Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: «Официально-деловой стиль: письменное 4 страница




 

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Вексель, инспектор, катер, сектор, купол, ордер.

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

Гектар, баржа, гренадер, грузин, аршин.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Молодой, красивый, большой, крупный.

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Эта книга плохее, чем та. 2) Погода была чудесна, прекрасна, солнечная, ясная.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Согласно (распоряжение, приказ, решение); ждать (автобус, встреча, решение).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Читая это произведение, меня изумляет глубина мысли автора. 2) Дорога покрыта проваливающимся снегом под ногами. 3) Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже. 4) Высказывается критика о том, что мы делаем.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Пока ты в силах, будь всему земному рад. Дни радости твой путь здесь на земле продлят (Гургани). 2) Если хочешь быть счастливым, будь им (К.Прутков). 3) Правила необходимо нарушать, иначе они не доставляют никакого удовольствия (Э.-М.Ремарк).

 

9. Теоретический вопрос.

Доказательность публичной речи. Тезисы и аргументы. Виды аргументов.

 

Вариант 7

 

1.В следующих словах расставьте ударения:

тефтели, колосс, партер, путепровод, ракурс, кладовая, усугубить, красивее, мышление, феномен.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

 

Образец выполнения:

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Пресса, декада, шоссейный, штемпель, тезис, фонема, фонетика, шинель, Одесса, бизнес.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Форсировать, эквивалент, доверенность, резолюция, тезаурус.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 2) Строители дома придавали на всем протяжении строительства первоочередное внимание своевременному окончанию работы. 3) Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4) В зале в основном были люди изрядного возраста, то есть многолетние читатели «Знамени». 5) Я уже чувствую после болезни хорошо.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Портмоне, Сухуми, иваси, бандероль, мозоль.

 

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Вензель, бункер, кивер, сектор, год, перепел.

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

Носок, баклажан, тунгус, драгун, герц.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

 

Низкий, просторный, важный, серьезный.

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Это был самый торжественнейший день в жизни Ивана Сергеевича. 2) Она то грустна, то веселая.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Согласно (распоряжение, приказ, решение); ждать (автобус, встреча, решение).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером. 2) Жителям пострадавшего села от наводнения была оказана своевременная помощь. 3) Бунин считал «Темные аллеи» своей лучшей книгой, куда входят 38 рассказов-новелл. 4) Для подачи и сброса воды с поля устроена специальная оросительная сеть.

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любую из приведенных ниже русских пословиц. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Дар не купля: не хают, а хвалят. 3) Дары дарят, на отдарки глядят. 3) Дар дара ждет.

 

9. Теоретический вопрос.

Этапы проведения и подготовки публичного выступления.

 

Вариант 8

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

ржаветь, углубить, щавель, звонит, ходатайство, звонит, торты, позвала, красивее, ревень.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

 

Образец выполнения:

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Генетика, депрессия, компетенция, онтогенез, декада, индексация, темп, компьютер, академия, бутерброд.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Эстетика, этика, эффективный, дубликат, репродукция.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) На протяжении двадцати лет Иванов выполнял роль кладовщика и экспедитора. 2) В театр был приглашен режиссер, обладавший определенной ярко выраженной программой и интересными постановочными идеями. 3) Особенный интерес гости проявили к выставке. 4) В субботу бутик «Ягуар» учинит показ мод. 5) Это свойство свойственно всем современным поэтам.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Цеце, Капри, повидло, тюль, шампунь.

 

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Ворох, китель, купол, скутер, кондуктор, хутор.

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

Узбек, чулок, туфля, томат, помидор.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Большой, маленький, тяжелый, красивый.

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Наиболее ближайший путь до деревни – через рощу. 2) Девушка была высокая, красива и весела.

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Вопреки (приказ, желание, правила), стесняться (бабушка, сестра, ошибка).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Проезжая березовую рощу, мне стало грустно. 2) В таком же положении, как и жители Ивановки, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 3) Даже в столь трудных условиях гонщики не теряли ни бодрость, ни надежду. 4) Потому что эксперимент прошел удачно, удалось сделать интересные выводы.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Мудрец сказал: – Обильная еда вредит телу так же, как обилие воды вредит посеву (Абу-аль-Фарадж). 2) Ненасытный роет себе могилу зубами (Греческая пословица). 3) Дабы не знать отравы пресыщенья, Друзья мои, примите мой совет: Умеренно вкушайте наслажденья, Где крайности, там наслажденья нет (П.Беранже).

 

9. Теоретический вопрос.

Спор: основные типы вопросов и ответы на них. Структура доказательства. Виды доказательств.

 

Вариант 9

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

августовский, газированная, наискось, свекла, мускулистый, звонишь, договоренность, дефис, дремота, погнала.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

Образец выполнения:

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Прогресс, бухгалтер, рейтинг, менеджер, детектив, продюсер, протекция, крем, прессинг, юриспруденция.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Эффектный, нонсенс, кардинальный, классификация, пунцовый.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 2) Первая работа молодого ученого была фактически и первым опытом новых принципов исследования объектов смежных наук. 3) Каждый студент высказал свое кредо. 4) Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 5) Это позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

«Таймс», барокко, урду, пони, толь.

 

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Егерь, китель, невод, трактор, шофер, шафер.

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

Кочерга, рельс, гектар, яблоко, простыня.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Престижный, скверный, строгий, любимый.

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Молоко стало теперь менее холоднее. 2) Он более способный и умнее меня.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

 

Благодаря (распоряжение, обстоятельство, правила), бояться (бабушка, сова, темнота).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны. 2) Группа рабочих осматривает станок, приготовленный к отправке заказчику, который ими смонтирован из новых материалов. 3) Научная работа требует прежде всего умелого подбора и тонких наблюдений над фактами. 4) Все приведенные факты говорят за то, что операция провалена.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Истинно благородные люди никогда ничем не кичатся (Ф.Ларошфуко). 2) Манеры человека – это зеркало, в котором отражается портрет его (И.Гете). 3) Остерегайтесь излишнего артистизма: можете потерять оригинальность (А.Доде).

 

9. Теоретический вопрос.

Этика при ведении спора. Логические уловки.

 

Вариант 10

 

1. В следующих словах расставьте ударения:

 

втридорога, кичиться, кладовая, кухонный, квашение, средства, феномен, прирост, приобретение, красивее.

 

2. Объедините слова с твердым согласным перед [э] в одну группу, с мягким согласным – в другую. Выделите слова, для которых характерна вариантная норма произнесения согласного.

Образец выполнения:

 

Слова, имеющие варианты произношения Слова с твердым согласным Слова с мягким согласным
декан [дэ], [д’э] антенна [тэ] берет [р’э]

 

Бутерброд, декада, деликатес, детектив, депрессия, индексация, рейтинг, террор, шинель, экземпляр.

 

3. Определите значения слов (по словарю), запишите; составьте словосочетание с каждым словом.

 

Кворум, кредо, стандарт, факсимиле, иго.

 

4. Найдите лексические ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.

 

1) Развернутая в данный период времени работа по решительной перестройке работы в ряде предприятий дала положительные результаты. 2) Тамада поднял тост за счастье молодых. 3) Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 4) Учитель литературы поведал о жизни и творчестве писателя. 5) Фирма объявила о свободной вакансии на место главного инженера.

 

5. а) Подберите прилагательные (определения), правильно согласуйте их с существительными; определите род существительных.

Образец выполнения: мышь (ж.р.) – белая мышь

Сочи, гуашь, мозоль, шампунь, бра.

 

б) От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: город – города, лагерь – лагеря, лагери (различаются семантически).

Желоб, прожектор, окорок, терем, флигель, тетерев.

в) От данных существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа; если есть варианты, укажите.

Образец выполнения: апельсин – апельсинов (книжн.), апельсин (разг.).

Мандарин, валенок, грамм, цапля, зеркальце.

 

6. а) Образуйте все возможные краткие формы и простую форму сравнительной степени от данных прилагательных, расставьте ударение.

Образец выполнения: острый – о стр и ост е р (м.р.), о стро и остр о (ср.р.), о стры и остр ы (мн. ч.), остр е е.

Верный, хороший, плохой, тесный.

 

б) Какие нарушения норм, связанные с употреблением форм прилагательных, допущены в данных предложениях? Исправьте и объясните ошибки.

 

1) Она вышивает теперь более искуснее. 2) Наша группа была общительная, сплоченная, словом, дружна.

 

7. а) Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже.

Согласно (указ, распоряжение, правила), заплатить (покупки, проезд, долг).

 

б) исправьте речевые ошибки, укажите тип ошибки.

 

1) Проезжая на подводе, у меня закружилась голова. 2) Блинная мука также продается в арендованных магазинах без наценки. 3) Недавно создана постоянная межведомственная комиссия для объединения и руководства коллективными усилиями специалистов. 4) Автором раскрыто в статье важные факты.

 

8. В соответствии с правилами риторики составьте текст публичного выступления, включив в него любое из приведенных ниже изречений. Используйте приемы привлечения и удержания внимания слушателей. Хорошо продумайте заключительные фразы речи.

 

1) Приятная шутка в разговоре то же, что соль в пище (Восточная мудрость). 2) Причина смеха обнаруживает уровень развития человека (И.Ларни). 3) Смейтесь до слез – совет оптимистам и пессимистам (Ежи Лец).

 

9. Теоретический вопрос.

Спор: основные формально-логические законы, виды доказательств, логические ошибки.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 109; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.