КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Гипотезы о происхождении языка 2. Сущность языка. Его функции 3. Языковая система: ее уровни и соответствующие им языковые единицы 4. Сущность речи. Теория языковой коммуникации 5. Социальный характер языка 6. Язык и речь. Их сходство и различие 7. Культура языка и культура речи 8. Виды речи 9. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. 10. Виды речевой деятельности: говорение, слушание 11. Виды речевой деятельности: письмо, чтение 12. Коммуникативные качества речи 13. Точность речи. Лексическое значение слова. Однозначность и полисемия 14. Точность речи. Омонимия и полисемия 15. Точность речи. Употребление омонимов, паронимов 16. Точность речи. Употребление синонимов, антонимов 17. Точность речи. Употребление фразеологизмов, терминов 18. Логичность речи 19. Уместность речи 20. Выразительность речи: тропы 21. Выразительность речи: стилистические фигуры 22. Выразительность речи: интонация, пауза. 23. Богатство речи 24. Чистота речи. Понятие о варваризмах, канцеляризмах, диалектизмах. 25. Чистота речи. Жаргонная лексика 26. Чистота речи. Просторечные слова, вульгаризмы и слова-«паразиты» как чуждые литературному языку элементы 27. Нормы русского языка. Кодифицированная норма. Обязательные и вариантные нормы 28. Акцентологические нормы 29. Орфоэпические нормы 30. Лексические нормы 31. Синтаксические нормы 32. Морфологические нормы, связанные с употреблением имен существительных 33. Морфологические нормы, связанные с употреблением имен прилагательных, числительных, глаголов 34. Функциональные стили русского языка. Их стилеобразующие факторы 35. Отвлеченно-обобщенность, подчеркнутая логичность – основные черты научного стиля 36. Подсистемы научного стиля и соответствующие им жанры 37. Жанры научного стиля. Особенности лекций, докладов 38. Способы фиксации научной информации. Конспектирование 39. Способы фиксации научной информации. Реферирование 40. Способы фиксации научной информации. Аннотирование 41. Официально-деловой стиль: сфера применения, языковые особенности 42. Письменная деловая речь: документы, их виды, реквизиты 43. Устная деловая речь: деловая беседа, служебный телефонный разговор 44. Публицистический стиль: его функции и стилевые черты 45. Языковые средства, характерные для публицистического стиля 46. Разнообразие жанров публицистического стиля 47. Особенности разговорно-бытового стиля 48. Жанры публицистической речи. Публичное выступление: оратор и его аудитория 49. Доказательность публичной речи. Виды аргументов 50. Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Докоммуникативный этап 51. Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Коммуникативный этап 52. Этапы подготовки и проведения публичного выступления. Посткоммуникативный этап 53. Спор: основные типы вопросов и ответы на них. Этика при ведении спора 54. Спор: основные формально-логические законы, виды доказательств, логические ошибки
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тема: «Коммуникативные качества речи» Автор: канд. филол. наук С.И.Дружинина
1. Правильность речи – это: а) соответствие речи мыслям говорящего или пишущего; б) соблюдение действующих норм русского языка; в) такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
2. Точность речи – это: а) соблюдение действующих норм русского языка; б) максимально возможное насыщение речи разными не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения нужной информации; в) соответствие речи мыслям говорящего или пишущего.
3. Логичность речи – это: а) максимально возможное насыщение речи разными не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения нужной информации; б) выражение в смысловых связях отношений между частями и компонентами мысли (между частями высказывания и самостоятельными высказываниями); в) соблюдение действующих норм русского языка.
4. Чистота речи – это: а) отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов и элементов языка, отвергаемых нормами нравственности; б) максимально возможное насыщение речи разными не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения нужной информации; в) такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения.
5. Уместность речи – это: а) отсутствие в речи чуждых литературному языку элементов и элементов языка, отвергаемых нормами нравственности; б) соответствие речи мыслям говорящего или пишущего; в) такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения.
6. Выразительность речи – это: а) соответствие речи мыслям говорящего или пишущего; б) максимально возможное насыщение речи разными не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения нужной информации; в) такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
7. Богатство речи – это: а) соответствие речи мыслям говорящего или пишущего; б) соблюдение действующих норм русского языка; в) максимально возможное насыщение речи разными не повторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения нужной информации.
Какое слово является однозначным? 8. а) дом; б) бинт; в) хвост 9. а) существительное; б) герой; в) нуль 10. а) чемодан; б) роман; в) единица 11. а) техника; б) крылья; в) троллейбус 12. а) тихий; б) близкий; в) ненавистный 13. а) сверить; б) идти; в) взять 14. а) тяжелый; б) кареглазый; в) мелкий 15. а) провести; б) распускаться; в) разлюбить 16. а) надувать; б) сбрить; в) тронуться
Какое слово является многозначным? 17. а) любознательный; б) подарочный; в) свежий 18. а) местоимение; б) слово; в) сказуемое 19. а) перо; б) протон; в) сварщик 20. а) служебный; б) осанистый; в) громкий 21. а) недалекий; б) добросовестный; в) кардинальный
22. Омонимы – это: а) слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению; б) слова, одинаковые или близкие по лексическому значению, но разные по звучанию; в) слова, противоположные по лексическому значению и разные по звучанию.
23. Синонимы – это: а) слова, противоположные по лексическому значению и разные по звучанию; б) слова, одинаковые или близкие по звучанию, но разные по лексическому значению; в) слова, одинаковые или близкие по лексическому значению, но разные по звучанию.
24. Антонимы – это: а) слова, одинаковые или близкие по лексическому значению, но разные по звучанию; б) слова, противоположные по лексическому значению и разные по звучанию; в) слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.
25. Паронимы – это: а) слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению; б) слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства; в) устойчивые сочетания слов, которые характеризуются воспроизводимостью, эмоциональностью, образностью.
26. Термины – это: а) слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства; б) слова, одинаковые или близкие по звучанию, но разные по лексическому значению; в) устойчивые сочетания слов, которые характеризуются воспроизводимостью, эмоциональностью, образностью.
27. Фразеологизмы – это: а) слова, одинаковые или близкие по лексическому значению, но разные по звучанию; б) устойчивые сочетания слов, которые характеризуются воспроизводимостью, эмоциональностью, образностью; в) слова, противоположные по лексическому значению и разные по звучанию.
К каким системным группировкам русского языка относятся подчеркнутые слова? 28. Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей. а) к синонимам; б) к омонимам; в) к антонимам.
29. Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей. а) к антонимам; б) к синонимам; в) к омонимам.
30. Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков). а) к омонимам; б) к синонимам; в) к антонимам.
31. Серая ворона Черного ворона Утром ругала, Присев на сучок (Я.Козловский) а) к антонимам; б) к синонимам; в) к омонимам.
32. Каков ни есть, а хочет есть. а) к омонимам; б) к синонимам; в) к антонимам.
33. На мирной ниве и на поле брани умей командовать без брани (Я.Козловский). а) к синонимам; б) к омонимам; в) к антонимам.
34. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А.Грибоедов). а) к омонимам; б) к синонимам; в) к паронимам.
35. Вспомнил ли он [Сабуров] об Ане в эти дни? Нет, не вспомнил – он помнил о ней, и боль не проходила (К.Симонов). а) к паронимам; б) к синонимам; в) к антонимам.
36. Из дверей сарая, стоявшего в конце двора, вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха (М.Шолохов). а) к омонимам; б) к синонимам; в) к паронимам.
37. Я слушал его и радовался, видя, как он убежденно и убедительно излагает свои мысли (Из газет). а) к синонимам; б) к паронимам; в) к антонимам.
38. У нее были не глаза, а очи (А.Фадеев). а) к омонимам; б) к синонимам; в) к паронимам.
39. Конторщик напрягся и изобразил черт знает что: и умиление, и восторг, и восхищение, и немое обожание. И все это по поводу счастливой встречи с представителем власти (И.Ильф и Е.Петров). а) к синонимам; б) к омонимам; в) к паронимам.
40. Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть не смел признаться в этом (И.Тургенев). а) к паронимам; б) к синонимам; в) к омонимам.
41. Он не шел, а влачился, не поднимая ног от земли (А.Куприн). а) к омонимам; б) к синонимам; в) к паронимам.
42. Он знал в детстве не нужду, но бедность (И.Эренбург). а) к синонимам; б) к омонимам; в) к паронимам.
43. Ты богат, я очень беден, ты прозаик, я поэт (А.Пушкин). а) к антонимам; б) к синонимам; в) к паронимам.
44. Мне грустно потому, что весело тебе (М.Лермонтов). а) к омонимам; б) к антонимам; в) к синонимам.
45. Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок (С.Есенин). а) к омонимам; б) к синонимам; в) к антонимам.
46. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь горит в крови (М.Лермонтов) а) к антонимам; б) к синонимам; в) к омонимам.
47. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь горит в крови (М.Лермонтов) а) к омонимам; б) к антонимам; в) к паронимам.
48. Ученье – свет, а неученье – тьма (Посл.) а) к синонимам; б) к омонимам; в) к антонимам.
49. Мягко стелет, да жестко спать (Посл.) а) к антонимам. б) к синонимам; в) к паронимам.
50. Мал телом, да велик делом (Посл.) а) к омонимам; б) к антонимам; в) к синонимам.
Укажите предложение с речевой ошибкой, возникшей в результате неточного выбора одного из паронимов. 51. а) Реальные люди силой писательского таланта превращаются в художественные прообразы. б) Учеба у Сергея улучшается все хуже и хуже. в) Писатель не видел перед собой четкого будущего, поэтому он доводит своих героев либо до смерти, либо до семейной жизни.
52. а) Мы долго искали ключ, но найти не могли. б) На собрании станичников царствовала разноголосица. в) Мы знаем, что еще живы предки Тургенева.
53. а) Вот уже вторую встречу команда проводит без голов. б) Этот тополь потому и называется пирамидальным, что растет строго горизонтально. в) Ученик, школьник, студент должен стать соучастником образования и воспитания.
54. а) В ночлежке Костылева на нартах ютятся ее обитатели. б) Борис в силу своей слабости не смог защитить любимую женщину. в) Самолеты значительно укоротили путь от Москвы до Магадана.
Укажите предложение с речевой ошибкой, возникшей в результате неточного выбора одного из синонимов. 55. а) Он знал всю его подноготную жизнь. б) Многие животные в пустыне бросаются в спячку. в) Наташа закричала, онемев от страха.
56. а) Павлу удалось повлечь за собой единомышленников. б) Ученый-исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки. в) Назначение председателя всем показалось удачным.
57. а) Чичиков отличался приятной внешностью, но неприятной внутренностью. б) Мы провели в нашем районе форум доярок. в) Обмороженные стекла окошек едва рассеивают тусклый свет мартовского утра.
58. а) Характеристика Петрова точно соответствовала действительности. б) У нового агрегата дежурит один из строителей его, аспирант Е.В.Иванов. в) Плюшкин – это живой образ представителя «мертвых душ».
59. а) Газеты сообщили об отъезде гостя из Индии. б) Старуха Изергиль была молода и красива. в) Труженики нашего цеха успешно осваивают новую технику.
Укажите предложение с ошибкой, возникшей при употреблении антонимов 60. а) Жидкость в стенках капилляра опускается на высоту, определяемую данной формулой. б) Моторалли – вид спорта, пользующийся большим авторитетом у молодежи. в) Через час после поступления дела ко мне позвонил Иванов.
61. а) Елизавета Юрьевна хорошо обладала собой. б) Сидоров исключен из-за отсутствия наличия признаков трудолюбия. в) Все у них шито-крыто белыми нитками, так что комар носа не просунет.
62. а) Вслед за черешней подоспели ранние сорта яблок. б) Он не из робкой десятки. в) Фронтальный опрос очень хорошо показал плохие результаты.
63. а) При наличии отсутствия знаний по предмету мы не можем выправить положение с успеваемостью. б) После ухода мастера в цех принесли пакет. в) На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на первом этаже».
64. а) Имя этого города в 50-е годы все время появлялось в газетах. б) Наше командование сумело сыскать расположение старейшин аула. в) Он родился в бедной, но довольно-таки зажиточной семье.
65. Укажите предложение с речевой ошибкой, связанной с двусмысленностью, которая возникла при употреблении многозначного слова. а) Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. б) Все понимают, что для людей необходимы и нужны деньги. в) Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому.
66. Укажите предложение с речевой ошибкой, связанной с двусмысленностью, которая возникла при употреблении одного из омонимов. а) В действиях руководствуйтесь разумом, а не чувствами и тем более эмоциями. б) Способные студенты переводятся. в) Факторы доказывают, что наше производство неуклонно растет.
Укажите предложение с речевой ошибкой, связанной с неточным употреблением фразеологизма. 67. а) Не мудрствуя долго, приведу цитату из книги. б) В моей жизни это было самым памятливым событием. в) Лекции по истории русского искусства всегда сопровождаются демонстрацией диапозитивов.
68. а) В составе команд немало именитых спортсменов, не раз добивавшихся отменных результатов на соревнованиях. б) Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение. в) Этот молодой депутат сумел сыскать доверие у жителей нашего города.
69. а) В конце соревнования авторитарному жюри предстоит назвать победителя. б) Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку. в) Тогда механизации было очень мало.
70. а) Десятки заявлений, просьб, адресованные в контору водоканала, остаются гласом, вопиющим в пустыне. б) Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. в) Этот агрегат позволяет внушительно снизить температуру соединения материалов.
71. а) Его деятельность по распространению билетов была отмечена. б) Параллельно с заделкой семян нужно завершить к 20 июля и окучивание картофеля. в) Ставлю вас в известность, что в студенческой группе имеют место серьезные упущения, на которые куратор и староста группы смотрят с закрытыми глазами.
Укажите предложение, в котором используется метафора. 72. а) Вдали слышался говор волн. б) Пейте, дети, молоко, будете здоровы! в) Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат (С.Орлов).
73. а) Я три тарелки съел (И.Крылов); б) Смотри: заря пылает! в) Янтарь в устах его дымился (А.Пушкин).
Укажите предложение, в котором используется метонимия. 74. а) Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (И.Крылов). б) Страшнее кошки зверя нет (И.Крылов). в) Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы (В.Брюсов).
75. а) Неудержимо, неповторимо все пролетело далече и мимо… (С.Есенин). б) Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино – печаль минувших дней В моей душе чем старее, тем сильней (А.Пушкин). в) Из рук моих ветхий Данте выпадает (А.Пушкин).
76. а) Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол (С.Есенин). б) Звезд этих в небе – как рыбы в прудах… (В.Высоцкий). в) Вся конференция аплодировала докладчику.
Укажите предложение, в котором используется олицетворение. 77. а) Ниже тоненькой былиночки надо головы клонить… (Н.Некрасов). б) И сердце готово к вершине бежать из груди (В.Высоцкий). в) И слышно было до рассвета, как ликовал француз (М.Лермонтов).
78. а) Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть, в них знак моей читая воли (А.Пушкин). б) Пуще всего береги копейку (Н.Гоголь). в) Великий человек на малые дела (В.Даль).
79. а) Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет (Посл.). б) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду (А.Чехов). в) Ну что ж, садись, светило! (В.Маяковский).
80. а) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел… (В.Короленко). б) Шампанское пили из хрусталя. в) Цветы! любовь! деревня! праздность! Поля! Я предан вам душой (А.Пушкин)
81. а) Недруг поддакивает, а друг спорит (Посл.). б) Маленький лес просил подаяния снега у жадных иль нищих небес (Б.Ахмадулина). в) Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Лермонтов).
82. Укажите предложение, в котором используется гипербола. а) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня (М.Лермонтов). б) Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром (С.Есенин). в) Весь мир на ладони…(В.Высоцкий).
Укажите предложение, в котором используется сравнение. 83. а) Мне этот бой не забыть нипочем, смертью пропитан воздух. А с небосвода бесшумным дождем падали звезды (В Высоцкий). б) Отколе, умная, бредешь ты, голова? (И.Крылов). в) Погода была ужасная: ветер выл, снег падал хлопьями (А.Пушкин).
84. а) Фабрика отмечала праздник текстильщиков. б) Статные осины высоко лепечут над вами (И.Тургенев). в) Все пройдет, как с целых яблонь дым (С.Есенин).
85. а) В лесу ночной порой и дикий зверь, и лютый человек, и леший бродит (А.Пушкин). б) То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То мое сердечко стонет, Как осенний лист, дрожит (Русская нар. песня). в) Берет (в значении «человек») прошел вперед и встал у окна.
86. а) Ростов в сентябре 1999 года праздновал свое 250-летие. б) Он прекрасен, он весь как божия гроза (А.Пушкин). в) Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый… (М.Лермонтов).
87. а) Плохой друг подобен тени: только его и видишь в светлый день (Народная мудрость). б) Вся Москва вышла на улицы. в) Гибли молодость, сила, здоровье (И.Никитин).
Укажите предложение, в котором используются эпитеты. 88. а) К нему [анчару] и птица не летит, и зверь нейдет… (А.Пушкин). б) Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня (А.Блок). в) Пришел, увидел, победил (Ю.Цезарь).
89. а) Где стол был яств, там гроб стоит (Г.Державин). б) Город пышный, город бедный. Дух неволи, стройный вид (А.Пушкин). в) Швед, русский колет, рубит, режет (А.Пушкин).
90. а) Лето припасает – зима поедает (Посл.). б) Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги (В.Жуковский). в) В толпе могучих сыновей, С друзьями, в гриднице высокой Владимир-Солнце пировал… (А.Пушкин).
91. а) Правда правдой остается, а молва себе молвой (А.Твардовский). б) Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит…(И.Тургенев). в) На девушке было синее платье.
Укажите предложение, в котором используется антитеза. 92. а) Первым лодку заметил Сергей. б) Мужественный пеняет на себя, малодушный – на товарища (Посл.). в) А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (Н.Островский).
93. а) Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами (А.Фет). б) Три дома на вечер зовут (А.Пушкин). в) На голове густо, да в голове пусто (Посл.).
94. а) Мой верный друг! мой враг коварный! мой царь! мой раб! родной язык! (В.Брюсов). б) Спит черемуха в белой накидке (С.Есенин). в) Дымом половодье зализало ил (С.Есенин).
95. а) Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже (С.Есенин). б) Труд всегда дает, а лень только берет (Посл.). в) Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум! (Н.Некрасов).
96. а) Язык длинный, мысли короткие (Посл.). б) Вяжут кружево над лесом в желтой пене облака (С.Есенин). в) На темно-голубом эфире златая плавала луна… (Г.Державин).
97. а) По холмам, по лесам, над долиной птицы севера вьются, кричат… (Н.Некрасов). б) Я музыка горя, ты музыка лада! Ты музыка счастья, я нота разлада (А.Вознесенский). в) В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка (С.Есенин).
Укажите предложение, в котором используется инверсия. 98. а) Несколько пуль провизжало над моей головой (М.Лермонтов). б) Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила (А.Пушкин). в) Мальчик читает интересную книгу.
99. а) С горы бежит поток проворный (Ф.Тютчев). б) Несколько солдат выскочили вперед (М.Горький). в) Кленовый лист напоминает янтарь.
100. а) Мужчина нахмурил брови. б) А в университет я не пойду! в) Я родился у Казбека, Вскормлен грудью облаков… (М.Лермонтов).
Тема: «Языковые нормы» Автор: канд. филол. наук Н.Г.Михальчук
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 77; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |