Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4: «Официально-деловой стиль: письменное 1 страница




деловое общение»

 

Работа с терминами: документ, унификация деловых бумаг, реквизит, трафарет, таблица, анкета, типовой текст, композиция, формуляр, административно-управленческие документы, организационные документы, инструктивно-распорядительные документы, информационно-справочные документы, оперативные документы, частные документы, приказ, справка, должностная инструкция, протокол, ведомость, докладная записка, объяснительная записка, служебное письмо, характеристика, заявление, автобиография, доверенность

 

Вопросы

 

1. Что такое документ?

2. Что вы знаете об унификации деловых бумаг. Дайте толкование термину «реквизит»

3. Расскажите о классификации документов

4. Что вы знаете об инструктивно-распорядительных документах?

5. Какие информационно-справочные документы вам известны?

6. Перечислите частные документы, отметьте их особенности

 

Задания

 

1. Какой тип документа следует использовать в следующих ситуациях:

 

- Вы не пришли на экзамен, так как были больны;

- Вы не пришли на зачет, так как не было возможности выехать из деревни, где вы проживаете, из-за изменения в расписании движения автобусов;

- Вам необходимо сдать зачет раньше официально назначенного срока, так как вы приглашены на свадьбу к родственнику;

- брат просит разрешить пользоваться вашим автомобилем;

- Ваши хорошие знакомые просят вас помочь им в продаже и приобретении квартиры.

 

2. Прочитайте документы. К каким группам они относятся? Назовите виды приказов и справок. Проанализируйте реквизиты этих документов, особенности языка.

 

а) Министерство просвещения Российской Федерации

средняя школа № 21 г. Брянска

ПРИКАЗ

26.03.2007 № 49

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

1. Иванову С.П., 1966 г.р., принять с 28.03.2007 г. на должность учителя математики на полную ставку с оплатой по 12-му разряду.

Основание: личное заявление.

2. Величко О.Л., 1980 г.р., принять с 28.03.2007 г. на должность секретаря с оплатой по 6-му разряду.

Основание: личное заявление.

3. Севастьянову Е.Л., учителя русского языка и литературы, уволить по собственному желанию (ст. 31 КЗоТ РФ).

Основание: личное заявление.

 

Директор СШ № 21 /личная подпись/ Р.К.Федоров

(печать)

 

б) Российская Федерация

Негосударственное образовательное

учреждение «Надежда»

665717, Иркутская обл., г. Братск,

ул. Лесная, 25

тел. 75-00-31

СПРАВКА

 

13.03.2007 № 39

Выдана Гусевой Елене Ивановне в том, что она действительно работала по совместительству в должности учителя русского языка и литературы с нагрузкой 8 часов в неделю с 1.03.05 г. по 9.03.07 г. (увольнение по собственному желанию согласно статье 31 КЗоТ РФ, приказ № 62 от 9.03.07).

Справка дана для предъявления по месту требования.

 

Директор СШ № 12 /личная подпись/ С.Г. Сидорова

(печать)

 

в) СПРАВКА О СОСТАВЕ СЕМЬИ

(для получения ежемесячного пособия на ребенка)

15.09.2006 № 186

 

Состав семьи Любимовой Елены Петровны, 1980 г.р., проживающей по адресу: 302028, г.Орел, ул. Полесская, д. 121, кв. 18, следующий:

1. Любимов Михаил Павлович, 1975 г.р., муж;

2. Любимова Алла Михайловна, 2000 г.р., дочь;

3. Любимов Игорь Михайлович, 2002 г.р., сын.

 

Начальник ЖЭУ Т.В.Антонова

Паспортист ЖЭУ /подписи/ А.В.Кузьминова

(печать)

 

 

г) Объяснительная записка Директору центра

10.02.06 № 45 «Кадры»

О срыве занятий в Н.И.Иванову

группе секретарей-референтов

 

09.02.06 на занятия по делопроизводству пришло только двое слушателей (полный состав группы – 20 человек).

В результате этого занятия пришлось отменить.

 

Преподаватель /личная подпись/ Е.В.Грошева

 

3. Прочитайте шуточный приказ, составленный К.И.Чуковским. На чем основан его юмористический эффект? Составьте приказ о поощрении, дав оценку выполненной работы и указав факт и меру поощрения.

ПРИКАЗ

Наши женщины хорошо поработали, да и в общественной жизни себя неплохо показали. Надо их порадовать, скоро ведь 8 марта наступит! Мы тут посоветовались и решили дать грамоты…

 

4. Составьте:

- справку о составе семьи;

- справку о должности и окладе работника /подписывается начальником отдела кадров/;

- объяснительную записку о пропуске занятий /на имя декана факультета/.

 

5. Прочитайте докладную записку. Обратите внимание, что она состоит их двух частей: первой (констатирующей), где излагаются факты, и второй, где излагаются предложения или просьбы. Назовите реквизиты записки. От лица учителя старших классов на имя завуча средней школы напишите докладную записку о пропуске занятий учащимися.

 

Контрольно-ревизионный отдел Генеральному директору

28.01.2006 г. объединения

Л.Ю.Москаленко

Докладная записка

О назначении документальной ревизии

в магазине № 147

 

Довожу до вашего сведения, что при проведении 25.01.2006 г. инвентаризации товарных фондов магазина № 147 обнаружена недостача различных товаров на сумму … руб.

Прошу Вас назначить документальную ревизию товарных операций магазина № 147 за период с 15.01.2006 г. по 25.01.2006 г.

 

Зам. начальника /личная подпись/ И.П.Любимов

отдела

 

 

6. Составьте полный и краткий протоколы собрания членов гаражного (дачного и др.) кооператива «Весна», используя следующие схемы:

 

а) Наименование предприятия_________________________________

 

ПРОТОКОЛ

20.03.07 г. №______

собрания акционеров предприятия

Председатель___________________________________________(ФИО)

Секретарь______________________________________________(ФИО)

Присутствовали:______________________________________________

(должности, фамилии, инициалы)

Приглашенные:_______________________________________________

(должности, фамилии, инициалы)

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1.___________________________________________________________

2.___________________________________________________________

1. СЛУШАЛИ:_______________________ - _______________________

(ФИО, должность) (содержание выступления)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

ВЫСТУПИЛИ:_______________________ - _____________________

(ФИО, должность) (содержание выступления)

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

ПОСТАНОВИЛИ:

1.1.__________________________________________________________

1.2.__________________________________________________________

2. СЛУШАЛИ: … (п.2 оформляется так же, как п.1)

 

Председатель И.К.Сергеев

Секретарь /подписи/ Л.С. Ларина

В дело № _____.

 

б) Наименование предприятия___________________________________

 

ПРОТОКОЛ

20.03.07 г. №______

собрания акционеров предприятия

Председатель___________________________________________(ФИО)

Секретарь______________________________________________(ФИО)

Присутствовали:_____________________________________________

(должности, фамилии, инициалы)

РАССМОТРЕННЫЕ ВОПРОСЫ:

1.

___________________________________________________________

2.

__________________________________________________________

ПРИНЯТЫЕ РЕШЕНИЯ:

1. ____________________________________________________________

2.

___________________________________________________________

 

Председатель И.К.Сергеев

Секретарь /подписи/ Л.С.Ларина

В дело № _____.

 

 

7. Прочитайте фрагменты деловых писем. Определите вид каждого письма.

 

а) Уважаемый господин Егоров!

Мы будем рады обслужить Вас и Ваших гостей во время ужина в ресторане «Байкал» 31.12.2006 г.

Мы приложим все усилия, чтобы кухня и сервис оказались сверх Ваших ожиданий.

Благодарим за возможность обслуживать Вас.

 

б) Просим выслать необходимую нам документацию по эксплуатации машин последней модели, закупленных у вас в первом квартале 2007 г.

 

в) Высылаем запрошенную Вами дополнительную документацию по эксплуатации машин модели УКШ-17.

Получение просим подтвердить.

Приложение: Документация на 18 стр. в 1 экз.

 

г) Подтверждаем получение запрошенной нами документации. Благодарим за быстрое выполнение заказа.

 

д) Уважаемый господин Алешин!

Сердечно благодарю Вас за согласие помочь нам в проведении ежегодной кампании по сбору средств в пользу организации «Детский досуг». Думаю, что Вы получите удовлетворение от того, что Ваши усилия пойдут на пользу вышеназванной организации.

Надеюсь вскоре увидеть Вас на одном из наших собраний.

 

е) Уважаемый г. Терехов!

К сожалению, мы вынуждены сообщить Вам, что не сможем сделать пожертвования Вашему фонду. Наша организация делает пожертвования только в крупные многоцелевые кампании, как, например, Ассоциация национальных музеев.

Жертвуя средства этим организациям, мы содействуем не одному, а ряду полезных дел, не оказывая никому предпочтения.

Надеемся, что Вы поймете нашу позицию. Тем не менее мы поддерживаем Ваши цели и изложенный замысел. Желаем Вам успеха в Вашей кампании.

 

Для справок.

Деловое (служебное) письмо – это обобщенное наименование различных по содержанию документов, являющихся средством общения между учреждениями, официальными лицами.

Существует два вида служебных писем: инициативное (письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-приглашение, письмо-рекламация, письмо-напоминание, письмо-рекомендация, гарантийное письмо, благодарственное письмо, сопроводительное письмо) и ответное (ответ на запрос, письмо-извещение, письмо-подтверждение, письмо-отказ).

 

8. Рассмотрите образец – схему делового (служебного) письма. Используя эту схему, составьте письмо, в котором преподаватели, аспиранты, студенты какого-либо вуза приглашаются принять участие в научной конференции. В составленном деловом письме укажите тему конференции, место проведения, сообщите сведения о размещении участников конференции.

 

 

Схема

 

1) Эмблема организации

2) Наименование организации

3) Почтовый и телеграфный адреса

4) Номер телефона

5) Номер телефакса, телетайпа, электронной почты, адрес в Интернете

6) Адресат 7) Индекс документа 8) Дата
9) Ссылка на индекс и дату получения входящего документа

10) Заголовок к тексту

11) Текст

__________________________________________________________________________________________________________________________

(формула вежливости)

12) Подпись

13) Отметка о наличии приложения

14) Отметка о направлении копии в другие адреса

Для справок.

а) Реквизит «адресат». Если письмо адресовано официальному лицу, то сначала отмечается должность, ФИО, а затем адрес предприятия, если письмо предназначается частному лицу, то вначале указывается адрес, а потом ФИО получателя.

б) Индексы – условные обозначения, присваиваемые документам в процессе учета (регистрации) и исполнения.

в) Реквизит «индекс документа». Это номер письма, который обычно состоит из трех частей: 1) индекс структурного подразделения; 2) индекс по номенклатуре дел классификатора корреспондентов, исполнителей; 3) порядковый номер исходящего документа (под этим номером документ внесен в систему регистрации корреспонденции, исходящей из организации, где составлялась). Например: № 112-48/349.

г) Ссылка на индекс и дату получения входящего документа (того письма, которое явилось причиной для переписки) упрощает поиск нужных писем и ускоряет обмен информацией. Рекомендуемая форма ссылки: На №________________ от________________.

д) В заголовке к тексту могут употребляться конструкции с предлогами о (об), по, касательно, напр.: О поставке газового оборудования; По вопросу о поставке сахара; Кас.: заказа на поставку зерна).

е) Реквизит «подпись» состоит из указания на должность лица, его личной подписи и ее расшифровки.

ж) Отметка о наличии приложения может быть такой: Приложение: на 17 л. в 10 экз.

 

9. Составьте письмо, ответом на которое могло быть данное письмо:

 

Уважаемый Владимир Иванович!

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными документами и сообщаем, что этот материал мы направили на рассмотрение в диссертационный совет.

С уважением_________________________________________

(подпись)

 

10. Рассмотрите образцы документа:

 

а) Доверенность

 

Я, Петренко Анна Ильинична, проживающая по адресу: 157100, Костромская обл., г. Галич, ул. Мира, д. 21, кв. 53, паспорт (серия, №, кем и где выдан), доверяю Лисицыной Тамаре Петровне, проживающей по адресу: 157100, Костромская обл., г. Галич, ул. Свободы, д. 52, кв. 356, паспорт (серия, №, кем и где выдан), получить заработную плату, начисленную мне за октябрь 2006 г.

 

3.11.2006 г. /личная подпись/

 

 

б) Организация: ООО Торговый дом «Весна»

Доверенность № 147

 

Дата выдачи «27» августа 2006 г.

Доверенность действительна по «7» сентября 2006 г.

ООО Торговый дом «Весна»; 320026, Орел, Щепная пл., 18 /наименование потребителя и его адрес/

Доверенность дана Иванову Сергею Юрьевичу, паспорт 54 03 197345 выдан 12.10.2002 г. Советским РОВД г. Орла, на получение от ООО Торговый дом «Карат» материальных ценностей по накладным № ОМ 007002, ОМ 006999.

Перечень материальных ценностей, подлежащих получению

Материальные ценности Единица измерения Количество (прописью)
  Стиральный порошок «Лотос» Пачка (450 г) Две тысячи
  Обои Рулон (12 м) Одна тысяча

 

Подпись лица, получившего доверенность________________________

 

Подпись лица, получившего доверенность, удостоверяем:

Руководитель /личная подпись/ С.В.Ветров

Главный бухгалтер /личная подпись/ Р.М.Петрова

(печать)

 

Отредактируйте следующие тексты:

 

а) Доверенность

 

Я, Лебедева Г.К., доверяю моей матери, Лебедевой Е.С., получить мою зарплату за январь. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

5 февраля 2007 года.

 

 

б) Доверенность

 

Дата выдачи: 7 февраля 2007 г.

Доверенность выдана Володину В.С. на получение от ООО «Изобилие» материальных ценностей по накладной:

1. Кисти малярные 120 штук (сто двадцать)

2. Клей обойный (сухой) 200 пачек (двести)

Подпись лица, получившего доверенность________________________

 

Подпись лица, получившего доверенность, удостоверяю:

Главный бухгалтер /личная подпись/ С.И.Кудрина

(печать)

11. Прочитайте доверенность, написанную К.И.Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.

 

Доверенность

 

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он как будто человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

 

12. Напишите доверенности:

 

а) на получение вашей стипендии;

б) на управление автомобилем.

 

13. Напишите заявления:

 

а) о выделении Вам материальной помощи;

б) о предоставлении академического отпуска;

в) о предоставлении возможности проживать в общежитии;

г) о переводе на заочную форму обучения;

д) о приеме на работу.

 

14. Найдите ошибки в данной автобиографии. Отредактируйте текст.

 

Автобиография

 

Я, Вересова Лидия Петровна, родилась 5 мая 1974 года. Я родилась и живу в г. Липецк. С 1982 по 1989 училась в школе. Окончила только шесть классов. В этом же году поступила в училище. Там я получила профессию швеи-мотористки. С 1992 до настоящего времени работаю на швейной фабрике. В 1996 году окончила вечерний техникум и в 98-ом была назначена бригадиром. Учусь в вечернем университете культуры и работаю.

Вересова Лидия.

4 июня 2000 года.

 

15. Напишите автобиографию.

 

16. Проанализируйте документы. Внесите нужные исправления, если необходимо – дополнительные сведения.

 

а) Характеристика

 

ученицы 11 А класса школы-лицея № 38 г. Курска

Федоровой Екатерины

 

Федорова Екатерина обучалась в школе № 38 в классе биологического профиля два года. За годы учебы проявила себя ответственной, трудолюбивой, дисциплинированной ученицей. Обладает хорошими способностями, особенно к точным наукам. Пользуется уважением одноклассников.

Характеристика дана для представления в институт.

 

Директор школы /личная подпись/ М.В.Грунина

Классный руководитель /личная подпись/ П.Л.Лисина

(печать)

 

б) Характеристика

 

студента 4 курса филологического факультета ОГУ

Зубцова Игоря Валентиновича

 

Студент Зубцов проходил учебную практику в период с 1.09.2006 г. в Покровской средней школе Покровского района Орловской области.

За время практики проявил ответственность к своим обязанностям.

Уроки русского языка и литературы, проведенные Зубцовым И.В. в 6-х классах, отличались хорошей организацией классов, чувствовалась предварительная подготовка и творческое отношение к делу. Методику обучения знает.

Кроме уроков, Зубцов провел викторину «Родной край» в 5-х классах, которая прошла интересно и эмоционально.

В целом, считаю работу во время практики «отличной».

 

Директор школы /личная подпись/ М.И.Петров

Учитель русского языка

и литературы /личная подпись/ В.А.Карлова

(печать)

в) Декану факультета

физической культуры

ЛГОУ Любченко М.Н.

от руководителя

клуба «Здоровье»

Мальковой С.В.

 

Характеристика

 

Воронина Елена Александровна работает в универсальном женском спортивно-оздоровительном клубе «Здоровье» с ноября 2005 г. Имеет международный сертификат по степ классу. Являясь тренером по аэробике и степу, зарекомендовала себя как ответственный человек, квалифицированный специалист по работе с занимающимися. Ежедневно проводя тренировки по оздоровлению и коррекции женской фигуры, накапливает большой педагогический опыт. Жалоб со стороны посетителей и нарицаний со стороны администрации не имеет.

/личная подпись руководителя клуба/

 

17. Представьте, что вы руководитель предприятия (учреждения, организации). Напишите характеристику на вашего подчиненного.

 

Литература

 

1. Русский язык и культура речи / Редактор Максимов В.И. – М.: Гардарики, 2000.

2. Русский язык и культура речи / Редактор Черняк В.Д. – М.: ВШ, 2002.

3. Федосюк М.Ю. и др. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. – М.: Флинта: Наука, 2002.

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. – М.: Флинта: Наука, 2001.

5. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи для технических вузов. – Ростов-на-Дону, 2001.

6. Веселов В.П. Как составить служебный документ. – М., 1982.

 

Тема 5: «Публицистический стиль: общая характеристика»

 

Работа с терминами: публицистический стиль, информационная функция, экспрессивная функция, популяризаторская функция, оценочность, ирония, рекламность, аббревиатура, газетизм, штамп, репортаж, интервью, комментарий, очерк, рецензия, фельетон, эссе

 

Вопросы

 

1. Что такое публицистический стиль?

2. Каковы функции публицистического стиля?

3. Охарактеризуйте специфические черты этого стиля

4. Расскажите о языковых средствах, характерных для публицистического стиля в целом

5. Охарактеризуйте языковые средства, применяющиеся в ходе реализации различных функций стиля

6. Перечислите

- газетно-информационные жанры публицистического стиля;

- собственно публицистические жанры.

Дайте им характеристику

 

Задания

 

1. Среди приведенных ниже текстов найдите публицистический. Принадлежность его публицистическому стилю докажите.

 

а) Грамотность письменной речи проявляется орфографически (на уровне слова) и пунктуационно (на уровне предложения).

Орфография (от греч. orthos – прямой, правильный, grapho - пишу) – система правил написания слов, научно обоснованных и утвержденных государством. Назначение орфографии – точная передача содержания речи, выражение тех или иных мыслей. Благодаря орфографии люди, говорящие на одном языке, но принадлежащие к различным национальностям или диалектным группам, имеют возможность пользоваться одинаковыми, единообразными правилами письма. Их соблюдение экономит время и при усвоении письменного текста способствует повышению речевой культуры человека.

Пунктуация (лат. punctum – точка) – собрание правил постановки знаков препинания в тексте.

 

б) С 1 января 1999 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 1998г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» все плательщики налога на добавленную стоимость обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг).

Порядок составления счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 914.

 

в) Несмотря на то что форум сторонников «единороссов» [сторонников партии «Единая Россия»] начался с кадров советской кинохроники под песню «Время, вперед», само действо не походило на утомительные партсъезды в духе КПСС и напоминало политическое шоу, устроенное в лучших традициях американских предвыборных кампаний. Партийные лидеры были необычайно краткими, эстрадные номера – зажигательными, а от лазерных спецэффектов и красочных фейерверков из блестящих кусочков фольги, падавших на головы, 3 тысячи сторонников пребывали в полном восторге.

Вела церемонию вместе с членом партии «ЕР» Сергеем Жигуновым телеведущая Первого канала Жанна Агалакова.

– За последние годы Россия преодолела главное – стыд за власть, – начал свое выступление лидер «Единой России» Борис Грызлов. – Нам не надо единомыслия и единообразия, нам не нужна монополия на власть. Мы разные, но мы вместе. Мы вместе с президентом.

После этого Грызлов зачитал приветствие от самого Путина…

 

2. Докажите принадлежность текстов к публицистическому стилю: объясните, какие функции в них реализуются, найдите в текстах специфические черты публицистического стиля, укажите языковые особенности, определите возможные жанры данных текстов

 

а) Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях? Что должно делать для этого при изучении произведений его?

Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и прочувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы степени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому, в созданиях поэта, люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или о чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слова и что, следовательно, поэт умел только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко!

(Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина // Собр. соч.: В 3 т. – Т.3. – М., 1948. – С. 376)

 

б) Посреди дня небо резко потемнело. Сразу завыли собаки, а кошки заметались по улицам в поисках укрытия. Большинство жителей села Полом (Кировской области) работали на картофельном поле. И стали свидетелями случившегося.

Яркий шар появился внезапно. Он прошел вдоль улицы и завис на несколько минут над одним из домов. Потом жильцы рассказали: молния висела над самой трубой, из-за чего печь сильно раскалилась, и кладка моментально рассыпалась. А шар полетел дальше. На встречу с Ольгой Мельничук.

Доярка местного колхоза сидела дома с восьмилетней дочуркой Настей и смотрела телевизор. Услышав вой собаки, мама и дочка вышли в прихожую. В эту минуту через открытую форточку огненный шар и влетел в комнату.

– Телевизор взорвался сразу, – рассказывает Ольга. – Потом раздался страшный треск, и через секунду в комнате уже не было ни серванта, ни стола, ни стула, ни проводки. Провалился пол. Мы стояли как вкопанные – все были в шоке. Но вдруг в прихожую забежала собака. Молния последовала за ней. Псина выбежала на улицу. Шар – следом. А собака все бежала, уводя молнию от дома.

В конце концов огненный шар достиг пса и взорвался. Животное разорвало на части… Ольга и ее дочь на всю жизнь запомнят героическое спасение. А портрет любимой собаки всегда будет украшать один из углов их дома.

(Матюхин И. Пес спас хозяев от шаровой молнии // КП. – 2003. – 15 июля (№ 126). – С.3)

 

в) Во время празднования 60-летия танкового сражения под Прохоровкой депутат Государственной Думы Андрей Кокошин предложил учредить новое почетное звание «город воинской доблести и славы». По мнению Кокошина, его можно присваивать малым городам и поселкам, связанным со страницами героической истории России, но оставшимся в тени крупных городов. В числе первых кандидатов Кокошин назвал Прохоровку, соседнюю Обоянь, а также Ельню, Ржев, Лугу, Можайск и Наро-Фоминск.

Следует напомнить, что еще двадцать лет назад, когда отмечалось 40-летие Курской битвы, звания городов-героев предлагалось присвоить Белгороду, Курску и Орлу. Однако в столице, видимо, решили, что они не дотягивают до геройского статуса и наградили три города орденами Отечественной войны. Теперь, если идея Кокошина найдет поддержку на государственном уровне, то Белгород и Курск вполне могут остаться в тени Прохоровки и Обояни. Ведь к малым городам их сейчас никак не отнесешь.

(Юдин А. Прохоровку предложили назвать «городом воинской

доблести и славы» // КП. – 2003. – 15 июля (№ 126). – С.7)

 

г) В одном солидном столичном банке «КП» проинформировали: «После обнаружения фальшивки мы сдаем ее в Центробанк, чтобы он отправил ее в страну-иммитент. Если это доллары – то в США».

«Ничего подобного», - объявили нам в МВД, - Орудия и предметы преступления остаются в стране, где оно было совершено».

До суда изъятые банкноты как вещдоки томятся в сейфе у следователя. После суда они оказываются в распоряжении служителей Фемиды. Суд должен уничтожить их сам. Как правило, у себя во внутреннем дворике…

(Горохов К. Червонцы в огне не горят // КП. – 2003. – 16 июля

(№ 127). – С.10)

 

3. Из современной публицистики подберите тексты (текстовые фрагменты), иллюстрирующие следующее положение: «Публицистика – это такая сфера языка, где могут свободно переплетаться и вступать во взаимодействие многие особенности научного и официально-делового стилей, с одной стороны, и разговорной речи и языка художественной литературы – с другой» (Русский язык в его функционировании: Уровни языка. – М.: 1996. – С. 190)

 

4. Рассмотрите языковые примеры. Какие черты публицистического стиля в них реализованы?

 

1) Санаторий «Дубравушка» - легкая прогулка за крепким здоровьем. 2) Жена – лучший подарок. 3) Спасение взрываемых – дело рук самих взрываемых. 4) Тверская – взрывская. 5) Довести любимого мужчину до ЗАГСа? Да нет ничего проще! 6) Россию бомбардируют метеориты. 7) За прозрачность бизнеса и власти. 8) Соловей российский, сла-а-дкий птах… [Что делать, если ваша кошка охотится на пернатых]. 9) Птичку жалко? Тогда примите меры безопасности. 10) «Ариана» - лучшая профилактика для вашего здоровья. 11) Старость – в радость? 12) Чем намазать бутерброд, чтобы радовался рот? 13) Верьте только делам! 14) Русские мужчины холоднее бразильцев, но ревнивее японцев. 15) Делай ноги! 16) На «бижу» гляжу, глаз не отвожу. 17) Абитуриет, держи нос по ветру! [Как не провалиться на экзамене].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.