзать, а себе славы искать, но не с честью вы побились, не с честью кровь поганую пролили! Ваши храбрые сердца из крепкого булата выкованы, а в смелости закалены. То ли сотворили моей серебряной седине? А уже не вижу руководства могучего, и богатого, и многоратного брата моего Ярослава с черниговскими вельможами, с воеводами, со старейшинами, с боярами-шельбирами; с воинами-топчаками, с богатырями, со смельчаками, - они ведь без щитов, с ножами засапожными, кликом могут полки побеждать, звеня прадедовой славой. Но вы сказали: «Одни подоблествуем, будущей славой одни завладеем, а прежнюю сами поделим!» А диво ли, братья, старому помолодеть? Когда сокол перелиняет, высоко птиц загоняет, не даст гнезда своего в обиду. Но вот зло: нежеланье князей пособить мне – на худое времена обернулись!»

(из «Слова о полку Игореве»)

Для справок.

1) О выразительном чтении см. «Русский язык и культура речи» под ред. Максимова В.И. (М., 2000).

2) Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания.

 

7. Выпишите из литературы или придумайте 10 аргументов разных видов, а также тезисы, истинность которых доказывается этими аргументами.

 

8. Рассмотрите схему. Расскажите, опираясь на нее, о трех «родах» (группах) речей. Какие их них, по вашему мнению, будут активно функционировать в вашей сфере деятельности? Почему?

 

 

Ораторские речи

 

Роды ораторских речей
совещательные - на собраниях - совещаниях - форумах и т.д. торжественные (хвалебные, похвальные – эпидейктические, по терминологии древних риторов) -на торжествах судебные (обвинительные, защитительные и т.д.) - в суде  
Задачи ораторских речей
убеждать, т.е. склонять к чему-то или «отклонять» слушателей от правомерности (неправомерности) выдвигаемых - положений - решений хвалить что-то или кого-то; - вызывать добрые, возвышенные чувства; - создавать хороший эмоциональный настрой - защищать, оправдывать; -обвинять кого-то
Содержание ораторских речей
польза/вред - война/мир - защита страны - финансы - ввоз и вывоз - законодательство прекрасное справедливое/несправедливое

 

9. Выберите тему речи и конкретную аудиторию, где она будет произнесена. Письменно обоснуйте свой выбор. К какой группе относится ваша речь?

 

10. Прочитайте данный ниже текст. К какой группе относится речь молодого человека? В чем успех этой речи? Какие приемы привлечения и удержания внимания используются в выступлении? Назовите аргументы, которые применяются для доказательства тезиса. Определите виды аргументов по способу изложения, по значимости.

 

Как-то раз, открыв дверь после звонка, я заметил, что звонили и соседям, поскольку открыли двери и они. На площадке находились двое молодых людей приятной внешности. Один из них обратился к нам со следующей речью:

«Вы, конечно, знаете, что сейчас много квартирных краж. Воры вышибают двери или открывают замок отмычкой за несколько секунд. В качестве защиты мы укрепляем дверные коробки и ставим крепкие двери с замками особой сложности. Уважаемые соседи, пока не поздно, советуем вам оформить заказ на эти услуги. Стоимость работ всего лишь от … до … в зависимости от используемых материалов. Заказы можно оформить сейчас или по телефону. Вручаем вам наши визитные карточки. Оплата – после сдачи работы заказчику».

Многие в нашем подъезде сделали заказ на предложенные услуги.

 

11. Проанализируйте данные выступления. К каким группам относятся эти речи? При анализе используйте следующую схему:

 

1) Тема и цель

Интересны? Актуальны? Подходят ли аудитории?

2) Вступление

Интересно? Использован ли прием привлечения внимания? Не затянуто ли? Создается ли определенный эмоциональный настрой?

3) Главная часть

Продуман ли план? Есть ли приемы удержания внимания? Достаточны ли аргументы? Яркие ли примеры? Достигнута ли цель выступления?

4) Заключение

Ясно? Есть ли обобщение сказанного?

5) Произношение (если можно проанализировать)

Уверен ли говорящий в себе? Уместны ли поза и жесты? Удачен ли темп речи? Не монотонно ли звучит речь? Удовлетворительна ли дикция говорящего в целом? Есть ли речевые ошибки? Не затянулось ли выступление?

6) Советы выступающему

 

а) Речь товарища прокурора

 

– Дело, подлежащее вам, господа присяжные заседатели, - начал он [товарищ прокурора] свою приготовленную им во время чтения протоколов и акта речь, - характерное, если можно так выразиться, преступление… Вы видите перед собой, господа присяжные заседатели, характерное, если можно так выразиться, преступление конца века, носящее на себе, так сказать, специфические черты того печального явления разложения, которому подвергаются в наше время те элементы нашего общества, которые находятся под особенно, так сказать, жгучими лучами этого процесса…

Товарищ прокурора говорил очень долго, с одной стороны, стараясь вспомнить все те умные вещи, которые он придумал, с другой стороны, главное, ни на минуту не остановиться, а сделать так, чтобы речь его лилась, не умолкая, в продолжение часа с четвертью. Только один раз он остановился и довольно долго глотал слюни, но тут же справился и наверстал это замедление усиленным красноречием. Он говорил то нежным, вкрадчивым голосом, переступая с ноги на ногу, глядя на присяжных, то тихим деловым тоном, взглядывая в свою тетрадку, то громким обличительным голосом, обращаясь то к зрителям, то к присяжным…

Купец Смельков, по определению товарища прокурора, был тип могучего, нетронутого русского человека с его широкой натурой, который вследствие своей доверчивости и великодушия пал жертвой глубоко развращенных личностей, во власть которых он попал.

Симон Картинкин был атавистическое произведение крепостного права, человек забитый, без образования, без принципов, без религии даже. Евфимья была его любовница и жертва наследственности. В ней были заметны все признаки дегенератной личности. Главной же двигательной пружиной преступления была Маслова, представляющая в самых низких его представителях явление декадентства.

– Женщина эта, - говорил товарищ прокурора, не глядя на нее, - получила образование, - мы слышали здесь на суде показания ее хозяйки. Она не только знает читать и писать, она знает по-французски, она, сирота, вероятно несущая в себе зародыши преступности, была воспитана в интеллигентной дворянской семье и могла бы жить честным трудом; но она бросает своих благодетелей, предается своим страстям и для удовлетворения их поступает в дом терпимости, где выдается от других своих товарок своим образованием и главное, как вы слышали здесь, господа присяжные заседатели, от ее хозяйки, умением влиять на посетителей тем таинственным, в последнее время исследованным наукой, в особенности, школой Шарко, свойством, известным под именем внушения. Этим самым свойством она завладевает русским богатырем, добродушным, доверчивым Садко-богатым гостем и употребляет это доверие на то, чтоб сначала обокрасть, а потом безжалостно лишить его жизни.

– Ну, уж это он, кажется, зарапортовался, - сказал, улыбаясь, председатель, склоняясь к строгому члену [суда].

– Ужасный болван…

– Господа присяжные заседатели, - продолжал между тем, грациозно извиваясь тонкой талией, товарищ прокурора, - в вашей власти судьба этих лиц, но в вашей же власти отчасти и судьба общества, на которое вы влияете своим приговором. Вы вникаете в значение этого преступления, в опасность, представляемую обществу, от таких патологических, так сказать, индивидуумов, какова Маслова, и оградите его от заражения и часто погибели.

И как бы сам подавленный важностью предстоящего решения, товарищ прокурора, очевидно до последней степени восхищенный своей речью, опустился на свой стул.

Смысл его речи, за исключением цветов красноречия, был тот, что Маслова загипнотизировала купца, вкравшись в его доверие, и, приехав в номер с ключом за деньгами, хотела сама все взять себе, но, будучи поймана Симоном и Евфимьей, должна была поделиться с ними. После же этого, чтобы скрыть следы своего преступления, приехала опять с купцом в гостиницу и там отравила его.

(Толстой Л.Н. «Воскресение»)

 

б) Речь студента юридического факультета

 

Уважаемые сокурсники!

 

Ежегодно все больше и больше молодых людей приходит учиться в наш вуз, выбирая профессию юриста. Какова их цель, каковы стремления и ожидания? Чем привлекает их эта профессия?

Одна из русских пословиц, собранных В.И.Далем, гласит: Милость – подпора правосудию. На мой взгляд, в ней отражена самая суть деятельности юриста – помогать людям, попавшим в беду, не разобравшим в сутолоке нашей сумасшедшей жизни – где добро, а где зло. Не каждый человек, совершивший правонарушение, законченный злодей. Одному из таких людей нечего было есть, другому – нечего надеть, третьего на путь преступления толкнули угрозы, четвертого уговорили «друзья». Настоящему, грамотному юристу необходимо разобраться в подлинных мотивах преступления, объяснить попавшему в беду человеку его права и обязанности, честно сказать, стоит ли тому питать надежды на благополучное завершение дела, а иногда – даже поддержать этого человека в трудную минуту.

К людям же, совершившим преступления с особой жестокостью, а вернее, к нелюдям, трезво обдумавшим свои преступления и действовавшим по плану, юрист должен быть беспощаден.

Таким образом, на мой взгляд, юрист должен руководствоваться благородными стремлениями, уметь, опираясь на законы Российской Федерации, справедливо карать и прощать. Воспитание в себе этих качеств должно быть целью будущих юристов.

 

в) Речь психолога

 

Уважаемые слушатели!

 

Давайте поговорим о смехе в нашей жизни. Выдающийся французский писатель В.Гюго недаром говорил, что «смех – это солнце: оно прогоняет зиму с лица человека».

Учеными доказано, что слишком серьезные люди, не имеющие чувства юмора, долго не живут. Видимо, в душе у них царствует вечная зима: все им не нравится, ничто их не устраивает, они всем недовольны.

Однако даже на войне ценится острая, иногда даже соленая шутка. Смех, улыбка, являющиеся реакцией на шутку, порой спасали жизнь. Раненые солдаты смотрели выступления артистов театра кукол С.Образцова – сатирические мини-спектакли о русском солдате и Гитлере – и оживали, в них просыпалось желание жить и продолжать сражаться с врагом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.126 сек.